Иудеи за пределами палестины в V В. До Р. X. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иудеи за пределами палестины в V В. До Р. X.



 

Прежде чем перейти ко времени, когда иудеи оказались под властью греков (после того, как Александр Великий положил конец существова­нию персидского государства), бегло ознакомимся с тем, как жили иудеи за пределами Палестины.

В V в. до Р. X. за пределами Палестины находилось много иудеев: иных вынудили покинуть страну силой, другие переселились добро­вольно. Информация о жизни этих иудеев, которую предоставляет археология, в значительной мере проясняет богодухновенные тексты и подтверждает, вне всякого сомнения, их историческую достоверность.

Приведем хотя бы совет пророка Иеремии изгнанным иудеям, что­бы они строили дома, жили в тех домах, разводили сады и ели плоды их, увеличивались в числе, а не умалялись, и заботились о благосостоя­нии того места, где они живут изгнанниками (Иер. 29, 5-7). Когда в 1889 году археологическая экспедиция университета Пенсильвании на­чала раскопки в древнем Ниппуре (к югу от Вавилона), там в одной комнате размером 5,4x2,7 м было найдено значительное количество обожженных глиняных табличек. Эти таблички, числом до семисот, относятся к годам правления Артаксеркса I (465-424 гг. до Р. X.) и Да-рия II (423-404 гг до Р. X.), однако была среди них и табличка времен правления Артаксеркса II. Эта комната, в которой в больших глиня­ных сосудах, закупоренных для надежности асфальтом, находились упомянутые выше таблички, была тайником, содержавшим архив доку­ментов одной иудейской купеческой семьи Мурашу, или, вернее, как бы теперь сказали: «Дом Мурашу и сыновья. Международный банк. Страхование, аренда, ссуды, продажа движимого и недвижимого иму­щества. Местопребывание — Ниппур, филиалы во всех городах!» Эта иудейская семья соблюла с величайшим тщанием совет Иеремии, и та­ким образом ей удалось оказывать значительное влияние на жизнь ва­вилонян и иудеев в течение 150 лет. На различных документах об арен­де, продаже, ссудах под проценты (20%) люди, не умевшие писать, заверяли документы... отпечатками ногтей! О тяжелом проценте за ссу­ду (20%), о залогах и ипотеках говорится в книге Неемии. Там, в част­ности, сказано: Быша нецыи глаголюще: сынове наши и дщери наша мно-зи суть нам; и да возмем (за цену) пшеницу и ядим и живи будем. И быша нецыи глаголюще: села наша и винограды наша и домы наша мы да дадим в залог, и возмем пшеницу, и ясти будем. И быша нецыи глаголю­ще: взаим взяхом сребро на дани царевы, дадим села наша и винограды наша и домы наша (Неем. 5, 2-4).

Итак, архив товарищества «Мурашу и сыновья» подтвердил эти слова Неемии. Мы располагаем также большим количеством имен, рас­писок, договоров из того же архива, свидетельствующих о том, что эти иудеи-банкиры имели торговые отношения с персами, мидийцами, хал­деями, арамеями, а также, что представляет особый интерес в данном случае, с теми иудеями, которые были тогда свободными гражданами. В том же архиве фигурировало значительное количество иудейских имен — факт, который свидетельствует о том, что многие из изгнанных не вернулись в Палестину, а остались в Вавилоне и неотступно следова­ли совету Иеремии. Особое значение приобретает тот факт, что среди имен было очень распространено имя Мардохей, которое упоминается в истории Есфири1.

Между тем как иудеи Ниппура занимались земледелием и торгов­лей, другая иудейская колония на египетском острове Элефантина представляла собой военный и административный пункт. В арамейских текстах Элефантины, которые предоставила в наше распоряжение ар­хеология, говорится о крепости Гев и крепости Сиены. Крепость Гев была расположена на одном узком островке Нила, напротив современ­ного Асуана, а Сиена была в самом Асуане. Сиена рассматривалась как южная граница Египта. В Священном Писании упоминается выраже­ние: от Мигдола до Сиены (Иез. 29, 10; 30, 6). Мигдол (Исх. 14, 2) нахо­дился возле Суэца, в северной части Египта. Таким образом, слова от Мигдола до Сиены обозначают: «от одной крайней точки Египта до другой».

