Первая война в Священном Писании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая война в Священном Писании



По возвращении из Египта Авраам расстался с Лотом. Причиной то­му был многочисленный скот, принадлежащий обоим, но главное — ссо­ры между их пастухами. Авраам предложил своему племяннику Лоту выбрать ту часть земли Ханаанской, какую он хочет, и там поселиться. Лот выбрал всю окрестность Иорданскую, которая была как сад Госпо­день, как земля Египетская (Быт. 13, 9-11). Эта область включала в себя плодородную долину Иордана и местность вокруг Мертвого моря. Сейчас все это — наиболее жаркий район Палестины, где температура достигает от 40 до 50° С.

Те, кто отрицает достоверность Священного Писания, отстаивают точку зрения, что Лот не мог выбрать место, которое, как они утвержда­ют, тогда было необитаемым. Они спрашивают: почему он не выбрал привлекательную приморскую равнину, или другой район с холмами, покрытыми лесом, или центральную гористую часть Палестины? Свя­щенное Писание, говорят они, в данном случае неточно.

Но критикующие Библию совершенно не правы, так как археологи­ческие раскопки в Кирбет Керак, в Бефсане (позднее переименованном в Скифополь), в Иерихоне, в Телейлат-эль-Гассуле, в Баб-эд-Дра и в других местах доказали, что в 3-2 тыс. до Р.Х. в Иорданской долине и в области Мертвого моря, то есть в «окрестности Иорданской», как назы­вает эту местность Священное Писание, жило много людей.

Кроме того, профессор Нельсон Глюк, один из ведущих археологов, занимающихся библейскими вопросами, доказал своими исследования­ми, проведенными в 1930-1940 гг., что эта местность была густонасе­ленной: он лично обнаружил более 70 древних поселений, многие из ко­торых были основаны еще пять тысяч лет назад.2 Имея в виду свои находки, Глюк сказал следующие характерные слова: «Больше не надо продолжать "глупую болтовню" о якобы "пустой, незаселенной Иордан­ской равнине!"» — «Таким образом, — пишет археолог Фри, — археоло­гические раскопки доказали, что никто из тех, кто знает вышеизложен­ные факты, не может считать выдумкой то, что говорит Священное Писание о выборе Лотом окрестностей Иордана»3.

После того как Лот поселился в долине Иордана и поставил шат­ры в Содоме, произошла, как сооб­щает Ветхий Завет, война — пер­вая война, описанная боговидцем Моисеем. Четыре царя из Месопо­тамии объединились, вторглись в долину Иордана и сразились с пя­тью царями, которые жили рядом с Мертвым морем. В числе этих пяти правителей были цари Содо­ма и Гоморры. Эти пять правите­лей области Мертвого моря в тече­ние двенадцати лет были данника­ми царя Ходоллогомора, но на тринадцатый — восстали. И вот Ходоллогомор попросил помощи у трех других царей и пошел нака­зать восставших. Четыре правите­ля Месопотамии одержали побе­ду и, после того как разграбили вражеские города, предали их огню,.Возвращаясь в свои земли, они за­хватили с собой богатую добычу и взяли в качестве пленника Лота. Но Авраам с 318 рабами, которые родились в его доме, пустился в погоню за четырьмя царями, победил их у города Дан (на севере Палестины, не­подалеку от истока Иордана) и освободил своего племянника Лота. Все эти события описываются в 14-й главе богодухновенной книги Бытия.

Однако критики священного текста Ветхого Завета считают, что все, что описано в этой главе, антиисторично. Они говорят: имена четырех царей-завоевателей вымышленные. Во времена Авраама не могло быть таких дальних походов, как тот, который, предположительно, соверши­ли четверо союзников, чтобы выполнить свою военную операцию. Не существовало и такого удобного пути на восток Палестины, как тот, ко­торый упоминается в книге Бытия.

