Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свет в «темных» местах Ветхого Завета

Поиск

 

Археология пролила свет и на те три обстоятельства, которые послу­жили поводом считать некоторые места богодухновенного текста Вет­хого Завета «темными», или лишенными смысла. Вот эти три пункта:

1) В Ветхом Завете говорится, что израильтяне поразили и истреби­ли своих врагов убийством (рус. текст — острием) меча (Исх. 17, 13; Втор. 13, 15; 20, 13; Чис. 21, 24). В древнееврейском тексте в этом месте говорится: они поражали и пожирали их «устами меча». Как подтверди­ли археологические находки, эти слова с точностью передают то, каким способом израильтяне убивали своих врагов: раскопки позволили обна­ружить мечи, ножи больших размеров, боевые топоры и другое оружие, которым пользовались в бою и рукоятки которого по большей частибыли сделаны в виде разверстой пасти разъяренного зверя, так что каза­лось, будто смертоносное острие выдвигается из пасти дикого зверя. Та­ким образом, выражение «поразить их или пожрать устами меча» явля­ется весьма точным1.

2) Моисей заповедал израильтянам, что не следует заключать союза, смешиваться или вступать в родство с народами Ханаана после того, как они поселятся в их земле; он подчеркнул также, что не следует ща­дить эти народы, но беспощадно уничтожать, равно как и их идолов и святилища. Иными словами, следовало истреблять язычников и языче­ство. Он пояснил, что это было необходимо сделать, потому что изра­ильтяне были богоизбранным и святым народом: «Тебя избрал Господь, Бог Твой, чтобы ты был собственным Его народом (Втор. 7, 1-6), кото­рый посвятил себя Богу. Поэтому не следует оскорблять своего Благо­детеля, но блюсти чистоту, поскольку от тебя, от этого народа произой­дет Мессия, Христос, Искупитель рода человеческого». Вне сомнения, эти требования показались богоизбранному народу весьма суровыми. Вполне возможно, что именно из-за этого израильтяне не выполнили до конца эту заповедь и в результате подверглись Божией каре.

Разобраться и в данном случае помогает археология, которая ре­зультатами своих открытий подтверждает, что хананеи действительно представляли для богоизбранного народа смертельную опасность. Ар­хеологические находки неопровержимо доказали, что хананеи в те вре­мена совершали человеческие жертвоприношения (они закалывали и приносили в жертву младенцев), их храмы были притонами, где царила отвратительная безнравственность, и нравы их отличались невообрази­мо низким уровнем; и, следовательно, богоизбранный народ подвергал­ся серьезной духовной опасности2. Чтобы спастись, ему необходимо бы­ло уничтожить хананеев.

Жестокими и свирепыми были божества хананеев и филистимлян — Астарта и Анат, богини плодородия и войны. В эпическом тексте из Угарита, посвященном богу Ваалу и обнаруженном в результате архео­логических раскопок, упоминается среди прочего и о том, что богиня Анат «погружалась по колена, по шею в кровь. В ногах ее были челове­ческие головы, вокруг нее, как стая саранчи, трепетали человеческие ру­ки. Она вешала отрубленные головы своих жертв в качестве украшений на спину, а их отрубленные руки — себе на талию. Когда она была удов­летворена сделанным, то вымывала свои руки в потоках человеческой крови, чтобы вновь возвратиться к оставленным ею делам». Языческая богиня Анат была сестрой и супругой Ваала, бога бури и дождя1.

Хананеи представляли опасность для богоизбранного народа еще и по другой причине. На нее указывает профессор археологии Дж. А. Томпсон, который пишет: «Очевидное преимущество хананеев в сфере ремесел, архитектуры, торговли и в других областях жизнедеятельнос­ти, несомненно, производило на израильтян сильное впечатление. И, стало быть, не следует удивляться тому, что кое-кто из представителей богоизбранного народа вообразил, будто превосходство хананеев обу­словлено превосходством их религии. Это предположение открыло израильтянам путь к тому, чтобы перенять языческую религию ха­нанеев»2.

