Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассирийские цари и их взаимоотношения с Израильским царством

Поиск

После 750 г. до Р. X. ассирийские цари устремились в Сирию и Ха­наан. Первым таким ассирийским царем, который был «первым в чере­де жестоких тиранов, захвативших самое большое из существовавших до тех пор государств Древнего Востока», был Феглаффелласар (Тиг-лат-Паласар) III, которому удалось завладеть престолом, когда он был на посту верховного главнокомандующего. Он реорганизовал армию и, желая создать собственную империю, начал захватывать соседние тер­ритории. В первую очередь он присоединил страну, находившуюся на юге от его государства, т.е. Вавилонию, а затем продвинулся на запад — к Сирии и Палестине.

В Ветхом Завете сообщается, что Менаим (евр. — Менахем, греч. и слав. текст — Манаим), шестнадцатый царь Израильского государства, стал данником ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула): Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра (34 000 кг), чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей (4 Цар. 15, 19). Фул был первым ассирийским монархом, чье имя упоминается в Священном Писании. Но в другой книге Священного Писания Фул, или Фалох, и Феглаф­фелласар предстают как разные лица: Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он выселил (то есть увел в плен) Рувимлян и Гадитян и половину колена Мацассиина... (1 Пар. 5, 26). Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что Фалох (Фул) и Феглаффелласар — разные люди. Но более внимательное изучение богодухновенного текста и новейшие археологические находки показывают, что оба имени относятся к одно­му и тому же лицу.

Джозеф Хорнер отмечает, что как в еврейском тексте, так и в тексте Септуагинты глагол «выселил» стоит в единственном числе. Если бы речь шла о двух лицах, то в священном тексте было бы написано не «вы­селил», а «выселили». По мнению Хорнера, союз «и» в середине фразы следует истолковывать как выражение «известный также под име­нем...». Таким образом, весь стих надо понимать следующим образом: «Бог Израилев возбудил дух Фалоха (или Фула. — Н. В.), царя Асси­рийского, известного также под именем Феглаффелласара, царя Ас­сирийского, и он увел в плен племена...»1.

Верность такого истолкования подтверждается и археологическими находками. Были обнаружены две глиняные таблички, предоставляю­щие материал о рассматриваемом периоде ассирийской истории. На од­ной из них написано имя Феглаффелласара, а на другой — Фула, с яв­ным указанием на то, что речь идет об одном и том же лице2.

Благодаря археологии мы располагаем также и другим текстологи­ческим материалом. Присоединив Вавилонию и сделав ее частью вели­кой Ассирийской империи, Феглаффелласар III сохранил в точности всю процедуру вступления на вавилонский престол. Для завоевания симпатии и благожелательного отношения вавилонян он позволил им, кроме всего прочего, называть себя Фулом (или Фалохом), чтобы они считали, что у них есть как бы свой собственный царь. Это, по мнению археолога Фри, объясняет3, почему в Четвертой книге Царств (4 Цар. 15, 19) Феглаффелласар именуется Фулом4, а в различных клинопис­ных текстах — Фалохом (Pulu)5.

Следовательно, приходит к выводу Фри, археологические находки подтверждают абсолютную верность имени ассирийского царя Фула, жившего во времена израильского царя Менаима. Те же самые находкиобъясняют наличие двух имен у ассирийского монарха. Таким образом, Священное Писание и в данном случае отличается точностью.

Совершенно верным оказывается также рассказ богодухновенного текста о взимании Менаимом денег с состоятельных граждан государст­ва для уплаты дани Фулу. Каждый богатый человек внес по пятидесяти сиклей (4 Цар. 15, 20). В настоящее время известно, что эта сумма была тогда средней ценой раба. Таким образом, Менаим оценил своих со­стоятельных граждан (которых должно было быть около 60000) как ра­бов, потому что речь шла о гарантиях его свободы! Событие имело мес­то в 743 г. до Р. X. Феглаффелласар в своих «Анналах» рассказывает об этом следующее: «Что касается Менаима, я ниспроверг его, как снеж­ный вихрь; он ускользнул, одинокий, как птица, и пал ниц к моим но­гам. Я снова возвел его на престол и сделал своим данником»2. Видимо, Менаим был захвачен в плен, а затем он был вновь восстановлен на пре­столе, став данником ассирийцев.

