Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Города-крепости и военные базы Соломона
Ветхий Завет сообщает нам, что Соломон построил города-крепости и городские стены Асора, Мегиддо, Газера и Иерусалима (3 Цар. 9, 15, 19 (евр. текст); 10, 26). Действительно, последующие за раскопками исследования показали, что ворота городов-крепостей, особо сконструированные и прекрасно выполненные в городах Асоре, Мегиддо и Газере, относятся к периоду царствования Соломона. Кроме того, в результате раскопок в Мегиддо (современный Телль-эль-Мутезеллим) был обнаружен интересный образчик одной из военных баз Соломона. Эти базы располагались в стратегически важных пунктах. Эти города были «колесничными городами», т.е. местами расположения боевых колесниц. Там же проводилось обучение всадников (3 Цар. 4, 26 (евр. текст); 10, 26-29 и др). Раскопки были начаты Германским Обществом Востока (1903-1905 гг.), а позднее их продолжил Восточный институт при Чикагском университете. Район, в котором предстояло произвести раскопки, был обширным, поэтому они продолжались более двадцати лет. Работы возглавляли последовательно Кларенс Фишер, П.Л.О. Гай и Гордон Лауд. В 1928 г. Гай обнаружил в этом районе руины, имеющие большое значение. Эта находка в четвертом слое относится к эпохе Соломона. Верхний уровень слоя почти полностью состоял из общественных зданий, в одной пятой части которых располагались две группы конюшен на 450 лошадей и навесы для 150 повозок1. Находки показали, что жилой район находился вне стен, а внутри была только крепость. Схожие группы «конюшен» были обнаружены в Фаанахе, Асоре, Телль-эль-Эзи [Аиалоне?] и Газере. Но недавние исследования, проведенные профессором Иерусалимского университета Йигаэлем Ядином, показали, что руины, найденные Гаем в самом верхнем слое, датируются более поздней эпохой, чем эпоха Соломона. Скорее всего они относятся ко времени Амврия и Ахава2. Тем не менее, по мнению профессора археологии Томпсона, «конюшни» эпохи Соломона были внешне сходны с этими сооружениями и, возможно, еще будут найдены в том же самом районе. В результате новейших исследований и археологических находок в Асоре, Телль-Шеве, Вефсамисе, Телль-Бейт-Мирсиме и других археологи пришли к выводу, что эти постройки являлись царскими складами. Были обнаружены поильники для животных и места для столбов, к которым их привязывали, когда приводили для погрузки и разгрузки. Конечно, не исключено, что города со складами были также и «колесничными городами». Поэтому, по мнению Томпсона, вопрос остается открытым до тех пор, пока мы не найдем другой археологический или филологический материал, который поможет нам уточнить, какие из упоминаемых в Священном Писании городов были складами, а какие — «колесничными городами». Дело в том, что в Третьей книге Царств (9, 15) (евр. текст) Мегиддо, Асор и Газер просто упоминаются как города, построенные Соломоном, в Третьей книге Царств (4, 26 (евр. текст); 10, 26-29) рассказывается о «колесничных городах», колесницах, конниках и лошадях, а в Третьей книге Царств (9, 15, 17-19) (евр. текст) неконкретно говорится о соломоновых «городах для запасов», «городах для колесниц» и «городах для конницы». При этом не называются такие построенные и укрепленные им города, как Иерусалим, Асор, Мегиддо, Газер, Вефорон, Ваалаф и Тамар1.
Во всяком случае, так или иначе археология подтверждает засвидетельствованное в Ветхом Завете: 1) Соломон с помощью финикийцев построил и укрепил в стратегически важных пунктах Палестины города для колесниц с самобытной архитектурой; 2) он использовал города преимущественно в качестве продовольственных складов и стоянок для колесниц, конников и лошадей. Новейшие находки прольют больше света на эту проблему.
Храм Соломона
В Ветхом Завете говорится о том, что Соломон, которому предстояло построить храм Божий, был очень богат. Его несметные сокровища объясняются тем, что он получал огромную дань. Так, одного только золота, поступавшего в его казну, было 666 талантов (20 000-30 000 кг, что приблизительно равняется 87 812 000 французских франков или двадцати миллионам долларов). И это без учета того, что он получал с подвластных ему лиц, т.е. купцов, подчиненных ему царей (за пределами его государства) и наместников разных областей (3 Цар. 10, 14-15). Файфер подсчитал, что Соломон получал только золота более чем на 25 миллионов долларов2. Нас не должно удивлять столь большое количество золота. Тогда его было намного легче найти, чем в наше время.
