Райское древо жизни. Мозаика базилики св. Климента в Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Райское древо жизни. Мозаика базилики св. Климента в Риме



Вообще древние повествования шумеров, вавилонян и ассирийцев о сотворении мира существенно отличаются от той истории сотворения мира, которую нам передает богодухновенный Моисей. Все они це­ликом и полностью политеичны, мифологичны и никоим образом не связаны с тем, что говорится в книге Бытия о сотворении мира в течение шести дней. Таким об­разом, согласно археологическим свидетельствам, рассказ святого Моисея вовсе не заимствован у ва­вилонян; напротив, в вавилонском мифе развивается и дополняется множеством мифологических эле­ментов достоверный исторический факт сотворения мира и человека, который излагает боговидец Мои­сей. Вавилоняне взяли то, что пере­давалось из уст в уста в течение ве­ков, дополнили это мифологиче­скими элементами и записали.

 

 

Ассирийский царь Ашшурбанипал (668- ок. 628 гг. до Р. X.)

 

Следует особо подчеркнуть, что обнаружение этих табличек стало настоящей сенсацией. Напомним, что в знаменитой библиотеке царя Ашшурбанипала хранилось в общей сложности около тридцати тысяч клинописных табличек. Эти таблички подбирались не случайно: они рассказывают об истории и духовной культуре Месопотамии, о наро­дах, о царствах и их судьбе, о цивилизациях и религиях, а также содер­жат шумерское сказание о потопе и эпос о Гильгамеше. И вот сто лет на­зад благодаря археологии ранее закрытая загадочная книга об истории древней цивилизации неожиданно была открыта, и теперь любой может перелистывать ее страницы. Правители, города, войны и события, кото­рые были известны людям лишь из текста Ветхого Завета, предстали как существовавшие в реальности. Среди этих свидетельств и таблички с надписями, относящимися к 4-3 тыс. до Р. X. В этих же табличках упоминается и библейский город Эрех, о котором богодухновенный Моисей говорит, что он входил в состав царства Нимрода, который был исполин ловец пред Господем (Быт. 10, 9-10). Этот город раскопал не­мецкий археолог Генрих Лензен1.

К содержанию табличек из Ниневии мы будем обращаться и в даль­нейшем, чтобы подтвердить историческую достоверность сведений Вет­хого Завета.

Завершая разговор о вкладе архео­логии в дело защиты библейского повествования о сотворении мира, следует сказать об одной находке, произведшей сенсацию. Речь идет о перстне с резной печатью, кото­рый в настоящее время хранится в музее Пенсильванского универси­тета (Филадельфия, США) и да­тируется приблизительно 3500 г. до Р. X. Эта печать была найдена Е.А.Спейсером из университета Пенсильвании на холме Тепе-Гав­ра в нескольких милях к северу от Ниневии при раскопках в 1930-1932 гг. На ней, видимо, воспроизведен сюжет об искушении первых людей — Адама и Евы, рядом с которыми изображен и змей. По мнению Бартона, этот перстень, без сомнения, до­казывает, что «история искушения первых людей очень древняя»1. При более ранних раскопках, проводившихся в Ниневии, была обнаружена другая печать, хранящаяся теперь в Британском музее, на которой в центре изображено дерево, справа — мужчина, слева — женщина, очи­щающая плод, а позади нее — змеевидное существо в вертикальном по­ложении2. Обе эти печати свидетельствуют о той же истории искушения первых людей, о которой повествует Ветхий Завет.

Примечание

1. Слово «апсу» (семитская переделка шумерского «абзу») означает собст­венно мировой пресноводный океан. По представлениям жителей древней Ме­сопотамии, земля покоится или как бы «плавает» поверх этого океана. Слово «тиамат» (точнее, «тиамту»; вариант — «тамту») означает соленое море. В ми­фе они персонифицированы и являются божествами. В том месте мифа, на ко­торое указывает автор, говорится о том, что «апсу» и «тиамат» «воедино сме­шивали свои воды».