Преемником Менаима являлся его сын Факия, убитый после двух лет правления собственным сановником (премьер-министром) Факеем. Последний был провозглашен восемнадцатым царем Израильского го­сударства. В Священном Писании рассказывается, что в период правле­ния Факея ассирийский царь Феглаффелласар III пришел на север Из­раиля в Галилею и в землю Неффалимову и переселил жителей этих районов в Ассирию, т.е. захватил эти территории (4 Цар. 15, 22-29). Фа-кей был известной личностью в истории Израиля. Он заключил союз с сирийским царем Рецином (греч. — Раассон, слав. — Расин. — Прим. ред.), данником ассирийского монарха с 743 г. до Р. X., и попытался вторгнуться в Иудею.

Имена Рецина и Факея, а также факт захвата Галилеи и пленения ее жителей подтверждаются археологическими находками. На глиняных табличках и в «Анналах» Феглаффелласара сообщается: «Я сделал дан­никами (...) Резона (то есть Рецина) Дамасского, Менаима Самаритян­ского, Хирама Тирского... Я подчинил города Gal'za (Галаад), Абилакку, находящиеся на границе с Израилем («Домом Амврия»), (...) и боль­шую Неффалимову землю на всей ее протяженности...»3

Рецин Сирийский и Факей Израильский были союзниками и попы­тались насильно вовлечь в свой союз Иудейское царство. Они попробовали свергнуть с престола Ахаза и поставить царем некоего сына Тавеи-лова (Ис. 7, 6). Это имя также подтверждается археологией1.

После того как Факей и Рецин пошли на Иерусалим (4 Цар. 16, 5. 2 Пар. 28, 5-8), иудейский царь Ахаз в страхе призвал на помощь Фег­лаффелласара III. Двинувшиеся на запад ассирийцы обложили данью Иудею, Аммон, Едом и Моав, захватив одновременно в плен жителей Галилеи и Галаада (4 Цар. 15, 29). Тогда пала знаменитая крепость Асор, построенная Соломоном и позднее перестроенная Ахавом. После такого набега гордая держава Израиль превратилась в крошечное зави­симое государство.

Эти факты подтверждаются с помощью археологии. Израильский археолог Йигаэль Ядин установил, что метровый слой пепла, покры­вающий руины стен Асорского акрополя, разбросанные обломки почерневших камней, из которых эти стены были построены, обугленные балки и разбитые на куски кровли — все это свидетельствует об ожесто­ченности борьбы при набеге, предпринятом ассирийцами во времена Факея2. Одной из наиболее значительных находок было то, что на «гид-риях (кувшинах для воды) и разбитых предметах было имя Факея, на­писанное древним семитским письмом. Таким образом, впервые имя одного из Израильских царей появилось зафиксированным на письме в Галилее»3. Все это указывает на историческую достоверность богодух­новенного текста.

В 732 г. до Р. X. Феглаффелласар III пошел на Дамаск. В Священ­ном Писании сказано: И пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир (город в Мидии), а Рецина умертвил (4 Цар. 16, 9). Памятники ассирийской клинописи подтверждают этотфакт. Феглаффелласар пишет: «Я схватил воинов (Рецина), сломал их оружие, захватил их коней, лучников и всех, кто носит щиты и копья. (Рецин), спасая свою жизнь, укрылся за стенами города (Дамаска). Его военачальники попали в плен и были повешены, а страна покорена. Я осадил Дамаск и запер его, как птицу в клетке»1.

Одновременно (в 732 г. до Р. X.) в Самарии произошел проассирий-ский переворот, в результате которого Факей был убит, а на самари­тянский престол взошел сын Илы Осия (4 Цар. 15, 30). Осия также упо­минается в текстах Феглаффелласара III, которыми располагают в настоящее время ученые. Ассирийский правитель пишет: «Они (изра­ильтяне) свергли своего царя Факея, и я поставил им царем Осию»2.

Таким образом, благодаря предоставленным нам археологией кли­нописным надписям на камнях и глиняных табличках мы располагаем поразительным подтверждением исторической достоверности Священ­ного Писания.

После ассирийских набегов некогда сильное Израильское государ­ство уменьшилось до пределов горы Ефремовой со столицей Самарией. Там правил Осия, но в течение очень недолгого времени. Много изра­ильтян было убито, другие выселены в Ассирию. Южное государство (Иудея) оставалось пока целым, но оно фактически потеряло свою не­зависимость и платило дань Феглаффелласару III. В скором времени ему также предстояло прийти в упадок.

