Таблички с изображениями сцен времен Ветхого Завета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таблички с изображениями сцен времен Ветхого Завета



 

Благодаря археологии сегодня накопилось множество материалов, позволяющих более полно судить о быте и нравах израильского народа во времена Ветхого Завета. Эти данные, которые составляют содержа­ние красочных атласов и роскошно изданных альбомов, воскрешают пе­ред нами жизнь народов того далекого времени.

На многочисленных памятниках Древнего Египта и особенно Асси­рии были обнаружены прекрасно сохранившиеся (иногда даже нанесен­ные яркими красками) изображения исторических событий, религиоз­ных церемоний и сцен повседневной жизни, выполненные в технике живописи или запечатленные в скульптуре.

Так, на многих древнеегипетских изображениях в гробницах или храмах воспроизводятся фигуры людей в белых одеждах и с выбритыми лицами. Все эти изображения служат подтверждением сказанному в книге Бытия: фараон повелел позвать Иосифа, которого освободили из-под стражи, побрили, сменили ему одежду, и в таком виде (выбритый и переодетый) Иосиф предстал перед фараоном. И фараон одел Иосифа в льняную одежду из дорогого виссона (белоснежная, тонкая и мягкая древнеегипетская льняная ткань) и возложил золотую цепь на шею ему (см.: Быт. 41, 14,42). Это могло произойти только в Древнем Египте, то­гда как в обычае семитов и других народов западной Азии было приня­то носить ухоженные длинные бороды и нередко — пестрые одежды.

 

Сцены с такого рода изображениями встречаются на древнеегипет­ских и ассирийских памятниках культуры. Эти же сцены иллюстриру­ют и поясняют то, о чем упоминает Священное Писание. О бороде, например, в псалмах говорится: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову» (Пс. 132, 1-2). В другой книге Ветхого Завета читаем: Аннон схватил посланных Давидом слуг и, чтобы унизить их, обрил им бороды; еще до возвращения в Иерусалим Давид приказал им задержаться в Иерихоне до тех пор, пока не отрастут снова их бороды, чтобы они не чувствовали себя обесчещенными (2 Цар. 10, 4, 5). В книге Судей читаем, что женщины, чтобы утешить мать Сисары, говорят ей, что если она выйдет навстречу своему сыну, то увидит, как он делит до­бычу, состоящую из пестрых и вышитых одежд (Суд. 5, 28-30).

На одной из стен гробницы царевича Хнемхотепа (1920-1900 гг. до Р. X.), обнаруженной археологами в Бени-Хасане (315 км южнее Каира), сохранились изображения нескольких фигур семитов-кочевни­ков, прибывших в Египет около 1900 г. до Р. X.' Всего их насчитывается 37 человек, и их предводитель носит чисто семитское имя Авесса. Это имя — Авесса — встречается в тексте Священного Писания: именно так звали сына Саруи и брата старшего военачальника Иоава (1 Цар. 26, 6). Кроме того, пестрая одежда и оружие этих людей замечательным обра­зом свидетельствуют о том, как одевались, какими вещами пользова­лись в то время семиты. Мужчины были одеты в шерстяные хитоны, до­ходившие до колен, в то время как платье женщин было намного длиннее и края его касались лодыжек. Эти одежды состояли из полос ткани яркой расцветки и применялись в качестве накидки, при этом ос­тавалось открытым левое плечо. Такие изображения одежды напомина­ют знаменитый пестрый хитон, который Иаков подарил любимому сыну Иосифу (Быт. 37, 3). На той же фреске мужчины изображены с ухоженными остроконечными бородами, а женщины с длинными черными волосами, ниспадающими на плечи и на грудь. На ногах муж­чин — сандалии, а у женщин — темно-коричневые сапоги. Воду они не­сут в красиво раскрашенных бурдюках. В качестве оружия у них луки, стрелы, палицы и копья. На ослах сидят маленькие дети и навьючен товар, например, — уголь, или сурьма, — черная краска, используемая для подкрашивания бровей и ресниц1.

Археолог Олбрайт отмечает, что изображение этой группы семитов в общем помогает прояснить историю древнего семейства Ламеха. Чле­ны этой семьи, как сказано в Ветхом Завете, были опытными и знающи­ми людьми в области скотоводства, музыки, кузнечного дела и обработ­ки металлов (Быт. 4, 19-22). Группа людей, изображенных на фреске в Бени-Хасане, использует домашних животных для перевозки плавиль­ного горна так же, как и мастера-медники в более позднее время. Один из мужчин играет на восьмиструнной лире. Вождь семитов Авесса пред­лагает в дар египетскому правителю козла, между рогами которого по­мещен пастушеский посох. Поскольку, как отмечает Олбрайт, изобра­женная на фреске одежда вряд ли претерпела в последующие два века существенные изменения, то не будет ошибкой предположить, что все выглядело так же и во времена Иакова2.

