Другие подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета



Итак, налицо доказательства существования в ветхозаветные време­на военных союзов, бытования в действительности имен, похожих на имена из книги Бытия, наличия схожих с обычаями и нравами патриар­хов традиций, о чем мы говорили в предыдущих главах. Но есть и еще нечто такое, что можно было бы добавить к этому.

Наша цель — не только подтвердить историческую достоверность, но и установить хронологию событий, то есть доказать, что эпоха патри­архов, о которой сообщает боговидец Моисей, продолжалась с 2000 г. по 1750 г. до Р. X.

1. Археологические раскопки Глюка показали, что действительно имело место временное освоение области пустыни Негев (юго-западные границы Палестины) с XXI по XIX вв. до Р. X. По археологическим све­дениям, эта область не была заселена ни на тысячу лет раньше данных временных границ, ни на восемьсот лет позже. Согласно Священному Писанию Авраам и Исаак вели в этой области пастушескую жизнь (Быт. 20, 1; 24, 62) и иногда сеяли злаки (Быт. 26, 12; 37, 7). Их хозяйст­венная деятельность в области Негев полностью совпадает с той, какая была характерна для периода 2100-1800 гг. до Р. X. Поскольку патриар­хи в данном районе постоянно кочевали, это свидетельствует о том, что тогда в этом месте было достаточно воды и пастбищ, то есть область Негев не была в их эпоху голой пустыней1.

 

2. Мы уже писали о свободе передвижения и о путешествиях на большие расстояния в этот период. Теперь хотелось бы подчеркнуть, что подобные свидетельства, как отмечает А. Л. Оппенхайм, особенно часто встречаются в старовавилонский период. Благодаря архивам го­рода Мари мы знаем, что посольства и караваны можно было тогда встретить повсюду на Ближнем Востоке — от палестинского города Ха-зор до страны Элам на юго-западе Ирана. Вдобавок к этому у нас есть и свидетельства более ранних источников о бесчисленных торговых кара­ванах, обстоятельные описания путешествий и руководства для путе­шествующих по землям, лежащим между Вавилонией и Ассирией и внутренними областями Малой Азии. Подобно Аврааму, который, бу­дучи в Палестине, снарядил свое собственное посольство — отправил слугу в Северную Месопотамию, в Харран, за невестой для своего сына Исаака, Шамши-Адад I — царь Ассирии тоже (по данным археологии) отправил своих послов с подобным поручением к царю Катны (совре­менная Сирия). Полукочевые племена совершали в ту эпоху дальние странствия по весьма обширной территории, что доказали Купер и Г. Познер. Эти племена иногда останавливались в какой-нибудь облас­ти чтобы вырастить урожай злаков или начать оседлую жизнь1.

3. Ветхозаветные патриархи были строгими монотеистами. Никто из них не был приверженцем многобожия. Как явствует из Священного Писания, они часто говорят о «Боге отцов». Это выражение встречается и в ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р. X. Другие имена, которыми патриархи называют Бога, такие, как «Бог Авраамов», «страх Исаака» и т.д. (Быт. 31, 53) не относятся ни к какому другому богу, низ­шему или каким-то образом отличающемуся от Бога патриархов, как утверждают некоторые. Эти имена содержат разные эпитеты одного и того же Единого Истинного Бога. Подобные эпитеты были употреби­тельны в древности на Ближнем Востоке.

В книге Бытия рассказывается, как братья Иосифа продали его из-маильтянам — мадиамским купцам за двадцать золотых монет (в евр. тексте — сребреников. — Прим. пер.) (Быт. 37, 28). Эта сумма — подлин­ная цена раба в XVIII в. до Р. X., как стало известно из законов Хамму-рапи и текстов законов города Мари. Раньше цены на рабов были ниже и колебались между десятью и пятнадцатью золотыми. Затем цена прочно установилась: в XV в. до Р. X. и позже она составляла 30-40 зо­лотых, а в 1-м тысячелетии до Р. X. средняя цена равнялась 50-90 золо­тым, в то время как в период персидского владычества она достигала суммы в 120 золотых, как пишет И. Мендельсон, специально занимав­шийся этой проблемой2.