 

Падение Самарии

 

Дань, которую ежегодно выплачивал Осия ассирийскому царю, со­стояла из золота, стоимостью примерно в триста тысяч долларов, и се­ребра, стоимостью около двух миллионов долларов. Дань эта ложилась тяжким бременем на израильтян. Поэтому, едва только умер ассирий­ский царь Феглаффелласар III, Осия начал вести тайные переговоры с Египтом и просить у него помощи в деле освобождения от ассирийцев. Реакция Ассирии последовала незамедлительно. Новый ассирийский монарх Салманассар V (726 [или 728] - 722 гг. до Р. X.), напав на Хана­ан, взял Сихем и осадил Самарию. Царь Осия был захвачен за предела­ми города и уведен в плен еще до падения Самарии. После трехлетней осады город оказался в руках ассирийцев (722 г. до Р. X.), и значительная часть израильтян была уведена в плен в Ассирию. Ветхий Завет так повествует об этих событиях: И заметил царь Ассирийский в Осии изме­ну, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не достав­лял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израиль­тян в Ассирию... (4 Цар. 17, 4-6).

В Священном Писании не указывается имя царя, взявшего Сама­рию, и ничего не говорится о смене ассирийских правителей, произо­шедшей во время осады Самарии. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, склоняются к мнению (правда, в этом все еще нет единства) о том, что осада началась при Салманассаре V, а закончилась при его преемнике Саргоне II. Похоже, что ни войско, ни жители Самарии не получили известия о смене предводителя в стане врагов1.

Вне зависимости от расхождения во мнениях относительно имени царя, взявшего Самарию (некоторые говорят о фальсификации текстов, осуществленной Саргоном, преемником Салманассара), археология предоставляет нам два важных текста, подтверждающих историческую достоверность сведений Священного Писания о падении Самарии.

1. «Вавилонская хроника» упоминает о разрушении Самарии как о значительном событии, произошедшем в период царствования Салма­нассара V. Характерно, что в еврейском тексте Самария обычно называ­ется Шомрон (в Септуагинте — Соморон), а в 10-м стихе четвертой гла­вы книги Ездры (еврейский текст) (в Септуагинте — II Ездры, в славянском — 1 Ездры) она именуется «Шамрайин». Точно такое же на­именование мы встречаем и в «Вавилонской хронике». Пленные из­раильтяне были выведены в районы Ассирии — Халах, Хавор, Гозан (4 Цар. 17, 6. 1 Пар. 5, 26). Затем в подходящее время пленников доста­вили в Нимруд (то есть Калах) и Ниневию. Благодаря археологии мы располагаем черепками из этих двух городов, на которых упоминаются двадцать израильских имен, например Менаим, Осия и так далее.

2. Саргон II в своих «Анналах», в которых говорится о падении Са­марии, утверждает, что это было делом его рук: «В начале (в первый год) моего правления я (...), осадив Самарию, захватил ее (...) и вывел27 290 пленников из числа ее жи­телей (...). Город я отстроил заново и лучше прежнего и поселил туда народ из захваченных мною зе­мель. Правителем города я назна­чил моего военачальника, а на жи­телей наложил дань, обычную для ассирийских подданных»1.

Сходство между событиями, изложенными в Священном Пи­сании и в этих текстах, очевидно. Библия очень точно описывает именно ассирийцами впервые при­мененную тактику искоренения народа, которую в течение веков периодически использовали дик­таторы и шовинисты. Целью асси­рийцев было сломать всякое со­противление и воспрепятствовать возрождению Израиля. Это была тактика варварского вытеснения и геноцида!..

Несмотря на то что в некоторых стихах Священного Писания, повествующих о царе Ассирийском (возможно, имеется в виду царь Саргон), имя «Саргон» встречается в Библии всего лишь один раз (Ис. 20,1). Еврейский текст называет асси­рийского царя Саргоном, а Септуагинта — Арна (Септуагинта дает это имя с утратой первой буквы)2.

Вплоть до 1843 года мы не располагали никакими другими истори­ческими источниками, подтверждающими существование этого царя. Американский филолог Джек Финеган отмечает, что «в течение дли­тельного времени» упоминание имени Саргона в книге пророка Исайи было «единственным во всех письменных источниках и литературе». Специалисты по Ассирии отождествляли Саргона с Салманассаром или Сеннахиримом (Синаххерибом). В связи с отсутствием в исторических текстах имени Саргона, некоторые сомневались в самом существовании этого царя1.

Тем не менее после 1843 года не осталось никаких сомнений в том, что ассирийский царь Саргон был реальной исторической личностью. В результате раскопок, произведенных французом Полем Эмилем Ботта в Мосуле и Хорсабаде (примерно в 22 км к северу от местонахождения древней Ниневии), был обнаружен большой укрепленный дворец Сар­гона. Ранее была раскопана огромная крепость Саргона2.

Французские, а затем и английские археологи на месте крепости и дворца Саргона извлекли из земли громадные статуи, фрагменты ко­лонн и множество табличек с рельефами и текстами «Анналов». Все это стало ценнейшим материалом, который пополнился благодаря обнару­жению в Ниневии богатой библиотеки Ашшурбанипала.

