Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса



 

Иеровоам был первым царем Израильского государства, т.е. десяти северных колен после их отступления от сына Соломона Ровоама (3 Цар. 12, 20). В результате раскопок, проведенных в Мегиддо немецкой экспедицией (1903-1905 гг.) под руководством Готлиба Шу­махера, имя Иеровоама получило археологическое подтверждение. В пятом слое во дворце эпохи Из­раильского царства была обна­ружена печать с надписью: «При­надлежит Шема, слуге Иеровоа­ма». Неизвестно, был ли Шема слугой Иеровоама I (931-910 или 922-901 гг. до Р. X.) или Иеровоа­ма II (782-753 гг. до Р. X.). Так или иначе, печать выявляет существование этого личного имени в пе­риод существовния израильской монархии1.

Вскоре после своего восшествия на престол Иеровоам I учредил культ золотого тельца и поставил его изображения в Вефиле (на южной окраине своего государства) и в Дане (на северной окраине). Священ­ное Писание говорит, что таким образом он хотел помешать своим под­данным покидать пределы своего государства и посещать столицу юж­ного царства Иерусалим, полагая, что подобные посещения повлияют на народ и заставят его снова возвратиться к Ровоаму (царю южного царства), от которого он отступил (3 Цар. 12, 26-29). В этом случае на Иеровоама I оказало влияние поклонение тельцу, увиденному им в Египте во время своего бегства. Этот факт подтверждают немецкий египтолог Штейндорф, американский исследователь Ветхого Завета Г.Л. Робинсон и американский профессор археологии Джозеф П. Фри. Своим деянием Иеровоам I попрал вторую из десяти заповедей и отлу­чил народ от единственного Истинного Бога2.

Одним из событий, произошедших во время царствования Ровоама и подтвержденных археологией, было нападение на Иерусалим египет­ского фараона Сусакима (Шешонка I, основателя 22-й ливийской ди­настии Египта. — Прим. пер.) через пять лет после смерти Соломона. Ветхий Завет говорит, что во время этого нападения произошло разграб­ление Иерусалимского храма (3 Цар. 14, 25-28. 2 Пар. 12, 2-12). В Третьей книге Царств упоминается только нападение на Иерусалим, в то время как во Второй книге Паралипоменон мы имеем более подробное описание нашествия Сусакима. Здесь также говорится об укрепленных городах Иудеи (12, 4). Во всяком случае, это нападение нанесло евреям большой урон1. Сегодня из найденных в Египте текстов фараона Суса-кима мы знаем, что нашествие египтян действительно причинило огром­ный вред Израилю. В полуразрушенном большом храме в египетском Карнаке (рядом с современным Луксором) находится величественный рельеф, на котором увековечен разбойничий набег Сусакима, о котором рассказывается в Священном Писании. Бог Аммон ведет 165 испуган­ных связанных веревками евреев к фараону Сусакиму, который хватает их за волосы и убивает дубинкой. На телах пленных написаны названия палестинских городов, подвергнувшихся нападению египтян. В списке значатся многие израильские города, как, например, Фаанах, Гаваон, Аиалон, Вефсан и другие2.

 

 

Таким образом, археологический материал проливает больше света на рассказанное в Священном Писании и показывает, что Сусаким на­пал не только на Иерусалим, но и на другие города3.

Не так давно в результате раскопок в Мегиддо была обнаружена раз­битая каменная стела, на которой высечено имя Сусакима. Эта находка показывает, что, по всей вероятности, фараон в честь победы поставил здесь памятник с соответствующей надписью4.

Археология освещает и два других события, связанных с войной царя северного царства Ваасы против главы южного царства Асы. Об этом рассказывается в Третьей книге Царств (15, 16-22). Аса, увидев, что Вааса строит крепость на границе своего государства, обратился за помощью к царю Дамаска. Этот царь, сын Адера, сын Тавереммана (так это имя звучит в греческой транскрипции текста LXX, в слав. пере­даче — «сын Адеров, сын Таверема», в русском синодальном переводе, согласном с еврейским текстом, — Венадад, сын Тавримона. — Прим. пер.) (3 Цар. 15, 18), известен нам сегодня из надписи, найденной в Северной Сирии. Надпись представляет собой арамейский текст, в ко­тором говорится о клятве, данной «сыном Адера, сыном Тавереммана, царем Арама»5. Второе событие касается крепости Гива (это название упоминается в еврейском тексте), одной из двух крепостей, построен­ных Асой (15, 22). Археология показывает, что крепость Гива действи­тельно была сооружена в третий раз в эпоху Асы6.

