Цели государственного регулирования экономики, их взаимообусловленность. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016–2020 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели государственного регулирования экономики, их взаимообусловленность. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016–2020



Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деят-ть госуд-ва в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Целевая функция (одна из важнейших функций ГРЭ) – предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение срока реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени причастности и по времени реализации.

Формирование целевой функции - сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов экономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой - с государственной властью. Это также вносит определенные сложности в процесс формирования целевой функции. Объективно цели государственного регулирования экономики должны рождаться «внизу», исходить из потребностей и интересов людей. При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей. Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. При формировании «дерева целей» выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральной целью госрегулирования экономики являются эконом-я и соц-я стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генер-й цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Цели госрегулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных программах в различных странах формируются в виде многоугольников: - треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен); - четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие); - пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость); - шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды). Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими. Стратегической долгосрочной целью СЭР РБ является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики.Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики РБ, что отражено в прогнозных и программных документах страны.

Главные цели деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 гг. – системное повышение конкурентоспособности экономики, снижение ее зависимости от внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста и повышение уровня жизни населения страны.

Для достижения этих целей необходимы переход на инновационный путь развития, всеобъемлющая трансформация экономики, сопровождаемая усилением адресной защиты уязвимых категорий граждан, при непременном соблюдении 3 базовых условий экономич-й политики: 1) обеспечение макроэкономич-й сбалансированности, последовательное снижение инфляции до однозначных значений в 2017 г., не более 5 %− в 2020 г.; 2) наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня – не ниже трех месяцев импорта к 2020 г.; 3) бездолговое финансирование платежного баланса страны – и недопущение дефицита текущего счета платежного баланса больше 3% ВВП.

Системными задачами деятельности Правительства в 2016 – 2020 гг. являются: оптимизация структуры управления и снижение затрат в энергетической системе и ЖКХ, ликвидация перекрестного и бюджетного субсидирования этих отраслей в увязке с повышением адресной соц-й поддержки населения; восстановление конкурентосп-ти промышл-го комплекса, реализация новой инновац-й стратегии развития с учетом принципов ”зеленой“ экономики; создание новых раб-х мест, развитие малого и среднего бизнеса, сферы услуг в увязке со стратегией рацион-го импортозамещения; повышение эффективности АПК; инвестиции в человеческий капитал, таргетирование социальной поддержки.

3 (112) Прохождение государственной службы в Республике Беларусь.

Процесс прохождения госслужбы осуществляется в соответствии с определенными правовыми нормами и реализуется посредством определения кадровых технологий.

Закон «О госслужбе в РБ» (2003 г.) – основа организации и деятельности госслужбы в Республике. Глава 4 регламентирует порядок прохождения госслужбы (Ст. 34. Присяга госслужащего, Ст. 35. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка и самообраз-е госслужащих, Ст. 36. Аттестация госслужащих, Ст. 37. Служебная командировка, Ст. 38. Служебная командировка за границу, Ст. 39. Перевод госслужащего на другую должность или в другую местность).

В настоящее время встречаются различные подходы к толкованию прохождения госслужбы. Выделяются следующие ее аспекты:

· общественный - отражает социальный смысл и назначение прохождения госслужбы, как реализации функций государства и конституционных установлений по защите прав и свобод граждан.

· организационный - характеризует начало организации прохождения госслужбы. Правовой аспект имеет своим содержанием правовое обеспечение прохождения госслужбы. Личностный аспект выражается в возможностях реализации служащими своих способностей.

· технологический - это набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение госслужбы.

В более узком смысле прохождение госслужбы рассматривается как процесс реализации служащими нормативно-правовых требований, в соответствии с которыми осуществляются их права и организуется служебная деятельность.

Принципы, положенные в основу прохождения госслужбы, являются частью общих принципов кадровой политики, реализуемой в госорганах.

Условно можно выделить три группы принципов, касающихся:

· отбора лиц на государственную службу;

· собственно прохождение государственной службы;

· прекращения государственной службы.

