Города-крепости и военные базы Соломона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города-крепости и военные базы Соломона



 

Ветхий Завет сообщает нам, что Соломон построил города-крепости и городские стены Асора, Мегиддо, Газера и Иерусалима (3 Цар. 9, 15, 19 (евр. текст); 10, 26). Действительно, последующие за раскопками ис­следования показали, что ворота городов-крепостей, особо сконструи­рованные и прекрасно выполненные в городах Асоре, Мегиддо и Газере, относятся к периоду царствования Соломона. Кроме того, в результате раскопок в Мегиддо (современный Телль-эль-Мутезеллим) был обна­ружен интересный образчик одной из военных баз Соломона. Эти базы располагались в стратегически важных пунктах. Эти города были «ко­лесничными городами», т.е. местами расположения боевых колесниц. Там же проводилось обучение всадников (3 Цар. 4, 26 (евр. текст); 10, 26-29 и др). Раскопки были начаты Германским Обществом Востока (1903-1905 гг.), а позднее их продолжил Восточный институт при Чи­кагском университете. Район, в котором предстояло произвести раскоп­ки, был обширным, поэтому они продолжались более двадцати лет. Работы возглавляли последовательно Кларенс Фишер, П.Л.О. Гай и Гордон Лауд.

В 1928 г. Гай обнаружил в этом районе руины, имеющие большое значение. Эта находка в четвертом слое относится к эпохе Соломона. Верхний уровень слоя почти полностью состоял из общественных зда­ний, в одной пятой части которых располагались две группы конюшен на 450 лошадей и навесы для 150 повозок1. Находки показали, что жи­лой район находился вне стен, а внутри была только крепость. Схожие группы «конюшен» были обнаружены в Фаанахе, Асоре, Телль-эль-Эзи [Аиалоне?] и Газере. Но недавние исследования, проведенные профес­сором Иерусалимского университета Йигаэлем Ядином, показали, что руины, найденные Гаем в самом верхнем слое, датируются более позд­ней эпохой, чем эпоха Соломона. Скорее всего они относятся ко време­ни Амврия и Ахава2. Тем не менее, по мнению профессора археологии Томпсона, «конюшни» эпохи Соломона были внешне сходны с этими сооружениями и, возможно, еще будут найдены в том же самом районе. В результате новейших исследований и археологических находок в Асоре, Телль-Шеве, Вефсамисе, Телль-Бейт-Мирсиме и других археологи пришли к выводу, что эти постройки являлись царскими склада­ми. Были обнаружены поильники для животных и места для столбов, к которым их привязывали, когда приводили для погрузки и разгрузки. Конечно, не исключено, что города со складами были также и «колес­ничными городами». Поэтому, по мнению Томпсона, вопрос остается открытым до тех пор, пока мы не найдем другой археологический или филологический материал, который поможет нам уточнить, какие из упоминаемых в Священном Писании городов были складами, а какие — «колесничными городами». Дело в том, что в Третьей книге Царств (9, 15) (евр. текст) Мегиддо, Асор и Газер просто упоминаются как города, построенные Соломоном, в Третьей книге Царств (4, 26 (евр. текст); 10, 26-29) рассказывается о «колесничных городах», колесницах, конниках и лошадях, а в Третьей книге Царств (9, 15, 17-19) (евр. текст) некон­кретно говорится о соломоновых «городах для запасов», «городах для колесниц» и «городах для конницы». При этом не называются такие по­строенные и укрепленные им города, как Иерусалим, Асор, Мегиддо, Газер, Вефорон, Ваалаф и Тамар1.

 

Во всяком случае, так или иначе археология подтверждает засвиде­тельствованное в Ветхом Завете: 1) Соломон с помощью финикийцев построил и укрепил в стратегически важных пунктах Палестины города для колесниц с самобытной архитектурой; 2) он использовал города преимущественно в качестве продовольственных складов и стоянок для колесниц, конников и лошадей.

Новейшие находки прольют больше света на эту проблему.

 

Храм Соломона

 

В Ветхом Завете говорится о том, что Соломон, которому предстоя­ло построить храм Божий, был очень богат. Его несметные сокровища объясняются тем, что он получал огромную дань. Так, одного только зо­лота, поступавшего в его казну, было 666 талантов (20 000-30 000 кг, что приблизительно равняется 87 812 000 французских франков или двадцати миллионам долларов). И это без учета того, что он получал с подвластных ему лиц, т.е. купцов, подчиненных ему царей (за предела­ми его государства) и наместников разных областей (3 Цар. 10, 14-15). Файфер подсчитал, что Соломон получал только золота более чем на 25 миллионов долларов2. Нас не должно удивлять столь большое коли­чество золота. Тогда его было намного легче найти, чем в наше время.

