Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попытки сорвать строительство стен ИерусалимаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы уже упомянули о том, что, когда Неемия начал строительство стен Иерусалима, он встретил сопротивление со стороны тех, кто жил по соседству с иудеями. Самыми серьезными противниками из них были Санаваллат Аронитянин, Товия, Аммонитский раб, и Гисам (Ге-шем) Аравитянин (Неем. 2, 10, 19; 4, 1, 3, 7; 6, 1, 2 и др.). Они составили заговор против Неемии, однако он совершенно расстроил их планы (Неем. 2, 19 и далее; 4, 6). В наши дни археологические раскопки дали миру обширный материал относительно народов, соседствовавших с иудеями; что же касается случая с Санаваллатом и Гешемом, то были найдены даже соответствующие тексты. Сегодня имя Санаваллата нам известно из текста, содержащегося в «Элефантинских папирусах», который был написан не позже, чем в 407 г. до Р. X. По всей вероятности, это имя является вавилонским (Си-нубаллит), однако этот человек, исполнявший должность правителя Самарии, вавилонянином не был. К тому же имена его сыновей — Де-лайах и Селемйах — были не вавилонскими, а еврейскими, поскольку имеют окончание «йах», которое взято от древнееврейского слова Яхве (Бог). По-видимому, Санаваллат был приверженцем синкретической религии, как и иудеи с Элефантины. В одном из писем элефантинских иудеев правителю Иудеи высказывается надежда, что будет восстановлен их храм, и затем говорится следующее: «А обо всем этом далее написали мы в письме Делайяху и Селемйаху, сыновьям Санаваллата, правителя Самарии»1. Ученые располагают археологическим материалом, также из Египта, о сподвижнике и единомышленнике Санаваллата, Товии; источником являются «Папирусы Зенона», которые были найдены в Герзе, в египетском оазисе Файюм. Эти папирусы были написаны в III веке до Р. X. в годы царствования Птолемея II Филадельфа (285-246 до Р. X.) и содержат частые ссылки на Палестину. Один из авторов этих папирусов был Товия, правитель Аммона (область на восточном берегу Иордана). В письме сообщается о том, что Товия посылает Птолемею различных животных, в том числе лошадей, собак и верблюдов2. «Этот Товия, — пишет археолог Фри, — несомненно, является потомком противника Неемии, упомянутого как Товия Аммонитский в книге Неемии (2, 10)»3. Косвенным доказательством существования дома Товии в районе Аммона является следующий факт, о котором говорит археолог Томпсон: «Хотя на данном этапе мы не обладаем материалом, непосредственно относящимся к этому лицу, у нас есть достаточно сведений о его семье. Само его имя наводит на мысль, что он поклонялся Яхве, так как в его имени присутствует окончание «йах» (Тобиах). Его семья обладала -политической властью в Иордании, по меньшей мере,с V по IIвв. до Р. X. В Арак-эль-Эмире, очень интересной местности в центральной Иордании (почти напротив сегодняшнего Аммана), существует несколько красивых гробниц, вытесанных в скалах, и на одной из них высечено имя «Товия», написанное по-арамейски (III в. до Р. X.). Эти захоронения относятся ко времени царствования Птолемеев в Египте1. В той же местности находятся развалины, которые одни считают развалинами дворца, а другие — мавзолея, построенного последними правителями из семьи Товии2. Исходя из всего сказанного, а также принимая во внимание «Папирусы Зенона», профессор Томпсон приходит к выводу: «Следовательно, поскольку на данный момент мы не располагаем непосредственным материалом о Товии, жившем при Неемии, но, очевидно, что, поскольку в последующие века в Иордании существовала семья Товии, у нас есть все основания полагать, что эти Товии были связаны с Товией времен Неемии»3. Третьим из соседей иудеев, предпринявшим попытку помешать возведению стен Иерусалима, был Гисам Аравитянин (Неем. 2, 19; 6, 1, 2). До последнего времени об этом человеке не было никаких сведений, помимо библейских. В еврейском тексте он фигурирует под именем Тешем (Неем. 6, 6). Последние археологические находки дали нам