Города, музыкальные инструменты, металлы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города, музыкальные инструменты, металлы



В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин после убийства сво­его брата Авеля построил город и назвал его в честь своего сына Еноха (Быт. 4, 17). Под словом «город», конечно, не следует понимать то, что так называется сегодня. Оно означает место постоянного пребывания Каина и его семьи. Каин обитал по большей части в хижинах, а не коче­вал с места на место.

Археологи и в самом деле обнаружили существование стабильных поселений в виде деревень или городов на заре человеческой истории. Раскопки последних лет пролили свет на жизнь одного из древних горо­дов на территории Месопотамии, в местечке под названием Арпачие (несколько миль к северу от Ниневии). Здесь были найдены свидетель­ства существования древнейшей деревни, которую датируют не позднее чем 4000 г. до Р. X. Следует заметить, что датировки старше 3000 года до Р. X. являются относительными. Археолог Т. Дж. Мик пишет по это­му поводу: «Датировки древнее чем 3000 г. в значительной мере услов­ны и определяются благодаря сопоставлению археологического мате­риала с хронологиями синхронных культур других стран, находящихся к Западу (от Месопотамии), особенно Египта»2.

Археологические культуры периода около 4000 г. до Р. X. и ранее называются халафской и протохалафской, по местности на севере Ме­сопотамии, где была обнаружена одна из таких культур. Люди халаф-ского периода жили в хижинах и домах, фундаменты которых делались из глиняного замеса, а позднее из кирпича. Другая культура, немного более древняя, чем культура Халафа, была обнаружена не так давно в местечке Телль-Хассуна на севере Месопотамии и поэтому называется хассунской. Хассунцы употребляли кремневые орудия, жили в домах и владели техникой изготовления керамической посуды.

Согласно богодухновенному тексту Ветхого Завета один из потом­ков Каина, Иувал, был первым, кто изобрел музыкальные инструменты «псалтырь и кифару» греческого или «лиру и флейту» еврейского тек­ста (Быт. 4, 21). Это означает, что люди владели музыкальными инстру­ментами с глубокой древности. Слова «псалтырь и кифара» (или «лира и флейта») имеют здесь общее значение и указывают на струнные и Духовые инструменты. В настоящее время в распоряжении археологов имеется множество данных, свидетельствующих о существовании таких инструментов в странах, упоминаемых в Священном Писании. В современных работах по истории музыки можно найти упоминания об этих инструментах, например, о тех, что обнаружены в Уре, или о тех, изобра­жения которых найдены в Египте1.

 

Другой потомок Каина, Фовел (Фувал), был первый млатобиец, ко-вачь меди и железа (Быт. 4, 22), то есть был первым, кто изготовлял острые медные и железные орудия. Это упоминание свидетельствует об очень раннем применении металли­ческих орудий. Долгое время пола­гали, что использование металлов следует относить к более позднему времени. Правда, в древности, воз­можно, они использовались не столь широко. Однако последние археоло­гические раскопки засвидетельство­вали довольно раннее употребление металлов. Сначала полагали, что же­лезный век наступил на Ближнем Востоке в 1200 г. до Р. X., и называ­ли эту дату для удобства, когда опи-

сывали эту эпоху. Но современная археология обнаружила свидетель­ства применения железа задолго до 1400 г. до Р. X.2 К северу от Багдада, в местечке Телль-Асмар, в древности известном как Эшнунна, Генри Франкфорт нашел остатки железного режущего орудия, датирующе­гося около 2700 г. до Р. X. В Уре также были найдены маленький сталь­ной топор и другие предметы из железа. То обстоятельство, что такие находки редки, объясняется тем, что в древнее время этот металл не имел широкого употребления, кроме того, железо окисляется (ржавеет) быстрее меди и после окисления полностью разрушается, стало быть, изделия из него обнаружить при раскопках довольно трудно. Раскопки также неопровержимо доказали, что медь употреблялась уже в 4000-3000 гг. до Р. X.3

Таким образом, благодаря археологии мы имеем несомненные сви­детельства о существовании в древнейшую эпоху городов, музыкаль­ных инструментов, струнных и духовых, и об использовании металлов в точном соответствии с тем, как о том повествует четвертая глава богодухновенной книги Бытия.