Вавилонский царь писал египетскому фараону Аменхотепу III (ок. 1375 г. до Р. X.): «Брат, золото в твоей стране словно пыль». Гроб фарао­на Тутанхамона был целиком изготовлен из чистого золота. Кроме того, ассирийские цари говорят о том, что они полностью покрывали стены храмов золотом и серебром1.

Соломон построил на горе Мориа (или Амориа) в Иерусалиме вели­чественный храм и свой дворец. Сооружение храма, размеры которого были 27,4 х 9,1 х 13,72 м, заняло семь лет, между тем как на строительст­во дворца размером 45,72 х 22,86 х 13,72 м было затрачено тринадцать лет. На горе Сион не было обнаружено следов храма Соломона.

Случилось так, что развалины храма и построенного рядом с ним дворца были, по-видимому, погребены и сокрыты под мечетью Харам-эш-Шериф (мечеть Омара), сооруженной в 691 г. по Р. X. Она является мусульманской святыней и поэтому недоступна для исследований археологов. Таким образом, мы не располагаем данными, полученны­ми в результате раскопок самого храма. Единственно, что от него оста- I лось, — это священный камень, фундамент, на котором располагался жертвенник для всесожжений, а по мнению некоторых ученых, и само святое святых1. Сегодня священный камень — это своего рода сердце мусульманского храма, он скрыт под так называемым Куполом Скалы (Куббатас- Сахра).

Сведения об этом величественном храме мы черпаем только из Вет­хого Завета. Имеются также косвенные данные, засвидетельствованные археологическими находками. Так, сведения, содержащиеся в 3-й книге Царств (гл. 6) и 2-й книге Паралипоменон (гл. 2) (автор 6-й гл. Третьей книги Царств отличается большей точностью, т.к. жил ближе к рассмат­риваемым событиям), и исследование современных храму Соломона восточных языческих храмов (как, например, храмы в Телль-Тайнате на сирийском побережье, в Самале в северо-западной Сирии и в Хамафе (Хамате) в центральной Сирии) дают нам достаточное представление о храме Соломона. Храм в Тайнате особенно схож с намного превосхо­дившим его по размерам храмом Иерусалима2.

Перед нами не стоит задача дать детальное описание храма. Да это и невозможно, так как у нас нет археологических данных и мы распола­гаем только свидетельствами, предоставляемыми Ветхим Заветом. Мы лишь учитываем некоторые характерные археологические находки, ука­зывающие на истинность написанного в богодухновенном тексте. Наи­более важным обстоятельством является то, что находки подтверждают факт использования Соломоном финикийских мастеров и проектиров­щиков из Тира и Библа, о чем свидетельствует и Ветхий Завет. При по­стройке храма Соломон пользовался услугами архитектора Хирама (тезки тирского царя Хирама). Его отец был финикийцем из Тира, а мать - еврейкой из колена Данова (2 Пар. 2, 13-14). Многие архитек­турные и декоративные элементы храма Соломона соответствуют де­талям сходных сооружений в Сирии и Финикии. В частности, планы храмов в Тайнате (IX в. до Р. X.) и в Асоре (конец медного века) совпа­дают с планом храма Соломона. Рельефы в виде херувимов и пальмовых

деревьев, выполненные из слоно­вой кости финикийскими масте­рами, встречаются на всем Ближ­нем Востоке.

Кроме того, в шестой главе Третьей книги Царств особо гово­рится о древесине, используемой при строительстве. Это был, глав­ным образом, кедр, его прислал Соломону тирский царь Хирам (3 Цар. 5, 10). Эта древесина при­менялась прежде всего при по­стройке храма Божия (3 Цар. 6, 9-10). Его стены были облицованы кедром, а пол покрыт кипарисо­вым деревом. Узоры на стенах и т.д. были выполнены в виде золо-

тых декоративных рельефов. То же самое финикийское влияние имело место при изготовлении медной утвари, так что и столярные работы, и работы по обработке металлов проводились в храме под влиянием об­разцов финикийского искусства. Таким образом, подтверждается написанное в Ветхом Завете, а именно то, что Соломон в самом деле пользо­вался услугами финикийцев1.

 

Что касается архитектуры храма, археология освещает этот вопрос достаточно подробно. Две части храма, святое и святое святых, постро­енные по аналогии со скинией свидения, которая сопровождала изра- ильтян в пустыне, можно сопоставить некоторым образом с другими I священными сооружениями Ближнего Востока2. Центром и основой су- ществования храма являлся давир, т.е. святилище. Оно было темным и недоступным для простых смертных. В давире языческих храмов нахо-дилось изображение бога или богини. В давире, или святом святых хра­ма Соломона, располагался ковчег завета.