Американский археолог Олбрайт, выросший в среде, проникнутой духом свободомыслия, тем не менее в результате археологических ис­следований убедился, что все события жизни и «героические подвиги патриархов по своей сути исторически достоверны»3. К этому выводу он пришел, проведя археологические исследования, предметом которых были города эпохи Авраама и Лота, долина реки Иордан, поход четырех восточных царей, разрушение Содома и Гоморры и т.д.

Таким образом, эти доказательства, вкупе с изложенным выше, не оставляют никакого сомнения в том, что все, что сказано о патриархах в книге Бытия, вполне исторично, истинно и несомненно. Священное Писание говорит о том, что было в действительности, и не содержит ни малейшей примеси вымысла.

 

Разрушение Содома и Гоморры

У богодухновенного Моисея сказано, что, когда двое из трех анге­лов, которым оказал гостеприимство патриарх Авраам, пришли в Со­дом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город (Быт. 19, 1). Археолог Фри пишет, что исследования показали: у ворот палестин­ских городов действительно были каменные скамьи, или сиденья, при­строенные к стене. На этих скамьях сидели те, кто ожидал прихода близких, или те, кому хотелось обсудить какое-либо дело или заклю­чить соглашение, — это было место встреч, споров по различным вопро­сам и торговых сделок. В ходе раскопок в Телль-эн-Насбехе (1926— 1935) на месте бывшей библейской пограничной крепости Мицпа, про­водившихся под руководством В.Ф.Бейда, были обнаружены ворота, в которых «вытесан» ряд каменных скамей. (О Мицпе говорится в еврей­ском тексте книги Бытия (31, 49); она находилась примерно в двенадца­ти километрах к северу от Иерусалима.) Народ сидел на этих скамьях и решал свои торговые и общественные дела. У ворот было заключено со­глашение о браке Руфи и Вооза (Руфь 4, 1-2). У ворот ждал Давид вес­тей о своем сыне Авессаломе (2 Цар. 18, 24, 33). У ворот произносили свои пророчества пророки Израиля. По этой причине двери, или ворота городов, упоминаются в Ветхом Завете часто. «Археологические иссле­дования, — как пишет профессор Фри, — снабдили нас множеством све­дений о величине и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета и пролили свет на то, сколь важную роль играли они в жизни людей на Ближнем Востоке»1.

Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники — жители Содома — напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попыта­лись выломать двери его дома, навалившись на них все разом, но ничего из этого не вышло (Быт. 19, 9). Раскопки в Палестине предоставили ин­тересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери и как они охранялись, и подтвердили сообщение Писания. Когда археологи М.Г. Кайл и В.Ф.Олбрайт провели раскопки в местечке Телль-Бейт-Мирсим (в 1926-1930 гг.) и (позже) в древнем библейском поселении Давире (20 км к юго-западу от Хеврона), они обнаружили в слое, относящемся к середине бронзового века (2100-1600 гг. до Р. X.), следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своем месте очень большой засов, по которому можно было судить, ка­кими прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. В слое, относящемся к раннему «второму» железному веку (900-600 гг. до Р. X.), попадались многочисленные дома и множество дверей, но до­вольно редкой находкой в этом слое был дверной засов. Это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей остав­ляли арочные проемы или завешивали вход в дом тканью. В период с 900 по 600 гг. до Р. X. правили цари Израиля и Иудеи, и потому в эту эпоху существовала сильная центральная власть. А в древние времена, во дни Авраама и Лота (2000 г. до Р. X.), такая власть отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким обра­зом, тяжелая дверь дома Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени1.

