Светильник с семью лампадами. Запрет поклонения идолам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светильник с семью лампадами. Запрет поклонения идолам



Те, кто отвергает достоверность свидетельств Ветхого Завета, ос­паривают не только существование скинии свидения, но и других связанных с нею вещей и предметов. Так, к примеру, они утверждают, что нельзя признать возможным существование семисвечника во вре­мена Моисея, и полагают, что его изобретение относится к периоду 600-500 гг. или 500-300 гг. до Р. X.

Однако необоснованность этих доводов подтверждена археологиче­скими находками, сделанными в результате раскопок в Телль-Бейт-Мирсиме, т. е. в древнем Давире (в 20 км к юго-западу от Хеврона). В ходе раскопок в этой местности, проводившихся под руководством амери­канцев Олбрайта и Кайла в 1926, 1928 и в последующие годы, были об­наружены предметы, датируемые периодом 1200-900 гг. до Р. X. (но не позднее 900 г. до Р. X.). Среди находок были и глиняные светильники с семью «носиками» для фитилей; эти «носики» идут от разделителя — места соединения центральной ветви и других семи ветвей.

По поводу утверждений критиков, что ветхозаветный семисвечник изобретен был в позднейшие времена, Олбрайт замечает: «К сожалению для сторонников вышеуказанного мнения... подобные светильники бы­ли обнаружены в Телль-Бейт-Мирсиме II, а также в археологических слоях того же времени в других местах Палестины» (датируемых при­мерно 1200 г. до Р. X.). Олбрайт добавляет: «Я всей душой против по­пыток датировать предметы скинии свидения более поздним вре­менем»1.

По поводу этих заключений Олбрайта археолог Фри пишет: «Вовсе не требуется кому-то извлекать целиком на свет Божий скинию свиде­ния и ее утварь лишь с одной целью — доказать, что мнение скептиков о том, что скиния свидения относится к якобы более поздней эпохе, не­верно. Этот довод оппонентов весьма субъективен. С тех пор как мы об­наружили семисвечник, который относится к древнейшей эпохе, в на­шем распоряжении оказалось вещественное доказательство того, что мнение скептиков не имеет под собой никаких оснований»2.

Вторая из десяти заповедей Моисея запрещала народу Божию де­лать кумиров и подобия людей или других живых и неодушевленных тварей (Исх. 20, 4). Она дана была единственно для того, чтобы уберечь народ от идолослужения, характерного для хананеев Палестины. На се­годняшний день в распоряжении археологов находится огромное коли­чество памятников и каменных стел с изображениями языческих богов, а также миниатюрных медных статуэток богов и божков. К ним можно причислить небольшие глиняные статуэтки, изображающие, по-види­мому, божества домашнего очага, подобные терафимам, о которых упо­минается в тексте Ветхого Завета1.

 

Те, кто отрицает достоверность свидетельств Священного Писания, утверждают, что Бог дал израильтянам вторую заповедь, потому что они тоже поклонялись идолам. При помощи этой заповеди Бог запре­щал им поклонение идолам. Однако американский профессор археоло­гии Эрнст Райт отмечает, что во время раскопок не были найдены идолы Бога евреев (Иеговы). Так, например, в Мегиддо членами архео­логической экспедиции Чикагского университета было найдено множе­ство идолов, однако, по их замечанию, «ни разу в наши руки не попадал хотя бы один идол Иеговы»2. Таким образом, археология ясно свиде­тельствует, что истинные израильтяне не поклонялись идолам. Эта за­поведь Божия столь глубоко укоренилась в душах израильтян, что даже те, кто преступал ее, никогда не изготовляли идолов Иеговы, но удов­летворялись тем, что использовали изображения Ваала и других языче­ских богов плодородия и изобилия.