Таким образом, эти и другие подобные материалы подтверждают ис­торическую достоверность сведений Священного Писания, касающих­ся времени патриархов, судей, а также Давида.

 

Закон Ветхого Завета

 

По пути следования израильтян в Ханаан Бог явился Моисею на го­ре Синай и вручил ему скрижали, содержащие закон. Рационалисты и противники исторической достоверности свидетельств Священного Писания утверждали следующее: «Закон, известный по книгам Исход, Левит, Числа и Второзаконие, является позднейшим изобретением. Он не был издан около 1500-1400 гг. до Р. X. Основные его положения бы­ли записаны и кодифицированы лишь около 500-450 гг. до Р. X.». Глав­ный аргумент скептиков сводился к тому, что свод законов в том виде, как о нем говорится в упомянутых выше четырех книгах Ветхого Заве­та, был труднодоступен для восприятия и понимания малокультурных людей, какими были в то время израильтяне, и, стало быть, нет оснований полагать, будто они получили столь глубоко разработанный свод законов.

Тем не менее и этот довод оппонентов был опровергнут благодаря пяти важным археологическим находкам: 1) кодекса законов государст­ва Эшнунны; 2) кодекса законов Липит-Иштара; 3) кодекса законов Би-лаламы; 4) кодекса законов Хаммурапи; 5) клинописных табличек из Рас-Шамры.

Рассмотрим прежде всего археологические свидетельства, а затем на основании их сделаем необходимые выводы.

1. Кодекс законов города-государства Эшнунны (современный Тель-Асмар, расположенный примерно в 90 км к северо-востоку от Баг­дада) был найден сравнительно недавно. Он древнее кодекса законов Хаммурапи, однако обладает рядом схожих с ним характерных черт.

2. Кодекс законов царя Липит-Иштара старше кодекса законов Хам­мурапи на два столетия и содержит аналогичные кодексу Хаммурапи статьи законов1.

3. Несколько глиняных табличек были обнаружены при археологи­ческих раскопках, проводившихся в 1945 году и в последующие годы в Тель-Хермеле, расположенном в окрестностях Багдада. Эти глиняные таблички содержат законы времени Билаламы (1900 г. до Р. X.). Один из этих законов напоминает положение закона Моисея, которое гласит: если чей-нибудь вол забодает до смерти соседского вола, пусть прода­дут оставшегося в живых вола и разделят пополам полученные за него деньги; мясо погибшего вола следует также поделить между ними (Исх. 21, 35)2. Кодекс законов Билаламы состоит из введения и 59-ти статей, определяющих торговые отношения, тарифы цен и оплаты и наказания за невыполнение экономических или других обязательств. Другая часть статей касается уголовного и брачного права, вкладов, продажи, а также ущерба, нанесенного людьми, животными или предметами3.

4. Кодекс законов знаменитого аморейского царя Вавилона Хамму­рапи (1728-1686 гг. до Р. X.)4 увековечен на черном базальтовом столбе, который был найден в результате раскопок 1901 г. в Сузах. Этот кодекс содержит 247 статей уголовного и гражданского права, а также статьи по административному праву и законы, регламентирующие торговые отношения и другое. Он вобрал в себя основные положения предшест­вующих статей законов города Эшнунны и царя Липит-Иштара. Знаме­нитый кодекс Хаммурапи, записанный на несколько веков ранее зако­нов Моисея (который жил около 1500-1400 гг. до Р. X.), содержит также некоторые статьи законов, схожие с теми, что вошли в свод зако­нов Моисея.

 

5. Глиняные таблички из Рас-Шамры были открыты французскими археологами, работавшими (с 1929 г. и в последующие годы) под руко­водством профессора археологии «Коллеж де Франс» Клода Ф. А. Шеффера. На месте современной гавани Рас-Шамры (Северная Сирия, напротив острова Кипр) располагался некогда древний город-государ­ство Угарит. Этот город был знаменитой Белой Гаванью финикийского побережья, в которой процветала хананейская цивилизация. Помимо остатков двух языческих храмов, посвященных богам Ваалу и Дагону, Шеффер обнаружил остатки жилищ зажиточных торговцев и дом, при­надлежавший верховному жрецу Угарита. У этого человека была бога­тая библиотека, о чем свидетельствует собрание многочисленных и хо­рошо сохранившихся глиняных табличек, одна из которых исписана уникальным алфавитным клинописным письмом (около 1300-1200 гг. до Р. X.). Таблички из Угарита, который был полностью разрушен око­ло 1200 г. до Р. X., стали настоящим сокровищем, редчайшей находкой, датируемой около 1400 г. до Р. X. Эти открытия пролили свет на неве­домую доселе историческую эпоху и во многом способствовали обога­щению наших сведений о политеистической религии и языческих обы­чаях хананеев и финикийцев. В результате открытий в Рас-Шамре стало известно о богах и богинях (Ваал, Эл, Дагон, Ашера), о храмах и языческих обрядах, религиозных гимнах, молитвах и мифах хананеев-язычников. Судя по описаниям, некоторые из обрядов напоминают ре­лигиозные обряды израильтян и статьи законов Ветхого Завета1.

