Агропромышленный комплекс РБ как объект государственного регулирования: особенности, состояние и проблемы развития. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агропромышленный комплекс РБ как объект государственного регулирования: особенности, состояние и проблемы развития. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса на современном этапе.



Агропромышленный комплекс (АПК) - это важнейший межотраслевой комплекс сферы материального производства, сформированный на базе агропромышленной интеграции. Объединяет три сферы. Первая сфера охватывает отрасли промышленности, поставляющие с/х средства производства и обеспечивающие производственно-техническое обслуживание комплекса; вторая - состоит из сельского и лесного хозяйства; третья - обеспечивает заготовку, хранение, переработку, транспортировку и реализацию с/х продукции.

В состав АПК входят подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, мясной, молочный и другие, сформированные на основе технологических взаимосвязей по производству конечной продукции.

Главная цель АПК - удовлетворение потребностей населения и отраслей народного хозяйства в продуктах питания и сельхозсырье и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Цель государственного регулирования АПК (ГР АПК) – обеспечение устойчивого развития и эффективного функц-ния отраслей и сфер, стабильности аграрного рынка, безопасности страны.

Особенности. В АПК экон. процесс воспроизводства переплетается с естественным;

Сезонность проявляется в неравномерном (в течение года) использовании ресурсов, реализации продукции и поступлении денег;

Земля – постоянный фиксированный в пространстве ресурс. Государство охраняет земельные ресурсы, принимает меры, препятствующие выходу с/х угодий для использования в др. целях, кроме производства сельхозпродукции;

Средства производства также специфичны. Большинство из них не может быть использовано для других с/х работ (например, свеклоуборочный комбайн для уборки зерновых культур);

Важной особенностью АПК ценовая неэластичность спроса на продукцию АПК. Спрос на продукты питания мало реагирует на повышение цен также, как и на их снижение.

Характеристики: Площадь сельскохозяйственных земель – 8,6 млн га (40 % территории страны). Уд. вес сельского населения – более 22 %. Уд. вес продукции c\х в ВВП – 7,0-8,0%. Основные виды товарной продукции – молоко, мясо скота и птицы, зерно, картофель, сахарная свекла и льносырье.

В мировом рейтинге: 3-е место в экспорте льноволокна. 7-е место в экспорте молокопродуктов. В 20-ке стран-лидеров по экспорту сахара, масла рапсового, говядины. 44-е место из 109 стран в рейтинге Global Food Security Index 2015.

РЕЗУЛЬТАТЫ 2014 г.: ВДС сельского хозяйства – 59,9 трлн руб. Положительное сальдо внешнеторгового баланса – 775,4 млн $. Рентабельность продаж – 5,9 %.

Основные экспортные продовольственные позиции Беларуси: Сыр, СОМ, Мясо КРС, Масло сливочное, Сахар рафинированный, Сухое цельное молоко, Молоко цельное пастеризованное, Колбасные изделия из свинины, Коровье молоко, цельное свежее, Молоко сгущенное.

Проблемы развития:Развитие сельхозсектора Беларуси в последние годы сопровождается экономическими проблемами и противоречиями. Основные из них - сверхнормативная себестоимость сельхозпроизводства, долги перед кредитующими организациями и государством, неустойчивый уровень прибыли от собственной хозяйственной деятельности, проблемы с реализацией продукции. Как следствие, все явственнее ощущается необходимость поиска организационно-управленческого и экономического механизмов устойчивого развития АПК.

Аграрная политика на современном этап: Согласно Программе деятельности Правительства на 2016-20120 гг. коммерческая деятельность в АПК будет направлена на получение прибыли на основе эффективного производства и реализации продукции, расширенного воспроизводства на принципах окупаемости и самофинансирования с учетом рациональных мер господдержки.

