Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ковчег в храме дагона. Разрушение силомаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Первой книге Царств сказано, что когда филистимляне овладели ковчегом завета, то принесли его в город Азот и поместили в храме Дагона рядом со статуей этого языческого бога (Дагон являлся верховным божеством филистимлян; верхняя часть его туловища была как у человека, а нижняя — как у рыбы). На следующее утро они нашли его павшим ниц перед ковчегом. Филистимляне вновь поставили статую бога на прежнее место, но утром они опять увидели обезглавленного и обезображенного Дагона распростертым на земле на том же самом месте. Вдобавок ко всему жителей Азота поразил мучительный недуг: на теле у них появились наросты. Все это привело филистимлян в ужас, и они в конце концов возвратили ковчег завета израильтянам (1 Цар. 5, 1-4; 6, 7). Археология пролила свет на это событие. В финикийском городе Угарите (который впоследствии стал называться Рас-Шамра) был найден храм Дагона. О том, что это сооружение имеет отношение к верховному божеству филистимлян, свидетельствуют надписи. Кроме того, были также обнаружены две колонны, посвященные этому богу. Дагон упоминается как отец Ваала также и в табличках из Рас-Шамры4. Археолог Олбрайт утверждает, что в действительности Даган (от этого слова легко могло произойти имя Дагон) был одним из древнейших богов аккадцев, которому поклонялись племена в бассейне реки Евфрат с 2500 г. до Р. X. Даган считался богом растительного мира, или плодородия, хотя первоначальное значение его имени остается пока неизвестным1. После того как ковчег был избавлен от рук филистимлян, израильтяне перенесли его в Кириаф-Иарим (14 км на северо-запад от Иерусалима) (1 Цар. 7,1). Но Священное Писание не объясняет, почему ковчег не был возвращен в Силом. Почему же, в самом деле, израильтяне не вернули его в священное, предназначенное для него место? Причина в том, что Силом был разрушен. Возможно, это произошло после битвы при Авен-Езере (1 Цар. 7, 11-12) или немного позднее. Во всяком случае, пророк Иеремия ясно свидетельствует о том, что в его времена, т. е. около 600 г. до Р. X., Силом лежал в руинах (Иер. 7, 12, 14; 26, 6, 9). Вполне вероятно, что его разрушили филистимляне около 1050 г. до Р. X.2 И на этот раз археология предоставляет нам сведения, подтверждающие события, описанные в Священном Писании. Раскопки, проведенные датской экспедицией под руководством Аагера Шмидта в 1923— 1931 гг.3, показали, что Силом был заселен с XIII по XI вв. до Р. X. Этот вывод датских археологов полностью согласуется с Ветхим Заветом, так как израильтяне хранили ковчег в XIV или XIII вв. до Р. X. в Силоме (Нав. 18,1), который позднее был разрушен и лежал в руинах вплоть до времени Иеремии. Г.Л.Робинсон отмечает: «Действительно, все находки датских археологов в Силоме точно соответствуют тому, что как бы подразумевается в Ветхом Завете»4. Это вынужден признать и скептически настроенный Файфер5. Археологические находки в Силоме имеют большое значение, так как те, кто отрицал историческую точность Ветхого Завета, утверждали, что все написанное в Библии о жертвеннике в Силоме, — позднейшая выдумка. Но датские археологи доказали, что Силом достиг зенита своей славы в период судей (о чем свидетельствует и Ветхий Завет) и что это святое место было истреблено огнем в дни священника Илия и судьи и пророка Самуила,1 т.е. около 1050 г. до Р. X. Таким образом, стало ясно, что мнение скептиков и рационалистов — это совершенная глупость!