Но археологические исследования и в этом вопросе опровергают тех, кто отрицает историческую достоверность Ветхого Завета. Благо­даря своим открытиям археология предоставляет нам пять веских и неопровержимых доказательств, которые, вне всякого сомнения, подтверждают историческую точность и правдивость Библии и в данном случае.

 

1. Археолог Глюк во время своих раскопок (о которых говорилось выше) нашел свидетельства значительного сокращения численности населения в этой местности между XIX и XIII вв. до Р.Х. Профессор Глюк связывает это с разрушительной войной, о которой говорится в 14 главе книги Бытия1.

2. Надписи, найденные позднее, показали, что имена четырех прави­телей Месопотамии можно в некоторых случаях отождествить с имена­ми людей, которых мы уже знаем по данным раскопок, по крайней мере, они соответствуют именам вавилонян 2000-1700 гг. до Р.Х. и более позднего времени. Так, имя Ариох сходно с именем Арригиук, или Ар-ригук (см. архивы города Мари XVIII в. до Р. X.), или Ариукки (см. ар­хивы города Нузи XV в. до Р.Х.). Имя Фаргала, «царя народов», похоже на Тудхалия, хеттское имя, известное со времени XVIII в. до Р. X и позднее. Это имя имеют четыре или пять хеттских правителей XVIII-XIII вв. до Р.Х. (в городе Угарите мы встречаем его вариант — «Тадг-лам»). Имя царя Элама Ходоллогомор — типичное имя эламитов (насе­ление Элама) старовавилонского периода (2000-1700 гг. до Р.Х.) и позднее. Для имени Амарфал (царь Сеннаара) пока не найдено подтверждения, но многие отождествляют этого царя с Хаммурапи, шестым царем аморейской династии Вавилона, известного своим знаменитым ко­дексом законов. Но, хотя мы еще не можем идентифицировать этих четырех правителей, известно наверняка, что их владениями были Си­рия, Верхняя Месопотамия и Элам1 [1].

3. Профессор археологии Китчен пишет, что военные союзы между правителями (в данном случае четыре царя против пяти) были харак­терны для Месопотамии в 2000-1750 гг. до Р. X., но не раньше и не поз­же этого периода, когда преобладали другие политические отношения. Так, в одном важном письме XVIII в. до Р. X., найденном в городе Ма­ри, говорится о союзах, объединяющих десять, пятнадцать и двадцать правителей. Нам известны по крайней мере пять других коалиций в Ме­сопотамии в XVIII в. до Р. X. Мы также можем отметить роль страны Элам в XVIII в. до Р. X. и ранее (Элам обменивался миссиями и посоль­ствами с Катной в Сирии).

Кроме того, Фаргал, «царь народов» (Быт. 14, 1), напоминает вели­ких правителей Малой Азии (например, Анитту), которые создавали союзы в XIX-XVIII вв. до Р. X. В торговом архиве из Каппадокии того времени упоминается около двенадцати разных городов, каждым из ко­торых управлял отдельный правитель («рубаум рабиум», или «великий царь»). Так, Анитта из Куссары сменил или, скорее, вытеснил правите­ля Бурушхатума как более высокий владыка. Фаргал, скорее всего, и мог быть таким верховным властелином или главнокомандующим во­енными силами, как известный Умманманда, по крайней мере, с 1700 г. до Р. X.2

4. Доказательства путешествия, совершенного во времена Авраама, были найдены на глиняной табличке из Вавилона и на табличках из го­рода Мари. Вавилонская табличка содержит договор об аренде телеги с условием, что она не будет отправлена к берегам Средиземного моря. Таким образом, во времена Авраама путешествия из Месопотамии к Средиземному морю были настолько обычными, что при аренде повоз­ки был риск сломать ее во время поездки на несколько сотен миль к бе­регам Средиземного моря, где проходили границы Сирии и Палестины. Это доказывает, что такие далекие путешествия не были невероятными во времена Авраама3.