Для реализации поставленных целей будут реализованы системные меры по оздоровлению финансово-экономического механизма АПК, сокращению убыточности, снижению финансовых обязательств АПК перед банками, а также по управляемой ликвидации экономически бесперспективных организаций. Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

финансового оздоровления неплатежеспособных сельхозорганизаций путем проведения процедур досудебного оздоровления и экономической несостоятельности (банкротства);

совершенствования господдержки в 2016-2017 годах путем снижения директивного льготного кредитования и перехода к более совершенным и эффективным механизмам поддержки;

проведения технического и технологического переоснащения АПК, внедрения элементов технологий информационно-управляемого (точного) земледелия;

создания и развития крупных продуктовых компаний, объединяющих экономические интересы участников основных экспортоориент-х отраслей (молочная, мясная, льняная, хлебопродуктовая);

расширения малого предпринимательства, поддержки крестьянских фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, возрождения и развития кооперации;

развития производства и обращения органической продукции на основе создания нормативной базы и разработки технических НПА;

внедрения в производство инноваций, новейших технологий, отечественных научных разработок и достижений с обеспечением кадровой подготовки и переподготовки специалистов отрасли;

обеспечения инвестиционной привлекательности организаций АПК.

Важнейшим инструментом для достижения поставленных целей станет реализация Госпрограммы развития аграрного бизнеса в РБ на 2016 – 2020 годы. Главным критерием эффективности управления в отрасли будет положительная динамика финансово-эконом-х показателей с одновременным ростом производ-ти труда. Госпрограмма включает в себя 11 подпрограмм: 1 «Развитие растениев-ва, переработки и реализации продукции раст-ва», 2 «Развитие селекции и семеноводства»; 3 «Развитие жив-ва, переработки и реализации продукции жив-ва»; 4 «Развитие племенного дела в жив-ве»;
5 «Развитие рыбохоз-й деят-ти»; 6 «Техн-е переоснащение и информат-я АПК; 7 «Инженерные противопаводковые меропр-я»; 8 «Сохранение и использование мелиорированных земель»;
9 «Структурные преобразования в АПК»; 10 «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования»;
11 «Создание и развитие производств по переработке местных видов сырья и вторичных продуктов пищевой промышленности». Целями Госпрограммы являются повышение эффективности сельхозпроизв-ва и сбыта сельхозпродукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентосп-ти, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельхозпродукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества..

НСУР 2030. Стратегической целью развития с/х на период до 2030 г. является формирование конкуренто-способного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохоз продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения при сохранении плодородия почв.

Главными критериями развития сельского хозяйства должны стать:

– эффективность и безубыточность сельского хозяйства;

– наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

– техническая и технологическая модернизация;

– стимулирование инвестиций в новые виды сельскохозяйственной деятельности;

– повышение качества сельскоз продукции, внедрение системы менеджмента качества;

– сертификация сельскохоз производств и продукции в международных схемах;

– развитие различных форм аграрной интеграции, как важного фактора роста доходности сельскоз товаропроизводителей и обеспечения их доступа на агропродовольственный рынок;

– снижение пестицидной нагрузки с 2,9 кг в 2013 г. до 2,5 кг на один гектар пашни в 2030 году.

Основная цель на первом этапе (2016-2020 г.) – обеспечение устойчивого развития и достижение безубыточности сельскохозяйственного производства на основе повышения его научно-технического потенциала, внедрения безотходных и экологически безопасных технологий со щадящим режимом потребления ресурсов.

Важное направление аграрной политики – последовательные системные преобразования в организационно-управленческой структуре АПК на основе создания продуктовых подкомплексов, в том числе крупных интегрированных продуктовых компаний и корпораций, развития малых и средних частных форм хозяйствования, создания сервисных центров и консалтинговых компаний по обслуживанию сельского хозяйства. Необходима поддержка деятельности фермерских хозяйств, как в сфере производства сельскохозяйственной продукции, так и ее переработки и реализации. Предстоит разработать действенные стимулы для развития личных подсобных хозяйств населения, включая меры по содействию поставок излишков производимой ими продукции на рынок.

На втором этапе (2021–2030 г.) стратегия развития должна быть нацелена на создание прибыльного агробизнеса, основанного на самоокупаемости и самофинансировании, повышение конкурентоспособности национальной продовольственной системы, достижение уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, сопоставимых с аналогичными показателями в европейских странах.

Особое внимание необходимо уделить формированию нового менталитета сельских товаропроизводителей, ориентированных на зарабатываемость средств, бизнес и предпринимательство.

Посредством коммерческого хозяйственного расчета заработная плата трудового коллектива должна получить четкую привязку к экономическим результатам труда. Работники получат право использовать дивиденды на цели развития хозяйства, тем самым будет реализован механизм формирования собственника в сельскохозяйственном производстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.008 с.)