Царь Саул и музыкант Давид
Когда Израиль пребывал в величайшей опасности из-за набегов филистимлян и постоянно требовал от состарившегося пророка Самуила поставить над ними царя, как у прочих народов, Самуил не хотел подчиняться этому требованию. В то же время он предупредил народ Израиля о таких действиях царской власти как обязательная воинская служба, реквизиция имущества подданных и т.д. (1 Цар. 8). Сомневающиеся в историчности Ветхого Завета настаивают на том, что эти слова Свя-щенного Писания означают «осуждение и отрицание» института царской власти. Они полагают, что в этих словах отразился горький опыт бедствий, произошедших в результате царского правления, так что это место восходит к намного более поздней эпохе, чем та, в которую жил Самуил. Но археология опровергает подобное мнение. Сравнение вышеупомянутого текста Ветхого Завета (1 Цар. 8) с текстами, найденными при раскопках в Угарите и Алалахе, показывает, что Самуил открыл израильтянам Божию волю и одновременно известил их об обычных политических правах (не злоупотреблениях), которыми обладает земной царь в силу того, что является правителем. Он просто своими словами разъяснил израильтянам дорогую «цену» монархии, которая состоит в том, что народ сам себя обречет на обязательную воинскую повинность, принудительные работы и на исполнение других обязанностей, подвергнется конфискации имущества и будет платить налоги. Все это подтверждается фактами из жизни угаритских и алалахских правителей, живших на территории современной Сирии задолго до времени Самуила. Следовательно, все эти явления имели место в том районе в течение многих лет. Кроме того, в табличках из Угарита и Алалаха указывается на некоторые установления, связанные с царской властью (главным образом, десятина, трудовая повинность и др.), которые точно соответствуют обязательствам, взятым на себя израильтянами в отношении своего царя1. Сомневающиеся в историчности Священного Писания оспаривали и то место Ветхого Завета, в котором Давид представлен как музыкант (1 Цар. 16, 17-23) и организатор музыкальных ансамблей, играющих во дворце и в храме (1 Пар. 23, 5, 6). Они полагали, что это было невозможно в столь раннюю эпоху, так как, по их мнению, подобные музыкальные коллективы возникли после 538 г. до Р. X. Тем не менее уже в 1942 году археолог Олбрайт отмечает: «Год или два года тому назад было трудно опровергнуть это мнение, потому что у нас полностью отсутствовали внешние свидетельства»2. Но с 1942 года благодаря археологии положение дел изменилось. Раскопки показали на конкретных примерах, как происходило развитие музыки и музыкальных инструментов не только во времена Давида (около 1000 г. до Р. X.), но и в более раннюю эпоху. Об этом говорилось в своем месте1. В погребениях в Бени-Хасане (Египет), датируемых примерно 1900 г. до Р. X., мы видим изображения азиатских семитов, которые некогда пришли в Египет и принесли с собой музыкальные инструменты. За тысячу лет до Давида один из них привез лиру. В погребении № 38 в Фивах (Верхний Египет), датируемом примерно 1420 г. до Р. X., найдены изображения девушек, одна из которых представлена с лирой, а другая — с двойным гобоем (деревянный музыкальный духовой инструмент, сходный с кларнетом). На вазе из Мегиддо (около 1025 г. до Р. X.) изображена лира, которая, скорее всего, восходит к эпохе Давида. В общем, археологические находки в Египте, Месопотамии и Палестине показывают высокий уровень развития музыкальных инструментов, начало которого относят к 2000 г. до Р. X., а продолжалось оно во времена Давида и позднее2. Кроме того, тексты из Рас-Шамры предоставили нам множество религиозных поэм. В текстах часто упоминаются служители храмов, которые называются sarim (сарим) и являются почти тем же самым, что и аэды (певцы) эпохи Давида и последующих веков3. Олбрайт полагает, что о древности музыкальных хоров свидетельствуют и ханаанские имена музыкантов, составлявших эти священные хоры. Упоминаемое в Ветхом Завете имя музыканта Халкола встречается и в надписях из Мегиддо, которые датируются XIII в. до Р. X. Имена двух других музыкантов — Ефам и Еман (1 Пар. 15, 19) — похожи на имена музыкантов из Рас-Шамры и других мест археологических раскопок, относящихся примерно к 2000 г. до Р. X. Олбрайт считает, что эти имена полностью подтверждают точность Священного Писания в рассказе о музыкальных ансамблях1. По мнению археолога Томпсона, «по крайней мере, некоторые из этих ханаанских имен (о которых говорит Олбрайт)2 являются, вероятнее всего, именами коренных жителей страны. Следовательно, мы можем предположить, что Давид заставил некоторых местных жителей служить ему в качестве музыкантов, подобно тому как он принудил прочих представителей подчиненных им народов служить в других сферах жизни»3 [1].