На острове Элефантина, который расположен у первого порога Ни­ла (примерно 1080 километров к югу от Каира), американскому путе­шественнику Чарльзу Уилбурну удалось приобрести несколько ара­мейских папирусов во время его посещения Асуана в 1893 г. В 1904 г. два английских путешественника, леди Сэсиль и сэр Роберт Монд, ста­ли обладателями и других папирусов, какие-то папирусы попали также в руки немецких ученых. К 1914 году было опубликовано значительное количество текстов этих папирусов, и таким образом мы получили не­малое количество информации о жизни иудейской колонии на острове Элефантина в период с 500 по 400 гг. до Р. X. Эти папирусы содержали официальные или частные документы о передаче имущества, договоры и письма2.

Американский археолог Олбрайт считает, что папирусы с Элефан­тины были написаны немного позднее 587 г. до Р. X. теми иудеями, ко­торые были потомками переселенцев из Палестины.3 Об их бегстве в Египет свидетельствуют главы 41-45 еврейского текста пророка Иере­мии (в греческом тексте 48-51 главы).

Из этих же папирусов мы узнаем, что купля-продажа имущества происходила точно таким же образом, как описывает пророк Иеремия (Иер. 32 (греч. 39), 8-14): эта процедура была установлена вавилоняна-ми, которую приняли и персы. В этих папирусах упоминается также Раум ваалтам (слав.; в греч. тексте — Реум валтаам. — Ред.), то есть Ре-хум-советник (евр. текст) из 1-й книги Ездры (4, 8), который вместе с другими высокопоставленными лицами враждебно отнесся к Неемии и его попыткам построить стены Иерусалима. Из тех же текстов мы чер­паем информацию и о титуле высокопоставленных лиц, которые по-персидски назывались pekid и упоминаются в персидских текстах и в Священном Писании (Есф. 2, 3. Неем. 11, 9 и т. д.). Как титулы, так и деятельность администраторов и судей в какой-либо персидской коло­нии не только проясняют для нас характер управления этими землями, но, как пишет профессор Томпсон, дают обширный материал для ос­мысления текстов Священного Писания. По этой причине мы постоян­но убеждаемся в том, что в Священном Писании каждый раз использо­вался именно тот титул, который имел определенное значение у персов в каждом отдельно взятом случае, при котором он упоминался1.

Одним из самых интересных текстов является папирус, представ­ляющий собой письмо 408/407 г. до Р. X. к правителю Иудеи, в котором иудеи крепости Гев испрашивали разрешение на постройку храма на острове Элефантина. Это письмо позволяет в достаточной мере точно представить жизнь Палестины того времени. В этом же папирусе упо­минается Санаваллат, враг Неемии (Неем. 2, 10 и далее), двое его сыно­вей, о которых мы уже писали. К тому же этот папирус разрешил вопрос с датировкой жизни Неемии: его деятельность относится ко времени Артаксеркса I. В этом письме упоминается имя первосвященника Иoa-нана, который был вторым первосвященником, после Елиашива, как го­ворится в Ветхом Завете (Неем. 12, 22, 10, 11). Кроме того, иудейский историк Иосиф упоминает некоего персидского военачальника, по име­ни Вагосис, и некоего первосвященника, по имени Иоанн2. Имя «Ваго-сис» фигурирует и в вышеупомянутом письме. Итак, на основании всех этих данных мы приходим к выводу, что Неемия жил до 407 г. до Р. X. Поскольку же он пришел в Иерусалим на двенадцатом году царствова­ния Артаксеркса, а Артаксеркс I правил с 465 по 425 г. до Р. X., то выхо­дит, что Неемия пришел в Иерусалим в 445/444 г. до Р. X. Так, npoфес сор археологии Томпсон пишет: «Удивительным образом находка нескольких арамейских папирусов в Египте, за сотни миль от Палести­ны, помогает нам точно датировать время деятельности лица, упомяну­того в Священном Писании»3.

После конца V в. до Р. X. мы вступаем в темный период иудейской истории. Однако благодаря археологии мы все-таки обладаем некото­рой информацией о том времени. Так, в 1962 году в распоряжение уче­ных поступила значительная коллекция папирусов из Самарии, проли­вающая свет на период длительностью в сорок лет, с 375 г. по 335 г. до Р. X. Несмотря на то что содержание этих папирусов, как пишет Томп­сон, «скудно и банально», однако «они дают столь необходимую инфор­мацию о пока еще неясном периоде истории Палестины. Действитель­но, нет другого периода столь мало изученного, как IV в. до Р. X. Эти папирусы дают на сегодняшний день ряд имен правителей (Самарии), как, например, Санаваллат I, сын Санаваллата, Делайях, Санаваллат II, сын Санаваллата II, Анания, и Санаваллат III»1.