Народ Божий с самого начала был монотеистом. Его религия вовсе не проходила путь развития от анимизма к политеизму и затем к моно­теизму, как говорят критики Священного Писания. С самого начала своей истории этот народ поклонялся Единому Истинному Живому Богу, Который явился Аврааму, и продолжал оставаться монотеистом, сохраняя ту заповедь, которую дал ему Бог на горе Синай. Известно, что всякое уклонение от этой заповеди весьма дорого стоило народу Божию.

 

Сведения соглядатаев Моисея

 

Около года израильтяне оставались на божественной горе Синай. После странствования по южной части Палестины они пришли к Каде-су (Чис. 33, 36) и стали готовиться к вторжению на территорию Ханаа­на. Однако, прежде чем они вторглись туда, Моисей послал двенадцать соглядатаев (разведчиков) для ознакомления с местностью и сбора све­дений, необходимых перед наступлением. Наставления, полученные ими, и собранная ими информация приведены в 13-й главе книги Чи­сел. Особого внимания заслуживают три пункта из доставленных раз­ведчиками сведений, поскольку они подтверждаются научными иссле­дованиями. Соглядатаи сообщили, что видели: а) крупные, защищен­ные и укрепленные стенами города; б) разноплеменное население и в) богатые и плодородные земли. Данные именно по этим трем пунктам были подтверждены находками археологов.

Действительно, пишет археолог Томпсон, в тот период в Палестине существовало множество окруженных стенами крепостей. Феодальная система управления в Палестине требовала укрепленных центров. Местные цари (или правители) хотя и обязаны были выплачивать еже­годную дань египетскому фараону и признавали его главенство, тем не менее обладали достаточной самостоятельностью. По этой причине ме­жду ханаанскими царями нередко случались войны. А если они видели, что власть египетского фараона проявляет признаки бессилия, то вы­ступали и против него. Одно из таких выступлений произошло в период правления фараона Эхнатона (около 1370-1353 гг. до Р. X. или немного позже). Оставшиеся верными фараону цари отправили послание с просьбой о помощи Эхнатону, который перенес столицу государства в Амарну, расположенную неподалеку от русла Нила.

В конце XIX в. (в 1887 г.) одна крестьянка из деревни Телль-эль-Амарна случайно нашла в развалинах несколько глиняных табличек, которые оказались частью этой переписки. Проведенные археологами раскопки позволили обнаружить 377 подобных глиняных табличек, из­вестных теперь как таблички из Телль-эль-Амарны. Сюда входит пе­реписка палестинских царей с фараоном Аменофисом III и его сыном Аменофисом IV, или Эхнатоном, представляющая богатейший источ­ник свидетельств о политическом положении Палестины за сто лет до того, как в Ханаан прибыли израильтяне [1]. В табличках, в частности, речь идет и о разных городах, укрепленных стенами1. Вполне естест­венно, что большое число хорошо укрепленных городов произвело сильное впечатление на разведчиков Моисея, поскольку в Гесеме, где до того проживали израильтяне, единственным укрепленным городом был Раамсес.

Археологическая наука удостоверила истинность и второго сообще­ния соглядатаев, а именно, что Ханаан населяют различные народы — хеттеи, амаликитяне, евеи, иевусеи, амореи, хананеи (Чис. 13, 29-30). В обнаруженной археологами в Телль-эль-Амарне переписке сохрани­лось множество имен, которые позволяют составить представление о расселении в те времена на территории Палестины чужеземных племен, неизвестных израильтянам1.

Достоверность третьего сообщения разведчиков Моисея о том, что неизвестная земля оказалась настолько плодородной, что в ней «текут мед и молоко» (Чис. 13, 28), также была подтверждена. Древнеегипет­ские тексты еще ранее этого времени говорили о Палестине как плодо­родной и богатой земле. Благодаря усилиям археологов в распоряже­нии исследователей оказался ценнейший письменный источник — сообщение египетского правителя Синухета («История Синухета»), ко­торый побывал в Палестине за 650 лет до прихода туда израильтян (1971-1928 гг. до Р. X.) и который жил в одно время с аморейскими во­ждями племен, такими же, как Авраам, Лаван и Иаков. Синухет востор­гается Палестиной, по его описанию, столь же богатой, как говорили и двенадцать посланцев Моисея2. Кроме того, археологи и исследователи получили в свое распоряжение сообщение о военных походах египет­ского фараона Пепи I (около 2350 г. до Р. X.). В нем также ярко обрисо­вана картина богатой и плодородной земли обетованной3.