За эпизодом с двумя ангелами в доме Лота и жителями Содома в книге Бытия следует рассказ о разрушении Содома и Гоморры. Гово­рится о том, что Бог разрушил эти погрязшие в разврате города и всю округу, пролив с неба дождем огонь и серу. Согласно указанию Священ­ного Писания Содом и Гоморра были двумя из пяти важнейших горо­дов своей области (Быт. 14, 6). С точки зрения профессора Фри, указа­нием на место, где когда-то стояли эти пять городов, являются русла пяти рек с южной стороны Мертвого моря. По-видимому, продолжает Фри, каждая из этих рек снабжала водой один из городов. Кроме того, в результате археологических исследований южного побережья Мертво­го моря, в частности, соседнего местечка под названием Баб-эд-Дра, где, по-видимому, располагалось языческое капище жителей Содома и Го­морры, были обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что около 2000 г. до Р. X. культурная традиция здесь внезапно оборвалась. Последние исследования такого рода, проведенные Нельсоном Глюком, показали, что и в Иордании примерно в 2000 г. до Р. X. имело место вне­запное прекращение культурной традиции. Глюк относит этот феномен к эпохе Авраама2.

По замечанию профессора Китчен, мы тем не менее, по крайней ме­ре, на данный момент не можем назвать точное время разрушения горо­дов долины Содома и Гоморры, происшедшего вследствие сильного землетрясения или страшного пожара, так как их развалины, очевидно, скрыты водами Мертвого моря, а близлежащее поселение Баб-эд-Дра, возможно, было разрушено еще в XXI веке до Р. X., то есть до гибели Содома и Гоморры3.

Когда-то воды, которые погребли Содом и Гоморру, были не столь глубоки. Но со временем вода прибывала, так как с севера в Мертвое море впадает Иордан, в то время как с юга из моря ничего не вытекает. В 1892 г. доктор археологии Кайл заметил небольшой остров у северного берега Мертвого моря. Позже вода поднялась и скрыла его. В 1924 г., проплывая на лодке над ушедшей под воду сушей, Кайл обнаружил, что толща воды над ней измеряется несколькими метрами1.

С точки зрения археологии, на сегодняшний день к тому, что было сказано выше о гибели Содома и Гоморры, трудно что-либо прибавить. Однако некоторые сведения из области других наук (геологии, филоло­гии) мы все же сообщим, поскольку событие это стало почвой для скеп­тических и атеистических рассуждений. В публикациях фантастиче­ского свойства ставилась под сомнение историческая достоверность Священного Писания в данном вопросе. Один советский ученый даже утверждал, что эти города были уничтожены с помощью атомной энергии, так как в этой области будто бы находился склад атомного оружия внеземных цивилизаций!1

Известно, что древние греки называли Мертвое море «Асфальтовым озером». Под названием Мертвое море оно впервые фигурирует у Павсания. Сведения об этом море встречаются, кроме Павсания, у Страбона, у Диодора Сицилийского и у иудейского историка Иосифа Флавия, который часто говорит о «Смоляном море». Арабы называют его сейчас Бахр Лут, что означает море Лота. Кроме того, «греки настойчиво гово­рят о ядовитых испарениях, наполнявших все окрестности этого моря. Арабы рассказывают, что уже очень много лет ни одна птица не может долететь до его противоположного берега. Совершая полет над озером, птицы через некоторое время внезапно падали вниз мертвыми»2.

Известно, что то место, где Иордан впадает в Мертвое море, нахо­дится на 388-400 м ниже уровня моря. Если учесть, что глубина Мерт­вого моря составляет 400 м, то дно его по отношению к уровню Среди­земного моря окажется на глубине 800 м! В то время как в обычной морской воде содержится 3,3-4 % соли, воды Мертвого моря содержат 30 % твердых примесей, из которых 25 % составляет хлористый натрий, то есть поваренная соль. Берега Мертвого моря лишены растительно­сти, вдоль взморья тянутся «пространства кристаллизовавшейся соли», и вдобавок к невыносимой жаре «воздух насыщен резким, едким запахом» серы. Финикийский жрец Санхунйатон в своей «Древней истории» пишет: «Долина Сиддимус (то есть Сиддим. — Н. В.) опус­тилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно без­жизненно, являя собой картину наказания и смерти, которые постигают грешников»3.