Вавилонский царь писал египетскому фараону Аменхотепу III (ок. 1375 г. до Р. X.): «Брат, золото в твоей стране словно пыль». Гроб фараона Тутанхамона был целиком изготовлен из чистого золота. Кроме того, ассирийские цари говорят о том, что они полностью покрывали стены храмов золотом и серебром1. Соломон построил на горе Мориа (или Амориа) в Иерусалиме величественный храм и свой дворец. Сооружение храма, размеры которого были 27,4 х 9,1 х 13,72 м, заняло семь лет, между тем как на строительство дворца размером 45,72 х 22,86 х 13,72 м было затрачено тринадцать лет. На горе Сион не было обнаружено следов храма Соломона. Случилось так, что развалины храма и построенного рядом с ним дворца были, по-видимому, погребены и сокрыты под мечетью Харам-эш-Шериф (мечеть Омара), сооруженной в 691 г. по Р. X. Она является мусульманской святыней и поэтому недоступна для исследований археологов. Таким образом, мы не располагаем данными, полученными в результате раскопок самого храма. Единственно, что от него оста- I лось, — это священный камень, фундамент, на котором располагался жертвенник для всесожжений, а по мнению некоторых ученых, и само святое святых1. Сегодня священный камень — это своего рода сердце мусульманского храма, он скрыт под так называемым Куполом Скалы (Куббатас- Сахра). Сведения об этом величественном храме мы черпаем только из Ветхого Завета. Имеются также косвенные данные, засвидетельствованные археологическими находками. Так, сведения, содержащиеся в 3-й книге Царств (гл. 6) и 2-й книге Паралипоменон (гл. 2) (автор 6-й гл. Третьей книги Царств отличается большей точностью, т.к. жил ближе к рассматриваемым событиям), и исследование современных храму Соломона восточных языческих храмов (как, например, храмы в Телль-Тайнате на сирийском побережье, в Самале в северо-западной Сирии и в Хамафе (Хамате) в центральной Сирии) дают нам достаточное представление о храме Соломона. Храм в Тайнате особенно схож с намного превосходившим его по размерам храмом Иерусалима2. Перед нами не стоит задача дать детальное описание храма. Да это и невозможно, так как у нас нет археологических данных и мы располагаем только свидетельствами, предоставляемыми Ветхим Заветом. Мы лишь учитываем некоторые характерные археологические находки, указывающие на истинность написанного в богодухновенном тексте. Наиболее важным обстоятельством является то, что находки подтверждают факт использования Соломоном финикийских мастеров и проектировщиков из Тира и Библа, о чем свидетельствует и Ветхий Завет. При постройке храма Соломон пользовался услугами архитектора Хирама (тезки тирского царя Хирама). Его отец был финикийцем из Тира, а мать - еврейкой из колена Данова (2 Пар. 2, 13-14). Многие архитектурные и декоративные элементы храма Соломона соответствуют деталям сходных сооружений в Сирии и Финикии. В частности, планы храмов в Тайнате (IX в. до Р. X.) и в Асоре (конец медного века) совпадают с планом храма Соломона. Рельефы в виде херувимов и пальмовых деревьев, выполненные из слоновой кости финикийскими мастерами, встречаются на всем Ближнем Востоке. Кроме того, в шестой главе Третьей книги Царств особо говорится о древесине, используемой при строительстве. Это был, главным образом, кедр, его прислал Соломону тирский царь Хирам (3 Цар. 5, 10). Эта древесина применялась прежде всего при постройке храма Божия (3 Цар. 6, 9-10). Его стены были облицованы кедром, а пол покрыт кипарисовым деревом. Узоры на стенах и т.д. были выполнены в виде золо-
тых декоративных рельефов. То же самое финикийское влияние имело место при изготовлении медной утвари, так что и столярные работы, и работы по обработке металлов проводились в храме под влиянием образцов финикийского искусства. Таким образом, подтверждается написанное в Ветхом Завете, а именно то, что Соломон в самом деле пользовался услугами финикийцев1.
Что касается архитектуры храма, археология освещает этот вопрос достаточно подробно. Две части храма, святое и святое святых, построенные по аналогии со скинией свидения, которая сопровождала изра- ильтян в пустыне, можно сопоставить некоторым образом с другими I священными сооружениями Ближнего Востока2. Центром и основой су- ществования храма являлся давир, т.е. святилище. Оно было темным и недоступным для простых смертных. В давире языческих храмов нахо-дилось изображение бога или богини. В давире, или святом святых храма Соломона, располагался ковчег завета. Кроме того, две высокие не несущие колонны Иахин и Воаз (3 Цар. 7, 21), произведения литейного искусства, увенчанные капителями с изображениями плодов граната (элемент, имеющий символическое значение) и находившиеся справа и слева от входа в преддверие храма, имеют аналоги в восточных храмах, упоминаемых еще Геродотом (Ге-род. II, 44). Таким образом, Соломон твердо придерживался образца скинии свидения, но в некоторых деталях, придававших храму бо'льшую завершенность, он достаточно свободно следовал образцам современных ему восточных храмов.