Остановимся несколько подробнее на этих пяти археологических находках, поскольку и в дальнейшем нам предстоит возвращаться к ним снова и снова. Они оказались существенным подспорьем в опроверже­нии точки зрения противников достоверности Священного Писания, в частности, в связи с тем утверждением, что будто бы Моисеев закон появился лишь в 500-400 гг. до Р. X.

1. Пять кодексов законов (из Эшнунны, Липит-Иштара, Билаламы, Хаммурапи и из Рас-Шамры), содержащие статьи законов и религиоз­ные законоположения, значительно древнее (выше была приведена их датировка), чем закон Моисея. Следовательно, если народы Месопота­мии и хананеи Угарита были настолько цивилизованными, что исполь­зовали столь глубоко разработанные законы (естественно, языческие), содержащие множество подробных статей, некоторые из которых схожи со статьями закона Моисея, то спрашивается, почему израильтяне не могли иметь свои собственные законы? Израильтяне не были настоль­ко диким и отсталым народом, каким их считают все те, кто отвергает Священное Писание. По уровню развития культуры они ни в чем не ус­тупали народам Месопотамии и Угарита. Они проживали в одном из плодороднейших регионов Египта — в Гесеме, поддерживавшем тесней­шие связи с Ханааном. Кроме того, вполне естественным представля­ется то обстоятельство, что народу, которому в ближайшем будущем предстояло прочно обосноваться в «земле обетованной», были дарова­ны законы, соответствовавшие жизни аграрного общества. Закон Мои­сея соответствовал как раз тому, что требовалось израильтянам.

Весьма характерно суждение одного из рационалистов — профессо­ра Йельского университета Миллара Барроуза. Он заметил: «Некото­рые ученые полагают, что уровень развития общества и уровень морали, отраженные в законах Моисея, слишком высоки для той древней эпохи. Однако сведения, которые содержатся в древних кодексах законов ва­вилонян, ассирийцев и хеттов, а также высокие идеалы, которые нашли отражение в древнеегипетской «Книге мертвых» и в древней книжной мудрости египтян, окончательно опровергают это утверждение»1. Тот же автор отмечает, что «некоторые термины, которые в Ветхом Завете употреблены для обозначения различных видов жертвоприношений, можно встретить на табличках из Рас-Шамры, например: кровавая жертва, жертва всесожжения, жертва умилостивительная, жертва мир­ная»2.

2. Сходство содержания заповедей Моисея и кодексов законов асси­рийцев, вавилонян и хананеев дает повод оппонентам достоверности сведений Священного Писания утверждать, что Моисей позаимствовал свои законы из кодекса Хаммурапи. Однако тщательное и детальное изучение кодекса Хаммурапи в последнее время показало, что в дейст­вительности не существует заимствования или какой-либо связи между законами Моисея и Хаммурапи. Это признал и профессор-рационалист Пенсильванского университета Джордж А. Бартон, который пишет: «В целом сопоставление кодекса Хаммурапи с законами Пятикнижия при всем их кажущемся сходстве убеждает исследователя в том, что законы Ветхого Завета, по существу, не заимствованы из вавилонских зако­нов»1. К тому же кодекс законов Хаммурапи содержит своеобразные статьи, которые, например, касаются воинов, сборщиков налогов и тор­говцев вином...

3. Но как тогда объяснить некоторое сходство содержания законов Моисея с законодательством ассирийцев, вавилонян, хеттов? И особен­но сходство содержания клинописных табличек из Рас-Шамры с изло­жением закона в книге Левит? На этот вопрос профессор археологии Дж. П. Фри отвечает двояко. Он пишет: «Во-первых, возможно, законо­дательство Израиля распространилось в Ханаане благодаря израиль­скому народу, когда заповеди были открыты Моисею (около 1450 г. до Р. X.) и использовались хананеями и населявшими Сирию народами еще до того, как были записаны на глиняных табличках из Рас-Шамры (1400—1350 гг. до Р. X.); во-вторых, возможно, законы, открытые Богом в очень древние времена (и переданные позже Моисею в кодифициро­ванном виде) были предназначены для разных народов; однако со вре­менем в законы были внесены изменения, различного рода поправки и искажения со стороны язычников. В результате передачи законов "из рук в руки" и "от народа к народу" они оказались записанными на гли­няных табличках из Рас-Шамры»2.