Геологическое строение этой местности имеет одну особенность: во­круг Мертвого моря вдоль его берегов расположены пласты мине­ральных солей. Один из таких пластов имеет 45 м в толщину и протя­женность 6 миль. Над ним расположен пласт серы, который может загореться от одной спички. В этом районе заметны следы горения неф­ти и битума (асфальта); видно также, что давным-давно здесь имел ме­сто разлом геологических слоев. Вся долина Мертвого моря сейсмиче­ски неустойчива и подвержена землетрясениям. Когда-то под Содомом было нефтяное месторождение с неисчерпаемым запасом природного газа. По-видимому, газ и нефть вследствие землетрясения вырвались наружу и воспламенились, произошел чудовищный взрыв, обрушивший сверху на города долины Сиддим горящую серу и смолу. Все это, смешанное с солью из пластовых отложений Мертвого моря, выпало с высоты, словно дождь, по всей долине1. Произошло то, о чем говорится в книге Бытия: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Это событие должно было случиться в период между 2000 и 1900 гг. до Р. X., то есть в дни Авраама и Лота2 [1]. Так или иначе, Священное Писание подчеркивает, что разрушение двух погрязших в грехе городов было карой Божией и чудом, то есть сверхъестественным явлением, произведенным всемогущим Богом в тот момент, когда Тому было угод­но и каким Ему было угодно способом. Ведь Бог, как Творец мира, мог употребить законы творения, установленные Им Самим, а мог даже уп­разднить их на какое-то мгновение, чтобы исполнить божественный за­мысел спасения человека.

Примечание

1. По счислению лет, указанных в Септуагинте, данное событие относится к 2014 году до Р. X. Следует заметить, что слой серы мог образоваться в почве у Мертвого моря в результате чуда, то есть попросту сера упала с неба в виде ог­ненного дождя. В связи с этим интересно будет привести описание окрестно­стей Мертвого моря («Сирбонидского озера») античным географом Страбоном (ум. ок. 24 г. по Р. X.): «...около Моасад показывают обрывистые обожжен­ные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву; из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зло­воние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится ве­рить весьма распространенным среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены зем­лей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать» (Геогра­фия, кн. XVI, гл. II, 44-45; М., 1964, с. 707-708).

 

Авраам и филистимляне

В Ветхом Завете излагается эпизод из жизни Авраама в Гераре, свя­занный с филистимлянами, где говорится, что Авраам в течение долгого времени жил в земле филистимской (Быт. 21, 32-34). На основании археологических данных известно, что филистимляне прибыли в Пале­стину около 1200 г. до Р. X. после первоначальной попытки высадиться на побережье Египта. Древнеегипетские памятники времени правления фараона Рамзеса III (1198-1167 гг. до Р. X.) свидетельствуют об ожес­точенных морских сражениях, в ходе которых египтяне предотвратили вторжение филистимлян, приплывших из района Эгеиды.

Те, кто отрицает достоверность свидетельств Священного Писания, утверждают, что сообщение об отношениях, существовавших между Ав­раамом и филистимлянами около 2000 г. до Р. X., является анахрониз­мом или мифом, поскольку филистимляне прибыли в Палестину лишь около 1200 г. до Р. X. Это утверждение обусловлено недостатком архео­логических данных и исторических свидетельств.