Флот Соломона
В Ветхом Завете сказано: Тирский царь Хирам подарил Соломону флот, для которого тот построил порт в Ецион-Гавере, находившемся на побережье Красного моря близ современного Эйлата (в заливе Акаба), в южной части Идумейской земли. Хирам прислал и моряков из числа личного состава собственного флота, которые владели искусством мореплавания. Финикийские моряки Хирама составляли единую команду с подданными Соломона (3 Цар. 9, 26-27). Во времена Соломона между Кармилом и Газой не было гавани, пригодной для торгово-транспортных судов, поэтому израильскому царю пришлось превратить в порт Ецион-Гавер, поскольку это место полностью соответствовало всем требованиям, предъявляемым к стоянкам для судов. Таким образом, здесь корабли Соломона подготавливались к длительным путешествиям.
Мы мало что знаем о флоте Соломона. Тем не менее мы знаем, что его суда строились по образцу финикийских. Вероятно, финикийцы не возражали против строительства Соломоном торгового флота, так как вся торговая активность Соломона сосредотачивалась в основном в районе Красного моря и на Востоке. В то время не существовало Суэцкого канала, и Соломону было очень трудно конкурировать с финикийцами в Средиземноморье, где они имели превосходство. Жители финикийского города Тира, передавая мореходный опыт еврейскому царству, одновременно обеспечивали себя редкими восточными товарами, которыми они торговали в Средиземноморье1. Раскопки подтверждают существование порта в Ецион-Гавере (в глубине залива Акаба, где расположен современный Эйлат, т.е. древний Елаф). Там были найдены многочисленные предметы, указывающие на активность мореплавания: медные и железные гвозди, обрывки веревок разных видов и комки дегтя (смолы). Были также обнаружены предметы, привезенные из других стран. Некоторые из них египетского происхождения, другие завезены из Южной Аравии. Все это свидетельствует о существовании в Ецион-Гавере торгового центра, который функционировал главным образом за счет моря. Израильтяне не были моряками. Они никогда не путешествовали по морю и не были знакомы с искусством мореплавания и кораблестроения. Поэтому Соломон обратился за помощью к превосходно подготовленным в этом плане финикийцам (3 Цар. 9, 26-27). Однако о строительстве порта в Ецион-Гавере известно не только из Священного Писания, но и из финикийских источников, в которых упоминаются имена командующих флотом финикийских капитанов. Этих опытных командиров звали Кедар, Иамин и Котил1.
Из прекрасно оснащенного и укрепленного порта Ецион-Гавера корабли Соломона отправлялись в далекие путешествия и достигали Фарсиса и Офира, или Софиры, как называет эту землю Священное Писание (греч. текст) (3 Цар. 9, 28). Местоположение Офира еще не установлено. Одни помещают его в Южной Аравии (Йемен), другие — в Восточной Африке, третьи — в Индии. Большинство склоняется к то- ] му, что Офир находился в Йемене. Хотя местоположение Офира оста-ется неизвестным, мы имеем свидетельство о том, что Офир был источ- ником золота. Это подтверждает и черепок, найденный в Телль-Казилехе. Надпись на черепке гласит: «Золото из Офира в Бефорон, 30 сиклей». В Священном Писании говорится, что корабли Соломона достигали Фарсиса (3 Цар. 10, 22). Возможно, Фарсис — это Испания. Оттуда привозили драгоценные металлы, слоновую кость и другие экзотические товары. Слово «фарсис» (таршиш) по-финикийски означает «мастерская для очищения металлов». Такое название давалось местам, в которых финикийцы сооружали такие мастерские, как, например, в Сардинии и Испании2.