Эффективность прохождения госслужбы обеспечивается соблюдением следующих принципов:

· открытости системы государственной службы;

· правовой регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих;

· ясность и процедуры принятия госорганами решений, затрагивающих законные права и интересы граждан;

· дебюрократизации отношений между госслужащими и гражданами;

· подконтрольности системы государственной службы государству и обществу;

· замещения должностей государственной службы наиболее способными, квалифицированными, добросовестными кадрами;

· объективного информирования граждан о деятельности государственных органов;

· беспристрастности государственных служащих при исполнении служебных обязанностей.

Кадровые технологии должны учитывать этапы прохождения государственной службы, каждому из которых соответствует опыт служебной деятельности и достигнутый уровень квалификации.

Адаптационный этап соответствует периоду освоения должности впервые принятым на государственную службу или новой должности при должностном перемещении. Это требует от руководителей структурных подразделений госоргана поддержки новичка в профессиональном становлении.

Этап высокопрофессионального исполнения государственной должности требует от руководства госоргана применения различных форм стимулирования служебной деятельности, своевременности должностного продвижения, создания условий для повышения квалификации или переподготовке.

Инновационный этап прохождения государственной службы характерен для тех работников, которые в силу личностных качеств проявляют особый интерес к решению нестандартных служебных задач, к поиску и внедрению новшеств. Такие работники нуждаются во всяческой поддержке.

Этап завершения прохождения государственной службы. Учитывается возможность максимального использования накопленного опыта и знаний работника в качестве консультанта, советника, наставника более молодых коллег в интересах общего дела. Практикуется также перевод работников старших возрастных групп на должности с меньшим объемом полномочий, сохраняя или увеличивая денежное содержание, что дает возможность человеку подготовится к переходу на пенсию.

В Республике Беларусь занятие должностей в госаппарате осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательными актами путем назначения, утверждения или избрания.

№19 Экзаменационный билет № 19

1 (25) Понятие, содержание и характеристика административно-управленческого процесса.

Процесс (с лат. processus - «продвижение, прохождение») - термин, который употребляется в узком, юридическом смысле, и широком, общепонятном. В юридич-м значении процесс - это порядок рассмотрения дел в администрат-х органах (администрат-й процесс, администрат-е дело) или в суде (судебный процесс, судебное дело). Как общеупотребительное слово, процесс - это последоват-я смена состояний, тесная связь закономерно следуемых др. за др. стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве кот-го может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.).

Цель такого воздействия - обеспечить целостность объекта, его нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданных параметров.

Исходя из этого, процесс управления - это деятельность объединенных в определенную стр-ру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

Т.о., под процессом управления в широком смысле понимается процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Воздействие - это влияние одного объекта на другой, вызывающее в последнем изменение его свойств или состояния. Но не всякое воздействие является управляющим. Управляющим называется воздействие на объект, которое предназначено для достижения определенной цели управления.

Процесс управления характеризует динамику управления и носит циклический, относительно замкнутый характер. Он начинается с постановки целей и задач и заканчивается их выполнением, достижением определенной цели (желаемого результата). После достижения результата весь управленческий цикл повторяется.

Управленческий процесс можно рассматривать как последовательность реализации управленческих функций и как последовательность принятия и реализации управленческих решений.

В любом случае управленческий процесс включает в себя несколько этапов.

Т.о., управленческий процесс, отражая динамическую, действенную практическую сущность управления, представляет собой совокупность последовательных действий, процедур, регулирующих поведение объекта управления. В результате осуществления этих действий формируются управленческие отношения, достигаются цели, реализуются функции, принципы и методы управления, обеспечивается их эффективность.

Формат применения госуд-х управленческих воздействий предполагает, что усилия госуд-ва связаны, прежде всего, с решением наиболее общих задач, а именно: а) с поддержанием сложившегося в обществе социально-политического порядка, способа правления, сохранения стабильности и упорядоченности базовых общественных отношений; б) целенаправленным регулированием различных областей, сфер, отношений, процессов и явлений в соответствии с интересами общества и правящего слоя; в) созданием предпосылок для будущего развития соц-х объектов.