 

Всемирный потоп

Всемирный потоп и предание о Ноевом ковчеге неразрывно связаны между собой. Это предание содержится в Ветхом Завете в 6-8 главах книги Бытия. Сказания об этой великой катастрофе есть и у других на­родов, например, у греков — миф о Девкалионовом потопе. Множество повествований такого рода, изобилующих сказочными элементами, мы обнаруживаем у народов доколумбовой Америки, Австралии, Индии, Полинезии, Тибета, Кашмира, Литвы и так далее. Взяв за основу эти предания, возникшие позже библейских, но, «вполне вероятно, описы­вающих ту же самую глобальную катастрофу», геологи попытались найти ключ к их разгадке. Однако все их усилия привели лишь к по­строению теорий и гипотез1. Но то, чего до сих пор не могли нам дать ни геология, ни какая-либо другая наука, то есть неоспоримые фактиче­ские доказательства историчности всемирного потопа, дала, в каком-то смысле, археология.

Прежде всего археология помогла установить размеры ковчега. Бо-годухновенный Моисей пишет, что ковчег был в длину триста локтей, в ширину пятьдесят локтей и в высоту тридцать локтей (Быт. 6, 15). Благодаря некоторым археологическим находкам сегодня известно, что локоть во времена Израильского и Иудейского Царств (900-600 гг. до Р. X.) был равен примерно 18 дюймам, то есть 45,72 см. В XIX в. архео­логи обнаружили в Иерусалиме туннель, построенный во дни царство­вания Езекии (приблизительно в 700 г. до Р. X.). Древняя надпись при входе в туннель гласит, что его длина составляет 1200 локтей. Туннель измерили и определили, что длина его равняется 1800 футам (548,64 м). В результате вычислили, что локоть равен 18 дюймам, или 45, 72 см. (Согласно другому свидетельству длина туннеля 525 м. В таком случае древнееврейский локоть равняется 43,75 см.) Египтолог Петри предпо­ложил, что локоть составляет 22,5 дюйма, или 57,15 см, тогда как другие полагают, что существовало несколько разновидностей локтя, при этом самый длинный локоть был чуть более восемнадцати дюймов в длину1, то есть менее 57,15 см.

Если рассчитать размеры ков­чега исходя из длины одного лок­тя (45,72 см), получится, что это судно, представлявшее собой, ско­рее всего, четырехугольную кон­струкцию, имело объем 1 400 000 кубических футов (или 39 644 м3). На трех палубах ковчега было дос­таточно места для патриарха Ноя, его семьи, животных и для съест­ных припасов2.

Чтобы иметь хотя бы прибли­зительное представление о вме­стительности ковчега, приведем расчеты специалистов, которые говорят следующее: «Приняв одну овцу за единицу величины живот­ных, помещенных на борт ковчега (конечно же, там были и те, что намного превосходили овцу по размерам, но были и много меньшие раз­мером), мы получим подтверждение тому, что ковчег был достаточно большой, для того чтобы вместить различные виды животных». Соглас­но подсчетам ученых сегодня на земле существует более 18 000 видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных. Если учесть, что в обычный современный большой грузовик для дальних перевозок, разделенный на ровные отсеки, вмещается 240 овец, то для перевозки 36 000 животных размером с овцу понадобилось бы 150 таких машин. Но 150 больших грузовиков заняли бы только одну треть Ноева ковче­га! Незаполненным осталось бы обширное пространство — было бы да­же слишком много места и для примерно миллиона видов насекомых, и для хранения пропитания, и для иных видов животных, которых в наши дни уже больше не существует, и для размещения Ноя и его семьи, и для чего угодно еще3.

Таким образом, знание мер длины, которым мы обязаны археологии, помогло установить, что ковчег, построенный Ноем, был судном, впол­не подходящим для своего назначения. Это было огромное и в то же время устойчивое судно, подобное океанскому, своего рода большая трехпалубная баржа, сооруженная со знанием дела и с редким для того времени умением. Сам Господь, должно быть, руководил Ноем во время ее постройки. Если учесть, что судно до половины оседало в воду, водо­измещение ковчега составило приблизительно 20 000 тонн. Самое уди­вительное в этом сооружении то, что оно смогло удержаться на плаву в пресноводном океане всемирного потопа. Правда, назначение ковчега было не в том, чтобы передвигаться в открытом море, но лишь в том, чтобы удержаться на плаву и спасти от гибели тех, кто оказался на его борту. Более того, на эти долгие дни ковчег должен был вместить — и так, чтобы те не страдали от тесноты, — и Ноя, и его семью, и все виды млекопитающих, птиц и рептилий вместе с необходимым для них про­питанием.

Археология предоставила и другие материалы, подтверждающие достоверность предания Ветхого Завета о всемирном потопе.

