ТОП 10:

Характеристика БАЗОВЫХ МАШИН (БМП, БТР)



 

 

1. Боевые и технические характеристики. Общая компоновка базовых машин. Назначение основных узлов и систем.

Назначение БМП, БТР

БМП - бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает маневренность, огневую мощь и защищенность личного состава. Появилась в 60-х гг. Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и др. оборудованием.

БТР - боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых войск (мотопехоты) и их огневой поддержки в бою.

Данная боевая техника берет свое начало со средних веков, когда наступающее войско укрывалось от стрел противника под передвижными, примитивными укрытиями (в виде настила из бревен на колесах). Некоторое подобие боевых машин появилось в годы Первой мировой войны. Это знаменитый ленинский броневик.

В годы Второй мировой войны всеми воюющими армиями широко использовались автомобили на гусеничном ходу, оборудованные листами металла, а также бронетранспортеры. Такими БМП и БТР, какими мы их знаем, стали уже в послевоенное время:

-БМП-1 – год выпуска 1966 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13 т.

-БМП-2 – год выпуска 1977 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13,6 т.

-БМП-3 – год выпуска 1987 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 18,7 т.

Боевая машина пехоты (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Она повышает маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава.

Российская боевая машина пехоты БМП была одним из наиболее заметных нововведений в тактике пехоты во второй половине XX века. Она была первой боевой машиной пехоты, представлявшей очередной этап развития пехотной тактики и технологии. БМП вызвала важное изменение в тактике мотопехоты, обеспечив пехотное отделение беспрецедентной огневой мощью, мобильностью и защитой. Позже другие армии получили машины вроде немецкой «Мардер», американской М2 «Бредли» и английской «Уорриор». Начиная с 1966 г. было изготовлено более 55 тысяч подобных машин, что в количественном отношении делает их одной из наиболее важных боевых машин из всех когда-либо построенных.

Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров. Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрриер» и американский полугусеничный М3 были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания – матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.

С глубокой древности быстрейшая доставка войск к месту сражения являлась одним из основных условий победы над противником. Однако в течение многих веков войнам приходилось рассчитывать только на свои собственные ноги, либо в лучшем случае, на гужевые повозки. В начале XX в. на «тропу войны» выходит автомобиль. Но уже в 1930-е годы военных перестала удовлетворять простая перевозка войск, им нужно было, что бы пехота доставлялась непосредственно на поле боя. Армиям потребовалось транспортное средство высокой проходимости, имевшее бы хорошую маневренность на поле боя и способное, несмотря на огонь противника, с минимальными потерями доставлять вооруженную пехоту прямо к переднему краю. И такие машины появились – к концу 1930-х годов в мире начал складываться новый тип боевой техники – бронетранспортер (БТР). В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, с учетом новых тактических взглядов в соответствии с которыми бронетранспортеры должны поддерживать атакующие подразделения своим огнем, на БТР – 60ПБ было существенно усилено вооружение. Главным отличием БТР-60 ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5-мм (боекомплект 500 патронов) и ПКТ-7,62-мм (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание. Пулеметы смонтированы в жесткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели пулеметных лент, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Механизмы горизонтального наведения башни и вертикального наведения вооружения – ручные. Скорости наведения за один оборот маховика по горизонтали -21°, по вертикали - 4°. Вертикальный угол обстрела составил +35°/-5°.

В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитии БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.

Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего – противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков.

Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.

Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т. с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.

КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73-мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса – видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгусеничными нишами.

Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. Курганские конструкторы представили «объект 681» - вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот».

В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение в 1980 г. под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г.

На базе БМП-2 разработан ряд других машин, в том числе:

БМП-2Д – машина с дополнительным бронированием бортов корпуса и башни;

БМП-2К – машина управления с дополнительными средствами связи для обеспечения командования и взаимодействия между подразделениями и отдельными боевыми машинами;

БМП-2МПС – стандартный вариант БМП-2 приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10;

БРМ-2 – боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42.

 

1.1.2. Боевые и технические характеристики

Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.

Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов: общие данные; вооружение; броневая защита; подвижность; средства связи и специальное оборудование.

К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.

Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.

Экипаж. Экипаж и десант современных БМП и БТР состоит из 9–11 человек.

Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.

Длинасовременных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.

Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.

Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.

Вооружениесовременных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП,применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты.

Броневая защитабоевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.

Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.

Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.

Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона, тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60° увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).

Подвижностьбоевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.

Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.

1. Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.

2. Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторов: от максимальной скорости, дорожных условий, типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и др. Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.

Запас хода. Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.

Для увеличения запаса хода иногда на машинах могут применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.

Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем оно меньше, тем выше проходимость машины.

Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.

Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.

Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.

Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.

Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.

Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.

Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.

Подвижность машины обеспечивается силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.

Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно повышающим их боевые свойства.

К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.

В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.15.142 (0.007 с.)