Кроме того, две высокие не несущие колонны Иахин и Воаз (3 Цар. 7, 21), произведения литейного искусства, увенчанные капителями с изображениями плодов граната (элемент, имеющий символическое зна­чение) и находившиеся справа и слева от входа в преддверие храма, имеют аналоги в восточных храмах, упоминаемых еще Геродотом (Ге-род. II, 44). Таким образом, Соломон твердо придерживался образца скинии свидения, но в некоторых деталях, придававших храму бо'льшую завершенность, он достаточно свободно следовал образцам совре­менных ему восточных храмов.

 

Флот Соломона

 

В Ветхом Завете сказано: Тирский царь Хирам подарил Соломону флот, для которого тот построил порт в Ецион-Гавере, находившемся на побережье Красного моря близ современного Эйлата (в заливе Ака­ба), в южной части Идумейской земли. Хирам прислал и моряков из числа личного состава собственного флота, которые владели искусст­вом мореплавания. Финикийские моряки Хирама составляли единую команду с подданными Соломона (3 Цар. 9, 26-27). Во времена Соло­мона между Кармилом и Газой не было гавани, пригодной для торгово-транспортных судов, поэтому израильскому царю пришлось превра­тить в порт Ецион-Гавер, поскольку это место полностью соответство­вало всем требованиям, предъявляемым к стоянкам для судов. Таким образом, здесь корабли Соломона подготавливались к длительным пу­тешествиям.

Мы мало что знаем о флоте Соломона. Тем не менее мы знаем, что его суда строились по образцу финикийских. Вероятно, финикийцы не возражали против строительства Соломоном торгового флота, так как вся торговая активность Соломона сосредотачивалась в основном в районе Красного моря и на Востоке. В то время не существовало Суэц­кого канала, и Соломону было очень трудно конкурировать с фини­кийцами в Средиземноморье, где они имели превосходство. Жители финикийского города Тира, передавая мореходный опыт еврейскому царству, одновременно обеспечивали себя редкими восточными товара­ми, которыми они торговали в Средиземноморье1.

Раскопки подтверждают существование порта в Ецион-Гавере (в глубине залива Акаба, где расположен современный Эйлат, т.е. древний Елаф). Там были найдены многочисленные предметы, указывающие на активность мореплавания: медные и железные гвозди, обрывки веревок разных видов и комки дегтя (смолы). Были также обнаружены предме­ты, привезенные из других стран. Некоторые из них египетского проис­хождения, другие завезены из Южной Аравии. Все это свидетельствует о существовании в Ецион-Гавере торгового центра, который функцио­нировал главным образом за счет моря. Израильтяне не были моряка­ми. Они никогда не путешествовали по морю и не были знакомы с искусством мореплавания и кораблестроения. Поэтому Соломон обра­тился за помощью к превосходно подготовленным в этом плане фини­кийцам (3 Цар. 9, 26-27).

Однако о строительстве порта в Ецион-Гавере известно не только из Священного Писания, но и из финикийских источников, в которых упоминаются имена командующих флотом финикийских капитанов. Этих опытных командиров звали Кедар, Иамин и Котил1.

 

Из прекрасно оснащенного и укрепленного порта Ецион-Гавера ко­рабли Соломона отправлялись в далекие путешествия и достигали Фарсиса и Офира, или Софиры, как называет эту землю Священное Писание (греч. текст) (3 Цар. 9, 28). Местоположение Офира еще не ус­тановлено. Одни помещают его в Южной Аравии (Йемен), другие — в Восточной Африке, третьи — в Индии. Большинство склоняется к то- ] му, что Офир находился в Йемене. Хотя местоположение Офира оста-ется неизвестным, мы имеем свидетельство о том, что Офир был источ- ником золота. Это подтверждает и черепок, найденный в Телль-Казилехе. Надпись на черепке гласит: «Золото из Офира в Бефорон, 30 сиклей».

В Священном Писании говорится, что корабли Соломона достигали Фарсиса (3 Цар. 10, 22). Возможно, Фарсис — это Испания. Оттуда при­возили драгоценные металлы, слоновую кость и другие экзотические товары. Слово «фарсис» (таршиш) по-финикийски означает «мастер­ская для очищения металлов». Такое название давалось местам, в кото­рых финикийцы сооружали такие мастерские, как, например, в Сарди­нии и Испании2.

 

Царица Савская

 

С торговой деятельностью Соломона связан и визит, который ему нанесла царица Савская. По мнению археолога Нельсона Глюка, торго­вая активность Соломона распространилась так широко, что оказывала влияние и на экономику государства царицы Савской. Поэтому она по­сетила Соломона, главным образом, для того, чтобы решить с ним эко­номические вопросы. Глюк пишет: «Принимая во внимание то ужасно трудное путешествие в Иерусалим, которое совершила прекрасная владычица богатого края Южной Аравии, преодолев на верблюдах рас­стояние свыше 1200 миль (2224 км), чтобы встретиться с Соломоном, невозможно поверить, что она предприняла такое дальнее и суровое странствование только ради того, чтобы изумиться и восхититься вели­чием иерусалимского царя»3.