 

Царь Амврий

 

Царю Амврию посвящено толь­ко шесть стихов Ветхого Завета (3 Цар. 16, 23-28). В этих шести стихах упоминаются два факта, связанные с его царствованием:

1. Амврий купил участок земли у некоего Семира и построил на нем столицу Израиля, назвав ее Самарией (16, 24).

2. Амврий известен прежде всего как нечестивец, поступав­ший хуже всех своих предшественников. В богодухновенном тексте написано: И делал Амврий неугод нов пред очами Господа (16, 15). Он дошел до идолопоклонства и был более нечестив, чем все предшествовавшие ему цари (16, 25).

Раскопки в Самарии1 подтвердили, что город действительно был ос нован Амврием. Раскопки проводились на самарийском холме экспеди цией Гарвардского университета (1908-1910 гг.) под руководствол Райснера2. Сведения, сообщаемые Священным Писанием о строитель стве Амврием Самарии и перенесении туда столицы Израильского го сударства, оказались очень точными. Археолог Барроуз пишет: «Сама рия была построена в то время, когда, по сказанному в Священном Писании, Амврий учредил ее как столицу северного царства. Мы рас полагаем бесчисленным количеством свидетельств, которые могли бы подтвердить этот факт»3. Излишне говорить, что выбор места для строительства города характеризует Амврия как человека, обладающего необычайным военным чутьем и политической интуицией. Ведь асси рийцы, представляющие собой смертельную опасность для Израиля уже надвигались с севера. А Самария находилась в укрепленном от при роды месте и в то же время господствовала над всем районом. Она был; построена «на уединенном холме высотой 100 метров с обрывистыми склонами на юге и юго-западе, который стоял на плодородной долине окаймленной полукружием высоких гор»4.

Мы располагаем многочисленными археологическими подтвержде ниями нечестия Амврия и развития идолопоклонства в северном царстве. Как мы видели в предыдущей главе, основу идолопоклонства зало­жил Иеровоам I, установив культ золотого тельца. Затем во времена Амврия, Ахава и Иезавели идолопоклонство развивалось с поразитель­ной быстротой. В период правления Ииуя и Иеровоама II оно пережило некоторый спад и привело к серии убийств во дворце1. Своими деяния­ми Амврий прославился как среди ассирийцев, так и среди моавитян. Его имя вошло в их хроники. После своей смерти Амврий стал леген­дарным персонажем, и Израиль назывался в ассирийских текстах «Бит-Умрией», т.е. «Домом Амврия».

 

Сведения об Амврий мы находим также в другом, высеченном на камне, тексте. Этот документ, переживший многочисленные перипетии, сейчас находится в Париже. Речь идет о стеле моавитянского царя Ме-ши, упомянутого в Священном Писании (4 Цар. 3, 4). Эта стела из ба­зальта была найдена в 1868 году в Дибане (библейском Дивоне) (Иор­дания) эльзасским миссионером Ф.А. Клейном. Памятник датируется 850-840 гг. до Р. X. Высеченная на нем надпись на моавитянском языке рассказывает об упомянутом в Ветхом Завете походе Иудеи и Израиля на Моав (4 Цар. 3). К сожалению, арабские племена, кочующие по это­му району, разбили стелу на куски и разделили их между собой в наде­жде на получение большей прибыли при продаже стелы по частям. Но точный план местности, в которой Клейн обнаружил памятник, и сле­пок, сделанный со стелы французским исследователем Клермоном Ган-но, позволили реконструировать ее и собрать по кускам, к тому времени найденным и выкупленным. В конце концов эта замечательная стела нашла свое последнее прибежище в музее Лувра1.

Надпись на стеле сообщает о победе моавитянского царя Меши и представляет собой ценный археологический материал, так как полнос­тью освещает события, описанные в третьей главе Четвертой книги Царств, и рассказывает нам о том, что Амврий захватил Моав и угнетал его в течение многих лет. Победоносное восстание Меши произошло в период царствования Ахава, сына Амврия. Священное Писание очень кратко говорит о неблагоприятном для Израиля исходе битвы с моави-тянами (4 Цар. 3, 27), в то время как Меша детально и с воодушевлени­ем описывает ход этого сражения. Кроме того, в надписи на стеле Меши упоминаются многие имена из Священного Писания, а Бог израильтян называется Яхве2.

Таким образом, археология не только подтверждает, но и проливает яркий свет на важные исторические события, описанные в богодухно-венном тексте Ветхого Завета.

