Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иосиф и израильтяне в Египте

Поиск

Широко известна история об Иосифе, которого братья, побуждае­мые завистью, продали купцам — измаильтянам и мадианитянам. Те увели его в Египет и продали там Пентефрию (Потифару), начальнику телохранителей фараона (Быт. 37, 28-36). Далее в книге Бытия рас­сказывается о том, что Иосиф снискал благосклонность египетского фараона, был наделен огромной властью в Египте, а когда разразился голод, переселил отца со всем семейством в страну Нила. Археологиче­ские находки пролили свет и на эти события.

Сегодня нам многое известно в подробностях об истории и культуре древних египтян, об уровне их образования и законах наследования правителей Египта. С достаточной точностью известна и хронология событий древнеегипетской истории. От одних царей дошли до нас исто­рические сведения, от других — только имя, от третьих — мумии, храня­щиеся в Каирском или в каком-либо другом музее мира. Одно из лучше всего сохранившихся захоронений фараонов — гробница Тутанхамона, жившего в близкую ко временам Моисея эпоху и правившего всего три года, было открыто археологом Говардом Картером.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что египет­ский фараон, благоволивший Иосифу, принадлежал к династии гиксосов. Историки насчитывают около тридцати или более династий еги­петских фараонов, правивших в период с 3000 г. до Р. X. и вплоть до возникновения Римской империи. Весьма вероятно, что во времена пат­риархов в Египте у власти находилась 12-я династия, правление кото­рой завершилось к 1786 г. до Р. X. За ней последовали правители 13-й и 14 -й династий, избравшие своей резиденцией Фивы (Нижний Египет). Незадолго до конца правления 13-й династии в Северный Египет вторг­ся народ, который позднейшие историки назвали гиксосами. Гиксосы господствовали в стране Нила около 150 лет (1720-1580/70 гг. или 1750-1600/ 1550 гг. до Р. X.) и основали в Египте 15-ю и 16-ю династии. В это же время в Фивах продолжали оставаться египетские правители, однако они подчинялись власти гиксосов. Столицей гиксосов был город Аварис (позднее названный Пер-Рамсес), расположенный в дельте Ни­ла. В конце концов египетские правители восстали против господства гиксосов и снова стали хозяевами своей страны. Несмотря на то что нам в подробностях известна история Древнего Египта, тем не менее до­шедшие до нас египетские доку­менты не предоставляют никаких свидетельств о жизни и пребыва­нии Иосифа на территории Егип­та. Египтологи пока не обнаружи­ли ни археологических памятни­ков, ни письменных источников той эпохи. История страны Нила в период с 1750 г. и вплоть до 1550 г. до Р. X. окутана мраком. Что же произошло?

 

Археологическая наука владе­ет сегодня многочисленными дан­ными, подтверждающими, что около 1700 г. до Р. X. (или не­сколько ранее) Древний Египет за­хлестнула волна нашествий. Часть племен проникла в эти земли мир­ным путем, в то время как другая, напротив, вторглась в Египет на боевых колесницах в период прав­ления бессильной 13-й династии. Вновь пришедшие поселенцы яви­лись из Палестины и поселились здесь, пролив в Египте море крови и произведя невиданные доселе разрушения. Сперва они захвати­ли область дельты Нила, а затем распространили свое господство на всю страну. Непокоренный до того Нильский колосс превратил­ся в их раба! Происхождение этих завоевателей неизвестно, однако мы знаем, что большая часть их принадлежала к семитским племе­нам, населявшим Ханаан и Сирию. Имена, выгравированные на аму­летах в виде священных жуков-скарабеев, дошедших от периода правления гиксосов, по большей части являются семитскими1.

Мы столь подробно остановились на рассмотрении периода правле­ния гиксосов в связи с тем, что в заключительных главах богодухновен-ной книги Бытия повествуется о том, что семья патриарха Иакова посе­лилась в Египте с одобрения фараона. И лишь впоследствии, когда в Египте правил другой фараон, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), на­чались страдания израильтян. Египтологи пришли к выводу, что фара­он, сделавший Иосифа вторым после себя человеком в стране, происхо­дил из династии гиксосов, правивших в рассматриваемый нами период. В книге Бытия говорится, что всякий пастух овечьего стада являлся «мерзостью» (то есть считался презренной и отвратительной лично­стью) для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), а между тем Иосиф, его отец и братья, являясь пастухами, были благосклонно приняты египетским фараоном. По мнению египтологов, это обстоятельство служит под­тверждением того, что поселение Иакова в Египте падает на период правления семитов-гиксосов, чье наименование в переводе означает «цари-пастухи», поскольку, как передает Иосиф Флавий, «гик» означа­ет царь, а «сое» — пастух2. Для семитов-гиксосов было естественным, отмечают египтологи, оказывать предпочтение соплеменникам при на­значении на высшие должности3.

