Выселения, ставшие началом плена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выселения, ставшие началом плена



 

Историки, исследующие содержание Священного Писания, утвер­ждают, что было три переселения народа Иудеи из Палестины в Вави­лон Навуходоносором: первое — в 606-605 гг. до Р. X., второе — в 597 г. до Р. X. и третье — в 586 г. до Р. X. Но некоторые рационалисты оспаривают факт первого переселения. Однако существуют достоверные дан­ные, подтверждающие это изгнание, поскольку в книге пророка Дании­ла говорится о захвате Иерусалима Навуходоносором и о ссылке и изгнании иудейского народа, в том числе и пророка Даниила и некото­рых потомков царского дома Иуды (Дан. 1, 1-3). Кроме того, Тиль, который специально занимался хронологией иудейской истории, заме­чает, что иудейский историк Иосиф сохранил важное свидетельство ис­торика Бероса (вавилонского жреца, жившего около 300-250 гг. до Р. X.) относительно этого похода. Берос говорит, что, когда вавилонско­му царю Набопалассару сообщили, что западная часть его царства (Си­рия и др.) восстала, он послал своего сына Навуходоносора подавить восстание иудеев и других народов. Но Набопалассар между тем умер, и Навуходоносор поспешно возвратился в Вавилон, чтобы занять трон своего отца.

Если обратить внимание, говорит Тиль, на имеющиеся у нас в распо­ряжении археологические находки, то можно заметить, что две послед­ние глиняные таблички, относящиеся ко времени царствования Набо-палассара, изготовлены в те месяцы, которые соответствуют маю и августу 605 г. до Р. X., а две первые таблички, относящиеся ко времени правления Навуходоносора — августу и сентябрю 605 г. до Р. X.1 Все это совпадает с теми сведениями, которые дает нам Священное Писание, о первом захвате Иерусалима и первом выселении иудеев около 605 г. до Р. X. Как далее замечает Тиль, именно весна и лето 605 г. до Р. X. были скорее всего временем того похода Навуходоносора2. Итак, первое пере­селение иудеев датируется 605 г. до Р. X., тогда среди изгнанных был и пророк Даниил, о чем говорит богодухновенный текст (Дан. 1, 1-3, 6). Второе изгнание произошло в 597 г. до Р. X., и среди пленников был пророк Иезекииль, третье — в 587/586 г. до Р. X., когда Навуходоносор покорил Иерусалим и сжег город и храм (4 Цар. 25, 9-10).

Среди пленников 597 года, кроме пророка Иезекииля, был и царь Иудеи Иоаким. Они оба поселились у реки Ховар (Иез. 1, 1,3). Ховар, как уже отмечалось, был одним из судоходных каналов, который проте­кал между Вавилоном и Ниппуром.

Итак, в области реки Ховар иудеи прожили в плену семьдесят лет. И, несмотря на то что пророк Иезекииль знал от Бога о жестокосердии иудеев, что они являются, по слову Божию, домом огорчевающим Его (Иез. 2, 3, 5, 6), по велению Господа он должен был ободрить, воодуше-вить их и предсказать, что они снова вернутся в свою страну и возродят­ся... (Иез. 11, 1 и последующие стихи).

 

Пророк Иезекииль

 

Пророк Иезекииль в период изгнания настойчиво изъяснял изра­ильтянам, что страдания посланы им за их грехи. Он проповедовал меж­ду 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Но некоторые рационалисты на­стаивают, что Иезекиль жил в Палестине, по крайней мере, какую-то часть того времени, когда он проповедовал, а другие пытаются доказать, что Иезекииль пророчествовал позже периода плена. Но археологиче­ские находки подтверждают истинность традиционного взгляда, а именно: пророк проповедовал примерно между 597 и 573 гг. до Р. X. в Вавилонии. Приведем несколько примеров.