 

Ахав и Иезавель

 

Ахав, сын и преемник Амврия, был седьмым царем Израильского го­сударства (874-853 гг. до Р. X.). Он женился на Иезавели, дочери си-донского царя Иефеваала (рус. перев. — Ефваала) (3 Цар. 16, 31). Эта женщина принесла со своей родины в Израиль культ Ваала, и, посколь­ку этот языческий культ был смертельно опасен для израильтян, Бог послал пророка Илию, а вслед за ним и Елисея, для того чтобы укрепить Свой народ в истинной вере. На вопрос о том, почему Илия и Елисей не обличали культ золотого тельца (введенный Иеровоамом I), археолог Олбрайт отвечает: «Поклонение Ваалу было делом несравненно худ­шим, поэтому оба пророка употребили все свои силы, чтобы помочь преодолеть эту серьезнейшую опасность в тот страшный и критический Для Израиля час»3.

В то время как рассказ об Амврии, отце Ахава, занимает в Священ­ном Писании только шесть стихов (3 Цар. 16, 23-28), Ахаву посвящено шесть глав богодухновенного текста. Многое, рассказанное о нечести­вом Ахаве и его нечестивейшей жене Иезавели, производит настолько сильное впечатление, что кажется некоторым легендой и мифом. Но раскопки, дважды проведенные в столице северного царства и резиден­ции Ахава Самарии, показали, что все связанные с Ахавом события, ко­торые описываются в Ветхом Завете, являются историческими. Одна археологическая экспедиция имела место в 1908-1910 гг. и была ор­ганизована представителями Гарвардского университета Джорджем Райнером, Кларенсом Фишером и Д.Г. Лайоном. Другая экспедиция (1931-1935 гг.) была организована американо-британской группой под руководством английского археолога Дж. Б. Кроуфута.

Благодаря этим раскопкам мы располагаем доказательствами того, что культ Ваала действительно оказал огромное влияние на всю жизнь Израиля. Находки (печати, надписи и т.п.) показывают, что имя «Ваал» очень часто встречается в качестве компонента в личных именах жите­лей Израиля. Примерами этому служат имена Еливаал, Абиваал, Це-ривваал. Разумеется, были распространены и имена с первым элемен­том «Ях» от Яхве (так называли Бога израильтяне). Но, но словам профессора археологии Томпсона, «на каждые одиннадцать имен с эле­ментом «Ях» приходится по семь имен с элементом «Ваал», т.е. идоло­поклонники составляли в северном царстве довольно большую часть населения. По мнению Томпсона, это означает, что народ столь сильно был увлечен культом Ваала, что, не задумываясь, стал употреблять язы­ческие имена. Подобная картина полностью соответствует словам про­роков, описывающих в Ветхом Завете великое вероотступничество на­рода. Кроме того, распространение культа Ваала в период правления Ахава и Иезавели подтверждается тем фактом, что в VIII-VI вв. до Р. X. в Иудее (т.е. в южном царстве) имена, найденные в надписях и на печатях, не содержат элемента «Ваал», в то время как в Израиле в инте­ресующую нас эпоху такие имена встречаются в большом количестве2.

Профессор Томпсон отмечает, что в результате археологических исследований было получено объяснение мотивов, по которым ковар­ная Иезавель овладела виноградником Навуфея, о чем рассказывается в 21-й главе Третьей книги Царств. Известно, что Иезавель была по про­исхождению хананейка. В соответствии с этим археолог Томпсон пи­шет, что в одном из ханаанских мифов рассказывается о богине, которая некогда встретила юного охотника с прекрасным луком, подаренным ему одним из богов. Богиня попыталась убедить охотника отдать ей лук, но тот был непреклонен. Тогда богиня испросила у верховного бога Эла позволения добыть себе лук любыми способами. Получив разреше­ние, она выбрала одного дурного человека и, превратив его в орла, при­казала ему броситься с высоты и убить юношу. Так ей удалось безнака­занно получить прекрасный лук. В ханаанской мифологии сила всегда права. А раз боги и богини действуют столь самовластно, эгоистично и не гнушаются насилия, то, естественно, что и их почитатели поступают таким же образом. Поэтому хананейка по происхождению и идолопо­клонница Иезавель полагала, что ее супруг имеет право отнять вино­градник у своего подданного, даже если тот не желает этого и утвержда­ет, что виноградник достался ему в наследство от отца. Она сказала Ахаву: «Так-то ты пользуешься своей царской властью в Израиле?.. Я доставлю тебе виноградник Навуфея» (3 Цар. 21,7). Таким образом, за­хватнический и грабительский поступок Иезавели уходит своими кор­нями в мифологическую традицию.