Но, поскольку мы лишены достоверных свидетельств об Иосифе, спрашивается, каким образом археологические данные могут быть со­гласованы с письменными свидетельствами книги Бытия?

Правление династии гиксосов — «чужеземных царей», как их назы­вали сами египтяне, надолго осталось в памяти народа Египта. И не только из-за того, что те прошли с огнем и мечом по Египту, но еще и потому, что семиты-гиксосы возводили чужеземцев (своих соплемен­ников) на высшие должности в управлении Египтом и подвергали гнету коренное население. Память о материальной и культурной катастрофе, постигшей страну Нила, и о притеснениях населявшего ее народа на­долго осталась в сознании египтян, как свидетельствует о том яркое описание тех событий египетским историком Манефоном4. По причине того, что этот период в истории страны был тяжелым, едва только егип­тяне освободились от владычества династии гиксосов, они стали систематически уничтожать все следы, указывавшие на пребывание «чуже­земных царей» на их земле. Особые усилия по искоренению следов пребывания гиксосов в Египте приложили фараоны 18-й династии — касалось ли это письменных источников, построек или каких-либо дру­гих памятников культуры. Именно это, по мнению египтологов, и при­вело к отсутствию прямых свидетельств, подтверждающих факт пребы­вания Иосифа и израильтян в Египте1.

Однако несмотря на суровое обращение гиксосов с египтянами, они тем не менее привнесли в Египет некоторые полезные новшества. В ка­честве правителей одного из обширнейших государств, которое прости­ралось от границ Северной Сирии до границ Нижнего Египта, гиксосы поддерживали торговые отношения со всеми странами Ближнего Вос­тока. Общепризнанным сегодня стало то, что благодаря гиксосам в Египте появились лошади, боевые колесницы, новые типы сабель и ме­чей, мощные азиатские луки, они познакомили египтян с новыми типа­ми крепостных сооружений; особенно впечатляющими были укрепле­ния, за которыми укрывались боевые колесницы.

Как уже отмечалось, непосредственные свидетельства о появлении и пребывании Иосифа и его семьи в Египте отсутствуют. Но наличие мно­жества косвенных доказательств и веских аргументов все-таки подтвер­ждает историческую достоверность событий, изложенных в 40-50-й главах книги Бытия, а также того обстоятельства, что Иосиф действи­тельно около 1700 г. до Р.Х. пользовался почетом и уважением в Египте.

1. Мы уже говорили, что гиксосы были семитами. Однако семитами были и дети Иакова, вследствие чего они пользовались благосклоннос­тью со стороны гиксосов в Египте. Особых сомнений не вызывает и то, что малочисленный род Иакова со временем разросся и в период прав­ления династии гиксосов превратился в народ Израиля. К подобному заключению можно прийти и на основании повествования книги Бы­тия. В Ветхом Завете говорится, что израильтяне оставались в Египте на протяжении четырехсот лет [1]. Если согласиться с тем, что исход из­раильтян из Египта произошел немногим позже 1300 г. до Р. X. (под­робнее этот вопрос мы намерены рассмотреть в дальнейшем), и приба­вить к этой дате 400 лет, то получим дату 1700 г. до Р. X., то есть период правления в Египте гиксосов. Появление Иосифа в Египте, а также Иакова и его семьи приходится, таким образом, на период правления в Египте семитов-гиксосов.

2. Иосиф — далеко не единственный азиатский семит, проданный в Египет около 1700 г. до Р. X. (Быт. 37, 36; 39,1). Один из древних папи­русов, хранящийся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов не­коего влиятельного египетского вельможи, из которых 40 происходили из Азии и имели семитские имена1. Из древнеегипетских документов известно также, что рабов из Сирии египтяне покупали по высоким це­нам. Слово канаму, или хананей, было синонимичным слову раб в древ­неегипетских документах2.

3. В книге Бытия приводятся различные должности и титулы, широ­ко распространенные в Древнем Египте. Например, звания главный ви­ночерпий и главный хлебодар действительно встречались, согласно данным археологии, среди египетских царедворцев. Должность, кото­рую Пентефрий предоставил Иосифу, — он поставил его над домом сво­им, и все, что имел, отдал на руки его (Быт. 39, 4) - существовала в дей­ствительности и имела место в хозяйствах египетских вельмож во времена Иосифа3.