Спустя десятилетия удалось прочитать тексты, сохранившиеся на этих памятниках, и наука ассириология, пребывавшая до тех пор в зача­точном состоянии, начала быстро развиваться. В то же самое время свидетельства, предоставленные ассирийскими памятниками, одно за другим подтверждали историческую достоверность Священного Писа­ния. «Правители, города, войны и истории, до того времени известные только из Ветхого Завета, становились реальностью»3. Среди всего про­чего были обнаружены и тексты Феглаффелласара III (или Фула) и Саргона II, повествующие об их походах в Сирию и Палестину с целью захвата Самарии. Эти находки, ставшие достоянием не только археоло­гов, но и всех университетов, институтов, государственных и бого­словских школ и духовных семинарий, ценны еще и потому, что с их помощью «легко можно дополнить Священное Писание доступным многостраничным иллюстрированным комментарием»4. Всем этим — проведением археологических исследований, обогащением музеев цен­нейшим просветительским материалом и сокровищами5 — мы обязаны Священному Писанию. Именно оно подтолкнуло ученых к подобным исследованиям.

В ассирийских текстах впечатление производит то, как рассказыва­ется в них о взятии Самарии. Кайгер пишет: «Ассирийский автор описывает покорение одного из самых значительных городов в истории ла­конично и равнодушно. Для него Израильское царство было не более чем одним из сотен незначительных окраинных (удаленных от центра) государств, а столица этого царства (Самария) — одним из тысяч не вы­зывающих особого интереса городов, которые следует подавить, огра­бить, а затем растоптать и уничтожить... Что касается самих израильтян, то они не считали падение Самарии делом рук Саргона, имени которого они даже не сочли достойным упоминания, полагая, что Самарию за ве­роотступничество и злодеяния погубило Провидение Господне в нази­дание будущим поколениям»1.

К вышесказанному нужно добавить следующее: прекрасный укреп­ленный город Самария стал мерзок иудеям, а слово «самарянин» пре­вратилось в ругательство. Иудеи презрительно высказывались о сама-рянах и не желали вступать с ними в какие-либо отношения (Ин. 4, 9). Тем не менее Господь вернул слову «самарянин» его первоначальное значение. О прекрасном поступке жителя этого города рассказывается в одной из наиболее глубоких притч Нового Завета, повествующей о любви к ближнему (Лк. 10, 30-37).

Итак, северное царство пало! Его десять колен были либо истребле­ны в борьбе с ассирийцами, либо ассимилированы пришлыми наро­дами... Пестрая разнородная толпа жителей Самарии перестала назы­ваться избранным Богом народом. Эти люди стали именоваться «самарянами»!..

 

Царство Иуды

 

В то время как в 722 г. до Р. X. царство Израиля потеряло независи­мость, царство Иуды сохраняло ее до 586 г. до Р. X. Современная архео­логия может предоставить нам довольно убедительный материал и о царстве Иуды.

Ветхий Завет повествует о том, что на пятом году царствования Ро-воама фараон Египта Сусаким (Шешонк) III вторгся в Палестину. На барельефе Победы в храме Карнака (Египет) Сусаким III действитель­но упоминает множество иудейских городов, так как это вторжение бы­ло гораздо более масштабным, чем о том сказано в Ветхом Завете (4 Цар. 14, 25. 2 Пар. 12, 3). В последнем сообщается, что в войске Суса-кима были ливиане (ливийцы), троглодитяне (сукхиты) и ефиопляне (эфиопы) (2 Пар. 12, 3). До 1904 года название «троглодитяне» (трогло­диты) оставалось загадкой. Но в 1904 г. немец Шпигельберг идентифицировал эту народность. Троглодиты, по Шпигельбергу, известны из египетских текстов с XIII в. до Р. X. как «джукту», или «джуктен»; они были вспомогательной военной силой — легковооруженными разведчи­ками, вероятно, ливийского происхождения. Это открытие было забыто вплоть до недавнего времени, когда археологи Гардинер и Олбрайт под­твердили мнение Шпигельберга1.

У археологов имеется также убедительный материал, проливающий свет на сооружение крепости Гаваа. Благодаря табличкам из Рас-Шам-ры мы можем хорошо понять смысл реформ, проведенных Асой (царем Иудеи), о которых сказано в Ветхом Завете: Он изгнал блудников из зем­ли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукана Астарты (ЗЦар. 15, 12-13). Эти обряды и празднества идолопоклонников, как сообщают нам тексты из Рас-Шамры, были не просто идолопоклонни­ческими, но преимущественно оргиастическими; к тому же еврейский текст рассказывает о иеродулах (храмовых проститутках) и содомитах. А Астарта была почитаемой богиней хананеев.