Таким образом, музыка, музыкальные инструменты и музыкальные группы (хоры, певческие коллективы и ансамбли) существовали задолго до времен Давида.
Примечание 1. Данное утверждение Томпсона противоречит тексту Ветхого Завета (1 Пар. 23, 1-6), в котором ясно сказано, что певцы и музыканты в храме были левитами и, следовательно, отнюдь не являлись представителями местного покоренного населения (впрочем, последние могли служить Давиду во дворце). Однако сходство имен певцов и музыкантов с именами местных жителей, обитавших здесь задолго до Давида, все же имеет силу косвенного доказательства верности сведений Священного Писания, т.к. если подобные имена бытовали в Ханаане до Давида и в его время, то и сообщение Библии о музыкантах, носивших такие исторически подтвержденные имена, достойно доверия. Причем следует иметь в виду, что израильтяне иногда носили те же имена, что и хананеи, поскольку в языковом отношении эти народы мало отличались друг от друга. Например, Авимелех, сын Гедеона, носил то же имя, что и царь филистимского Герара во времена Авраама (Быт. 20, 2; Суд. 8, 30-31).
Ужасная смерть Саула
Жизнь Саула, первого израильского царя, была наполнена продолжительной борьбой с жившими по соседству врагами Божиего народа. В Ветхом Завете сказано, что во время военных действий против филистимлян столицей и ставкой Саула являлся его родной город Гива (1Цар. 10,26; 11,4; 13 и т.д.). Начало царствования Саула было многообещающим, но закончилось оно трагически. Это произошло потому, что он неоднократно выказывал Богу неповиновение и непочтительность. Кроме того, его действия часто приводили к напряженному противостоянию самых влиятельных людей Израиля. В конце концов в ожесточенном сражении с филистимлянами на Гелвуйской горе (Северная Палестина) войска Саула были разбиты, обращены в бегство и уничтожены. Сам Саул после гибели трех сыновей совершил самоубийство, пав на свой меч, чтобы избежать пленения. Обнаружив тело Саула, филистимляне сняли с него доспехи, обезглавили и пригвоздили к стене города Бефсана. Голову Саула они поместили в храм Дагона, а доспехи положили в храм Астарты (1 Цар. 31, 1-10. 1 Пар. 10, 10). Археологические находки подтверждают эти сообщения: 1) Исторические источники и раскопки показывают, что Астароф была одной из самых известных языческих богинь плодородия. В некоторых районах Ближнего Востока ее называли Астарт, или Астартой, а вавилоняне звали ее Иштар. В Вефиле археологи нашли печать, на которой запечатлен ее облик1. 2) Раскопки стены в Бефсане, той самой стены, к которой филистимляне пригвоздили обезглавленное тело Саула, показали, что Бефсан (70 км к северу от Гивы) был разрушен в период с 1050 по 1000 гг. до Р. X. Эти даты совпадают со временем жизни и деяний Саула и Давида2. 3) В результате раскопок в Гиве (современное местечко Телль-эль-Фул, что значит «фасолевый холм», в 5 км к северу от Иерусалима) были получены интересные сведения. Раскопки проводились под руководством американского профессора археологии В.Ф. Олбрайта и продолжались одиннадцать лет (1922-1933 гг.). Эти раскопки показали следующее. Первоначально городок Гива был разрушен пожаром во времена судей (см.: Суд., главы 19 и 20). Место оставалось незаселенным в течение века. Позднее на нем была построена небольшая крепость, в которой размещалось командование войсками Саула. Штаб Саула не отличался роскошью убранства, хотя и обладал определенным «сельским уютом». Крепость представляла собой двухэтажное здание. Внутри помещения были найдены разнообразные глиняные сосуды, в числе которых много кухонной посуды значительных размеров и один железный плуг, что указывает на