4. Некоторые из исследователей оспаривают то обстоятельство, что У жены Пентефрия была возможность довольно часто общаться с Иоси­фом и провоцировать его на близость ежедневно (Быт. 39, 10), посколь­ку помещения, занимаемые Иосифом в качестве главного управляющее го и смотрителя Пентефрия, располагались якобы на значительном отдалении от покоев самого Пентефрия и его жены. Однако археологи­ческие раскопки в Телль-эль-Амарне (Центральный Египет) явили све­ту многочисленные руины жилых построек, планировка которых ука­зывает на то, что хозяйственные помещения находились в задней части дома и, следовательно, чтобы пройти в них, надо было сначала миновать главную часть дома. Так было и в доме Пентефрия. Таким образом, Иосиф, исполняющий обязанности главного управляющего и смотри­теля, ежедневно проходил через весь дом, чтобы попасть в хозяйствен­ные помещения своего господина1. Поэтому вполне естественным пред­ставляется то, что он ежедневно мог беседовать с женой Пентефрия, терпя ее настойчивые домогательства.

 

5. После известной истории, когда жена Пентефрия оклеветала Иосифа, он был заключен в темницу, как об этом говорится в книге Бы­тия (Быт. 39, 17). Многочисленные археологические исследования го­ворят о том, что в период пребывания Иосифа в Египте уже существо­вали большие тюрьмы. В какую из таких темниц был помещен Иосиф? Немецкий египтолог Эберс отождествляет место заточения Иосифа с крепостью в городе Мемфисе, носившей название «Белая Стена». В ев­рейском тексте Библии темница Иосифа обозначается словом sohar, что переводится буквально как «круглый дом». Вероятно, здесь имеется в виду круглая башня, которая использовалась в качестве государственной темницы. тюремное помещение в Фиивах (Нижний Египет), куда п приказу египетского фараона Тутмоса III (1501 — 1447 гг. или 1482-1428 гг. до Р. X.) были помещены сирийские пленники, называлось su han Найт отмечает, что семитское sohar соответствует в египетско языке лексеме suhan. А. Яхуда приводит египетское слово, похожее в sohar и нередко встречающееся в многочисленных надписях. Этим слс вом обозначалась крепость-тюрьма, расположенная неподалеку от грг ницы с Палестиной. В ней содержались важные преступники, а таюк высокопоставленные лица, обвиненные в различных злоупотребления: взяточничестве и т.п. Яхуда допускает, что именно в этой крепости скс рее всего и содержался Иосиф1.

6. Не вызывает сомнения и существование должностей главног виночерпия и главного хлебодара, о которых говорится в Священно] Писании, что они были заключены в тюрьму вместе с Иосифо] (Быт. 40, 1-3). Древнеегипетские документы предоставляют богаты фактический материал, свидетельствующий о наличии в общественнс экономической жизни Древнего Египта должностей экономов (управ ляющих домашним хозяйством), надсмотрщиков, пекарей. Все стади приготовления хлеба, начиная с замешивания теста и т.д., отражены сюжетах настенной живописи египетских гробниц. На этих настенны росписях изображены экономы и другие слуги, несущие на голова корзины с хлебом и другими мучными изделиями. Это такой спосо переноски хлеба, описание которого дал Иосифу главный хлебода (Быт. 40, 16-17).

7. Некоторые исследователи вы­сказывают сомнения по поводу воз можности назначения Иосифа на столь высокую должность, какую, согласно Священному Писанию, предоставил ему фараон. Однако и этот вопрос освещен археологиче­ской наукой.