 

Примечание

 

1. В современной протестантской, как и в советской атеистической науке, принято полагать, что исход Израиля из Египта и вторжение его в Палестину относятся к XIII в. до Р. X. Поэтому в данной главе и говорится, что Эхнатон, живший в XIV в., жил за сто лет до вторжения в Палестину израильтян. Одна­ко такая точка зрения, противоречащая традиционной православной датировке исхода (XVI в. до Р. X.), не может быть никоим образом согласована с текстом самой Библии. В книге Царств (3 Цар. 6, 1 — греч. и слав, текст) говорится, что Соломон начал строить иерусалимский храм «в четыреста сороковом (в евр. тексте — четыреста восьмидесятом) году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской». Не менее четырехсот лет дает и подсчет времени правления судей, указанного в одноименной книге. Современные ученые датируют время жизни Соломона XI-X вв. до Р. X. Стало быть, XIII в. не мог быть веком исхо­да из Египта — он отстоит от времени Соломона всего на двести лет. Ввиду это­го следует признать, что во времена Эхнатона евреи уже жили в Палестине. Кстати, эти таблички из Амарны упоминают неких «хапиру», беспокоивших

своими нападениями жителей Палестины. Советские ученые яростно отрица­ли, что здесь речь идет о евреях (хотя с лингвистической точки зрения этот тер­мин вполне может быть искаженным словом «еврей»). В действительности предположение, что это именно евреи, не так уж и беспочвенно.

 

Завоевание Ханаана

 

Что касается завоевания Ханаана и пребывания Израиля в земле обетованной, то в книге Иисуса Навина изложены два основных этапа военных действий. Один раз выступление произошло на юге страны и второй раз — на севере. На юге израильтяне захватили и разрушили го­рода Иерихон, Гай, Лахиш, Давир, Авлон [Эглон] и Ливну. Почти все эти города были раскопаны археологами, и, когда было можно соста­вить достоверную картину прошлого, ученые пришли к выводу, что эти города подверглись значительным разрушениям около 1250 г. до Р. X. Иначе говоря, дата разрушения этих городов совпадает со временем исхода евреев и переправой израильтян во главе с Иисусом Навином через реку Иордан с целью завоевания Ханаана [1].

Безусловно, окончательно пока еще не решен целый ряд вопросов, к примеру, неизвестно, где именно находился город Гай, который захватил Иисус Навин после взятия Иерихона (Нав. 7; 8). Однако ответы на эти вопросы непременно будут найдены, как утверждают даже такие ли­беральные археологи, как Олбрайт, который пишет: «Археологические находки и обретенные надписи позволили обосновать историческую достоверность множества сообщений и свидетельств Ветхого Завета, причем в количественном отношении подобных мест намного больше, чем тех», по поводу которых у нас есть только одни предположения1.

 

 

В связи с сообщением о захвате Иерихона в Ветхом Завете говорит­ся, что посланные в город Иисусом Навином соглядатаи нашли укры­тие в доме блудницы Раавы; она же помогла им позже бежать через окно своего дома, который был пристроен к городской стене (Нав. 2, 1-15). Археологические раскопки, проведенные под руководством Гарстанга в Иерихоне (1930-1936 гг.) показали, что в те времена в стенах Иерихона действительно существовали жилые строения. Гарстанг установил, что в Иерихоне были возведены двойные стены: внешняя толщиной 1,82 м, а внутренняя — 3,65 м. Внутренняя стена была отделена от внешней пространством в 4,57 м. Между двойными стенами нередко делали рас­порки, которые использовали в качестве мостиков и которые подпира­ли также дома, построенные на городских стенах, поскольку плотность населения города была значительной. Фрагменты этих распорок видны в развалинах раскопанных археологами стен. В северной части города основания этих домов были более прочными: здесь вместо распорок бы­ли сооружены узкие поперечные стенки, сложенные из кирпича, кото­рые заполняли пространство между внутренними и внешними укреп­ленными стенами2.