Во время царствования Иосафата, современника Амврия (царя се­верного царства), наиболее интересным событием, которое подтвержда­ется археологией, была реконструкция большого портового города Еци-он-Гавера (слав. — Асеон Гавер. — Прим. ред.), уничтоженного пожаром во время царствования Ровоама. Ветхий Завет пишет, что Иосафат по­строил множество кораблей в Фарсисе, чтобы они плыли к Офиру (в греч. тексте — Софира), но этот флот потерпел крушение во время шторма у гавани Ецион-Гавера (3 Цар. 22, 49). Раскопки Нельсона Глю­ка доказали, что второй город Ецион-Гавер датируется временем царст­вования Иосафата2.

То, что Иосафат был одним из самых деятельных правителей Иудеи, видно еще и потому, что, помимо восстановления Ецион-Гавера и строительства большого флота, при нем Вирсавия стала самым процве­тающим городом района Негев. Кроме того, археологи раскопали и дру­гие поселения, которые были возведены в то время в северной части Негев и в пустыне на севере Иудеи, как сказано в Ветхом Завете, — домы и грады крепки, построенные Иосафатом в Иудее (2 Пар. 17, 12). Это подтвердили раскопки «Соляного города», в котором через несколько веков предстояло поселиться общине ессеев3.

В течение шести лет правления в Иудее Гофолии, матери Охозии (4 Цар. 8, 26), возобновилась экспансия мерзких хананейских языче­ских культов. Особенное почитание оказывалось Ваалу, верховным жрецом которого был Маттан. Имя Маттан - хананейское, с характер­ным окончанием «ан». Это подтверждается множеством обожженных глиняных табличек, найденных археологами в последние годы1.

Очевидно, что Маттан был хананеем, которого пригласила царица Гофолия, чтобы внедрить чувственный культ хананеян, свидетельства о котором найдены в замечательных архивах из Рас-Шамры (Угарита)2.

С восшествием Озии на трон южного царства государство Иудея вступает в период процветания (VIII в. до Р. X.). В Четвертой книге Царств (15, 1-7) даются очень краткие сведения об Озии, или Азарии; гораздо более подробно о нем рассказывается во Второй книге Парали-поменон (26, 1-23). Недавние раскопки в южной части Иудеи, в пусты­не Негев, подтвердили правдивость сведений, предоставляемых Второй книгой Паралипоменон. Археологи отметили расширение площади рас­селения иудейского народа в том районе, зафиксировали строительство городов, крепостей и поселений, обнаружили находки, свидетельствую­щие о передислокации армии. Как показывают исследования археолога Глюка, в то время область Негев процветала. Это было место оживлен­ной транзитной торговли между побережьем и внутренней частью Аравии. У Озии в то время были хорошо налаженные связи с арабами3. Он, уже в третий раз по счету, отстроил Ецион-Гавер. Впервые в исто­рии Ецион-Гавер принял облик настоящего города; он перестал быть просто укрепленным зернохранилищем. По глиняной посуде, найден­ной на месте города, определили, что третий Ецион-Гавер датируется временем правления Озии.

Археологи предполагают, что найденное ими погребение с арамей­ской надписью содержит останки царя Озии. Это погребение находи­лось не в царском некрополе, а на древнем кладбище у подножия горы Елеон. Озия был погребен в таком странном месте, потому что он, как повествует Ветхий Завет, был наказан Богом проказой, так как дерзнул присвоить себе священнические права. Как прокаженный, он лишился царской власти и удалился, в соответствии с иудейским законом, в осо­бое жилище, где провел остаток своих дней, совершенно изолирован­ный от остального мира (2 Пар. 26, 16-23)4.

Во время царствования Ахаза Иудея поддерживала опасные связи с Ассирией. Ахаз, чтобы дать отпор израильскому царю Факею и сирий­скому царю Рецину, позвал на по­мощь ассирийцев, несмотря на то что пророк Исайя дал ему другой совет (Ис. 7, 1-9). Отъезд Ахаза в Дамаск, чтобы поклониться ассирийскому правителю и стать его вассалом, спо­собствовал тому, что Ахаз подвергся влиянию культа ассирийцев и в ре­зультате построил в Иерусалиме жертвенник, подобный тому, какой ассирийцы поставили в Дамаске (4 Цар. 16, 7-11). В «Анналах» асси­рийского царя Феглаффелласара, которые рассказывают о его победах и где приводится список народов, ставших его данниками, имя Ахаз упоминается как «Иоахаз» (в другой транскрипции): «...Я принял дань и от Яухази (то есть Иоахаза) из Яу-даи (то есть Иудеи)», — пишет ассирийский правитель. В том же списке перечисляются имена царей Эдома, Моава, Газы, Аскалона и Аммона. Это все были соседние с Иудеей страны, что указывает на обширность территории, подвергшейся вторжению ассирийцев1.