Однако все эти данные — гедонистический религиозный культ хана­неев, превосходство в области ремесел и торговли — оставались неиз­вестными до той поры, пока археологические открытия не позволили познакомиться с культурой хананеев и финикийцев из Рас-Шамры. «Лишь после того, как были опубликованы результаты научных иссле­дований, посвященных хананейскому пантеону богов и религии фини­кийцев, можно по-настоящему оценить ту нравственную борьбу, кото­рую пришлось выдержать израильтянам. Насколько же велико было искушение для простого пастуше­ского народа и насколько опасным был брошенный им вызов! Мно­жество раз культ бога Ваала ока­зывал свое воздействие, проникая в святилище истинного Бога и до­стигая даже до святая святых»1.

 

В результате исследований ар­хеологических материалов не ос­тается никаких оснований со­мневаться, почему Бог заповедал Моисею не только запретить из­бранному народу смешиваться с хананеями, но и повелел истреб­лять их.

3) Среди запретительных зако­нов, предназначеных богоизбран­ному народу, есть один, который трижды упоминается в Пятокнижии. Эта заповедь гласит: «Не ва­ри козленка в молоке матери его» (Исх. 23, 19; 34, 26; Втор. 14, 21), т.е. ты не должен варить козленка в молоке его матери, либо, до тех пор пока козленок питается моло­ком матери (пока сосет молоко), ты не должен приносить его в жертву и употреблять в пищу; ли­бо — нельзя варить козленка, ото­рвав его от матери, потому что тем самым ты доставишь страдание его матери.

Эта заповедь большинству комментаторов и критиков Священного Писания казалась неясной; она представлялась им лишенной смысла. Однако все сомнения были устра­нены опять-таки благодаря находке глиняных табличек из Рас-Шамры. В 1928 г. один крестьянин, распахивавший свой участок земли на побе­режье, обнаружил подземный ход, ведущий в гробницу. Это была купольная гробница микенского типа. Открытие побудило Клода Шеффера начать раскопки в Рас-Шамре, о которых мы уже упоминали и ко­торые позволили обнаружить множество глиняных табличек с ценней­шими свидетельствами о древней цивилизации на побережье Леванта в период примерно второй половины XII в. до Р. X.

Так, в некоторых из этих глиняных табличек, помимо всего прочего, говорится и о языческих жертвоприношениях. В текстах прямо сказано: если кто-то рассчитывает на милость или благосклонность божества, ему надо «заколоть ягненка (или козленка) в молоке его матери» и при­нести его в жертву божеству. Из вышесказанного становится ясно, что Моисей в своих словах имеет в виду этот жестокий языческий обычай. Единственное отличие заключается в том, что в тексте Священного Пи­сания употреблены глаголы «приготовить» или «варить», а в тексте таб­личек из Рас-Шамры — «заколоть»1. Это несущественное отличие не меняет, безусловно, общего смысла. Таким образом, становится понят­ным, почему Бог предписал подобный запрет Своему народу: таким способом Бог призывал израильтян не подражать язычникам-хананеям и не перенимать их языческих обрядов.

Все вышесказанное приводит к выводу, что без закона, данного Бо­гом Моисею, а также без твердой приверженности народа этому закону Израиль не смог бы устоять перед вызовом и удержаться от опасного искушения Ваалом, Астартой, Анат и другими языческими богами [1].

 

Примечание

 

1. О кровавом и безнравственном характере религии и культуры хананеев любой читатель может узнать из Библии. Священное Писание неоднократно перечисляет гнусные обряды и обычаи этих народов и свидетельствует, что именно из-за них Бог руками израильтян наказал эти народы (См.: кн. Второзаконие, гл. 18, ст. 9-14; кн. Левит, вся 18-я гл., особенно ст. 24-30). Ар­хеологические находки лишь подтверждают справедливость свидетельства Священного Писания. Между прочим, Господь, предрекая Аврааму, что его по­томки будут жить в земле не своей... четыреста лет, говорит о том, что в чет­вертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Амореев доселе еще не наполнилась (Быт. 15, 13, 16). Это свидетельствует о том, сколь велики мило­сердие и долготерпение Божие, если Господь еще целых четыреста лет готов был терпеть гнусные злодеяния хананеев.

