Указы Кира об освобождении иудеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указы Кира об освобождении иудеев



 

Израиль не был верным Господу, однако Господь никогда не остав­лял Своего народа. Он всегда помнил об Израиле, и Его благой Промы­сел готовил освобождение народа Израиля из плена. Пророк Иезекииль говорил о днях возрождения и открыл народу видения, явленные ему на поле, усеянном костями (Иез. 37). До него пророк Иеремия говорил об освобождении народа после семидесяти лет подчинения Вавилону (Иер. 25, 12).

Смерть Навуходоносора открыла путь к освобождению сынов Из­раиля и дала им возможность вернуться в Палестину, поскольку после Навуходоносора царством владели бездарные правители, ставшие при­чиной его постепенного упадка. Одновременно на востоке появиласьновая Мидо-Персидская империя. В этой империи Кир восстал против своих господ — мидийцев, добился победы, стал властителем всей Ми­дии и Персии и в 539 г. до Р. X., уже как правитель Мидо-Персидского царства, завоевал Вавилон. Теперь царю Киру предстояло действовать в качестве «пастыря Господня» и «помазанника Господня», как его назы­вал Исайя (Ис. 44, 28; 45, 1 - евр. текст). Все указывало на то, что Гос­подь предуготовил возвратити плен Сионъ (Пс. 125, 1) и что плененные не должны были более жить при реках вавилонских, чтобы плакать, вспоминая о Сионе (Пс. 136, 1).

Конечно, Кир не верил в истинного Бога иудеев. Однако всесиль­ный Господь осуществляет Свою волю и посредством грешных людей. Доказательством того, что Кир был последовательным идолопоклонни­ком, является тот факт, что он возводил святилища языческим богам, как то показали раскопки Е. Хайнриха, X. Лентцена и других исследова­телей в халдейском городе Уре, где Кир, например, воздвиг святилище Иштар1. Кроме того, как только он вошел победителем в Вавилон, то сразу же построил жертвенник богу Сину. Да и на памятниках, что Кир возводил на протяжении всей своей жизни, можно найти надписи, в ко­торых говорится, что своими многочисленными удачами он обязан богу Мардуку2. Тем не менее археолог Олбрайт, комментируя указ Кира, о котором сообщается в Священном Писании (Езд. 1, 1), замечает: «Фак­тическая историчность указа Кира 538 года до Р. X. подтвердилась по­следними археологическими исследованиями»3.

Итак, его благосклонность по отношению к иудеям не была показа­телем его здравых религиозных убеждений. Просто Кир в начале своего царствования придерживался мудрой политики, целью которой было возвратить всех «плененных богов» в их храмы4 и всех плененных лю­дей на их земли. В своих надписях он сообщает об отправлении богов разных народов в их храмы, к их алтарям. В распоряжении у археологов имеется знаменитый «цилиндр Кира» из обожженной глины, в котором, в частности, сказано: «Я собрал вместе все народы и водворил их в дома их». Эта деятельность Кира была диаметрально противоположна тому, что делали ассирийцы и вавилоняне до времени Кира: они настойчиво изгоняли покоренные народы с их земель и заселяли захваченные тер­ритории другими народами. Подобными действиями Кир обеспечил се­бе расположение и любовь своих подданных. Персидский царь издавал указы для каждого из подчиненных ему народов, которым он позволял беспрепятственно возвращаться на родину. Фрагмент подобного декре­та, касающегося иудеев, приводится в Ветхом Завете: Сия глаголет Кир Царь Персский: вся царства земная даде мне Господь Бог небесный, и Той повеле ми, да созижду Ему дом во Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его, — и будет Бог его с ним, и да взыдет во Иерусалим, иже во Иудеи, и да созиждет дом Богу Израилеву, той есть Бог, Иже во Иерусалиме. И всяк оставшийся от всех мест, идеже той обитает, и да помогут ему мужие от места его сребром и златом, и сосуды и скоты, с добровольными обещании (принесут) в Церковь Божию, яже во Иеруса­лиме (1 Езд. 1, 2-4). Кроме того, об указах Кира о возвращении иудеев в Палестину и возведении храма (поскольку у иудеев не было статуй и идолов, которые можно было бы вернуть) говорят и следующие места Ветхого Завета: Первая книга Ездры 3, 2-7; 5,13-16 и 7,1-5. Как счита­ет профессор Томпсон, это отрывки из достаточно пространного декре­та Кира касательно иудеев1.

 

Ранее некоторые историки оспаривали эти места из книги Ездры, поскольку Кир был идолопоклонником, и невозможно представить себе, чтобы он издавал такие декреты. Но после археологических нахо­док — «Хроники Набонида», знаменитого «цилиндра Кира» и некото­рых других текстов Набонида — вопрос окончательно был разрешен, так как тексты показали, что Кир был очень умным царем и большим мастером пропаганды. Мы уже приводили то, что он написал о Набони-де в «Хронике Набонида». В том же тексте сообщается, что Кир в Вави­лоне был с восторгом принят народом2.