Действительно, до сего дня нет полных и определенных археологи­ческих свидетельств о пребывании филистимлян в Палестине в 2000 г. до Р. X. Однако, как отмечает профессор археологии Дж. Фри, «вполне возможно, что в этот древнейший период филистимляне уже обитали в Палестине и что их численность возросла благодаря другим филистим­лянам, прибывшим из района Эгеиды около 1200 г. до Р. X.». Наличие этого последнего наплыва филистимлян в Палестину подтверждается данными археологических раскопок. Вполне возможно, что в недалеком будущем обнаружатся бесспорные археологические доказательства бо­лее раннего пребывания филистимлян в Ханаане. «Во всяком случае, — заключает Фри, — многочисленные подтверждения истинности тех мест Священного Писания, которые прежде считались недостоверны­ми, показывают, что не следует спешить с выводами и критическими за­мечаниями из-за того, что мы не владеем пока достаточным объемом данных, и приходится обходить этот вопрос молчанием. Ввиду этого мы и в данном случае настаиваем на том, что пребывание филистимлян в Палестине во времена Авраама не было невозможным»1.

Мнение, сходное с тем, что утверждает Дж. Фри, высказывает и дру­гой автор, профессор археологии К.А. Китчен. Китчен пишет, что вывод о том, будто филистимлян во времена Авраама не существовало, по­скольку нет об этом свидетельств, обусловлен недостатком имеющихся материалов, и, стало быть, однозначно утверждать это нельзя. «Из со­хранившихся надписей, — продолжает Китчен, — нам крайне мало из­вестно о народах Эгеиды по сравнению с другими народами, населявши­ми территорию Ближнего Востока во втором тысячелетии до Р. X. Поэтому преждевременно категорически отрицать предполагаемое при­сутствие филистимлян в районе Эгеиды до 1200 г. до Р. X. Кроме того, — добавляет Китчен, филистимляне в 26-й главе книги Бытия изобра­жены достаточно миролюбивыми и подверженными сильному влиянию семитов; они совершенно отличаются по характеру от чужеземных и враждебно настроенных завоевателей из Эгеиды ХП в. до Р. X. И мы вправе спросить, насколько понятие "филистимляне", используемое в 26-й главе, действительно соответствует термину ХШ-ХП вв. до Р. X., употребленному в отношении неизвестных переселенцев, прибывших ранее в Палестину из района Эгейского моря, которые, как и более позд­ние по времени филистимляне (Ам. 9, 7; Иер. 29, 4) (иноплеменники из Каппадокии в книге пророка Амоса (9, 7), названные в еврейском тексте "филистимлянами"), прибыли с острова Кафтор (т.е. с острова Крит и островов Эгейского моря). Вполне вероятно, что эти "каппадокийцы", или "кафторим", еврейского текста, упоминаемые во Второзаконии (2, 23), были теми самыми переселенцами из Эгеиды, которые имеют пря­мое отношение к рассматриваемому нами вопросу. Если мы примем это утверждение, — пишет Китчен, — то кажущийся исторический анахро­низм совершенно устраняется. Остров Кафтор — это Каптара клинопис­ных табличек, найденных в Мари и датируемых XVIII в. до Р. X., то есть временем библейских патриархов. В одной из этих табличек упоминает­ся, что царь города Асора в Палестине посылает дары на остров Каптара. О передвижении людей в этот же период в противоположном направле­нии мы также располагаем вполне ясными свидетельствами, поскольку имеются находки керамики среднеминойской эпохи в городах Асор, Угарит (Финикия) и в Верхнем Египте. Если во времена библейских патриархов ничего подобного с филистимлянами не происходило, то упоминание филистимлян в Ветхом Завете в связи с библейскими пат­риархами остается загадкой»1.

Английский археолог Флиндерс Петри полагает, что нет ничего не­вероятного в том, что филистимляне находились в Ханаане во времена Авраама, с тем чтобы обеспечить себя пшеницей, что было необходимо для них, как жителей гористого острова — Крита, куда нужно было вво­зить зерно2. К тому же обнаруженные Петри небольшие серпы в той ме­стности, где в древности жили филистимляне, являются свидетельст­вом того, что филистимляне занимались возделыванием зерновых культур.

Однако подождем новых больших открытий, которые в будущем предоставит нам археология для решения этой проблемы, подобно тому как она предоставила их для прояснения других мнимых «историче­ских неточностей» Священного Писания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.014 с.)