Восстановление Иерусалимского храма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление Иерусалимского храма



 

В богодухновенной книге Ездры повествуется о том, что иудеи, вер­нувшиеся из вавилонского плена, поскольку им предстояло возвести храм, замыслили закупить кедровый лес с ливанских гор который фи­никийцы должны были переправить в Иудею по Средиземному морю в пристань города Иоппии (Яффы) (Езд. 3, 7). Археологические раскоп­ки подтвердили достоверность священного текста следующими на­ходками.

Раскопки показали, что кедровое дерево действительно использова­лось при сооружении величественных зданий. Еще задолго до построй­ки Иерусалимского храма правитель Гудея (около 2100 г. до Р. X.)

построил в шумерском городе Лагаше языческий храм, используя кед­ровый лес, доставленный ему с горных массивов Ливана. Мы уже упо­минали также о материале, касающемся экспедиции, предпринятой (около 1100 г. до Р. X.) Вен-Амоном (это имя иначе передается как Ун-Амун. — Прим. пер.). Этот человек был отправлен из Египта на террито­рию Ливана, чтобы доставить в Фивы кедровое дерево для священной ладьи бога Амона. Кроме того, археологические раскопки показали, что и Навуходоносор посетил ливанские горы и так описал свои впечатле­ния: «Там были великолепные кедры, высокие и мощные, удивительной красоты, темные на вид — таковы были мощные, изумительные плоды ливанской горы»1.

Сегодня благодаря археологии нам известно — и это особенно любо­пытно, как отмечает археолог Томпсон, — что в то время в устье неболь­шой реки Яркон существовал город, который был основан около 1200 г. до Р. X., однако достиг расцвета уже в эпоху персидского владычества. В наши дни этот город называется Телль-Казиле (неподалеку от Тель-Авива). Город был частично раскопан в 1948-1950 гг.2 [1].

Едва начались приготовления к постройке храма, как этому стали решительно противодействовать самаряне, которые составляли основ­ную часть населения страны. Они были потомками народа, который, как сказано в Священном Писании, был переселен из других земель Асараддоном и Ассенафаром (1 Езд. 4, 2, 10). Эти самаряне послали письмо персидскому царю, в котором говорилось, что когда иудеи по­строят Иерусалим, то прекратят выплату налогов, и в царстве не будет больше мира! (1 Езд. 4, 11-16). Этот текст книги Ездры написан по-ара­мейски, что дало основание рационалистам отрицать его подлинность.

Археологическая наука опять пришла на помощь и помогла найти ответ. Разрешила все вопросы находка «Элефантинских папирусов», которые представляют собой письма, написанные по-арамейски иудея­ми, жившими на острове Элефантина в Египте в период 500-400 гг. до Р. X.: сходство арамейского языка «Элефантинских папирусов» и книги Ездры указывает на то, что эта часть текста Ветхого Завета без натяжек может быть датирована IV веком до Р. X., если не концом V века до Р. X.3.

Археолог Олбрайт подчеркивает, что указы и послания, содержа­щиеся в 1-й книге Ездры (4; 7 и далее), почти бесспорно являются ори-гинальными текстами, как показали исследования аналогичных тек­стов, проведенные Эдвардом Мэйером и Х.Х. Шедером в 1930 году1.

После этого уже никто не настаивал, что книги Ездры, Неемии и Па-ралипоменон датируются 250 г. до Р. X., так как «Элефантинские папи­русы» показали, что наличие в книге Ездры частей, написанных на ара­мейском языке, еще не дает основание утверждать, что они являются позднейшими вставками.

Но пора возобновить прерванный рассказ. Клеветнические письма самарян все-таки возымели действие: персидский царь (по-видимому, Камбиз, сын Кира) запретил иудеям вести какое бы то ни было строи­тельство (1 Езд. 4, 21). Однако на второй год царствования Дария (520 г. до Р. X.), преемника Камбиза, пророки Аггей и Захария побудили народ возобновить постройку храма, заложенного еще шестнадцатью годами ранее (около 536 г. до Р. X.). Так, Аггей, стыдя народ за то, что те более заботятся о домех своих истесаных, возвестил, что пора уже взойти на горы, покрытые лесом, и начать рубить пригодные деревья и строить храм Господу (Агг. 1, 4, 8).