Необходимо отметить, что, кроме сочувственного отношения к пле­ненным народам, на решение Кира позволить иудеям вернуться на ро­дину повлияли следующие причины: 1) иудейский историк Иосиф утверждает, что кто-то показал Киру предсказание пророка Исайи (со­держание глав 44 и 45)3; 2) Палестина была хорошим форпостом между юго-западной Азией и Египтом, таким образом, Кир приобретал союз­ника в этой области; 3) решение Кира об освобождении порабощенных народов избавляло его от взрывоопасного элемента среди населения империи. Кроме того, поскольку всем иудеям предлагалось вернуться на родину, Кир этим своим повелением продемонстрировал, что он за­интересован в иудейском народе и заботится о его освобождении4.

Профессор археологии Томпсон приходит к заключению, что на ос­новании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что архео­логические данные пролили свет на оригиналы указов Кира, упомяну­тых в Священном Писании, прояснили их содержание и суть5.

Возвращение из плена

 

Благодаря царю Киру уже в 538/537 г. до Р. X. иудеи вернулись на землю своих отцов. Примерно 50 000 иудеев — 42 360 свободных, 7 337 рабов и рабынь, 200 человек певчих обоих полов, итого 49 897 (Езд. 2, 64) — вернулись с храмовой утварью, которую когда-то захватили хал­деи, и со многими дарами от персов (1 Езд. 1, 6-11). Видное положение среди вождей, которые предводительствовали во время возвращения народа в Палестину, занимали Сасавасар (евр. — Шешбацар) и Зорова-вель (1 Езд. 1, 8, 11; 2, 2). Археология прояснила и вопрос о происхо­ждении этих двух имен. Теперь из раскопок, проведенных в районе древнего Вавилона, известно, что оба эти имени являются именами ва­вилонскими1.

Однако не все иудеи, что были в плену, вернулись на родину. Над­писи, найденные при раскопках в древнем Ниппуре, сообщают о том, что многие иудеи не вернулись, по крайней мере, вместе с упомянутыми выше 50 000 человек2.

Те из иудеев, которые вернулись, нашли свою страну в руинах. Рас­копки, проводившиеся с 1926 года и раскрывшие города и крепости иудеев, явились доказательством ужасного разорения, которому под­верг страну в 587-586 гг. до Р. X. Навуходоносор. Археолог Олбрайт отмечает: «Сейчас полностью или частично раскопано значительное ко­личество городов и крепостей Иудеи. Многие другие районы были тща­тельно исследованы, чтобы достоверно установить точную дату послед­ней катастрофы иудеев. Результат всегда оказывался неизменным, а потому заслуживающим доверия: многие города были разрушены в на­чале VI века до Р. X. и больше никогда не заселялись; другие были раз­рушены в то же самое время, однако спустя годы были заселены снова; другие разрушенные города возрождались много позже, после долгого периода запустения (...). Нет ни одного случая, чтобы какой-нибудь иудейский город оставался заселенным в течение всего периода плена».

Несмотря на то что в пределах Израиля не было разрушений такого масштаба, тем не менее изгнанники возвращались в пустынную, остав­ленную страну, где их не ждали ни города, ни дома, ни пашни. То, что представляла собой эта страна, согласно археологическим свидетельст-вам, полностью совпадает с той картиной, какую являла эта территория до времен Авраама.

Фактически территория, на которой жили иудеи, вернувшись из из­гнания, была очень небольшой. Определить ее границы можно на осно­вании сведений, содержащихся в двух книгах Ветхого Завета: в 1-й кни­ге Ездры (гл. 2) и в книге Неемии (гл. 7). Этот район простирался от Вефсура (к северу от Хеврона) до северных границ Иерусалима общей протяженностью 46 километров с севера на юг. Вот там-то и поселились приблизительно 50 000 иудеев1. В этот маленький, бедный, пустынный район иудеи вернулись из плена, чтобы выжить и развиваться, причем в окружении враждебных соседей. И если они в конце концов и выжили, то это произошло только благодаря их трудолюбию и существенной по­мощи, которую им оказал Кир и его преемники. Однако как сам Кир, так и его сын и преемник Камбиз, а после него и Дарий (тот самый, над которым греки одержали победу в битве при Марафоне в 490 г. до Р. X.) обложили народ тяжелыми податями и налогами, поскольку должны были покрывать огромные расходы на свою большую империю, на воен­ные нужды и строительные работы в государстве. Об этом повествуется в книге Неемии (Неем. 5, 1-4), что также подтверждается археологиче­скими находками2.

Необходимо отметить характерную деталь: несмотря на все труднос­ти, которые встретили иудеи, вернувшись на родину, несмотря на их бедность и тяжелейшие подати, которыми они были обложены, первое, что они предприняли, было восстановление разрушенного храма Со­ломона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.2.207 (0.006 с.)