сведения о Гисаме: теперь его имя известно по одной надписи, которая была найдена в Хегре (Аравия). Кроме того, важный материал был обнаружен на границе с Египтом в храме, который, возможно, принадлежал арабам (их влияние распространялось и на эту территорию). При Неемии правителями обширной области к востоку от реки Иордан, которая простиралась также и на юг, были цари Дедана. Находясь под персидским владычеством, они, несмотря на это, контролировали обширную территорию. Цари Дедана оставили большое количество разнообразных надписей, одна из которых гласит: «Ниран, сын Хадира, написал свое имя во дни Гасма, сына Сахара, и Авда, правителя Дедана»4. Фраза «Авд (раб), правитель Дедана» напоминает фразу из Священного Писания — Товия, Аммонитский раб (Неем. 2. 10, 19). Товия назван «рабом», «рабом» назывался и правитель Дедана. Другой характерной чертой надписи является употребление слова pht (то есть pa-hat), что значит «правитель». Это же слово встречается и в Первой книге Ездры и в книге Неемии как составная часть имени собственного Pahat-Moab, то есть Фааф-Моав (1 Езд. 2, 6; 8, 4; 10, 30. Неем. 3,11; 7,11; 10, 14). Археолог Олбрайт отмечает, что имя, имеющее значение «правитель Моава», легко могло произойти от имени одного из таких прави-телей, давшего имя всему роду. Употребление слова pahat не было бы уместным, если бы речь шла о времени до вавилонян и персов, поскольку у Моава еще были свои собственные данники-цари, по крайней мере, до 645 г. до Р. X.1 «Эти факты, — приходит к выводу археолог Томпсон, — абсолютно независимо от имени Гисам подводят нас к заключению, что надпись из Хегры датируется временем персидского правления»2. Эта надпись была единственным имеющимся у нас историческим материалом вплоть до недавнего времени, когда новейшие археологические открытия помогли окончательно установить личность Гисама. В окрестностях области, которая находилась под контролем царей Дедана (на северо-востоке египетской Дельты), были найдены руины храма, в котором почиталась северо-аравийская богиня Хан-Аллат. Много лет тому назад почитатели богини пожертвовали в храм серебряные сосуды. На трех маленьких серебряных тазиках были надписи по-арамейски. Упоминаемые в них собственные имена были, за одним исключением, аравийские. Для нашего случая одна из этих надписей представляет особый интерес. В ней говорится: «(дар) Каина, сына Гисама (Гусама), царя Кедара»3. Кедар находится на северо-западе Аравии, где была найдена еще одна надпись с именем Гисама. Эти надписи легко датируются концом V в. до Р. X. Итак, «вполне вероятно», считает Томпсон, основываясь в том числе и на исследованиях И. Рабиновича, опубликовавшего и изучавшего находки из храма Хан-Аллат, что «Каин, сын Гисама, царя Кедара», действительно был сыном того самого Гисама, который предпринимал попытки помешать деятельности Неемии, поскольку вид письма дает датировку приблизительно 400 г. до Р. X.4 Постоянно пополняющийся археологический материал свидетельствует о том, что Аравийское царство времен правления Гисама было достаточно обширным: оно включало Северную Аравию, древний Эдом, область Синая и часть дельты Нила, а также, возможно, и южную часть Иудеи, где были найдены небольшие алтари, сходные с теми, что были найдены в Южной Аравии. Итак, аравийский царь Гисам владел очень— большой территорией, а персидские цари имели хорошие связи с аравийскими правителями этой области еще со времен Камбиза. Поэтому любое действие могущественного Гисама при персидском дворе, подобное тем шагам, какие он предпринимал, чтоб помешать Неемии, могло существенно повлиять на отношение к Неемии персидского царя. Выходит, что Гисам Аравитянин не только действительно существовал, как о том свидетельствует Священное Писание, но и был опасным противником Неемии. Однако, как и прежде, Господь защитил народ Свой: он расстроил планы их врагов и довел до благополучного завершения то, что было начато Неемией, так что в конце концов строительство стен Иерусалима было завершено.