У нас нет сомнений относительно общей картины того, как происхо­дило вторжение израильтян с южного направления. Что же касается вторжения в северную часть Ханаана, то тут особого внимания заслу­живает город Асор, расположенный в 14 км севернее Геннисаретского озера, сожженный израильтянами (Нав. 11, 13). Развалины Асора на­шла археологическая экспедиция во главе с Гарстангом; в ходе прове­денных раскопок было установлено, что этот город полностью сожжен примерно в 1400 г. до Р. X.3 Археологический слой обуглившихся разва­лин, обнаруженный археологом Йигаэлем Ядином в ходе систематиче­ских раскопок, свидетельствует о страшном пожаре, приведшем к пол­ному разрушению Асора4. В Ветхом Завете сказано, что под Асором, бывшим одной из самых защищенных крепостей Ханаана, потерпела поражение целая коалиция хананейских царей. В ходе проведенных в Асоре археологических работ было установлено, что вплоть до середи­ны XIII в. до Р. X. город постоянно находился в руках хананеев.

Мы не обладаем какими-либо свидетельствами относительно втор­жения в центральную часть Ханаана. Возможно, местные жители, насе­лявшие эту область, не оказали сопротивления израильтянам, подобно жителям Гаваона. Небезынтересным представляется то обстоятельство, что в ходе раскопок было подтверждено, что и после захвата территории Ханаана Израилем продолжали существовать отдельные очаги сопро­тивления. В Ветхом Завете говорится: И земля остася многа в наследие (Нав. 13, 1). О размерах оставшейся не подвластной израильтянам тер­ритории говорится в 1-й главе книги Судей. Некоторые из городов, о которых упоминается в приведенном там перечне, были раскопаны. В частности, о двух из этих городов — Мегиддо и Бефсане — известно, что они продолжали оставаться под контролем египтян и хананеев почти до 1200 г. до Р. X. Лишь по истечении значительного времени на их терри­тории обнаруживаются характерные для израильской культуры при­знаки, о чем можно судить по найденным там глиняным сосудам. Так что, заключает археолог Томпсон, свидетельства Священного Писания, сообщающие, что в эпоху Иисуса Навина окончательное покорение Ха­наана еще не завершилось, в высшей степени точны1.

 

Примечание

1. Датировки разрушения палестинских городов сделаны с помощью ра­диоуглеродного метода, неточность которого общеизвестна. Впрочем, в период судей Палестина, согласно Священному Писанию, была ареной постоянных набегов и войн, поэтому нет ничего удивительного, если эти города пострадали еще раз после их захвата израильтянами. (О традиционной дате вторжения из­раильтян в Палестину см. прим. к предыдущей главе.)

Книга Судей и археология

 

Все археологи сходятся во мнении, что период с 1200 г. по 1000 г. до Р. X. был одним из самых тревожных в истории Палестины. Неоспори­мые свидетельства раскопок показали, что многие города были сожже­ны и разрушены именно в этот период времени. Некоторые из них два­жды и трижды разрушались и возводились вновь. Так, например, Вефиль, располагавшийся на территории колена Вениаминова, в тече­ние этих двух веков подвергался неоднократным значительным разру­шениям. В результате раскопок археолог Олбрайт обнаружил слои, до­казывающие, что Вефиль в период с 1200 г. по 1000 г. до Р. X. был разрушен четырежды2. Эта цепь непрекращавшихся разрушений, по мнению археологов, подтверждает преобладание политической неста­бильности в этот период в Палестине. Книга Судей предоставляет многочисленные свидетельства столкновений между различными колена­ми Израиля, а также борьбы Израиля с враждебными ему языческими народами.