Прежде всего необходимо отме­тить, что упомянутые в Священном Писании высокие титулы, которые Даны были Иосифу, исключитель­но египетского происхождения. Обращает на себя внимание следующая фраза фараона: «Ты будешь госпо­дином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41,40). Иосиф стал отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской (Быт. 45, 8). Иосиф занимал пост на­подобие премьер-министра Древнего Египта, хотя в действительности его должность была более высокой, — он занимал второе после фараона место в государственной иерархии1. Между прочим, профессор египто­логии из Ливерпуля Т. Эрик Пит и Г. А. Бартон подтверждают истори­ческую достоверность существования в этот период в Египте таких имен, как Асенеф, бывшего у супруги Иосифа, женившегося, когда он стал царедворцем, и Пентефрий — имя ее отца (Быт. 41, 45)2.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, возможно ли, чтобы хананейский раб вроде Иосифа был удостоен столь высоких должно­стей. Вне всякого сомнения, Бог покровительствовал Иосифу; вместе с тем и археологическая наука подтверждает, что это не было чем-то не­возможным. Данные археологических раскопок в Египте свидетельст­вуют, что чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неодно­кратно выдвигались на высшие должности. А. Эрман утверждает, что «среди придворных чинов нередко встречались чужеземцы, которые, возможно, были рабами». Один из таких хананеев был «главным глаша­таем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамзес храма Ре»3. Это свидетельство перекликается с тем, что сказано в книге Бы­тия, а именно, что фараон дал Иосифу египетское имя Цафнаф-паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель на­рода», или «основоположник жизни», или «владеющий тайным знани­ем и открывающий сокровенное». Другой хананей, по имени Дуду, так­же достиг высокого положения при дворе египетского фараона, о чем свидетельствует дошедшее до нас благодаря археологии послание, кото­рое направил ему какой-то аморей. Еще один хананей — Мери-Ра — стал адъютантом фараона. Должности, схожей с Иосифовой, удалось добиться хананею Янгхаму. Он был уполномоченным фараона в одной из египетских провинций, которая была житницей Древнего Египта. Кроме того, археолог Уильям Ф. Олбрайт в результате проведенных раскопок обнаружил свидетельства, указывающие на то, что Иосиф был не единственным семитом, назначенным фараоном премьер-минист­ром: некий семит, носящий явно древнееврейское имя Хур, занимал в XVII в. до Р.Х. то же место, что и Иосиф1. Таким образом, археологиче­ская наука предоставляет целый ряд доказательств, подтверждающих, что назначение Иосифа на столь высокий и ответственный пост в Егип­те было вполне возможным.

8. Другим доводом в пользу исторической достоверности Священ­ного Писания стало содержащееся в нем подробное описание церемони­ального этикета, где говорится о поставлении Иосифа вторым после фа­раона. Вот как пишет об этом боговидец Моисей: «Фараон, сняв со своей руки перстень с личной печатью, надел его на руку Иосифа. Затем одел Иосифа в виссонные одежды и возложил на его шею золотую цепь. Вслед за этим фараон поставил его на вторую из своих колесниц, перед которой шел глашатай, трубивший и призывавший народ преклонять колени пред Иосифом, а также назначил Иосифа князем всей Еги­петской земли» (Быт. 41, 42-43). Эта церемония нашла отражение в настенной росписи и рельефах Древнего Египта. Дошедшая до нас заме­чательная табличка изображает, как египетский фараон подобным об­разом воздает почести некоему мужу; она датируется временем правле­ния фараона Сети I (1308-1209 гг. до Р. X.). Кроме того, упоминание о том, что Иосиф вступил на вторую колесницу, то есть занял наиболее почетное, второе после фараона, место в иерархии власти, указывает, по мнению археологов, на то обстоятельство, что это происходило в период правления гиксосов. Ведь именно с приходом гиксосов в Египте появились быстроходные боевые колесницы, так что до нашествия гиксосов подобного обычая в придворных церемониях не существовало.

 

9. В Ветхом Завете говорится о том, что, прежде чем представить Иосифа фараону, его побрили (Быт. 41, 14) [2]. Эта подробность явля­ется историческим свидетельством, проистекающим из египетского ис­точника, и заслуживает особого внимания, потому что у древних евреев было принято носить бороды, а у египтян, напротив, бриться.

10. Сохранилось множество письменных свидетельств о периодах голода в Древнем Египте. Особенно интересна надпись с острова Эле-фантина, расположенного неподалеку от Асуана, в которой говорится о семилетнем периоде засухи, поскольку Нил за все это время ни разу не разливался. Это случилось около 2700 г. до Р. X., во время правления знаменитого фараона Джосера. Джосер отправил на Элефантину посла­ние вместе с правителем области Нильских порогов, в котором говори­лось следующее: «Я очень беспокоюсь о тех, кто находится во дворце. Сердце мое сжимается от горя, потому что вот уже семь лет Нил не вы­ходит из берегов. Фруктов очень мало, овощей нет, не хватает всякого рода съестных припасов. Каждый крадет у соседа, дети плачут, юноши бездельничают. Сердца стариков опечалены, члены их расслаблены, они сидят на земле. Придворные пребывают в растерянности. Закрома открыты, но то, что там находилось, оскудело»2. В результате археоло­гических раскопок на территории Египта были найдены многочислен­ные остатки хранилищ зерна, подобных упомянутым выше. Таким об­разом, свидетельства Священного Писания о приказах по сбору зерна (Быт. 41, 33-36 и 47-49) в полной мере соответствуют тому, что в по­добных случаях происходило в Египте.