Скиния свидения

Последние шестнадцать глав книги Исход в основном посвящены описанию устройства скинии свидения [1]. Назначение ее раскрывается в словах Бога Моисею: И устроят они (сыны Израилевы) Мне святили­ще, и буду обитать посреди их (Исх. 25, 8).

Противники исторической достоверности Священного Писания ос­паривают факт существования скинии. Но они не правы. Как отмечает профессор археологии Дж. А. Томпсон, «идея переносного священного ковчега завета не была чем-то необычным или свойственным только Израилю. Изображения алтарей (или святилищ-шатров) обнаружены среди археологических находок, датируемых III в. до Р. X., и древнегре­ческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в VII в. до Р. X. финикийцы возили с собой и использовали в военное время алтари-шат­ры. Эти алтари-шатры, конечно, относятся к более позднему времени, тем не менее их существование указывает на то, что они были известны в древнем мире». Томпсон добавляет: «Конструкция и устройство ски­нии свидения были привычными и знакомыми другим современным Израилю народам, в особенности хананеям. Использованные (для изго­товления ковчега завета. - Н. В.) материалы без труда можно было най­ти в местах странствования израильского народа. Дискуссии последних лет, касающиеся темы скинии свидения в целом, убедили исследовате­лей в том, что к сообщению Священного Писания о скинии свидения в пустыне следует отнестись с большим уважением, чем относились (ис­следователи и критики. — Н. В.) в прошлом веке»1.

В связи со спорами, которые раздаются по поводу материалов, ис­пользовавшихся при устройстве скинии свидения, остановимся на рас­смотрении двух аргументов, приведенных археологами. Один из них касается четвертого покрывала скинии свидения, а другой — медных зеркал. По поводу четвертого покрывала, изготовленного из тюленьей кожи, как об этом сообщается в древнееврейском тексте, археолог Дж. Фри замечает: «Древнееврейское слово tahash одни переводят как "тюлень", другие, как "дельфин", а третьи - "морской кит". Надо ска­зать, все эти три разновидности морских животных обитают в море не­подалеку от Синайского полуострова, так что все эти варианты для пе­ревода слова tahash возможны»1.

При устройстве священных предметов для скинии свидения в каче­стве основного материала использовалась медь (Исх. 25, 3; 35, 5, 24). В книге Исход говорится, что для изготовления медной умывальницы и подставки для нее были использованы медные зеркала женщин, кото­рые постились неподалеку от входа в святую скинию (Исх. 38, 26 по греч. тексту; в слав, тексте нумерации стихов нет). Оппоненты утверждают, что в эпоху Моисея не существовало медных зеркал и, следова­тельно, эта часть текста книги Исход относится к более позднему вре­мени. Однако археология сегодня имеет в своем распоряжении ряд находок, которые удостоверяют, что в Древнем Египте пользовались медными или бронзовыми зеркалами в период между 1500 г. и 200 г. до Р. X. Этот период в истории Древнего Египта хронологически соот­носится с эпохой Моисея и исходом Израиля из Египта. При археоло­гических раскопках в Египте было обнаружено множество подобных зеркал. Это подтверждает, что подобная разновидность зеркал исполь­зовалась в те далекие времена и что у израильских женщин наверняка они были. Возможно даже, как предполагает археолог Дж. Фри, что из­раильтяне обладали большим, чем надо, количеством зеркал, ввиду того что накануне бегства израильтян египтяне щедро одарили их (Исх. 11, 1-3; 12, 35, 36), поскольку стремились скорее избавиться от изра­ильтян, чтобы избежать больших бедствий. Во всяком случае, такие древнеегипетские зеркала может увидеть каждый желающий в круп­ных археологических музеях США, таких, как Чикагский музей естест­венной истории и Музей института востоковедения Чикагского уни­верситета1.

Примечание

1. «Скиния свидения», т.е. по-русски «скиния свидетельства» — термин, употребляемый в качестве названия ветхозаветного святилища-палатки в кни­ге Деяний апостолов (Деян. 7, 44) и в других местах Писания (38-й главе кн. Исход в переводе LXX и славянском переводе).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.153 с.)