Как известно, в книге Судей говорится о бедствиях Израиля вслед­ствие его удаления от Господа. Нравственное и духовное падение Из­раиля привело к тому, что он не стал изгонять язычников из Ханаан­ской земли; к тому, что сам народ впал в идолопоклонство; и, наконец, к тому, что распространились смешанные браки между израильтянами и язычниками. В результате Израиль пожинал горькие плоды своего уда­ления от Бога и непослушания богоданному закону.

О нерадивости Израиля в деле изгнания из Иерусалима обитавших в нем язычников в книге Судей говорится следующее: Но иевусеев, ко­торые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут иеву-сеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня (Суд. 1,21). Этот факт подтверждается и свидетельствами табличек из Телль-эль-Амарны. Из них нам стало известно, что царь Иерусалима продолжал сохранять верность фараону Египта1.

Благодаря археологии удалось установить также, что в период меж­ду 1200 г. и 1000 г. до Р. X. в горной местности Ханаана возникло мно­жество новых поселений. Впервые горная часть Палестины была за­строена городами — обстоятельство, красноречиво указывающее на увеличение численности населения страны2. Многие из этих городов были раскопаны археологами, и их остатки свидетельствуют о том, что они действительно были построены израильтянами, поскольку культу­ра израильтян в корне отличалась от культуры хананейских городов. Жилые помещения израильских городов выглядят значительно более бедными, чем дома хананеев. Глиняные сосуды выполнены довольно грубо, защищены города недостаточно надежно, и по сравнению с горо­дами хананеев они были небогатыми, как отмечает археолог Олбрайт1.

 

 

Удачные археологические раскопки подтвердили также факт со­жжения города Гивы (Суд. 19, 20). Развратные жители Гивы Вениаминовой надругались над женой некоего левита; женщина умерла, и левит оповестил о содеянном преступлении весь племенной союз Израиля. Войско израильтян совершило нападение на Гиву, одолело противника и сожгло город (Суд. 20, 37, 40). Результаты археологических раскопок Олбрайта полностью подтвердили историческую достоверность этого события. В археологическом слое, относящемся к соответствующему периоду, были обнаружены остатки города со следами пожара, как об этом и сообщается в книге Судей (20, 40)2.

 

Израиль и филистимляне

 

Современная археология позволяет составить полное представле­ние о соседних враждебных Израилю народах в период правления су­дей. После того как Израиль поселился на территории Палестины, он оказался со всех сторон окруженным врагами. На северо-востоке жили арамеи, на северо-западе — хананеи, впоследствии известные как фини­кийцы. Юго-западное побережье Палестины населяли филистимляне, а юго-восточную часть Палестины — моавитяне, эдомитяне и кочевые племена. Удивительно, как удалось Израилю выжить в окружении стольких врагов. Много раз этот народ буквально ставили на колени. Но несмотря на это, ему в конце концов удалось возвыситься, овладеть Палестиной и стать единым народом, потому что такова была воля Божия.

Филистимляне, обосновавшиеся на юго-западе Палестины, оказыва­ли решающее воздействие на все стороны жизни Израиля. Обладавшие самым совершенным для того времени вооружением, искусные воины и прекрасно организованный в военно-политическом плане народ, они прибыли около 1175 г. до Р. X. на юго-западное побережье Палестины с той же, что и израильтяне, целью — поселиться на территории Ханаана.