Мнение профессора Дж. П. Фри о том, что закон был открыт народу Израиля в древнейший период (еще до Моисея), а затем передан дру­гим народам, и после ряда изменений его содержание было воплощено в том виде, что известен нам по глиняным табличкам из Рас-Шамры, мо­жет быть основано на данных Священного Писания. Бог пообещал Исааку, который жил намного раньше Моисея: «Благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гла­са Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26, 4-5). «Повеления», «уставы», «законы» являются синонимами и означают божественную заповедь или заповеди, которые Бог открыл патриарху Аврааму (эпоха патри­архов приблизительно датируется периодом между 2000 г. и 1800 г. до Р. X.).

Итак, как отмечает профессор археологии Дж. А. Томпсон, не стоит особенно удивляться сходству содержания законодательства Моисея с кодексом Хаммурапи. Ведь «поскольку семья патриарха происходила из Месопотамии, вполне естественно, что она принесла с собой и не­которые из законов общества, к которому она принадлежала до того времени, как покинула Месопотамию. Насущную необходимость по­добных законов испытывала любая общественная система, и можно предположить, что они были утверждены Богом»1.

Кроме того, сэр Фр. Кеньон, не отличающийся консерватизмом вы­сказываний, отмечает: «Клинописные тексты из Рас-Шамры, посвя­щенные описанию различных типов религиозных обрядов, подводят к мысли, что в основе тех частей Пятикнижия, которые в свете филологи­ческой критики выглядят недавно составленными, может лежать более древний письменный источник»2. Поскольку язык текстов из Рас-Шам­ры является родственным древнееврейскому, то представляется естест­венным, что встречающиеся в них термины относительно жертво­приношений, типов обрядов и т. п. нередко схожи с аналогичными выражениями текста Ветхого Завета3.

4. Все это позволяет прийти к выводу, что происшедшее на божест­венной горе Синай было уникальным явлением с последствиями во все­мирно-историческом масштабе. Моисей, родившийся среди евреев, но воспитанный в языческой среде и получивший редкое образование, по­скольку вырос во дворце фараона, стал провозвестником монотеизма. Именно он провозгласил с Синайской горы веру в Единого Бога. Полу­чив божественное откровение, он обновил завет, заключенный Богом еще с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, и вручил каждому из израильтян десять заповедей, то есть божественный закон, который в своих основополагающих пунктах не имел прецедента и представлял собой нечто уникальное для всего мира4.

До этого момента человечество приложило некоторые усилия для обращения к монотеизму. Одну из таких попыток предпринял египет­ский фараон Аменофис IV (Аменхотеп IV, или Эхнатон) периода прав­ления 18-й династии (1703-1462 гг. до Р. X.). Следуя устремлениям сво­его отца (Аменофиса III), он попытался утвердить монотеизм в виде культа бога Солнца вместо культа Амона. Другая попытка была пред­принята в Месопотамии, где решили объединить всех языческих богов в одного — Нинурту, бога войны. Од­нако эти вполне человеческие и все­цело языческие устремления, это сильное желание человеческой души связать себя с единым истинным Бо­гом любви, с Которым она была раз­общена, ни к чему не привели. Меж­ду тем вера в истинного Бога, в еди­ного Бога Авраама, Исаака и Иакова, вера в Господа Бога Вседержителя, безсмертного Бога мира и в Его свя­щенный, совершенный и вечный за­кон, изложенный с непререкаемым величием в десяти заповедях, поко­рила мир. С тех пор народ Божий (в Ветхом Завете народ Израиля, в Но­вом Завете — новый Израиль благо­дати, т.е. Церковь Христова, которая содержит закон Ветхого Завета, до­полненный и завершенный пропове­дью Мессии-Христа) отправился в путь через пустыню мира и шествует к «земле обетованной», к вышнему Иерусалиму, имея своим долгом из­бегать греха и жить в соответствии со святейшей волей Вседержителя Бо­га, Который являлся Аврааму, Исаа­ку и Иакову, а затем Моисею на горе Синай, пророкам и, наконец, явился всему миру как Богочеловек Господь во времена царя Иудеи Ирода и рим­ского императора Августа. Это тот Самый Господь Бог, Сын Человече­ский, Который придет и во второй раз, чтобы судить мир на основе свя­того, человеколюбивого и спаситель­ного закона, т.е. того самого закона, который Бог открыл Моисею и кото­рый позже восполнил самым совер­шенным образом Богочеловек Гос­подь Иисус.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.026 с.)