Благодаря археологическим открытиям стали известны предания шумеров, вавилонян и ассирийцев о сотворении мира и о всемирном по­топе. Однако все эти легенды, если их сравнить с Ветхим Заветом, во многом отличаются от него. Одну из них, касающуюся потопа, передает знаменитый эпос о Гильгамеше, записанный на одной из двенадцати таб­личек, обнаруженных во время раскопок 1850-1854 гг. развалин цар­ской библиотеки в Ниневии. Эпос был записан на аккадском языке во времена ассирийского царя Ашшурбанипала (668-626 или 668-633 гг. до Р. X.). Но, как можно заключить на основании других археологиче­ских находок, он был создан «на тысячу лет раньше»1. Первый вариант эпоса о Гильгамеше принадлежит древним шумерам. Этот вавилонский текст лишь незадолго до 1900 г. удалось прочитать исследователям [1].

Во включенном в эпос о Гильгамеше мифе о потопе, который запи­сан на одиннадцатой табличке (и является одиннадцатой песнью эпо­са), мы находим следующие элементы, обнаруживающие сходство с тем, что изложено в Священном Писании:

а) боги, подстрекаемые одним из них, Белом, задумывают проучить людей города Шуруппака, который был расположен на реке Евфрат;

б) человек, по имени Ут-Напиштим, узнает об этом замысле богов от одного из них, Эа, верным почитателем которого он является. Эа пове­левает ему построить корабль;

в) этот человек поднимается на борт корабля вместе с семьей, родст­венниками, несколькими моряками и животными всех видов;

г) семидневный потоп губит людей и покрывает землю слоем ила;

д) наконец корабль причаливает к горе Ницир (возможно, находи­лась к востоку от Ниневии);

е) Ут-Напиштим, выпустив с корабля голубя, ласточку и ворона, уз­нает, что вода спала;

ж) Ут-Напиштим, выйдя из ковчега, приносит жертву богам;

з) боги принимают жертву;

и) бог Энлиль благословляет Ут-Напиштима и его жену.

Помимо этих девяти элементов вавилонского мифа о потопе, сход­ных с преданием Ветхого Завета, имеются и различия, подчеркивающие величие и достоверность того, что сказано в книге Бытия о всемирном потопе.

Вот некоторые из этих различий:

а) в вавилонском предании о потопе Ут-Напиштим выпускает на во­лю голубя, ласточку и ворона. Ной, согласно Ветхому Завету, выпустил ворона и голубя;

б) Вавилонский потоп длился семь дней и семь ночей, потоп Свя­щенного Писания (до того, как земля высохла от вод потопа) — год и де­сять дней;

в) размеры корабля Ут-Напиштима невероятные, просто сказочные: он имел вид правильного куба (140 х 140 х 140 локтей). Такое судно бы­ло бы не в состоянии плавать;

г) в вавилонском мифе о потопе совершенно очевидны элементы по­литеистического и мифологического преувеличений: небо плотно засе­лено божествами с совершенно человеческими чертами, божествами, которые смеются, плачут и забавляются несчастьями людей. Они ссо­рятся друг с другом, испытывают страх и униженно пресмыкаются по­добно псам1. Что же касается предания о потопе, изложенного в Свя­щенном Писании, то оно носит явно монотеистический характер и не содержит никаких мифологических элементов. Своей простотой оно являет божественное величие.

Как в различиях, так и в сходстве предания, изложенного в Священ­ном Писании, и рассказа о потопе из эпоса о Гильгамеше несомненно проявляется их внутренняя связь. Это позволяет сделать следующий вывод: ветхозаветная история Ноева потопа и сказание из эпоса о вави­лонском герое Гильгамеше восходят к одному древнейшему общему преданию. Это общее предание, повествующее о действительном факте и происходящее из Халдеи, то есть страны Авраама, сохранилось в чистом и первозданном виде в Ветхом Завете, в то время как у ва­вилонян оно искажено множест­вом мифологических, рассчитан­ных на яркий эффект, элементов. Ученые пришли к выводу, что Ветхий Завет ничего не заимству­ет из эпоса о Гильгамеше и не ко­пирует его, равным образом и эпос о Гильгамеше, конечно же, не под­ражает Ветхому Завету1.

 

К этому мы могли бы добавить с полной уверенностью, что изра­ильтяне узнали историю всемир­ного потопа от самих древних лю­дей (через патриарха Авраама), которые обитали в окрестностях Вавилона. Боговидец Моисей, бу­дучи просвещен и руководим Свя­тым Духом, записал это предание в 6-8 главах книги Бытия [2].