5. Четыре правителя организовали военный поход со стратегиче­ской целью установить контроль над великой «царской дорогой, которая начиналась в Сирии», пересекала Месопотамию «и кончалась у Персидского залива». К тому же «память о карательных походах жива и поныне среди жителей этого района (...). Кочевники Иордана называют эту дорогу "дорогой царя". В Библии мы тоже встречаем ее под названи­ем "царская дорога" или просто "дорога"; по ней шли израильтяне, на­правляясь в "землю обетованную" через Эдом (Чис. 20, 17, 19). Позже "царскую дорогу" использовали римляне и чинили ее»1.

В заключение приведем мнение американского археолога У.Ф. Олб-райта, который пишет о 14-й главе книги Бытия: «Сегодня мы не можем считать 14-ю главу мифом или неисторичной. События, описанные в ней, несомненно, ведут нас к эпохе 2100-1550 гг. до Р. X. Например, слово домочадец (Быт. 14, 14), которое упоминается лишь в этом месте Ветхого Завета, было тогда в обычном употреблении, что достоверно установлено археологическими находками. Также древность многих го­родов, которые упоминаются в данном повествовании, подтверждается раскопками»2.

 

Примечание

1. Попытку отождествить имена четырех царей-завоевателей предприняли, как ни странно, даже советские ученые. Они также в Амрафеле, царе Сенна-арском (Шумерском), увидели вавилонского царя Хаммурапи, а в Фаргале (евр. — Тид'але) — хеттского царя Тудхалию (Тутхалияса). Кроме того, Элла-сар они отождествили с Ларсой («История Древнего Востока», ч. 2. М., 1988, с. 273).

Нужно сказать, что в Верхней Месопотамии в этот период царствовал дру­гой Хаммурапи, но он никак не мог быть назван царем Сеннаарским. Если ото­ждествление Амрафела с Хаммурапи верно (а оно представляется нам вполне вероятным), то упоминаемая в Священном Писании война могла иметь место только в ранний период правления этого царя, поскольку в конце своего прав­ления он покорил всю Месопотамию и Элам. Но первоначально он, несомнен­но, был намного слабее своего старшего современника — могущественного ца­ря Ларсы Рим-Сина, который, по-видимому, и есть упоминаемый книгой Бытия Ариох, царь Элласарский (во всяком случае, другого царя Ларсы, совре­менника Хаммурапи, попросту не существовало).

Известный хеттолог О. Герни в своей книге «Хетты» (М., 1987) приводит список древних хеттских царей, согласно которому Тудхалия I жил во 2-й по­ловине XVIII в. до Р. X.; правда, автор не уверен, был ли он царем (с. 190-191). Эта датировка подводит нас вплотную ко времени жизни Хаммурапи, хотя и не совпадает с ним (по принятой в советской науке хронологии, этот царь умер

около сер. XVIII в. до Р. X.). Таким образом, трое из упомянутых в Библии ца­рей могут быть отождествлены с достаточной долей вероятности с царями XVIII в. до Р. X. Сложнее дело обстоит с Эламским царем Ходоллогомором (евр. — Кедорлаомером). Имя этого царя сходно с именем современника Хам­мурапи Кутучулуша I. Но в книге Бытия Эламский царь описывается как глава всей коалиции, а между тем месопотамские источники ничего не говорят нам о ' гегемонии Элама в этот период. Имя Кедорлаомер сходно еще с именем Кудур-мабуга, отца царя Ларсы Рим-Сина, который по происхождению был эламитом и играл важную роль в политической жизни Месопотамии. Однако неизвестно ни одного письменного свидетельства о его власти над Эламом. Скудость исто­рических свидетельств об Эламе этого периода не позволяет, к сожалению, с уверенностью установить, какой из царей Элама имеется в виду в Библии. Кроме того, пока не найдено никаких письменных свидетельств из Месопота­мии о походе вышеупомянутых царей в Палестину. Впрочем, наши сведения об истории этого периода вообще фрагментарны и целиком зависят от письмен­ных источников, количество которых порой недостаточно, и нередко они мало содержательны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.009 с.)