В Ветхом Завете сообщается, что израильтяне начали строительство храма под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса, но этому сразу же воспротивился Фанфанай, князь сущий за рекою (1 Езд. 5, 2, 3). Он пришел к месту возведения храма, дабы самому убе­диться в том, что происходит. Этот управляющий области известен по тексту, найденному в Вавилоне, который датируется примерно 502 г. до Р. X. Более того, это же имя упоминается в одном тексте, где го­ворится о «Фанфанае, номархе города Сузы». Этот Фанфанай не иден­тичен Фанфанаю Ветхого Завета, однако можно сделать вывод, что такое имя было распространено в те времена2.

После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал ца­рю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ни чем иным, как городом Ек-батаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. — Прим. пер.) (1 Езд. 5, 7, 13; 6, 1-3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6,12).

После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства

из царской казны (1 Езд. 6, 7, 8). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть при­близительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообще­ний (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочислен­ные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, под­держивал различные вероиспове­дания не только в Палестине, но и в Малой Азии и в Египте»1.

Сам Дарий был известным персидским царем, и свидетель­ство о его победе над врагами в Персидском царстве сохранилось в знаменитой пространной надпи­си, высеченной на Бехистунской скале (западная Персия). Эту над­пись с огромным трудом и опасно­стью для жизни (поскольку она находится очень высоко) скопи­ровали англичанин сэр Генри Ро-улинсон (1835-1845 гг.), «отец ассириологии», и доктор Джордж Камерон, известный ассириолог2. Именно Дарий первым построил канал, соединяющий Средиземное море с Красным3. Это тот самый Да­рий, который предпринял поход в Грецию, но потерпел поражение в из­вестной Марафонской битве 490 года до Р. X. Археологи обнаружили сделанные по его приказу постройки в Вавилоне, Сузах и Персеполе. Различные тексты, найденные во время археологических работ, под­твердили, что царь Дарий получал часть огромной противозаконной прибыли ростовщиков, которые жестоко обирали народ. Намеки на это мы видим и в книге Неемии (5, 1-4).

 

Прежде чем завершить эту главу, необходимо отметить, что после строительства храма в истории иудеев начинается темный и неясный для нас период. Сказывается нехватка знаний о времени Неемии, кото­рый руководил строительством стен Иерусалима. Тем не менее мы располагаем определенным археологическим материалом о той эпохе, что в значительной мере многое проясняет, хотя еще нет четкого пред­ставления о том, каким именно образом персы управляли Палестиной в те годы.

 

Поскольку впоследствии нам придется неоднократно упоминать персидских царей, мы перечислим тех, из них, кто царствовал от 500 до 330 г. до Р. X., чтобы, встретив упоминание о них в тексте, представлять, о ком идет речь. О Дарий, царствовавшем до 486 г. до Р. X., мы уже гово­рили. Его преемник, Ксеркс I (486-465), продолжил созидательную дея­тельность своего предшественника. В Ветхом Завете он упоминается под именем Ассуира (евр. — Ахашверош) (Езд. 4, 6). Ксеркс провел много успешных военных кампаний в пределах своего царства, одна­ко потерпел поражение от гре­ков в морском сражении при Саламине в 480 г. до Р. X., а на следующий год — в сухопутном сражении возле города Платеи. О Ксерксе известно также из богодухновенной книги Ездры, как мы увидим в следующей главе. Ксерксу наследовал Арта­ксеркс I (465-424), и именно на годы его правления приходится деятельность Ездры и Неемии. Преемником Артаксеркса I был Дарий II (423-404). Тщательные археологические раскопки в Египте и Месопо­тамии раскрыли слои, датируемые временем этих двух царей, и предос­тавили в наше распоряжение достаточно материала об истории иудеев той эпохи. Затем последовали Артаксеркс II (404-358), Артаксеркс III (358-338), Арсис, или Нарсис (338-336), и Дарий III (336-331), кото­рый был побежден Александром Великим, с завоеваниями которого в 331 г. до Р. X. прекратилось существование персидского государства.

Примечание

1. Автор говорит о существовании города в эпоху персидского владычества близ нынешнего Тель-Авива, то есть неподалеку от Средиземного моря и древ­ней Яффы (Иоппии), по-видимому, для того, чтобы указать на населенность в то время этой приморской территории и на существование тогда портов, куда могли заходить корабли с кедром. Таким образом, то, что сказано в книге Езд­ры (1 Езд. 3, 7) об использовании с этой целью порта Яффы, находит свое под­тверждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.0.155 (0.009 с.)