В ходе проведенных раскопок в местах обитания филистимлян археоло­гам удалось обнаружить характерные сосуды, принадлежавшие этому народу, в частности, многочисленные кратеры и другие глиняные чаши, предназначавшиеся для пива и вина, ведь, судя по свидетельствам Свя­щенного Писания, филистимляне были отменные пьяницы (Суд. 14, 10; 16, 23, 25). Редко встречающиеся в других местностях1 филистимские чаши для пива снабжены фильтром, о котором упоминается в Ветхом Завете. Этот фильтр «применялся для процеживания остатков ячменя, которые плавали в приготовленном пиве и при попадании внутрь вызы­вали неприятные ощущения в горле. Такими были типичные чаши, ис­пользуемые филистимлянами для питья пива»2.

Археологические находки подтвердили также сообщения Ветхого Завета об обработке филистимлянами железа. Этот народ чрезвычайно преуспел в обработке этого металла, бывшего в то время редким и поэто­му довольно дорогим. В ходе археологических раскопок на большей час­ти той местности, которую населяли филистимляне, были обнаружены литейные мастерские. Их нашли в городе Гераре в окрестностях Газы. Недавно были найдены литейные мастерские и в Телль-Казиле, непода­леку от современного Тель-Авива. В названных местах производилась переработка как медной, так и железной руды. Стало известно также, что филистимляне применяли сельскохозяйственные орудия из метал­ла и изделия из железа (гвозди, оружие и т. д.) раньше, чем осевшие в горных районах израильтяне3. Священное Писание правдиво свидетельствует о том, что, после того как филистимляне проникли в горные области Ханаана, они запретили израильтянам производить изде­лия из железа. Иными словами, они присвоили себе исключитель­ное и монопольное право на обра­ботку и продажу изделий из желе­за, чтобы воспрепятствовать изра­ильтянам изготовлять оружие. В богодухновенном тексте читаем: Кузнецов не было во всей земле Из­раильской, ибо филистимляне опа­сались, чтобы евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все израильтяне к филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои за­ступы, и свои топоры, и свои кирки (1 Цар. 13, 19-20).

 

Археологические свидетельства подтвердили также некоторые под­робности гибели Самсона. Как из­вестно из текста книги Судей, он сдвинул с места два средних столба огромного храма Дагона и обрушил здание, заполненное множеством филистимлян, погубив вместе с со­бой тысячи этих иноплеменников (Суд. 16, 23-30). Раскопки оконча­тельно развеяли всякие сомнения относительно того, что большие по­стройки филистимлян имели внут­реннее центральное помещение, от­деленное от остальных рядом стол­бов, поддерживавших верхний этаж сооружения с кровлей1.

Филистимляне не удовлетворились расселением на территории юго-западного побережья Ханаана, они стремились проникнуть и во внутренние области страны. Поэтому в период между 1200 и 1000 гг. до Р. X. они предприняли ряд вторже­ний, сопровождаемых непрерывными набегами в центральные области Палестины. В конце концов им удалось захватить всю страну. В один из своих набегов, как говорится об этом в Священном Писании, они захва­тили ковчег завета и вынесли его из священного города Силома — места паломничества израильтян (Нав. 18, 1. Суд. 21, 19. 1 Цар. 3, 21). В ходе раскопок, проводившихся в этом месте датской археологической экспе­дицией под руководством X. Кьяерса, было установлено, что филистим­ляне не ограничились переносом ковчега, одновременно они предали Силом огню и сожгли его дотла. Обнаруженные при раскопках находки показали, что катастрофа — пожар в Силоме, — случившаяся около 1050 г. до Р. X., является историческим фактом, знаменующим победу филистимлян и полное разрушение священного города, который был заново отстроен в период правления израильских царей и снова разру­шен в более позднее время. В дни пророка Иеремии еще можно было видеть его развалины. Этот пророк использовал руины Силома в каче­стве наглядного примера для иудеев, которые связывали свои надежды на избавление с тем, что в Иерусалиме находится храм Божий. Пророк призывал: «Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (Иер. 7,12).