Виды керамики и монет
В результате раскопок в Палестине были найдены многочисленные предметы быта, которые помогают нам больше узнать о временах персидского владычества. Существует, например, прекрасная разновидность керамики, которая относится к так называемому персидскому периоду, или III периоду железного века. Однако, что особенно характерно, в Палестине археологам попадается особый вид греческих гончарных изделий, что свидетельствует об увеличивающемся греческом влиянии в районе Восточного Средиземноморья. Найденные глиняные сосуды в Телль-эн-Насбе (к северу от Иерусалима), на месте столицы небольшой персидской провинции Иудеи, показывают, что существовали тесные торговые связи между Аттикой и Палестиной во времена расцвета Афин2. Кроме того, о греческом влиянии в районе центра Палестины свидетельствуют находки из Сихема, которые датируются периодом с VI в. до Р. X.3 Что касается этих находок, то особый интерес для нас представляют монеты. Как известно с достаточной степенью вероятности, впервые монеты появились при лидийских царях, когда Крез изъял из обращения куски так называемого белого золота (около 550 г. до Р. X.) и заменил их монетами из чистого золота. Впоследствии персы переняли эту практику. На своих золотых и серебряных монетах мидийцы и персы запечатлевали изображение «великого царя». Их примеру последовали греческие колонии Ионийских островов и Италии, и немного спустя греческие купцы в своих торговых сделках в Восточном Средиземноморье стали использовать звонкую монету с оттисками эмблем греческих полисов. Например, эмблемой Эгины была черепаха, а эмблемой Афин — цветочная ваза. Позже на афинских монетах стала изображаться с одной стороны сова [1], а с другой — ветка маслины, Кроме того, греческие монеты — драхмы — имели и другие разновидности.
Эти два момента, то есть то, что на монетах было изображение совы и что существовали различные типы драхм, особенно для нас интересны. Деньги в виде монет начали появляться в Палестине в V в. до Р. X. Раскопки показали, что уже к III в. до Р. X. их обращение заметно возросло. Выдающийся археолог Олбрайт пишет: «Серебряные монеты, сделанные по образцу аттических драхм, но с еврейской или арамейской надписью Йехуд (то есть Иуда) были найдены в большом количестве, — и добавляет: — Во второй половине V в. до Р. X. аттическую монету стали копировать на местах, и уже в следующем веке мы встречаем большое разнообразие модификаций изображений на драхме у варваров [2]; афинская сова хотя и сохранилась, но стала практически неузнаваемой»1. Эти факты проясняют некоторые стихи Первой книги Ездры и книги Неемии, относящиеся ко второй половине V в. до Р. X. Дары, которые положили иудеи в сокровищницу храма, состояли из 61 000 мин (по греч. тексту; в евр. и слав, тексте —драхм) [3] чистого золота и 5 000 мин серебра; кроме того, говорится о двадцати золотых чашах стоимостью в тысячу драхм; упоминаются также двадцать тысяч драхм золота и две тысячи двести мин серебра и еще две тысячи мин серебра (1 Езд. 2, 69; 8, 27; Неем. 7, 70-72). Некоторые, приводя вышеупомянутые места этих двух богодухновенных книг, говорят, что коль скоро речь идет о «минах», «драхмах», «дариках», то выходит, что эти книги были написаны гораздо позже, а именно где-то в 250 г. до Р. X., поскольку, как утверждали эти критики, греческие монеты распространились после завоеваний Александра Великого (около 330 г. до Р. X.). Однако в результате археологических находок 1931 г. в Беф-Зуре (несколько километров южнее Иерусалима), когда были найдены шесть драхм в слое персидского периода (около 530-330 гг. до Р. X.), стало ясно, что драхмы были известны в Палестине еще во времена персидского господства. Таким образом, все споры прекратились, поскольку получается, что Ездра и Неемия могли вполне говорить о драхмах в 450 г. до Р. X.1 Все эти факты, подтверждая правоту Священного Писания, позволяют также сделать вывод, что персы предоставили иудеям большую автономию, вплоть до того, что их первосвященник мог чеканить иудейские монеты по аттическому образцу2. Примечания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.141 с.) |