Царица Савская
С торговой деятельностью Соломона связан и визит, который ему нанесла царица Савская. По мнению археолога Нельсона Глюка, торговая активность Соломона распространилась так широко, что оказывала влияние и на экономику государства царицы Савской. Поэтому она посетила Соломона, главным образом, для того, чтобы решить с ним экономические вопросы. Глюк пишет: «Принимая во внимание то ужасно трудное путешествие в Иерусалим, которое совершила прекрасная владычица богатого края Южной Аравии, преодолев на верблюдах расстояние свыше 1200 миль (2224 км), чтобы встретиться с Соломоном, невозможно поверить, что она предприняла такое дальнее и суровое странствование только ради того, чтобы изумиться и восхититься величием иерусалимского царя»3. В Аравии прирученные верблюды использовались еще до XI в. до Р. X.1 Поэтому бессмысленно отрицать тот факт, что караваны верблюдов — «кораблей пустыни», как их удачно назвали — начали использоваться купцами на территории между северной и южной Сирией, включая Ханаан, и Южной Аравией еще до середины X в. до Р. X. По мнению Гаальяха Корнфельда и Давида Н. Фридмана, «главной целью знаменитого посещения царицей Савской двора Соломона являлось, по всей вероятности, заключение торгового соглашения, которое было связано с обменом экзотических пряностей Южной Аравии на сельскохозяйственную продукцию Израиля», а также с «обменом товаров, производимых такими третьими странами, как Финикия»2. Конечно, в Священном Писании не упоминаются те торговые дела, о которых говорил выше Глюк и о которых пишут Корнфельд и Фридман. Но возможность того, что при встрече Соломон и царица Савская говорили и об этом, не исключается [1]. Во всяком случае, важно следующее: некоторые склонны оспаривать истинность рассказа о царице Савской в Священном Писании и считают его романтическим мифом. Они настаивают на том, что в ту эпоху в Саве не существовало еще культурного народа, так как возникшая в то время культура принадлежала, скорее, минеям (другому аравийскому народу). Но (и это имеет для нас особое значение) археологические раскопки опровергли их мнение. Археология свидетельствует, что уже во времена Соломона в Южной Аравии (Йемен) существовало Савское царство. Находки, доказывающие наличие стабильной культуры, использования алфавита (произошедшего от древнего ханаанского алфавита), датируются X в. до Р. X. Кроме того, в результате раскопок были обнаружены исторические анналы разных ассирийских царей (Тиглат-Паласара IV [или Фула], Синаххериба и др.), в которых сообщается, что савский народ, несмотря на то что местопребыванием его была Северо-Западная Аравия, имел торговые связи с Южной Аравией. Профессор Дж. Монтгомери, специалист по еврейскому и арамейскому языкам университета Пенсильвании, отмечает, что это сообщение надписей можно соотнести с деятельностью царицы Савской, доставившей цен-ные дары юга Соломону, так что в этом отношении рассказанное в Священном Писании «абсолютно верно»1.
Профессор археологии Томпсон высказывается более определенно. Он пишет, что «имеются четкие и точные свидетельства о существовании в то время торговых связей между Палестиной и Южной Аравией. Древнее Савское царство находилось на юго-западной оконечности Аравии. Недавно этот район посетила группа археологов. Им удалось получить очень убедительный материал. Но, к сожалению, арабы, проживающие в этих местах, сделали продолжение работы невозможным»2. Профессор Олбрайт, оценив материал, собранный четырьмя непродолжительными и драматичными экспедициями (XVIII в., XIX в., 1928 г. и особенно 1951 г.), написал, что этот материал «может перевернуть наши представления о духовной истории и хронологии Южной Аравии. Полученные к настоящему времени результаты свидетельствуют о политическом и культурном преобладании Савы в первые столетия 1 -го тысячелетия до Р. X.»3. Таким образом, савский народ существовал во времена Соломона, обладал достойной упоминания культурой и имел торговые связи с Ханааном.
Примечание 1. Мнение, высказанное здесь западными библеистами, — типичный пример переноса современных реалий на почву древней истории. Из древних письменных небиблейских источников мы не знаем примеров личных переговоров царей о каких бы то ни было вопросах, тем более торговых (цари обычно обменивались посольствами). Международные торговые отношения в древности не были, как правило, предметом высокой политики — они еще только развива- лись. Что же касается сомнения, которое высказывает Глюк по поводу цели посещения царицей Савской Соломона, то, во-первых, огромный по протяженности путь совершали, например, греческие философы и мудрецы, чтобы познакомиться с мудростью варваров (Диоген Лаэртский в своей книге о них приводит множество примеров), причем о некоторых философах известно, что они ради знакомства с Индией и бесед с тамошними брахманами отправлялись и туда. А ведь от Греции до Индии — многие тысячи километров. Если это делали языческие мудрецы ради получения своих суетных знаний, то почему бы не могли этого сделать ищущие истинного Бога? Во-вторых, путь из Аравии в Палестину («дорога благовоний») был известен с глубокой древности, и если его совершали купцы, то могла совершить и их царица.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.036 с.) |