Археологические находки подтвердили также факт активно разви­вавшейся морской торговли филистимлян. До нашего времени сохра­нилась замечательная история, записанная на папирусе XI в. до Р. X., хранящемся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве («Путешествие Уну-Амона в Библ»). В тексте рассказывается о египетском жреце Уну-Амоне. Этот языческий священнослужитель был послан фараоном, чтобы доставить кедровый лес из финикийского города Библа в египетские Фивы для постройки священной ладьи бога Амона1. Подобное свидетельство указывает на развитие морской тор­говли и укрепление связей с побережьем, населенным филистимлянами во времена судей [1]. Аналогичные торговые отношения установили и хананеи. Все это служит подтверждением упоминаний Священного Пи­сания о том, что и израильтяне некоторым образом участвовали в по­добных торговых операциях. Но очевидно, что Израиль поддерживал отношения скорее с хананеями, а не с филистимлянами. В книге Судей говорится: Галаад живет спокойно за Иорданом. И Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спо­койно (Суд. 5,17).

В последнее время представление о филистимлянах эпохи судей приобретает более четкие очертания. Израильские археологи, прово­дившие раскопки в местах расположения древних городов филистим­лян, и особенно в Азоте, добыли ценные и важные свидетельства об этом народе. Так общее представление о филистимлянах становится более объемлющим, и эти знания высвечивают жизнь Израиля, его жестокую борьбу с иноплеменными филистимлянами в период судей. Эти археологические свидетельства совпадают с описаниями Ветхого Завета. Так что не остается никаких сомнений относительно того, ка­ким образом сообразительный, торговый, политически сплоченный и искусный в изготовлении оружия народ — филистимляне — подчинил себе почти весь Израиль. Лишь в результате непрерывных жестоких и героических сражений во главе с великим царем Давидом при помощи Божией удалось обуздать и покорить этого опаснейшего врага изра­ильтян.

Прежде чем завершить эту главу, необходимо отметить следующее: древнегреческое название «Палестина», которое в более позднее время сменило наименование «Ханаанская земля», происходит от древнеев­рейского слова «пелиштим», которым в Ветхом Завете именуются фи­листимляне. Таким образом, та часть земли, которая в будущем станет родиной народа Израиля, была названа по имени его самого неприми­римого врага!..

 

Примечание

 

1. Следует отметить, что город Библ, в который плавал Уну-Амон, был на­селен преимущественно хананеями, а не филистимлянами. Однако, действи­тельно, археологические свидетельства, как и письменные источники (напри­мер, из Древнего Египта), подтверждают, что филистимляне были мореходами.

Израиль и хананеи

 

Многие исследователи полагают, что хананеи составляли основное население Ханаана во времена правления судей. В действительности же хананеи составляли одну из основных частей населения, но не были главной ее частью. Так, например, в Священном Писании упоминаются и другие народы — амореи, иевусеи, евеи (Суд. 3, 5). У хананеев была развитая цивилизация, которая в военно-политическом и культурном отношении намного превосходила племенной союз Израиля. Это видно из материалов археологических раскопок.

Когда израильтяне прибыли в Ханаан, они полностью разрушили города хананеев и построили свои собственные на тех же местах; однако города израильтян во многом уступали хананейским. Об этом свиде­тельствуют остатки города хананеев Вефиля и развалины древнего го­рода, выстроенного на том же самом месте израильтянами. Археолог Олбрайт отмечает, что, судя по этим остаткам, хорошо видно, сколь зна­чительно в архитектурном плане и в других отношениях новые по­стройки уступают первоначальным1.

Ранее мы уже отмечали явное превосходство хананеев над израиль­тянами в области ремесел, архитектуры, торговли и т. д., говорили так­же и о языческом оргиастическом культе хананеев, их ритуальных жертвоприношениях и их законах, известных по табличкам из Рас-Шамры, а также о том, что хананеи были смертельно опасны для Израи­ля, почему было необходимо их полностью уничтожить2. Тексты табли­чек из Рас-Шамры подтверждают также, что книга Судей действительно повествует о реально существовавших лицах и совершившихся исторических событиях.