Священное Писание порицает Ахаза, так как он поддался влиянию восточных культов. Сообщение Священного Писания о том, что Ахаз «провел своего сына через огонь» (согласно толкованию некоторых, принес его в жертву всесожжения идолам) по мерзким обычаям других народов (4 Цар. 16, 3), подтвердилось находками археологов, согласно которым бог Молох (Мулюк, или Малик) широко почитался в странах к востоку от Палестины2. Существование богини Адрамелех, о которой говорится в Ветхом Завете (4 Цар. 17, 31), в настоящее время также на­шло подтверждение у археологов. Адрамелех, по свидетельству ученых, почиталась в Сирии как Адад-Милки народами, которые жили к вос­току от Палестины и которые ассирийцами поселены были в Самарии после изгнания израильтян. Кроме того, согласно археологическим находкам на севере Месопотамии мы имеем сведения о человеческих жертвоприношениях богу Ададу. Эти данные относятся к Х-VII вв. до Р. X. Археолог Томпсон, изучив эти факты, написал: «Если мы точнее хотим понять религиозные обряды Ахаза, то должны обратить внима­ние на эти открытия археологов»1.

 

Царь Езекия

 

Великий пророк Исайя сообщает, что в его время в Иудее правили Озия (или Азария), Иоафам, Ахаз и Езекия (Ис. 1,1). Это большой промежуток времени - более сорока лет. Возможность иметь влияние при царском дворе представилась Исайе после смерти Ахаза, когда ца­рем стал сын Ахаза Езекия. О периоде его царствования к настоящему времени накопился богатый археологический материал.

Исайя бичевал высокомерие и алчность богатых, угнетавших народ (Ис. 3,14-15), клеймил тщеславие и распущенность женщин Иерусалима того времени. Он осуждал их кокетство и вызывающую походку, их золотые головные украшения, полные благовоний сосуды и чрез­мерную заботу о своем лице (Ис. 3, 16-24), которое выражалось в под­крашивании губ и бровей (и сейчас женщины делают это с большим искусством). Американский архе­олог М. Дж. Кайл, описывая рас­копки в Кариаф-Зефере (произво­дились в 1926-1932 гг.), сделал следующее замечание: «Хотя жен­щины времен Исайи называли свою косметику (кремы для лица, благовония и т. д.) иначе, чем со­временные, все же их мода и взгля­ды на одежду и макияж похожи на крайности в одежде и макияже наших современниц. Редко быва­ли дни, когда во время раскопок Иерусалима последних лет суще­ствования Иудейского царства ар­хеологи не находили украшений и особенно косметики этих тщеслав­ных женщин»1.

 

 

Значительной удачей архео­логов была и находка в 1948 г. древнего еврейского манускрипта книги пророка Исайи. Известный американский ученый Олбрайт высказал мнение, что он был на­писан примерно в 100 г. до Р. X. Древность рукописи подтвержда­ют и Миллар Барроуз из Йель-ского университета, Сукеник из Еврейского университета в Иеру­салиме и Джон Тревер. Такой древний манускрипт Исайи осо­бенно важен потому, что самая ранняя еврейская рукопись этой книги, которой мы располагали до этого, восходит примерно к 900 г. по Р. X. Еще большую значимость имеет близкое сходство этого ма­нускрипта с традиционным еврей­ским текстом, происходящим от более позднего списка. Профессор Миллар Барроуз отмечает: этот манускрипт не содержит ничего, что можно было бы охарактеризо­вать как «большие добавления или пропуск» и что «нет никакой путаницы или существенного нарушения порядка в тексте»2. Археолог Джозеф Фри говорит по этому поводу: «Значительное сходство между этим древним манускриптом и теми, ко­торые датируются тысячелетием позже, свидетельствует о тщательнос­ти, с которой переписывались тексты Священного Писания, и укрепляет нашу уверенность в особой точности позднейших списков, с которых сделаны наши английские переводы»3.