Но этой уверенностью мы обя­заны также и археологии — она предоставила нам таблички, кото­рые были извлечены на свет при раскопках в Ниневии.

Археология одарила нас и другими находками, подтверждающими, что всемирный потоп в действительности имел место.

В марте 1929 г. англичанин сэр Чарльз Леонард Вулли объявил, что во время проводившихся им раскопок халдейского города Ура он обна­ружил слой глинистого ила толщиной 8 футов (240 см). Было очевидно, что этот толстый слой ила остался после большого наводнения. Под этим слоем Вулли обнаружил следы пребывания людей, в том числе первобытные орудия труда из кремня и сосуды, очевидно, изготовлен­ные вручную. Таким образом, все эти предметы относились к каменно­му веку. Вулли объявил миру о своей находке в Месопотамии телеграм­мой, в которой говорилось: «Мы нашли следы всемирного потопа!» Эта новость немедленно появилась на первых полосах газет в Америке и Англии. Следует отметить, что раскопки Вулли имели совершенно иные цели и абсолютно случайно привели к этому поразительному от­крытию.

Чтобы устранить все сомнения, Вулли еще раз провел раскопки в той же местности; здесь (на той же глубине) он обнаружил такой же слой ила. Приблизительно в это же время профессор Лангдон объявил об аналогичном открытии в городе Кише, который находится на рас­стоянии более ста миль к северу от Ура. По мнению Вулли, наводнение затопило область, простиравшуюся в глубь материка на 630 км и имев­шую ширину 160 км. Она находилась к северо-западу от Персидского залива. При взгляде на карту становится понятно, что сегодня мы вос­приняли бы это как событие «местного» значения, но тогда для обитате­лей низин близ берегов рек это было крушением всего их мира1.

Следы сильных наводнений были обнаружены и в других областях Месопотамии, например, в Уруке и Шуруппаке. «Слои ила здесь разли­чаются по толщине и времени возникновения, и ни одно из этих навод­нений нельзя отождествить со всемирным потопом. Однако как древ­ние памятники литературы (например, эпос о Гильгамеше), так и эти слои ила убеждают в том, что большое наводнение все-таки было, хотя ни его масштабы, ни время, когда оно происходило, точно не извест­ны»2. Так как следы наводнений в Уре, Кише, Уруке, Шуруппаке и дру­гих местах действительно относятся к разным периодам времени, то свидетельство эпоса о Гильгамеше может считаться более убедитель­ным доказательством того, что всемирный потоп все-таки был, чем слои ила от разных потопов или наводнений в районе Месопотамии3.

Конечно, ни геология, ни другие науки еще не изучили всего, что связано с историей потопа. Был ли, например, этот потоп действитель­но всемирным (т. е. затопило ли всю поверхность земного шара) или ме­стным (т. е. затопило лишь ту область, которая тогда была известна лю­дям — Месопотамию и близлежащие земли) — установить это в полной мере до сих пор не удалось4. Доводов достаточно в пользу каждой из этих двух точек зрения [3]. Но этот вопрос не входит в компетенцию ар­хеологии, и поэтому мы не будем здесь его рассматривать. Впрочем, нам следует всегда помнить, что всемирный потоп был чудом божественно­го всемогущества, чудом, целью которого было исключительно назидание и спасение людей. И Бог, будучи Творцом мира, может, когда и как Ему угодно, изменить законы природы, а затем восстановить их во всей своей первозданности.

Несмотря на все трудности, препятствующие разрешению загадки под названием «всемирный потоп», следует подчеркнуть, что работа Вулли и его соратников привела к выводу очень важному и для ученых экспертов: сильное наводнение, подобное библейскому потопу, навод­нение, которое скептики считают вымыслом и сказкой, не только имело место в действительности, но и является событием исторически обозри­мой эпохи. Благодаря раскопкам Вулли «у подножья древней шумер­ской ступенчатой башни в Уре, на Евфрате, можно спуститься по вере­вочной лестнице в тесный колодец и увидеть своими глазами, своими руками прикоснуться к следам ужасного наводнения — слою глины три метра толщиной. А по возрасту культурных слоев, по которым исчисля­ется датировка, как по календарю, можно установить, когда именно про­изошло это мощное наводнение. Это случилось около 4000 года»1 [4].

