Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строительство стен Иерусалима
Восьмую главу своей книги Ездра начинает рассказом о событиях, относящихся к 458 г. до Р. X. Он повествует о том, что на седьмом году (то есть в 458 г. до Р. X.) царствования Артаксеркса он отправился из Вавилона в Иерусалим со значительным количеством иудеев (1 Езд. 7, 6-8; 8, 1-20). В Ветхом Завете не упоминается именно 458 г. до Р. X., просто сообщается, что то был седьмой год царствования Арфасасфа, то есть Артаксеркса. Но какого Артаксеркса, I или II? Если это — Артаксеркс I, то был, действительно, 458 г. до Р. X., но если это был Артаксеркс II, то выходит, что речь идет о 398/397 гг. до Р. X. Конечно, если основываться на данных Священного Писания, то создается впечатление, будто Ездра пришел в Палестину раньше Неемии. К сожалению, археология чрезвычайно мало помогает в этом вопросе в отличие от того, что касается Неемии: мы обладаем достоверным материалом, подтверждающим тот факт, что Неемия пришел в Палестину в 445/444 гг. до Р. X. Однако большинство склоняется к той точке зрения, что седьмой год правления Арфасасфа — это седьмой год царствования Артаксеркса I, то есть 458 г. до Р. X.1 Когда Ездра пришел в Иерусалим, он передал вывезенные из Вавилона сокровища в храм и принес в жертву всесожжения, кроме прочих жертв, двенадцать тельцов за грехи всего народа Израиля (Езд. 8, 32, 33, 35). Подобный факт свидетельствует о том, что в то время существовало двенадцать колен и, следовательно, десять колен не исчезли, как утверждают некоторые. Это же подтверждают и археологические находки. Они показывают, что значительная часть народа не была уведена в плен. Саргон II сообщает, что он изгнал 27 290 жителей из Самарии. Это число составляет всего лишь незначительный процент населения северного царства, следовательно, никогда не были изгнаны все колена с тем, чтобы они могли исчезнуть2 [1]. При чтении книги Неемии мы опять-таки сталкиваемся с проблемой хронологии. Повествование о деятельности этого пророка, если следовать Священному Писанию, начинается с двадцахого года царствования Артаксеркса (Неем. 1, 1; 2, 1), однако не поясняется, имеется в виду Артаксеркс I или II. Вопрос окончательно разрешился с находкой «Элефантинских папирусов», о которых упоминалось в предыдущей главе. Арамейские тексты этих папирусов (которые были написаны после Неемии, примерно в 408/407 г. до Р. X.) подтвердили, что этот
Артаксеркс, вне всякого сомнения, — Артаксеркс I, как явствует из предыдущей главы, где идет речь об этих важных археологических находках. Следовательно, к концу (446) 445/444 гг. до Р. X. Неемия узнал от своего брата Анании (евр. — Ханани) и от некоторых других иудеев, пришедших из Иерусалима, о тамошнем плачевном положении. Среди прочего, они говорили и о том, что враги-соседи легко могут напасть на город, потому что стена Иерусалима разрушена. Из-за столь трагичных вестей Неемия заплакал, был в великой печали несколько дней и молился Господу (Неем. 1, 1-4). Артаксеркс I разрешил Неемии соорудить стены и дал рекомендательное письмо к персидским властям, с которыми Неемия должен был встретиться по ту сторону Евфрата. В этом путешествии на расстояние примерно двух тысяч километров Неемию сопровождали военачальники и всадники (Неем. 2, 7-9), предоставленные в его распоряжение, очевидно, Артаксерксом, поскольку не указано, что Неемия сам попросил для себя этот конвой. Описание этого далекого путешествия (Неем. 2), а равно и описание стен Иерусалима (Неем. 2-3) словно бы оживают перед нашим взором благодаря археологическим находкам. Археология в значительной мере проясняет суть событий, связанных с постройкой иерусалимских стен Неемией. Современный исследователь пишет: «Топографические тексты Неемии представляют огромную ценность, даже намного большую, чем любая цитата из Иосифа Флавия, не только потому, что нам дается описание очевидца, которое повторяется трижды (Неем. 2, 11-15; 3; 12, 31-39), описание гораздо более подробное, чем у Иосифа, а, главным образом, потому, что во всех трех случаях речь идет об одном и том же городе Ветхого Завета до и после вавилонского плена. Время, когда Неемия пришел в Иерусалим, хронологически отстоит весьма далеко от времени, когда происходила грандиозная деятельность Ирода по выравниванию и расширению территории священного участка (храмовой земли)»1. Раскопки, проведенные доктором археологии К. Кеньон, позволили лучше уяснить стоящие перед археологической наукой вопросы, с которыми мы до сих пор сталкиваемся.