Процесс госуправления - это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деят-ть людей. Он представляет собой разновидность соц-го управления, особого рода социальную деят-ть, осуществляемую на профессиональных началах органами госуправления и должностными лицами.

Свой специфический вклад в управленческий процесс вносит и административный уровень, на котором госуд-во предстает в качестве совокупности определенным образом иерархиизированных организаций, подчиняющих свою деятельность сформулированным выше целям. При этом они руководствуются, прежде всего, служебными инструкциями, деловыми технологиями, системой професс-х знаний и внутренними кодексами. Здесь уже госуд-во относится к своим гражданам как к клиентам, потребляющим определенные товары и услуги конкретных госорганизаций и учреждений.

 

Так называемая «административная фаза» характеризует внутри- и межорганизационные особенности взаимоотношений исполнительных и законодательных структур, вовлеченных в процесс подготовки конкретного решения, внутриведомственные процессы подготовки, обсуждения и согласования проектов, характер прохождения документов по различным этапам управления и иные аспекты управленческих отношений подобного типа.

Административно-управленческий процесс, осуществляемый органом госвласти (обычно исполнительной), как правило, имеет организационный и обеспечительный характер в отношении исполнения функций органа либо функций иных органов власти.

Т.о., можно сказать, что административно-управленческий процесс - это упорядоченное множество действий (работ, операций, взаимодействий) госоргана, которые выполняются для достижения заданной цели, задачи, программы, оказания услуги или их части для получения желаемого конечного результата (результата, установленного стандартом). Административно-управленческие процессы оканчиваются госуслугами и являются основными объектами регламентации.

По уровню реализации и масштабам административных процессов следует различать:

• общеадминистративный процесс: обеспечение госслужбой достижения целей и функций государства в соответствии с законом по ведению и разрешению конкретных дел (назовем его государственно-административным по отношению к местными административным процессам);

• специально-административный процесс: ведение и разрешение Дел компетенции соответствующего государственного органа уполномо­ченными должностными лицами;

• местный административный процесс;

• индивидуально-административный процесс: порядок (про­цедуры) действий по исполнению должностных обязанностей.

По предметному содержанию администрат-й процесс в правовой науке подразделяют на 3 вида:

административно-юстиционный; административно-юрисдикционный; административно-управленческий.

В государственно-управленческом процессе важна роль управленческих процедур, которая заключается в том, что они:

• создают устойчивость и четкий порядок управленческой деят-ти при условии их рациональности и точного соблюдения на практике;

• предполагают совершение органом управления таких действий и включение в процесс таких его участников, которые действительно необходимы и достаточны для правильного и законного разрешения дел;

• могут способствовать научной обоснованности управленческих решений, предусматривая участие научных учреждений в разработке проектов решений, применение ведомственной и вневедомственной экспертизы;

• создают условия для реальной демократизации управления, предусматривая участие в управленческом процессе граждан, различных институтов гражданского общества. Возможная коллизия мнений тоже требует процедур их разрешения;

• обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей граждан. Ибо отсутствие процедур создает неопределенность относительно того, что должен предпринять орган управления, а также сам гражданин для реализации своего субъективного права;

• устраняют проявление бюрократизма при разрешении экономических, социальных, культурных, бытовых нужд граждан, предприятий, ибо устанавливают единый порядок решения какого- либо индивидуального дела, оформления документов, причем запреща­ющего требовать от граждан справок и иных документов, содержащих сведения, которые вообще не нужны для решения дела или могут быть удостоверены путем предъявления паспорта, трудовой книжки, военного билета или иного документа, удостоверяющего личность.

 
 

 


2 (44) Государственный сектор экономики: понятие, характеристика, роль в государственном регулировании национальной экономики.

Госсектор - это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих госорганам, полностью контролируемая государством.

Как правило, ГС охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала.

Через ГС осуществляется деятельность государства по оздоровлению отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора).

Наличие действенного госсектора позволяет решить следующие задачи:

- усилить контроль со стороны государства над важнейшими процессами;

- повысить общее антикризисное воздействие; - регулировать потоки инвестиций;

- противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.027 с.)