В Ветхом Завете говорится: И ceдe ковчег в месяц седъмый, в два­дцать седьмый день месяца, на горах Араратских (Быт. 8, 4). Есть раз­ные мнения касательно того, идет ли здесь речь об Арарате в Восточной Турции, где проходят границы трех стран: России2, Ирана, Турции. В древние времена все прилегающие к Арарату земли носили название Урарту (т.е. Арарат)3. Гора Ницир в мифе о потопе из эпоса о Гильгаме-ше, к которой причалило судно Ут-Напиштима, не привлекла внимания исследователей [5]. Ученые всегда искали Ноев ковчег на горе Арарат.

Эти изыскания, начавшиеся очень давно, подытожил в 1982 г. жур­нал «Православная жизнь» в статье «В поисках Ноева ковчега»4, пере­вод которой мы целиком приводим здесь: «Арарат — гора конической формы, сформировавшаяся в результате извержения вулкана. Высота ее 5700 м над уровнем моря. С отметки 4500 м до самой вершины Ара­рат покрыт ледниками. Если бы какое-либо судно причалило ниже об­ласти ледников, оно сгнило бы и исчезло, не оставив и следа. Если бы, напротив, после потопа судно оказалось возле вершины горы, то оно по­крылось бы гигантской толщей льда и таким образом стало бы недоступно для людей. Промысел Божий устроил так, что Ноев ковчег при­чалил на высоте 5000 м, где ледяные пласты постепенно сдвигаются вниз, так что толщина льда в этой области не такая большая. В периоды, когда преобладают низкие температуры, ковчег покрыт льдом и снегом и его не видно, но при высоких температурах, в летнее время, какая-то часть ковчега оттаивает и становится видимой. Правда, это бывает редко.

 

Первое упоминание о поисках Ноева ковчега принадлежит языче­скому халдейскому жрецу Беросу (Berose, или Berosus) (IV—III вв. до Р. X). Этот жрец сообщает, что многие из его современников и предков, когда поднимались на Арарат, то видели Ноев ковчег и приносили с со­бой частички его корпуса, считая их святыней. Ко временам, когда уже распространилось христианство, относится подробное свидетельство об этом Николая Дамаскина. Еврейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» пишет, что многие приносили с Арарата частицы Ноева ковчега. То же самое засвидетельствовал и святитель Феофил Антиохийский около 180 г. по Р. X.

В 1800 г. американец по имени Клавдий Рич опубликовал сообще­ние некоего Ага-Хусейна, который утверждал, что будто бы добрался до вершины Арарата и видел там остатки ковчега.

Научные экспедиции на Арарат начались с 1829 г. Первым из уче­ных здесь был Фредерик Пэррот, профессор Дорптского университета. Две из его экспедиций так и не добрались до вершины, но в третий раз его усилия увенчались успехом. По возвращении он уверял, что сделал отметку на стенке ковчега. Тем не менее ему не удалось привести дока­зательства, свидетельствующие о находке.

В 1840 г. один журналист из Константинополя объявил о том, что Ноев ковчег найден. Турецкая экспедиция, целью которой было изуче­ние снежных покровов на горе Арарат, обнаружила выступавший из-по-до льда огромный деревянный остов некой конструкции, почти совсем почерневший. Жители селений в окрестностях Арарата в ответ на рас­спросы участников экспедиции говорили, что всегда знали о существо­вании этого деревянного остова, но не осмеливались подходить близко, так как в проеме верхней части конструкции якобы видели злого духа. Турецкая экспедиция, несмотря на значительные затруднения, все-таки добралась до ковчега и убедилась, что он сохранился в хорошем состоя­нии, только один борт был поврежден.

Один из участников экспедиции рассказывал, что борта ковчега бы­ли сделаны из дерева, упомянутого в Священном Писании, которое рас­тет, насколько известно, в долине реки Евфрат. Войдя в ковчег, участ­ники экспедиции убедились, что это судно было предназначено для перевозки животных, так как внутри оно было разделено на отсеки вы­сотой 15 футов (4,5 м). Турецкой экспедиции удалось проникнуть толь­ко в три из этих помещений, так как остальные были заполнены льдом. Длина ковчега равнялась 300 кюде (турецкая мера длины).