Схожие свидетельства предоставляет и барельеф, датируемый при­близительно 2400 г. до Р. X., с изображением обессилевшего от голода бедуина с выступающими ребрами. Другая характерная надпись отно­сится к сановнику Беби, жившему несколько позже Иосифа. Текст над­писи гласит: «Когда много лет был голод, то каждый голодный год я по­ставлял зерно в свой город». Чиновники Иосифа делали, несомненно, то же самое, чтобы во всех городах Египта накормить народ.

11. Другим подтверждением точности и исторической достовернос­ти Священного Писания относительно пребывания Иосифа и Иакова в Египте является тот факт, что люди, жившие за пределами Египта, во времена голода направлялись в плодородную страну Нила с целью закупить там зерно. Так, например, один из папирусов, обнаруженных в результате археологических раскопок, содержит донесение египетского офицера, пограничного стража времени правления фараона Сети II (около 1210 г. до Р. X.), о некоем эдомитянине, то есть жителе области Эдом, по имени Бэду, которому в период голода было дано разрешение перейти границу. Донесение гласит: «Мы позволили перейти кочевни-кам-эдомитянам через караульную заставу Менефта (...) в Феку до болот Пифом Менефты (...), чтобы они и их стада находились во владе­ниях фараона...»1. Египтологи отмечают, что подобные инциденты про­исходили и раньше, и, таким образом, то, что говорится в отношении Иакова и Иосифа в 42-44-й главах книги Бытия, было довольно обыч­ным явлением на протяжении веков2.

12. В Священном Писании нередко упоминается о египетских магах (волхвах) и о их волхвованиях (Быт. 41, 8. Исх. 8, 7; 9,11 и т.д.). В самом деле, археологические находки подтверждают, что занятие магией дей­ствительно было весьма распространенным в Древнем Египте.

13. Еще один факт — древнеегипетская практика мумифицирования (бальзамирования) тел умерших знатных лиц. В книге Бытия говорит­ся о бальзамировании «врачами» (слав. — «погребателями») Иакова, а затем и Иосифа (Быт. 50, 2-3, 26). Основываясь на свидетельстве древ­негреческого историка Геродота, который побывал в Египте, мы можем подтвердить, что описанный в книге Бытия обычай мумификации явля­ется чисто египетским. В Ханаане, Месопотамии и среди родственников Иакова этот обычай был совершенно неизвестен.

14. Другой довод — использование государством рабского труда на тяжелых принудительных работах, таких, как, например, изготовление кирпичей, а также ежедневные притеснения, о которых говорится в книге Исход (1, 14). Все это подлинные черты повседневной жизни Египта. Кроме того, знаменитые десять казней имеют специфические египетские черты3 (подробнее о них см. ниже).

15. То обстоятельство, что купившие Иосифа купцы-измаильтяне везли на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан (Быт. 37, 25), яв­ляется другим важным свидетельством исторической достоверности Священного Писания, поскольку в Древнем Египте существовал боль­шой спрос на товары подобного рода. Их использовали в церемониях поклонения языческим богам, «когда душистые травы возжигали в храмах в качестве фимиама»; их применяли также для лечения больных и при бальзамировании покойников1.

16. Другое свидетельство — празднование дня рождения фараона (Быт. 40, 20) и наличие большого числа виночерпиев и пекарей, из которых назначались главный виночерпий и главный хлебодар (Быт. 40, 1,2).

17. Наконец, отметим то обстоятельство, что древнеегипетские сло­ва и имена (такие, как Пентефрий, Асенеф), упоминаемые в этих главах Священного Писания и отсутствующие в других его книгах, свидетель­ствуют о том, что тот, кто записал эти имена и исторические события, жил в Древнем Египте и хорошо его знал. Никакой книжник времен Ездры, живший в Вавилоне или Иудее, не был в состоянии описать все это с такой точностью и настолько подробно. Подобные обычаи и историче­ские факты присущи только для Египта, они имели место в то время, когда здесь жили израильтяне. А записал эти исторические события в книгах Бытие и Исход боговидец Моисей.