В книге Иезекииля упоминается, что пророк получил повеление от Бога взять кирпич и начертить на нем план Иерусалима (Иез. 4, 1). Этой символической картой Иезекииль предсказал пленникам гибель Иерусалима. Употребленное в этом месте еврейское слово lebena обо­значает «саман» — кирпич-сырец, высушенный на солнце. А так как та­кого рода изображения на мягких кирпичах из глины (которые затем высушивались на солнце), как показали археологические находки1, бы­ли обычным делом именно в Вавилонии, то эта символическая карта не могла быть выполнена в Иудее2.

В другой раз Бог повелел Иезекиилю совершить еще одно действие, которое бы символизировало проломы в стенах Иерусалима: надо было проломить в присутствии пленных иудеев в Вавилоне огромное отвер­стие в стене дома и пройти через него (Иез. 12, 5, 7). Раскопки показали, что обычно для строительства домов халдеи использовали глину или кирпичи, обожженные на солнце, а в Палестине стены домов возводи­лись, главным образом, из камня, и сделать дыру в такой стене, а тем бо­лее обрушить ее было бы довольно сложно. Также установлено, что в Палестине в VI в. до Р. X. не строили стен из глины, тогда как в Месопо­тамии стены строились только из нее3. Кроме того, и в других предска­заниях Иезекииля упоминается именно этот вид стен. Так, в главе 13 (10-15) говорится о стене дома, с которой проливной дождь смывает обмазку. То же самое описание стен, построенных из обожженных кир­пичей, мы встречаем в главе 22-й (стих 28).

Убедительным подтверждением тому, что Иезекииль пророчество­вал именно во времена вавилонского плена, является описание восточ­ных ворот идеального, великолепного храма, приведенное Иезекиилем (Иез. 40, 5-16). Это описание настолько подробно, что можно реконст­руировать восточные (главные) ворота, которые вели прямо ко входу в храм. Подобное описание, говорят археологи, показывает, что этот тип ворот очень древний. Он был вполне обычным во времена Соломона и известен нам по раскопкам в Мегиддо, Гасион-Гавере и Асоре, то есть городах, существовавших во времена Соломона. Знаменательно то, что этот тип ворот исчез на древнем Ближнем Востоке в IX в. до Р. X. и был заменен новым типом. Безусловно, какие-то из этих ворот продолжали существовать в течение многих лет, но постепенно все ворота этого типа исчезли, так что во времена Иезекииля было почти невозможно увидеть нечто подобное. Тогда как же мог Иезекииль описывать ворота, кото­рые существовали только во время Соломона? Ответ таков: он мог ви­деть ворота храма Соломона до разрушения Навуходоносором Иеруса­лима и храма в 597 г. до Р. X. Некоторые замечают, что размеры ворот, описанных Иезекиилем, слишком велики для храма Соломона, но про­фессор археологии Томпсон убежден: «Размеры ворот, описанных в главе 40-й книги Иезекииля, не играют существенной роли, потому что пророк видел эти ворота, находясь в божественном экстазе («в виде­нии»); а то, что нас интересует, — это прообраз (подлинник)». И «во всяком случае, мы имеем логическое объяснение, почему Иезекииль мог видеть такой тип ворот (в видении)» и, следовательно, можем сде­лать вывод о том, что «этот пророк жил во время вавилонского плена»1. Профессор археологии Фри отстаивает достоверность книги Иезе­кииля, отталкиваясь от того, что этот пророк основывает свою хроноло­гию событий на факте плена царя Иехонии, или Иоакима (см.: Иез. 1,1; 8, 1 и последующие стихи). Иехония, конечно, был тогда пленником в Вавилоне (как и Иезекииль), но иудеи продолжали считать его своим царем. Признавали его царем и вавилоняне: как явствует из археологи­ческих находок, они называли его «царь страны Иудеи». Все это, как за­мечает Фри, вторя великому археологу Олбрайту, «подтверждает весь­ма впечатляющим образом подлинность» книги Иезекииля2.