В 1893 г. архидиакон несторианской церкви доктор Нурри опубли­ковал заметку о том, что «лишь носовая часть ковчега и его корма могут быть доступны, а центральная часть скрыта подо льдом». Ковчег был выстроен из тяжелых брусьев темного красновато-каштанового оттен­ка. Нурри (в то время он был архидиаконом монофизитской церкви Иерусалима и Вавилона), обмерив ковчег, обнаружил, что его результа­ты полностью совпадают с размерами, которые указаны в Священном Писании. Позже было создано общество, которое должно было финан­сировать вторую экспедицию доктора Нурри, имевшую целью доста­вить ковчег на Всемирную выставку в Чикаго. Этим планам, однако, не суждено было сбыться, так как правительство Турции не позволило вы­везти ковчег за границу.

В августе 1916 г. русский летчик (офицер авиации) Владимир Рос-ковицкий, совершая разведывательный полет вдоль турецкой границы, оказался над Араратом и заметил замерзшее озеро на восточной стороне снежной вершины. Близ кромки озера можно было различить остов большого корабля. Хотя судно частично вмерзло в лед, его борта, в од­ном из которых были пробоины, оставались снаружи. Видна была, кро­ме того, половина одной из створок двустворчатой двери. Когда Росковицкий отрапортовал командованию о своей находке, оно захотело получить более точное подтверждение этих сведений. После многократ­ных полетов над горой они убедились в наличии упомянутого предмета и послали сообщения в Москву и Петроград. Император Николай II повелел послать на Арарат экспедицию. Эта экспедиция обмерила и сфотографировала ковчег, взяла образцы древесины, и результаты ис­следований были отосланы в Петроград. К сожалению, это собрание драгоценных документов, по-видимому, было уничтожено во время большевистской революции в России.

Эта история с Росковицким стала известной во время Второй миро­вой войны. Руководитель советских спецслужб Яспер Маскелин сооб­щил, что один из его подчиненных совершил полет над Араратом, дви­жимый любопытством и желанием увидеть, есть ли хоть какая-то доля истины в утверждениях Росковицкого. Советский пилот тоже обратил внимание на некое сооружение, часть которого вмерзла в ледяное озеро. Эти факты тем не менее не помешали советским ученым объявить исто­рию Ноева ковчега мифом, не имеющим ничего общего с наукой.

6 июля 1955 г. альпинист Фернан Наварра вместе со своим одинна­дцатилетним сыном Рафаэлем обнаружил объект, который он считает Ноевым ковчегом. Он привлек внимание всего мира к своему откры­тию. На подготовку к этой экспедиции у Наварра ушло семнадцать лет. То обстоятельство, что гора Арарат находится на границе трех стран — Ирана, Турции и Советского Союза и что между ними подписано согла­шение, запрещающее подъем на эту гору, оказалось серьезным препят­ствием для исследователя. Наварра втайне осуществил три попытки, пересекая опасную зону по ночам. Вот как проходила последняя из экс­педиций, увенчавшаяся успехом. Наварра к ночи добрался до кромки ледников, следуя указаниям своего друга-армянина, и поставил там па­латку для ночевки, рассчитывая утром продолжить путь, пролегавший по совершенно обледенелым неприступным скалам. Ночью разразился страшный буран, в результате чего все покрылось плотной ледяной кор­кой, и Наварра с Рафаэлем едва не замерзли, так как оказались под глу­боким слоем снега при температуре 30 градусов ниже нуля. Утром, как рассказывал Наварра, ему с Божией помощью удалось двинуться в путь к тому месту, которое он издалека приметил во время одной из первых своих экспедиций. Однако время он выбрал неподходящее, все вокруг было занесено снегом и покрыто льдом. Несмотря на это, ему удалось добраться до цели. С превеликими трудностями, подвергаясь опасно­сти, он добыл из-подо льда кусок бруса длиной в 1 м и толщиной 8 см, из которого были сделаны борта ковчега. В этом месте не было тесаных досок. Когда настало время возвращаться, Наварра был обстрелян и арестован пограничниками. В конце концов его все-таки отпустили на свободу, оставив ему все фотопленки и образец дерева. Вот в каких ус­ловиях проходила эта экспедиция.

Проведенный в лабораториях Каира и Мадрида радиоуглеродный анализ древесины показал, что ее возраст составляет пять тысяч лет. Книга Наварра, вышедшая в свет на французском языке1, проиллюстри­рована снимками, на которых видно, как автор откалывает кусок древе­сины от борта ковчега, и на которых запечатлено место, где подо льдом скрыт ковчег; в ней также представлены результаты лабораторных ана­лизов, рисунки, схемы и тому подобное».

