Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония



 

На время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии приходится деятельность двух великих пророков, Амоса и Осии, которые в своих проповедях обличали народ за вероотступниче­ство, бичевали князей и народ за грехи, забвение Бога и поклонение идолам. Пророк Амос также порицал бесполезную роскошь и чрезмер­ное богатство Самарии. Хотя сам он жил в Фекое, находившейся в Иудейском царстве, в 19 км к северу от Иерусалима, и именно там про­поведовал покаяние (Ам. 2, 4, 5), тем не менее он обличал и северное царство, и особенно его столицу Самарию (Ам. 4, 1), а также идолослужение в Вефиле, где почитали золотого тельца (Ам. 4,4). О самаритянах Амос сказал следующее: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на го­ру Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым прихо­дит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите; оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? Не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия,вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбшца, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуе-те о бедствии Иосифа!» (Ам. 6, 1-6).

Археология пролила свет на эти слова Амоса, резко осуждающего негу, необузданную роскошь и характерное для самаритян материаль­ное благополучие. В результате раскопок, начатых в Самарии в 1931 го­ду группой археологов под руководством англичанина Дж. Кроуфута, в районе крепости и акрополя Самарии были обнаружены многочислен­ные фрагменты декоративной отделки из слоновой кости, подтвер­ждающие слова пророка о ложах из слоновой кости. Большая часть фрагментов представляет собой пластины или рамки с рельефами. Оче­видно, они украшали ложа или другую мебель. На рельефах встреча­ются изображения цветков лотоса, лилий, папирусов, львов, быков, оленей, крылатых мифологических существ с человеческим лицом, сфинксов и таких египетских богов, как, например, Исида и Гор. Некоторые изображения украшены золотом, полудрагоценными камнями, порошком из цветного стекла1.

Кроме того, на многих уже упоминавшихся самарийских черепках имеются надписи, в которых говорится о выплате налогов в царскую казну Самарии и приводится список платежей, произведенных не день­гами, а вином и маслом. Надписи содержат много наименований, благо­даря чему мы располагаем обширными географическими данными той эпохи. По словам археолога Фри, найденные в Самарии черепки указы­вают на то, что налоги в виде вина и масла были изобильным источни­ком поступления провизии для порабощенных страстями и любивших непрестанно пиршествовать самаритян; отсюда же поступали благовон­ные масла, которыми жители умащали свои тела (Ам. 6, 6).

Амос в обличающем самаритян послании от имени Бога говорит, что за их вероотступничество Господь поразит дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов (Ам. 3, 15).

Археологические находки показывают, что на­личие зимних и летних домов было отличительной особенностью той эпохи. То же самое было и у сирийских царей. В одной надписи, обнару­женной в Самале (Сирия) и датируемой примерно 740 г. до Р. X., царь Бир-Ракеб говорит, что его предшественники имели три дворца, среди которых были летняя и зимняя резиденции1.

Археология обладает многочисленными данными, свидетельствую­щими об изобилии материальных благ во времена правления Иеровоа-ма II и Озии2. До нас также дошло немало символов Астарты, принадле­жащих той эпохе, которые доказывают существование языческих культов во дворце Озии (4 Цар. 15, 4) и на всей территории Палестины. Эти факты подтверждают справедливость сетований, суровой критики и угроз со стороны пророков Господних, призывавших израильтян к по­каянию, что и составляет значительную часть содержания Священного Писания Ветхого Завета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.004 с.)