В книге пророка Исайи в 20-й главе (еврейский текст) говорится о том, что примерно в 711 г. до Р. X. ас­сирийский царь Саргон II воевал против филистимского города Азота (или Ашдода), в котором имели мес­то волнения против Ассирии. Это со­общение Ветхого Завета особенно интересно, так как долгое время оно было единственным, в котором упо­минается о Саргоне. Никто другой из древних писателей не приводит имя Саргона. Однако во время не­давних раскопок на территории древней Ассирии имя Саргона было обнаружено запечатленным в надпи­сях на кирпичах, стелах и т.п., был найден также бюст этого знаменито­го ассирийского царя. Кроме того, в надписях того времени, найденных там же, обнаружили и текст летописца двора Саргона И, который описывает поход Саргона на Азот, о кото­ром нам сообщает Ветхий Завет. В этом тексте, высеченном на стенах царского дворца Саргона, среди прочего говорится следующее: «Азури, царь Ашдода (то есть Азота), не хотел больше платить дань и (поэтому) отправил посланцев к соседним царям, чтобы начать враждебные дейст­вия против Ассирии (...). Я быстро подошел (...) к Ашдоду, его столич­ному городу, осадил и взял города Ашдод, Геф и Ашдудимму...»1 Кроме того, одно интересное письмо из древнего города Нимруда, в котором речь идет о данниках из Египта, Газы, Иудеи, Моава, Эдома и Екрона (Аккарона), может быть датировано временем этого похода Саргона2.

Ветхий Завет сообщает, что, когда царь Езекия заболел и был уже при смерти, пророк Исайя дал ему следующий совет: «Возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4 Цар. 20, 1, 7). Этот метод лечения известен на Востоке с древнейших времен до нашего времени. «В данном случае, однако, — как верно замечают толкователи Священного Писания, — это не столько способ лечения, сколько символ исцеления, такой, как чудеса Илии и Елисея», так как болезнь Езекии была «смертельной, а исцеление произошло тотчас же»1.

 

Между прочим, лечение сушеными фигами засвидетельствовано в тексте, найденном в 1939 г. в древнем Угарите (ныне Рас-Шамра). Там описывается приготовление повязки для больной лошади2. Этот рецепт является фрагментом древней ветеринарной книги, которую написал в 1500 г. до Р. X. начальник конной стражи царя Угарита. Фармацевтиче­ское приготовление толченых смокв называлось методом «дебелах». Этот метод и посоветовал Езекии пророк Исайя для лечения нарыва. В. Келлер пишет: «Из врачебной практики библейского времени, когда по большей части использовались природные лечебные средства, с течени­ем времени было утеряно или забыто очень многое. Но немало рецептов сохранялось, их передавали из поколения в поколение. Среди них и ре­цепт со смоквами. Швейцарские врачи и сейчас рекомендуют сушеный инжир, вымоченный в молоке, против определенных видов абсцесса»3.

В 701 г. до Р. X. ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Палестину и подавил восстание. Усмирив своих врагов на юго-западе, Сеннахирим овладел хорошо укрепленным городом Лахишем, господствовавшем на пути из Египта в Иудею. Сегодня мы имеем впечатляющие доказатель­ства этого страшного штурма и захвата Лахиша, о котором говорится в Ветхом Завете (4 Цар. 18, 14); они представлены в Британском музее в Лондоне. Эти свидетельства были найдены под холмом, скрывавшим древнюю Ниневию, сэром Генри Лэярдом. Речь идет об огромном и чрезвычайно выразительном рельефе, изготовленном по приказу Сен-нахирима в его дворце очевидцами событий примерно три тысячи лет назад!4 Изображение на рельефе передает ожесточенное и упорное со­противление осажденных: они бросают в атакующих стрелы, камни, го­рящие бревна («зажигательные бомбы» того времени). Снаружи асси­рийцы, вооруженные до зубов, атакуют с помощью осадных машин, заливают водой пламя от бревен, делают подкопы и т. д. Видны пленни­ки, которых уводят из города, в то время как у стен «трупы висят на вы­соких столбах... люди посажены на кол». Кроме того, английский архео­лог Джеймс Л. Старкей, который раскопал стены крепости Лахиш, видел на стенах отчетливые «дыры и проломы, сделанные ассирийски­ми стенобитными орудиями»5.

 

После захвата Лахиша Сеннахирим пошел и против укрепленных городов Иудеи (в ассирийских текстах сообщается, что их было сорок шесть). Ввиду этой неизбежной опасности Езекия, как написано в Свя­щенном Писании, попросил Сеннахирима удалиться и обещал ему следующее: что наложишь на меня, я внесу. И Сеннахирим наложил на Езекию тяжелейшую дань: триста талантов серебра и тридцать талантов золота (4 Цар. 18, 14).