В Аравии прирученные верб­люды использовались еще до XI в. до Р. X.1 Поэтому бессмысленно отрицать тот факт, что караваны верблюдов — «кораблей пустыни», как их удачно назвали — начали использоваться купцами на терри­тории между северной и южной Сирией, включая Ханаан, и Юж­ной Аравией еще до середины X в. до Р. X. По мнению Гаальяха Корнфельда и Давида Н. Фридма­на, «главной целью знаменитого посещения царицей Савской дво­ра Соломона являлось, по всей ве­роятности, заключение торгового соглашения, которое было связано с обменом экзотических пряно­стей Южной Аравии на сельскохо­зяйственную продукцию Израи­ля», а также с «обменом товаров, производимых такими третьими странами, как Финикия»2. Конечно, в Священном Писании не упомина­ются те торговые дела, о которых говорил выше Глюк и о которых пи­шут Корнфельд и Фридман. Но возможность того, что при встрече Со­ломон и царица Савская говорили и об этом, не исключается [1].

Во всяком случае, важно следующее: некоторые склонны оспаривать истинность рассказа о царице Савской в Священном Писании и счита­ют его романтическим мифом. Они настаивают на том, что в ту эпоху в Саве не существовало еще культурного народа, так как возникшая в то время культура принадлежала, скорее, минеям (другому аравийскому народу). Но (и это имеет для нас особое значение) археологические рас­копки опровергли их мнение. Археология свидетельствует, что уже во времена Соломона в Южной Аравии (Йемен) существовало Савское царство. Находки, доказывающие наличие стабильной культуры, ис­пользования алфавита (произошедшего от древнего ханаанского алфавита), датируются X в. до Р. X. Кроме того, в результате раскопок были обнаружены исторические анналы разных ассирийских царей (Тиглат-Паласара IV [или Фула], Синаххериба и др.), в которых сообщается, что савский народ, несмотря на то что местопребыванием его была Северо-Западная Аравия, имел торговые связи с Южной Аравией. Профессор Дж. Монтгомери, специалист по еврейскому и арамейскому языкам университета Пенсильвании, отмечает, что это сообщение надписей можно соотнести с деятельностью царицы Савской, доставившей цен-ные дары юга Соломону, так что в этом отношении рассказанное в Свя­щенном Писании «абсолютно верно»1.

 

 

Профессор археологии Томпсон высказывается более определенно. Он пишет, что «имеются четкие и точные свидетельства о существова­нии в то время торговых связей между Палестиной и Южной Аравией. Древнее Савское царство находилось на юго-западной оконечности Аравии. Недавно этот район посетила группа археологов. Им удалось получить очень убедительный материал. Но, к сожалению, арабы, про­живающие в этих местах, сделали продолжение работы невозможным»2. Профессор Олбрайт, оценив материал, собранный четырьмя непродол­жительными и драматичными экспедициями (XVIII в., XIX в., 1928 г. и особенно 1951 г.), написал, что этот материал «может перевернуть наши представления о духовной истории и хронологии Южной Аравии. По­лученные к настоящему времени результаты свидетельствуют о поли­тическом и культурном преобладании Савы в первые столетия 1 -го ты­сячелетия до Р. X.»3.

Таким образом, савский народ существовал во времена Соломона, обладал достойной упоминания культурой и имел торговые связи с Ха­нааном.

 

Примечание

1. Мнение, высказанное здесь западными библеистами, — типичный при­мер переноса современных реалий на почву древней истории. Из древних пись­менных небиблейских источников мы не знаем примеров личных переговоров царей о каких бы то ни было вопросах, тем более торговых (цари обычно обме­нивались посольствами). Международные торговые отношения в древности не были, как правило, предметом высокой политики — они еще только развива-

лись. Что же касается сомнения, которое высказывает Глюк по поводу цели по­сещения царицей Савской Соломона, то, во-первых, огромный по протяжен­ности путь совершали, например, греческие философы и мудрецы, чтобы познакомиться с мудростью варваров (Диоген Лаэртский в своей книге о них приводит множество примеров), причем о некоторых философах известно, что они ради знакомства с Индией и бесед с тамошними брахманами отправлялись и туда. А ведь от Греции до Индии — многие тысячи километров. Если это де­лали языческие мудрецы ради получения своих суетных знаний, то почему бы не могли этого сделать ищущие истинного Бога? Во-вторых, путь из Аравии в Палестину («дорога благовоний») был известен с глубокой древности, и если его совершали купцы, то могла совершить и их царица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.036 с.)