Подводя черту под этими аргументами, подтверждающими истори­ческую достоверность свидетельств Ветхого Завета о пребывании Иосифа и израильтян в Египте, приведем слова археолога Уильяма Ф. Олбрайта: «Факт пребывания Израиля в Египте имеет жизненно важное значение для древнего исторического предания Израиля и не может быть отвергнут, поскольку это оставит в нем необъяснимый про­бел. Напротив, судя по египетским именам Моисея и некоторых из потомков Аарона, мы видим, что часть израильского народа довольно долгое время оставалась в Египте. Кроме того, существует множество подтвержденных наукой географических и археологических подробно­стей, которые были бы необъяснимы, если бы эти места Библии были сочинением более позднего времени. Особое впечатление производит очевидная связь пребывания в Египте Иосифа, а затем и Израиля с на­шествием гиксосов. По всей видимости, другой царь Египта, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8) и угнетал израильтян, был одним из фараонов эпохи Нового царства, наступившей после изгнания из Египта нена­вистных азиатов (то есть гиксосов)»2.

 

Примечания

1. Относительно количества лет пребывания Израиля в Египте существует устойчивая святоотеческая традиция, что этот период насчитывал около 215 лет. В еврейском тексте книги Исход, действительно, сказано, что израильтяне обитали в Египте 430 лет, но в переводе LХХ добавлено: «и в земле Ханаан­ской» (Исх. 12, 40). Это дополнение снимает противоречие, которое возникло бы ввиду утверждения апостола Павла, что со времени обетования Божия Ав­рааму до дарования закона прошло 430 лет (Быт. 15, 13; Гал. 3, 17). Кроме того, Священное Писание свидетельствует, что от переселения Израиля в Египет до Исхода сменилось только четыре поколения (Исх. 6, 16-20). Чтобы столько поколений сменилось за 430 лет, нужно было бы, чтобы тогдашние люди рож­дали детей по достижении возраста свыше ста лет, но они умирали как раз при­мерно в этом возрасте (см. вышеуказанное место книги Исход). Это, как и под­счет лет жизни патриархов, тоже говорит в пользу древнего святоотеческого толкования. Стало быть, число 430 необходимо поделить пополам и первую половину отнести к годам странствования патриархов в Ханаане, а вторую — ко времени пребывания Израиля в Египте (так, например, поясняет это место преподобный Ефрем Сирин в толковании 13 главы книги Исход). Этого толко­вания придерживался и Иосиф Флавий (см.: «Иудейские древности». II, 15, 2). 2. В русском синодальном переводе в данном месте сказано: «он остригся», в славянском переводе — «остригоша его». Как в еврейском, так и в греческом текстах здесь употреблены глаголы, которые на русский язык можно перевести как стричь(ся) или брить(ся). В еврейском тексте, которому следует и русский синодальный перевод, Иосиф сам остригся, в греческом, которому следует сла­вянский перевод, «его остригли». Оба варианта перевода (стричься и бриться) вполне допустимы, ибо, судя по изображениям, египтяне не только брились, но и коротко стригли волосы.

Израильтяне в земле Гесем

В книге Бытия говорится, что после того как отец Иосифа и его бра­тья (всего 75 человек) пришли в Египет, они поселились в земле Гесем (Быт. 46, 28 и далее). Наименование Гесем, которое нигде более, кроме Священного Писания, не встречается, фигурирует и в качестве вариан­та «Гошен» — обозначение города или страны (Нав. 15, 51; 10, 41) [1]. Предположительно, этим словом индоиранцы обозначали «пастбища» (схожие лексемы встречаются в языках современной Индии), а гиксо-сы, заимствовав у них это слово, принесли его в Египет, когда его завое­вали1. Во всяком случае, является очевидным, что библейская земля Гесем, располагавшая обильными пастбищами, находилась в районе со­временного Вади-Тумилата в восточной части дельты Нила. Это место представляет собой узкую долину протяженностью в 30-40 миль, кото­рая лежит между руслом Нила и озером Тимсах («озеро Крокодилов»).

Это одна из плодородных областей и в Священном Писании совершен­но точно названа лучшей землей (Быт. 47, 1,6, 11)1.

В последующие годы семиты подвергались унижению и угнетению со стороны египтян, так как невольно служили горьким напоминанием о былом угнетении египтян гиксосами, принадлежавших также к племе­нам семитов. Но особенно следует отметить, что пастухи были «мерзо­стью» для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), то есть людьми ненавистными и вызывающими отвращение, поскольку, по-видимому, выпасом овечьих стад в Египте всегда занимались люди очень низкого социального поло­жения, может быть, даже чужеземцы (не египтяне). Как уже отмеча­лось, в период господства гиксосов в Египет прибыло большое число се­митов (прежде всего хананеев и амореев из Палестины), говоривших на том же языке, что и члены семьи Иакова. Так, например, судя по над­писям на изображениях священных египетских жуков-скарабеев, дати­руемых временем правления гиксосов, один из гиксосских принцев но­сил имя Иаков-хур, один из премьер-министров — Хур. По замечанию М. Барроуза, «все современные историки единодушны во мнении, что сложившиеся в период правления гиксосов обстоятельства благоприят­ствовали назначению Иосифа на влиятельную должность, а также посе­лению Иакова в Египте»2.