 

В 1-й главе книги Судей упоминается о двух хананеях, очевидно, правителях города Хеврон, носивших имена Ахи-ман и Фалмай (Суд. 1,10). Эти же имена встречаются и в текстах табли­чек из Рас-Шамры1. По мнению Олбрайта, это лишний раз доказывает, что приведенные имена связаны с историческими событиями периода судей.

По свидетельству книги Судей, царем хананеев, притеснявших изра­ильтян, был Иавин, столицей которого был город Асор (Суд. 4, 2). На­ходки археологов засвидетельствовали, что город Асор действительно существовал во времена правления судей; а гораздо раньше — около 1800 г. до Р. X. — город достиг зенита своего могущества2.

Судя по ветхозаветным свидетельствам, Израиль так и не смог за­воевать все города хананеев. Однако израильские племена нанесли им сокрушительное поражение у вод Мегиддонских после того, как их во­одушевила на этот подвиг пророчица Девора. В Ветхом Завете говорит­ся, что сражение произошло в Фанаахе у потока Мегиддонского (Суд. 5, 19). На основании данных археологических исследований это историче­ское событие, о котором сообщается в Священном Писании, датируется приблизительно 1125 г. до Р. X.3.

Еще одно историческое событие эпохи судей, подтвержденное на­ходками археологов, связано с храмом языческого бога Верифа (или Бе-рифа). В книге Судей говорится, что Авимелех, властолюбивый и сла­волюбивый сын Гедеона, предпринял попытку захвата царской власти над Израилем, но ему помешали жители Сихема. Древний город Сихем был построен около 2000 г. до Р. X., упоминания о нем сохранились в древнеегипетских текстах. Остатки этого города были обнаружены вблизи подножия горы Гаризим, вершина которой, как и вершина горы Гевал, возвышается над плоской долиной, расположенной в самой серд­цевине Самарии.

После того как Авимелех с войском напал на Сихем, жители города были перебиты, сам город сравняли с землей, а место, на котором он стоял, засыпали солью. О случившемся стало известно всем, кто нахо­дился в башне Сихемской, и они собрались в храме бога Баалверифа (греч. и слав. Вефильверифа). Однако мстительный Авимелех, чтобы овладеть этим укреплением, приказал обложить дровами языческий храм и поджег его; так сгорел храм и погибли укрывшиеся в нем люди (Суд. 9, 45-49). Подтверждение историчности этого события появилось в 1926 г. в результате раскопок немецкого археолога профессора Зеллина и американского археолога профессора Г.Эрнеста Райта, который в 1959 г. продолжил раскопки, начатые Зеллином. В тех местах, о кото­рых шла речь выше, археологами были обнаружены остатки древнего строения, датируемого временем судей и отождествленного с башней бога Вефильверифа. Ряд найденных археологами предметов из глины подтверждает, что башня была сооружена около 1300 г. до Р. X., а сохра­нившаяся часть храма позволяет считать, что он был разрушен в резуль­тате пожара около 1150 г. до Р. X.1, т. е. при жизни жестокого Авимелеха. Обнаруженные на месте раскопок археологические материалы свидетельствуют, что храм возвышался над стеной города, возведенной на развалинах храма, который датируется более ранним периодом — временем правления гиксосов2. Сохранившиеся остатки храма Вефиль­верифа показывают также, что он представлял собой массивное соору­жение размером 25x21 м, окруженное стеной пятиметровой толщины. Размеры храма позволяют в общем виде представить себе сцены куль­товых обрядов, происходивших в этом помещении, если припомнить то, что записано о них на глиняных табличках из Рас-Шамры3. Можно ска­зать, что в передаче и этих деталей Ветхий Завет отличается удивитель­ной точностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.059 с.)