 

Пророк Иеремия в Египте

В книге Иеремии есть одно предсказание, в котором богодухновен-ный пророк советует остатку иудеев (оставшихся после гибели и плене­ния большинства из них) не переселяться в Египет из-за страха перед царем Вавилона, так как, если они пойдут в Египет, за ними обязатель­но последует Навуходоносор. Но иудеи не послушались Иеремии. Они переселились в Египет, в город Тафнис, насильно увели с собой и про­рока, который не хотел следовать за ними. В Тафнисе (на северо-восток от дельты Нила, рядом со Средиземным морем, на границе Египта и Па­лестины) Иеремия по откровению Божию предсказал, что вавилоняне войдут в Египет. Пророчество сопровождалось следующим символиче­ским действием: Иеремия (по повелению Господа) взял большие камни и спрятал их при входе в ворота дворца фараона (речь идет о дворце, ко­торый построил фараон Псамметих I, правивший в 664-610 гг. до Р. X.). Дворец находился в городе Тафнисе. Это сокрытие камней происходи­ло на глазах у иудеев, которым пророк сказал: «Тако глаголет Господь сил, Бог Израилев: се, Аз послю и приведу Навуходоносора, царя Вавилонска, раба Моего, и поставит престол свой на камениих сих, иже скрыл ecu, и воздвигнет оружие свое на ня, и внидет и поразит землю египет-ску... и пожжет огнем домы богов их, и пожжет я... и сокрушит столпы Илиополя, иже во Египте, и домы богов египетских пожжет огнем» (Иер. 3, 9-13). Пророчество сбудется в 568/567 г. до Р. X., когда Наву­ходоносор вторгнется в Египет (фараоном тогда будет Амасис II, или Амосис, или Ахмосис).

Место, где был построен город Тафнис, называется сегодня Телль-Дефенех. Раскопки в этом месте производились в 1883-1986 гг. англий­ским археологом сэром Флайндерсом Петри, который в 1886 г. нашел на расстоянии 18 км западнее Суэцкого канала плиточный пол входа во дворец фараона. «В северо-западной стороне находился большой от­крытый двор, выложенный кирпичом... пространство у дверей было по­крыто прочным раствором, а сверху лежал ряд из кирпичей... Этот двор и есть, бесспорно, то самое (преддверие), которое, как говорит Иеремия, было снаружи от входа в ворота дворца фараона и там (находится то ме­сто, где) Навуходоносор воздвиг свой царский трон (престол). Это уди­вительно», — замечает профессор А. Рэндл Шорт. Однако достоверно и следующее: «И как подтверждение действительного присутствия Наву­ходоносора в городе Тафнисе — три цилиндра из терракоты, купленные несколько лет назад музеем Каира у местного жителя (который, по-видимому, нашел их в этой местно­сти). Они содержат текст одной из надписей Навуходоносора о его постройках в Вавилоне. Возмож­но, эти цилиндры находились под разрушенной в настоящее время частью двора как воспоминание о посещении его великим царем» Навуходоносором1.

В конце XIX — начале XX вв. произошло очень важное откры­тие на острове Элефантина, кото­рый находится у первого порога Нила, примерно 1080 км к югу от Каира. В 1895 г. местные жители нашли на этом острове древние па­пирусы, а в 1904 г. археологиче­ская служба Египта производила там раскопки и нашла много таких папирусов. Среди них были доку­менты, написанные еврейским на­селением на арамейском языке, они датируются 500-400 гг. до Р. X.2 Одним из этих документов было письмо, адресованное пер­сидскому правителю Иерусалима, написанное в 407 (или 408) г. до Р. X. В нем содержалась просьба о разрешении на постройку храма на острове Элефантина. Мы не можем сказать с уверенностью, были ли эти евреи потомками иудеев, пришед­ших в Египет с Иоананом и пророком Иеремией, но они могли быть ими. Во всяком случае, археолог Олбрайт верит, что тексты Элефанти-ны принадлежат иудеям, которые, очень может быть, связаны с пересе­лением в Египет, описанным в книге пророка Иеремии (гл. 41-44)3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.011 с.)