После того как египтяне изгнали правителей-гиксосов и взяли в соб­ственные руки управление своей страной, семиты оказались под при­стальным надзором и контролем египтян по двум причинам: а) из-за того, что семиты-гиксосы были ненавистными тиранами на их земле; б) из-за опасений, что семиты могут вновь обрести силу и власть в Египте. То, что случилось со всеми семитами, произошло и с израильтя­нами, потомками Иакова. Поэтому в 1-й главе книги Исход мы читаем о том, как египтяне стали угнетать израильтян.

Невозможно в достаточной мере точно установить продолжитель­ность исторического периода, на который приходятся излагаемые в 1-й главе Исхода события. Скорее всего, этот отрезок времени составлял около четырехсот лет, однако Священное Писание умалчивает об этом [2]. В течение этого периода политическая и этническая структура насе­ления в стране претерпела значительные изменения. История, повест­вующая о назначении Иосифа на одну из высших должностей в Египте, приходится на время около 1700 г. до Р. X. Царская резиденция Древне­го Египта в это время располагалась неподалеку от Гесема, что можно заключить из содержания 46-й и 47-й глав книги Бытия, из которых яв­ствует, что путь из дворца фараона в землю Гесем занимал незначитель­ное время. Как уже отмечалось в предыдущей главе, столицей гиксосов был Аварис, расположенный в дельте Нила, тогда как и до и после пе­риода господства гиксосов столицей Древнего Египта были Фивы — го­род, находившийся на юге страны.

Характерно, что в древних источниках не найдено никаких свиде­тельств, относящихся к этому периоду. Единственным источником ос­тается 1-я глава Исхода, к подробному рассмотрению которой с привле­чением данных археологии мы приступим ниже.

Но, прежде чем завершить эту главу, укажем на два обстоятельства, которые могут объяснить недостаток свидетельств относительно пре­бывания израильтян в Египте: а) египтяне презирали израильтян и по­сле изгнания гиксосов уничтожили все, что было с ними связано; б) из­раильтяне находились в отдаленном Гесеме, никогда, однако, не теряя своей самобытности и сохраняя в чистоте свою религию и собственную веру в Бога отцов.

Примечания

1. Видный советский востоковед И.М. Дьяконов сообщает, что оба вариан­та названия района Египта, где поселились израильтяне, встречающиеся в ев­рейском и греческом текстах Библии, «отождествлены в египетских текстах» (см. раздел «Сирия, Финикия и Палестина в Ш-П тысячелетиях до н.э.» в кн. «История древнего мира», кн. 1, М., 1989, с. 250, прим. 5). Таким образом, ар­хеология и здесь помогла подтвердить реальность существования в Египте упоминаемых в Библии топонимов.

2. С этим утверждением автора никак нельзя согласиться. Во-первых, как уже отмечалось (см. примечание [1] к предыдущей главе), святые отцы и вооб­ще древние толковники полагали, что весь период пребывания Израиля в Египте обнимал отрезок времени в 215 лет, за который сменилось четыре поко­ления. В четвертом поколении («роде»), как и обещал Господь Аврааму (Быт. 15, 16), израильтяне вышли из Египта. Во-вторых, в книге Исход все-таки есть некоторые ориентиры, на которых мы можем основывать свои предположения о том, сколько приблизительно времени продолжалось притеснение израиль­тян. Оно началось, котла умер Иосиф и все братья его и весь род их (Исх. 1, 6) и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), а сыны Из-раилевы. расплодились и размножились, и...наполнилась ими земля та (Исх. 1, 7). Все это, очевидно, говорит о достаточно большом промежутке времени. Весь род Иосифа, очевидно, как минимум, включал его сыновей и племянников, а скорее всего и внуков. Таким образом, притеснение израильтян должно было прийтись на время жизни, самое раннее, третьего поколения потомков Иакова (не считая его самого), ведь должно было пройти еще время, чтобы умножилось число израильтян, а для египетских фараонов Иосиф и его деяния стали бы отдаленным и потому забытым прошлым (если, конечно, под «новым ца­рем» не понимать представителя совсем другой династии). Другим указанием на время начала притеснения является то обстоятельство, что тот же самый царь, который начал притеснять израильтян, отдал приказ убивать новорож­денных еврейских мальчиков, и именно при нем, как явствует из текста книги Исход, родился Моисей (см.: 1-2 главы). Это уже довольно ясное указание на третье поколение израильтян, поскольку именно к этому поколению принадле­жал отец Моисея (см.: 1 Пар. 6, 1-3). Притеснение продолжалось и при жизни Моисея до исхода Израиля из Египта, который случился, когда Моисею было 80 лет (ибо он умер, согласно Священному Писанию, в возрасте 120 лет после того, как Израиль с ним блуждал по пустыне 40 лет (Втор. 34, 7; Исх. 16, 39; Нав. 5, 10-12)). Из всего вышесказанного можно заключить, что период при­теснения Израиля длился около ста лет, то есть около половины срока пребы­вания евреев в Египте. Блаженный Августин полагал, что от смерти Иакова и Иосифа до исхода из Египта прошло 144 года («О граде Божием». М., 1994. Т.З. Кн. 16, гл. 43. С. 215).