Рассказывая о жизни нечестивого Ахава, Ветхий Завет упоминает и о «храме слоновом, яже созда» (3 Цар. 22, 39), т.е. о дворце с отделкой из слоновой кости, который тот соорудил.

Мы располагаем многочисленными археологическими данными о дворцах и прочих зданиях, построенных Ахавом в Самарии. Первые дворцы, построенные при Ахаве, отличались удивительной красотой и несли в себе следы ярко выраженного финикийского влияния. Изнутри их стены были украшены слоновой костью в соответствии с обычаями той эпохи. Дворцы подобного типа были обнаружены в Ассирии и Финикии. Прекрасные произведения искусства из слоновой кости, най­денные в столице древней Ассирии Нимруде (Калахе), включали в себя многочисленные предметы, относящиеся ко времени жизни Ахава (IX в. до Р. X.). Благодаря одной из комнат одного из нимрудских двор­цов мы имеем прекрасную иллюстрацию к тому, о чем говорится в Вет­хом Завете по поводу дворца Ахава (3 Цар. 22, 39). Стены этой комнаты, построенные из обожженного кирпича, были отделаны пластинами из слоновой кости1.

В результате раскопок в Самарии были найдены архитектурные со­оружения, построенные с большим мастерством. Среди руин археологи нашли многочисленные пластины слоновой кости, некогда украшавшиестены дворца Ахава1. Кроме того, ученые установили, что многие стены дворца были облицованы белым мрамором. Эти находки позволили Кларенсу Фишеру, принимавшему участие в раскопках 1908-1910 го­дов, сказать археологу Фри, что дворец Ахава называется «дворцом из слоновой кости» по двум причинам: во-первых, благодаря белым свер­кающим стенам, а во-вторых, из-за отделки стен слоновой костью2.

Археологические находки проливают свет и на ветхозаветную исто­рию о конфликте Ахава с пророком Илией. В то время случилась вели­кая засуха. Этот факт подтверждается и Иосифом Флавием, узнавшим об этом от грека Меандра, который, в свою очередь, почерпнул такие сведения из финикийских источников3. Ваал, языческий бог плодоро­дия, мог, по мнению идолопоклонников, послать дождь и таким образом прекратить засуху. Но пророк Илия призвал язычника Ахава и его жре­цов и высмеял эту их веру (3 Цар. 18). Он сказал им, что то, что не спо­собен сделать Ваал, может совершить единственный истинный Бог, Бог Израилев. В конце концов после молитвы Илии Бог действительно по­слал дождь. Томпсон отмечает, что по археологическим данным 450 пророков студных были пророками Ваала, а четыреста пророков дуб­равных (3 Цар. 18, 19) являлись пророками Астарты4.

Давайте рассмотрим еще одно ветхозаветное событие, касающееся смерти злейшего врага Ахава сирийского царя Венадада (греч. и слав, текст — «сына Адерова». — Прим. ред.). В Библии сказано, что он был убит неким Азаилом (4 Цар. 8, 11-15). Этот факт подтверждается ар­хеологически. В текстах ассирийского царя Салманассара III, жившего в одно время с Ахавом, говорится об Азаиле как о человеке низкого про­исхождения, узурпировавшем дамасский престол5. Сведения об Азаиле мы находим также и в надписях на украшениях из слоновой кости, об­наруженных в Хадату, в северо-западной Месопотамии. На одном из них начертано имя дамасского царя Азаила6.

По мнению профессора археологии Томпсона, отличительной осо­бенностью описанных в Священном Писании событий является пре­красное знание древней географии, которое демонстрируют авторы тек­ста. Только сегодня мы начинаем осознавать ценность Священного

Писания как источника сведений по древней географии1, а также — до­бавим мы — и истории. Находки, сделанные современной археологией, обогатили наши знания, пролили свет на все исторические события, о которых повествуют богодухновенные авторы Ветхого Завета.