При исследовании узкого выступа на восточном склоне к югу от храма было установлено, что эта область оставалась заселенной до периода плена. В результате нападения Навуходоносора исчезли каменные стены построек и домов, склоны холма покрылись огромным коли-чеством вывороченных камней1. Это открытие явилось подтверждением тому, что написал Неемия, увидев стены: «И приидох ко вратом Источника и ко купели Цареве; и не бысть места скоту, на немже седях, да пройдет» (Неем. 2, 14). Такая картина открылась из-за покрывавших то место руин. Почти не подлежит сомнению, что стены, которые увидел Неемия, были именно в этой части холма2, а указанный здесь царский водоем следует отождествить либо с источником Силоама, либо с близлежащим Биркет-эль-Хамра.Кеньон посчастливилось откопать часть стены Неемии3, которая в качестве стены Иерусалима существовала на том же самом месте вплоть до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X. Титом, хотя за время своего существования некоторые ее участки ремонтировались и укреплялись. «Исходя из результатов этих важных раскопок, некоторые известные труды по исследованию Иерусалима должны быть исправлены, особенно в тех местах, где речь идет о стенах Неемии», — пишет профессор археологии Томпсон4. Возведение стен Иерусалима было завершено в поразительно короткое время. В Священном Писании говорится: И совершися стена в два-десять пятый месяца Елула (конец августа — начало сентября), в пятьдесят и два дни (Неем. 6, 15). Этот краткий промежуток времени, в течение которого была создана стена (строительство началось в конце июля и закончилось где-то в середине сентября), дал кое-кому повод подвергнуть сомнению правдивость священного писателя. Однако вопрос легко разрешим, если принять во внимание два факта: 1) Неемия рассказывает о том, что он видел стены Иерусалима разрушенные, и городские ворота, сожженные огнем (Неем. 2, 13). Следовательно, стены не были разрушены до основания, часть из них осталась стоять. Кроме того, не нужно было привозить строительные материалы, а именно это заняло бы много времени: строительный материал был под рукой в количестве, достаточном для ремонта. Помимо этого, все, кто там работал, приложили старание и трудились самоотверженно. 2) Работали быстро, поскольку, как свидетельствует священный текст, это предприятие вызвало недоброжелательство самарян и других народов, соседствующих с иудеями. Было столько зависти, гнева и страха со стороны этих народов, что иудеи чувствовали себя в опасности. И они единою рукою своею творяху дело, а другою держаху меч. Другие же из тех, кто возводил стену, коемуждо мечъ бысть опоясан при бедре его, и созидаху, и трубяху трубами — подавали сигнал для отражения врага (Неем. 4, 17-18). Кроме того, были предприняты и другие меры, как сообщает священный текст, чтобы работа была слаженной, быстрой и чтобы строителям была обеспечена безопасность. Данные о весьма неблагоприятных условиях, в которых работали мастеровые и строители: спешка, торопливость, — все то, что диктовалось обстоятельствами, подтверждает и археология. Английский ученый Дж. Гарроу Данкан, который при раскопках обнаружил часть стены на небольшом холме к юго-востоку от источника Гион, пишет, что использовались небольшие, неотесанные, бесформенные и неровные камни, некоторые из которых были непривычно малы и кажутся кусками, отколотыми от больших камней, как будто бы (строителям) приходилось использовать любой попавшийся под руку материал. Большие дыры и пустоты заделывались сделанной на скорую руку смесью грязи и мелких камешков1. Примечание 1. Хотя и верно, что десять колен Израильских не были вовсе истреблены (в Священном Писании упоминаются представители некоторых из этих колен в послепленную эпоху), однако утверждение, что большая часть израильтян оставалась жить в Палестине и только незначительный процент был уведен в плен, противоречит Священному Писанию, в котором говорится, что на их место переселены были другие народы (4 Цар. 17, 24).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.007 с.) |