Города Пифом и Раамсес

В 1-й главе книги Исход кратко говорится о переселении израиль­тян в Египет и отмечается, что по прошествии некоторого времени чис­ленность израильского населения в той земле значительно возросла (Исх. 1, 1-7). В 8-м стихе сообщается о том, что восстал... новый царь, который не знал Иосифа и который, решив пресечь увеличение изра­ильского населения, приказал предавать смерти новорожденных маль­чиков (Исх. 1, 15-16). В Священном Писании не называется имя этого египетского фараона, но этот исторический период довольно хорошо освещен с точки зрения археологии.

На основании исторических и археологических свидетельств извест­но, что около 1580 г. до Р. X. коренное население изгнало из Египта гик-сосов после почти 150-летнего (с 1730/1720 г. по 1580/1570 г. до Р. X.) тиранического правления их в стране Нила1. Считается общепризнан­ным, что египетский фараон, о котором упоминается в книге Исход и который не знал Иосифа, принадлежал к коренному населению египтян и был первым фараоном 18-й династии, сменившей династию гик-сосских правителей. По мнению Дж. П. Фри, этого фараона звали Ахмосис I (или Амосис, или Амасис)1, и он стоял во главе государства с 1580 по 1557 гг. до Р. X.2 В. Келлер замечает, что «новым царем, который ни­чего не знал об Иосифе, был, по всей видимости, Рамзес II (1290-1224 гг. или 1324-1258 гг. до Р. X.) или, по крайней мере, один из его предше­ственников»3. К этому В. Келлер добавляет, что «незнание» фараона об Иосифе «вполне объяснимо, поскольку Иосиф жил за несколько веков до него, в эпоху господства гиксосов, а египтяне вовсе не желали пом­нить имена ненавистных им правителей и тем более имена их вельмож и князей. Поэтому если фараон, принадлежавший к новой династии, будь то Рамзес II (которого греки называли Сезострисом) [1] или кто-либо из его предшественников, не знал Иосифа, то он ничего не знал о нем», как и «любой добросовестный египтянин»4.

Но будь египетский фараон, о котором говорится в книге Исход, Амасисом I или Рамзесом II, в любом случае он принадлежал к той ди­настии, при которой израильтяне испытали все тяготы принудительных работ и прежде всего на строительстве городов-крепостей «Пифом и Раамсес, и Он» (Исх. 1, 11, 14 по греч. и слав. переводам). В 1883 г. швейцарский археолог Навилл во время раскопок в Телль-эль-Маскуте, расположенной в дельте Нила, обнаружил надписи со словом «Пи-Тум» (или Пер-Атум), что в переводе означает «Дом бога Тума». Навилл пришел к выводу, что Телль-эль-Маскута — это и есть древний Пифом, построенный израильтянами. Некоторые исследователи под­вергли сомнению заключение Навилла, однако американский археолог У. Олбрайт поддержал мнение своего коллеги, отметив, что и другие с ним согласны5. Но позднее он отождествил Пифом с Телль-эль-Ретабой (расположенном в 8,5 милях к западу от Телль-эль-Маскуты) в долине Вади-Тумилата. В свою очередь, Телль-эль-Маскуту Олбрайт отожде­ствил с древним Сокхофом (совр. Телль-Аксас), который также был связан с пребыванием Израиля в Египте (Исх. 12, 37; 13, 20). Поскольку эти два города находились довольно близко друг от друга, а в книге Ис­ход говорится, что оба они связаны с пребыванием израильтян в стране Нила, то обнаруженные Навиллом в Телль-эль-Маскуте остатки поме­щений, в которых изготовлялись кирпичи, могут быть соотн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.33 с.)