Об этом говорится в статье из журнала «Православная жизнь». При­мерно о том же рассказывает и Вернер Келлер, который, помимо выше­перечисленных, называет еще несколько попыток разыскать Ноев ков­чег, предпринимавшихся историком-миссионером доктором Аароном Смитом (в 1951 г.) из Гринсборо, специалистом по всемирному потопу, и французским исследователем Жаном де Рике, который совершил вос­хождение на вулканическую вершину в 1952 году. К сожалению, эти по­пытки были безрезультатными2.

Однако человечество не перестало искать Ноев ковчег. Так, в авгу­сте 1982 года появилось сообщение о том, что на поиски Ноева ковчега отправилась, пройдя через Турцию, американская экспедиция, в соста­ве которой было одиннадцать человек. Членом этой научной экспе­диции, на которую было израсходовано приблизительно 60 тысяч дол­ларов, был даже бывший астронавт — американец Джеймс Эрвин, который в 1971 году совершил высадку на Луну во время космической экспедиции «Аполлон-12». В своем интервью Эрвин сказал, что на­блюдения предыдущих экспедиций не оставляют никаких сомнений в том, что на вершине Арарата действительно есть некое таинственное судно. К этому американский астронавт добавил, что верит в то, что это судно — Ноев ковчег3.

Несмотря на уже предпринятые и по сей день все еще предприни­маемые попытки (одна из них была повторена, например, американца­ми в 1994 году)4, есть люди, которые оспаривают факт существования ковчега. Однако, если принять во внимание интерес человечества к по­искам ковчега, интерес, который проявляли даже язычники, начиная с V в. до Р. X., который не угас и по сей день, — не исключено, что все-та­ки удастся обнаружить местонахождение ковчега.

А пока ограничимся тем, о чем повествует богодухновенный текст, то есть непогрешимым, во всем достоверным и спасительным словом Ветхого Завета.

 

Примечания

1. Отдельные легенды, повествующие об урукском царе Гильгамеше, были созданы на шумерском языке еще в 3-м тыс. до Р. X. Аккадский эпос появился в результате перевода с шумерского языка этих легенд и их систематизации. Первая известная его версия восходит к началу 2-го тыс. до Р. X. (примерно XX-XVIII вв.), текст другой версии найден был в Малой Азии и в Палестине. Но версия наиболее полная, обнаруженная в Ниневии, написана жрецом Син-лике-уннини, который жил во второй половине 2-го тыс. до Р. X. Судя по тому, как часто находили ее фрагменты, она была наиболее распространенной. Миф о потопе, включенный в эпос о Гильгамеше, восходит к шумерскому прототи­пу. Этот же миф более подробно и несколько иначе излагается в аккадской поэме об Атрахасисе. Таким образом, нам известны три варианта сказания о потопе из древней Месопотамии: самый ранний — шумерский и два более поздних — аккадские. Все они очень близки по содержанию, насколько можно судить по дошедшим до нашего времени текстам (некоторые, как, например, шумерская версия, сохранились фрагментарно).

2. Из всех мифов и легенд о всемирном потопе, которые известны науке, месопотамский миф наиболее близок по своему содержанию к повествованию Библии. Учитывая, что, согласно Священному Писанию, люди спустя какое-то время после потопа поселились в Вавилонии (Быт. 11, 1-2), мы можем утвер­ждать, что такое сходство в известной мере подтверждает историчность Свя­щенного Писания.

Шумерская версия мифа о потопе относится примерно ко времени жизни патриарха Авраама, когда Библия еще не была написана, но эта версия уже со­держит в себе значительные отличия от библейского повествования, так что не может быть речи ни о заимствовании Библией месопотамского мифа, ни, на­оборот, о заимствовании из Библии. Однако сравнительная близость этих двух источников позволяет сделать вывод, что автор мифа черпал сведения из древ­него предания, сохранившегося в Месопотамии от времен потопа.

3. Здесь автор излагает те мнения, которые высказывают западные ученые, главным образом, протестанты. Для верующего православного христианина, конечно, не существует сомнения в том, что потоп был всемирным, то есть что вода покрывала всю землю. Об этом недвусмысленно свидетельствует как само Священное Писание (Быт. 6, 7; 7, 4, 17-24), так и Священное Предание нашей Церкви (например, см.: свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия. Бе­седа 25, 6).

4. По библейскому летоисчислению, потоп был в 3242 г. до Р. X. Таким об­разом, научная датировка наводнения, следы которого найдены в Уре, близка к дате всемирного потопа, данной в Библии. Вообще же археологические дати­ровки по культурным слоям, а также радиоуглеродный метод дают довольно приблизительные результаты, поэтому к этим датировкам следует относиться осторожно.