Что касается IV в. до Р. X., то при упоминании о нем взоры обраща­ются в основном на македонского полководца Александра Великого.

 

Разрушение Тира

 

Очень интересным, до какой-то степени апокалиптическим, являет­ся рассказ о разорении города Тира в 332 г. до Р. X., подтверждающим, что Господь твердо блюдет верность Своего слова.

Более чем за 250 лет до этого пророк Иезекииль предсказал все с ошеломляющей четкостью и поразительной точностью. Он говорил: «Се, Аз на тя, Сор, и приведу на тя языки многи, якоже восходит море волнами своими. И обвалят стены Сора и разорят столпы твоя, и разве­ют прах его из него и дам его во гладок камень. Сушение мрежей будет среде моря, яко Аз глаголах, глаголет Адонаи Господь: и будет на плене­ние языком... Иразсыплет (враг) стены твоя, и домы твоя вожделенныя разорит, и древа твоя и камение твое и персть твою среде моря ввер-жет... И дам тя во камень гладок, сушение мрежное да будеши...» (Иез. 26,3-5,12,14).

Пророчество из третьего стиха осуществилось немногие годы спус­тя: войско Навуходоносора (605-562 гг. до Р. X.) устремилось на Тир, подвергло его осаде и склонило под власть вавилонян на тринадцать лет (585-573 гг. до Р. X.). Однако перед тем, как город сдался, его жители переселились со своим имуществом на остров, который находился пря­мо напротив Тира на расстоянии примерно 900 метров. Навуходоносор захватил тот Тир, что был на материке. От того города остались разва-лины, но новый город, который был основан на острове, продолжал бла­годенствовать и процветать до тех пор, пока в этот район Средиземно­морья не пришел Александр Великий (333-332 гг. до Р. X.).

При нападении Александра Великого на город Тир осуществилось и пророчество других стихов, приведенных из двадцать шестой главы книги Иезекииля. Подготовка к осаде Тира, построенного на острове, в дни Александра Великого продолжалась в течение семи месяцев1. Для того чтобы захватить город, македонский полководец соорудил насыпь (дамбу, мол) от материка до острова, где находился новый город, дабы соединить остров с сушей. Для сооружения дамбы была использована древесина с Ливана и развалины старого города. Однако, поскольку возведению этих построек сильно препятствовал тирский флот и атаки тирян, защищенных на острове городскими стенами, Александр решил, что и ему нужен соответствующий флот. И в самом деле, в распоряже­ние Александра предоставили свои флоты цари Библа, Арада и Кипра (с Кипра было поставлено 120 кораблей). Таким образом, при поддержке флота численностью в 220 кораб­лей, что все же было меньше, чем флот тирян, Александр Великий за­вершил сооружение насыпи и пото­пил часть тирского флота. Тогда он переправил по дамбе большие осад­ные машины, каждая из которых бы­ла пятьдесят метров высотой и на­считывала по двадцать этажей! При помощи этих устройств, которые бы­ли выше, чем стены города, Тир уда­лось захватить. Взятые в плен жите­ли (13000 согласно Арриану и 30000 согласно Диодору) были проданы в рабство1.

 

Таким образом, пророчество Иезе-кииля о том, что камни, деревья и землю города бросят посреди моря, исполнилось с поразительной точно­стью, ведь войско Александра Вели­кого, как уже было сказано, при со­оружении насыпи использовало руины старого города, которые были сброшены в море2. После всего этого от старого города остались голые скалы, на которых рыбаки расстилали и сушили сети! Словом, «это пример исполнения» пророчества «с неверо­ятной точностью даже в мелочах!»3

 

Книга Есфири

 

Есфирь — это небольшая книга Ветхого Завета, повествующая о со­бытиях времен Ксеркса I (486-465 гг. до Р. X.), который в Ветхом Заве­те именуется Ассуиром (Ахашверошем). Есфирь — очень «сложная» книга, поскольку в большинстве случаев не представляется возможным навести справки об упоминаемых в ней личностях, если иметь в виду внебиблейские источники. Главные персонажи книги — царица Астинь, Аман и Мардохей не встречаются во внебиблейских текстах, за исключением текстов Иосифа Флавия. Однако раскопки, равно как и другой общеисторический материал, демонстрируют, что священный писатель богодухновенной книги Есфирь был хорошо информирован об общей картине и частностях, характерных для того времени.