На шестигранной глиняной призме, датируемой 686 г. до Р. X. и найденной археологами на песчаном холме в Ниневии, детально опи­саны события, о которых рассказывает Ветхий Завет. Среди прочего там говорится: «Что до Езекии, иудея, который не склонился под мое ярмо, — я осадил 46 больших его городов, крепости и бесчисленное ко­личество малых соседних поселений и захватил их с помощью постоян­ных осад и таранов, которые доставил под стены (...). Так я уменьшил его страну и еще больше увеличил подать (...) сверх ежегодной дани, которую он платил мне (...). Позже Езекия послал мне в Ниневию (...) тридцать золотых талантов, во­семьсот талантов серебра, драго­ценные камни» и т. д.1.

Сопоставление текста Ветхого Завета (4 Цар. 18, 13-16) и асси­рийского текста показывает пора­зительное сходство. Так, напри­мер, в обоих текстах упоминается имя Езекии, говорится о нападе­нии на укрепленные города, о тяжелой дани, которой обложили Езекию, и даже «тридцать та­лантов золота». Разница в количе­стве талантов серебра (в Ветхом Завете — триста, а в ассирийском тексте — восемьсот) происходит или из-за того, что Сеннахирим включил в эту сумму и другие ви­ды дани, или из-за незначительно­го искажения текста, либо из-за различия в стоимости вавилонско­го и палестинского талантов2.

Ветхий Завет повествует о том, что, когда войско Сеннахирима вторглось в Иерусалим, Бог обе­щал Езекии через пророка Исайю, что защитит город. В самом деле ангел Господень поразил ассирий­ское войско, оставив на земле сто восемьдесят пять тысяч мертвых тел. Из-за этого сокрушительного поражения Сеннахирим был вы­нужден вернуться в Ниневию, не захватив Иерусалим (4 Цар. 19, 20-36. Ис. 37, 35-38).

Рационалистам этот эпизод кажется невероятным. Но архео­логия предоставила убедительные доказательства этого благодаря шестигранной глиняной призме (см. выше), которую нашел на месте древней Ниневии англий­ский консул в Басре Тэйлор. Эта призма, которую называют «ци­линдром Тэйлора», датируется 686 г. до Р. X. и содержит рассказ летописцев Сеннахирима о поко­рении сорока шести палестинских городов. Но когда они приступают к описанию похода Сеннахирима на Иерусалим, то избегают гово­рить о захвате Иерусалима и о пленении Езекии. Хотя этот текст полон хвастовства и самопревоз­ношения Сеннахирима, однако когда речь заходит о Иерусалиме и Езекии, то это высокомерное повество­вание становится необыкновенно скудным и кратким! Там написано: «Что касается Езекии, то его я запер в Иерусалиме, в его царской рези­денции, как птицу в клетке. Вокруг я сделал укрепления и окружил его, чтобы убивать тех, кто выходит из ворот города»1. Поскольку Сеннахи-риму не удалось захватить Иерусалим (как сообщает Ветхий Завет), он замалчивает о своем неожиданном, сокрушительном поражении. Когда абсолютные монархи и самодержцы, к которым относился и Сеннахи-рим, вели несправедливые захватнические войны, то старались не сооб­щать о собственных потерях. Поэтому и Сеннахирим просто говорит о том, что запер Езекию, «как птицу в клетке». На самом деле Езекия на­ходился в полной безопасности в своей «клетке»! Кроме того, ассирий­ские летописцы не сообщают, почему Сеннахирим вернулся обратно в Ассирию2, но Ветхий Завет позволяет нам понять, почему. Сеннахирим возвратился, потому что потерял под стенами Иерусалима сто восемь­десят пять тысяч воинов!

Ветхий Завет также сообщает о смерти Сеннахирима. Когда этот ассирийский монарх, гордец и хулитель истинного Бога, поклонялся в храме своего бога Несераха (евр. текст и рус. перевод — «Нисроха». — Прим. ред.), двое его сыновей, Адрамелех и Сарасар (евр. текст и рус. пе­ревод — «Шарецер». — Прим. ред.), убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. После Сеннахирима воцарился сын его Асардан (4 Цар. 19, 37. Ис. 37, 38). То же самое сообщают и ассирийские хроники. Асардан (Асархаддон) говорит об этих тревожных днях: «В благоприят­ный день месяца нисана я торжественно вошел в царский дворец — ме­сто, полное ужаса, в котором пребывает судьба царей. Твердое решение управляло моими братьями. Они отвергли богов и обратились к жесто­ким делам, составив заговор (...). Чтобы получить царскую власть, они убили Сеннахирима, своего отца (...). Эти узурпаторы трона убежали в неизвестную страну (...). Я радостно во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.176 с.)