обработку земли в окрестностях крепости. Олбрайт утверждает, что на этом месте находилось очень удобное четырехугольное укрепление с башнями на каждом из углов, которое использовалось Саулом как крепость. Эта крепость, построенная из обтесанного камня, существовала (во всяком случае, по мнению Олбрайта) в период с 1025 по 950 гг. до Р. X. и служила полевым оборонительным сооружением и штабом Саула, в котором он разрабатывал планы походов против филистимлян. В результате дальнейших раскопок в Гиве в юго-западном углу крепости была обнаружена башня. Но следует учесть то, что раскопки еще не были произведены во всем районе1. 4) Археологическая экспедиция университета Пенсильвании, работавшая в Бефсане в течение двенадцати лет (с 1921 по 1933) под руководством Кларенса С. Фишера, Алана Роу и Г.М. Фицжеральда, обнаружила руины двух храмов. Древний Бефсан находился под большим холмом Тель-эль-Хусн на краю долины Иезрееля. В руинах этих двух храмов «были также найдены, главным образом, металлические предметы культа и небольшие ящички с изображениями змей», которые четко указывают на то, что «храмы посвящены богине плодородия Астарте и главному богу филистимлян Дагону»2. Археолог Томпсон, комментируя находки в Бефсане, отмечает: «Мы могли быть уверены, что один из двух храмов, обнаруженных в результате раскопок, произведенных вышеупомянутой экспедицией, был храмом Астарты. В Бефсане находились характерные для того времени храмы, в которых поклонялись богам Ханаана. В них были обнаружены различные предметы культового характера. Тем не менее невозможно сказать, какой из этих двух храмов принадлежал Астарте, о святилище которой говорится в Первой книге Царств Ветхого Завета. При всем этом сегодня достаточно ясно, что в те дни в Бефсане существовал языческий храм»3. Археолог Фри относительно вышеупомянутых находок высказался категоричнее Томпсона. Описывая расположение и размеры двух храмов, он добавляет: «Археологи, производившие раскопки в Бефсане, отождествили этот храм с храмом Астарты, в который (филистимляне) поместили доспехи Саула (1 Цар. 31, 10). Храм был найден на южном склоне высокого холма и сооружен, как показали раскопки, до эпохи Саула. Длина его составляет примерно 24 м, ширина — 19 м. Храм построен в направлении с запада на восток и включает в себя большое центральное помещение с тремя круглыми каменными опорами по сторонам. В основании средней колонны были найдены хранилище и сосуд с металлическими пластинами, кольцами и серьгами, выполненными из золота и серебра. Внутри храма был обнаружен монумент из базальта с изображением богини Астарты (...). Археолог Роу (один из трех руководителей раскопок) полагает, что все данные, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствуют о том, что храм был построен египтянами — жителями Бефсана в честь богини Астарты»1. По поводу храма Дагона, в который, как указывает Ветхий Завет (1 Пар. 10,10), филистимляне поместили голову Саула, профессор Фри пишет: «В ходе раскопок к югу от храма Астарты был обнаружен храм, который Роу отождествляет с храмом Дагона, упоминаемом в Священном Писании. Роу приходит к выводу, что в Первой книге Паралипоменон Ветхого Завета подразумевается наличие двух храмов в Бефсане, относящихся к периоду филистимлян, и раскопки подтверждают это»2. Следовательно, городские стены древнего Бефсана и стены двух языческих храмов, обнаруженных в ходе раскопок, в самом деле были свидетелями поругания тела царя Саула, о чем повествуется в двух книгах Ветхого Завета: Первой книге Царств (31,1-10) и Первой книге Паралипоменон (10, 10).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.203 с.) |