 

Династия Ииуя и Иоаса

 

Культ языческого бога Ваала, распространенный среди жителей се­верного царства, в буквальном смысле слова свирепствовал. Бог решил положить конец этому развращению народа. По велению Господа про­рок Елисей помазал военачальника Ииуя в цари над Израилем, для того чтобы тот истребил весь дом вероотступника Ахава. После того как вой­ско признало Ииуя и провозгласило его царем (842-841 гг. до Р. X.) (4 Цар. 9, 1-13), Ииуй пошел в Изреель, где в то время находились ра­неный в битве с сирийцами израильский царь Иорам и царь Иудеи Охо-зия. Ииуй убил Иорама и Охозию, а Иезавель приказал выбросить из окна на дорогу и оставить ее тело на растерзание псам. Кроме того, он истребил пророков Ваала и разбил все статуи этого языческого бога. Таким образом, по словам Священного Писания, истребил Ииуй Ваала с земли Израильской (4 Цар. 9-10; 10, 28).

Археология предоставила нам одно очень важное свидетельство, ка­сающееся Ииуя. В 1840 г. англичанин сэр Генри Лэйярд нашел в Телль-Нимруде на реке Тигр, на месте древней столицы Ассирии Кальху, (Священное Писание называет этот город Калахом; см.: Быт. 10, 9-11) обелиск из черного базальта2. Сейчас этот памятник хранится в Британ­ском музее. Обелиск опоясывают пять рядов рельефов, на которых «не­обычайно живо запечатлены царские особы в великолепных одеждах. Некоторые из них пали ниц на землю. Вереница слуг несет различные сокровища: слоновую кость, украшенную бахромой материю, полные разного добра кувшины и корзины. Среди животных, запечатленных на обелиске, привлекает внимание слон с удивительно маленькими уша­ми. Встречаются также изображения верблюдов, обезьян, антилоп, ди­кого быка и загадочного единорога»3.

Этот черный обелиск был создан в память о победах ассирийского царя Салманассара III (859-824 гг. до Р. X.), современника и врага из­раильского царя Ахава. Благодаря этому памятнику мы располагаем важными сведениями и об израиль­ском царе Ииуе, некогда бывшем со­юзником дамасского царя Азаила. Во втором ряду (сверху) встречается рельефное изображение Ииуя или какого-то из его посланцев, прекло­нившего колени и касающегося ли­цом земли, то есть в позе, выражаю­щей покорность и подчинение Сал-манассару III. В том же самом ряду изображена вереница посланцев с тяжелым грузом в богато украшен­ных хитонах и головных уборах уд­линенной формы. Рельефы сопрово­ждаются надписью следующего со­держания: «Дань Ииуя из Бит-Умри: я получил от него серебро, золото, большую золотую чашу, золотые миски, золотые кубки, золотые кот­лы, свинец, царский скипетр и бла­говонное дерево»1. «Ииуй из Бит-Умри» — это израильский царь Ииуй2. Как мы отмечали в предыду­щих главах, ассирийцы называли Израиль «Бит-Умри», что означает «Дом Амврия».

 

В тексте упоминается событие, произошедшее после того, как Сал-манассар III решил «навестить» зем­ли, находящиеся к западу от его го­сударства. Дамасский царь Азаил, подобно прочим правителям, был уже побежден и покорен. А цари Тира, Сидона и Израиля благоразум­но предпочли выплатить дань асси­рийскому владыке. Поза Ииуя перед Салманассаром ясно свидетельствует о том, что Ииуй покинул своего друга и соратника Азаила и добро­вольно подчинился ассирийскому правителю.

Тем не менее Ииуй, его сын Иоахаз и весь Израиль не оста­лись безнаказанными за этот по­ступок. Сразу же после ухода Сал-манассара в свои пределы Азаил, по отношению к которому Ииуй поступил так вероломно, напал на Израиль. О последствиях этого в Священном Писании говорится, что в те дни начал Господь отре­зать части от израильтян, и по­ражал их Азаил во всем пределе Израилевом (4Цар. 10, 32). Из Вет­хого Завета известно, что Бог на­казал Иоахаза (сына Ииуя), и не было у него более армии. У Иоаха­за оставалось войска только пять­десят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого что истребил их царь сирийский и обра­тил их в прах на попрание (4 Цар. 13, 7). А ведь во времена Ахава Изра­иль располагал двумя тысячами боевых колесниц, в эпоху же Давида у Израиля было 800 000 воинов, а у колена Иуды — 500 000 (2 Цар. 24, 9). Теперь же при Иоахазе у десяти колен осталось только десять тысяч мужей, годных к военной службе. Вот до чего доводят людей грех и от­ступление от Бога!

Другой важной археологической находкой была стела Адад-Нира-ри III (811-783 гг. до Р. X.), обнаруженная в 1967 году в Телль-эр-Ри-махе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я'асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и прави­теля Сидона»1. Таким образом, историчность еще одного израильского Царя подтверждается археологически.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.032 с.)