5. Ассириологи не знают, где находилась упомянутая в эпосе гора Ницир. Можно только строить догадки по этому поводу. Но, конечно, она не могла на­ходиться в Месопотамии (точнее, в современном Ираке), которая представляет собой равнину, плоскую на юге и холмистую на севере. Большие горы появля­ются в ландшафте только на севере, северо-востоке и востоке от Месопотамии (Ирака).

 

Вавилонская башня

Священное Писание включает в себя и историю возведения вави­лонской башни, изложенную в одиннадцатой главе книги Бытия. Бого-духновенный Моисей повествует, что после всемирного потопа люди, поселившись в широкой и плодородной долине Сеннаар (500 миль к югу от Арарата, к которому причалил Ноев ковчег)1, забыли Бога. Пре­исполнившись самодовольства, они задумали выстроить из кирпича и смолы (вместо камня и глины) город и огромную башню высотою до не­бес (Быт. 11, 4). Это, как они говорили, прославило бы их и сделало бы их имя знаменитым. Тогда уж, как казалось им в опьянении самовлюб­ленности и самоуверенности, не пришлось бы им больше бояться пото­па! Они мнили, что таким образом получат независимость и смогут жить без Бога. Свою попытку построить башню, на что подвигло их диа-вольское себялюбие, они предприняли все вместе, единодушно, так как говорили на одном языке и потому без труда могли сотрудничать и взаимодействовать. Однако это диавольское начинание, как проявление великого нечестия, отступления от Бога, как горделивый вызов Ему с целью возвеличить и обессмертить свое имя, разгневало всемогущего Бога-Троицу. Поэтому Он воспротивился их греховному намерению, разрушил их сооружение, прежде чем они успели его завершить, сме­шал их языки и рассеял их по четырем сторонам света [1].

Неверующие настаивали на том, что этот рассказ Священного Писа­ния — миф! Однако археология снова выступила в защиту истинности богодухновенного текста.

Прежде всего находки, сделанные во время раскопок, подтверждают, что приемы, которые, согласно Писанию, применяли строители башни, имели место в действительности. Исследования показали, что строители в Месопотамии «использовали только покрытый смолой обожжен­ный кирпич. Очевидно, правила строительства подразумевали это как непременное условие прочности здания». Так как это огромное соору­жение (то есть вавилонская башня) «находилось вблизи от реки (Ев­фрата. — Н. Василиадис), необходимо было при строительстве прини­мать во внимание обычный для определенных времен года уровень воды и постоянную влажность. "Асфальтом", то есть смолой, обрабаты­вали фундамент и кладку стен так, чтобы они стали водонепроницаемы­ми и прочными»1.

Археологи сообщают нам также и о том, что во многих древних горо­дах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен-хра­мов. В вавилонских глиняных табличках для обозначения этих башен используется слово «зиккурат». Такие башни входили в состав языче­ских храмовых комплексов. На верху зиккурата обычно был алтарь. Ис­следователи полагают, что эти высокие башни представляют собой позднейшие имитации той самой, первой, вавилонской башни, или ее модификацию2. Одной из них был вавилонский зиккурат, который, как свидетельствует археология, впервые был сооружен в весьма отдален­ном прошлом, неоднократно подвергался разрушению и перестраивал­ся. К примеру, после смерти вавилонского царя Хаммурапи хетты попы­тались сравнять с землей руины разрушенного ими огромного здания (ок. 1600 г. до Р. X.). Позже царь Навуходоносор II (VI в. до Р. X.) зано­во его отстроил. Руины большого зиккурата имеются и вблизи развалин древнего Вавилона. Эта башня, которую арабы называют Бирс Нимруд, имела более 700 футов в высоту (210 м). Ее описание есть у греческого историка Геродота3 (ок. 450 г.). Вот что у него сказано: «В середине... храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в одну стадию (184, 97 м. — Прим. ред.). На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскош­но убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы ут­верждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе» (I, 181-182) [2].

Аналогичную башню археологи раскопали в городе Уре. В ее разва­линах были обнаружены кирпичи, изготовленные вручную не одну ты­сячу лет назад. На кирпичах были начертаны довольно разборчиво два имени: имя одного из первых строителей башни царя 3-й династии Ура Ур-Намму (XXI в. до Р. X.) и имя вавилонского царя Набонида (правил 556-539 гг. до Р. X.). Набонид заново воздвиг эту башню, построив ее из обожженных кирпичей с использованием скрепляющего раствора1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.044 с.)