 

Ветхозаветная суббота

Пытаясь доказать недостоверность богодухновенного слова, крити­ки Священного Писания утверждают, что все предписания в нем о суб­ботнем покое заимствованы у вавилонян.

В вавилонских памятниках речь идет об определенных днях, кото­рые следует выделять среди прочих дней месяца. Такими днями были седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день ме­сяца. Другим особым днем вавилонского календаря был двадцать пя­тый день каждого месяца. Он назывался shabatum. Как говорят критики священного текста, это вавилонское слово этимологически близко к ев­рейскому shabbat, и, таким образом, еврейская суббота является резуль­татом заимствования или эволюции этих особых дней вавилонян. Сто­ронники этих идей разработали целую теорию, которая известна под названием «панвавилонизм».

Разрешить этот вопрос помогла археология. Внимательное изучение вавилонских табличек показало, что критики богодухновенного слова были не правы, поскольку вышеуказанные специальные дни у вавило­нян рядом черт отличались от ветхозаветной субботы. Укажем здесь не­которые из таких отличий:

а) кроме седьмого, четырнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дня месяца, таким же особым днем у вавилонян считался так­же день двадцать девятый;

б) предписания и запреты, связанные с этими днями, касались лишь определенных групп населения; так, например, в такой день царю не разрешалось путешествовать на колеснице. Между тем суббота, соглас­но Священному Писанию, является днем всеобщего покоя;

в) shabatum вавилонян был днем плача, поста и воздержания, целью которого было умилостивление некоторых богов. Еврейская же суббота была святым, благословенным, посвященным Богу днем, когда прино­силось благодарение за то, что сделано благостью и всемогуществом Бо-жиим для израильского богоизбранного народа;

г) специалисты-языковеды утверждают, что этимологически вави­лонское shabatum и еврейское shabbat несходны;

д) при ближайшем рассмотрении и изучении текстов вавилонских табличек становится очевидным, что в них вовсе не идет речь о прекра­щении трудовой деятельности, то есть о покое в эти особые дни, по­скольку вавилоняне в упомянутые дни продолжали заключать торговые сделки. Поэтому профессор семинарии в Конкордии Вальтер Майер де­лает весьма точное замечание: «Не существует ничего (в вавилонских табличках. — Пер.), что каким бы то ни было образом, хотя бы прибли­зительно можно было сравнить с еврейской субботой»1.

В самом деле, если и существует какая-либо связь между субботой Священного Писания и теми особыми днями, которые упоминаются в вавилонских табличках, то она заключается в том, что эти особые дни косвенно восходят к тому вечному закону, который был установлен Троичным Богом от начала творения. Когда уже были сотворены этот прекрасный мир и человек и дело творения было завершено, тогда бла­гослови Бог день седьмый, и освяти его (Быт. 2, 3). То есть Господь отде­лил седьмой день и повелел, чтобы люди в этот день отдыхали от своих трудов и занимались только тем, что свято и священно и, таким обра­зом, чтобы они освящались и обогащались добродетелями и благода­тью. И даже спустя века народы, удалившиеся от истинного Бога и по­читавшие идолов, не забыли этот закон. Будучи, однако, развращены идолопоклонством, они соблюдали этот богоданный закон каждый по-своему. Так, у вавилонян суббота превратилась в те особые дни, о кото­рых мы говорили выше. Следовательно, эти дни у вавилонян являются напоминанием о том первоначальном святом законе, данном Богом всем людям. Поэтому профессор Джозеф Фри из Уитона (Иллинойс, США), специалист по библеистике и археологии, делает такой вывод: «Несмотря на все это, не существует какой-либо обязательной связи между истинной субботой и вавилонскими особыми днями»1.

Итак, археология при помощи своих находок непреложно подтвер­ждает богодухновенность и достоверность Священного Писания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.120 (0.005 с.)