Ксеркс I (Ассуир) был лицом историческим. Образ Ксеркса, кото­рый рисует книга, а именно то, что этот царь был сластолюбивым, абсо­лютно согласуется с тем, что о нем рассказывает историк Геродот в сво­ей «Истории». Ксеркс увеличил и достроил свой гарем в Персеполисе, как о том свидетельствуют археологические находки1, также известно и о его отвратительных кровосмесительных связях2.

К тому же описание убранства его дворца — дорогие шатры, пестрые занавески, золотые и серебряные ложа — в полной мере соответствует пристрастию к показной роскоши, с которой украшались персидские дворцы. Раскопки, проведенные в Сузах, столице Дария и Ксеркса I (Ассуира), дали ооильнеишии матери­ал, который подтверждает богатст­во и блеск убранства дворцовых стен и прочего3. Здание дворца за­нимало площадь в 10 117 кв. м., где имелись колонный зал с 72 колон­нами, гарем, царская сокровищни­ца и т.д. Следует упомянуть также о прекраснейшем тронном зале, который был украшен 36 колонна­ми с каннелюрами4, каждая из которых достигала высоты при­близительно 20 метров; они под­держивали крышу, сделанную из ливанского кедра. Капители ко­лонн завершались резными изо­бражениями бычьих голов с ча­стью туловища. Карнизы стен и фризы внутренней части зала бы­ли украшены разноцветными из­разцами, выложенными в форме роз и т. д.1. Археологи очень красочно описывают этот дворец, строи­тельство которого началось при Дарий I. Все они подчеркивают, что он был построен из лучших пород дерева и украшен золотом, серебром, дра­гоценными камнями и эбеновым деревом; в его строительстве принима­ли участие мастера со всего царства2. Находки из дворца города Сузы времен Ксеркса были столь многочисленны и впечатляющи, что париж­ский Лувр выделил два огромных зала под экспозицию этих сокровищ3.

История Есфири легко датируется годами правления Ксеркса, по­скольку он царствовал двадцать один год, а события соответствующей книги не выходят за хронологические рамки двенадцатого или, возмож­но, тринадцатого года его правления (Есф. 3, 7, 12). Пир, который был дан Ксерксом на третий год, вероятно, совпадает с великим советом, ко­торый он созвал, прежде чем вторгнуться в Грецию; а следующие четы­ре года, истекшие прежде чем Есфирь стала царицей, вполне могли со­ответствовать тому периоду, когда Ксеркс отсутствовал, будучи в Греции (Есф. 1, 3; 2, 16), как о том сообщает и Геродот.

Все комментаторы книги Есфири отмечают, что многие нравы и обычаи, которые описаны в ней, полностью соответствуют тем, что были у персов. Так, например, приготовление к пиру и его роскошность (1, 6-8), земные поклоны царю от придворных (3, 2), суеверное пред­ставление о днях благоприятных и неблагоприятных (3, 7), запрет на вход во дворец для находящихся в трауре (4, 2), повешение как высшая мера наказания (5,14), облачение царского благодетеля в царские одеж­ды (6, 8-9), отправка гонцов («книгонош») с царскими бумагами (3, 13; 8, 10) — это все персидские обычаи тех времен, которые в наше время хорошо известны из письменных памятников, найденных при археоло­гических раскопках. Кроме того, в книге Есфири встречается много пер­сидских слов, в основном административного и торгового обихода. Все эти факты, как отмечает профессор археологии Джозеф Фри, свидетельствуют о том, что человек, писавший книгу Есфири, был истинным знатоком персидской жизни и нравов. Конечно, еще могут возникнуть трудности при объяснении и уточнении сведений, касающихся опреде­ленных лиц, однако можно надеяться, что будет найден дополнитель­ный археологический материал, который прояснит многие события и укажет на их историчность4.

Факты, приведенные в 2-10 главах книги Есфири, совпадают с периодом жизни Ксеркса после 479 г. до Р. X. (когда он вернулся после поражения при Платеях)1. В этот период Есфирь стала царицей Персии и, следовательно, была в силах спасти народ свой, иудеев, от козней Ама­на, который ранее советовал Ксерксу истребить иудеев (Есф. 3, 8, 9, 13).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.021 с.)