Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рукописи Кумрана, или Мертвого моря

Поиск

 

В Иудейской пустыне, а именно в различных пещерах в районе Кум­рана (северо-западная часть Мертвого моря) с 1947 по 1964 г. были най­дены многочисленные рукописи. Первые семь папирусов случайно об­наружил молодой бедуин Мухаммед-эд-Диб в 1947 году в одной из труднодоступных пещер Кумрана. Содержание этих рукописей вызвало живой интерес исследователей-специалистов — богословов, религиеве­дов, археологов, филологов, историков, социологов, палеографов и др. Все это привело к тому, что места эти были тщательно исследованы, ученые открыли многочисленные пещеры, руины зданий (10 км южнее Иерусалима), в которых жила большая иудейская монашеская община Кумрана. Между 66 и 70 гг. по Р. X. эта монашеская община с величай­шей тщательностью спрятала вышеупомянутые рукописи в то самое время, когда десятый римский легион продвигался по долине реки Иордан к Иерусалиму. Перед лицом нависшей опасности иудейские отшельники позаботились о том, чтобы эти тексты сохранились как можно лучше. Таким образом, благодаря сухому, жаркому климату ру­кописи хорошо сохранились в течение почти двух тысяч лет.

Здесь было бы своевременным сделать несколько общих замечаний об иудейской общине Кумрана. Существуют различные мнения относи­тельно целей этой общины, и особенно ее связей с Ессеями (или Ессена-ми), «сыновьями Задока» или «ересью сыновей Задока» (или Дамаска) и христианами. Мы не будем углубляться в эти вопросы, поскольку это не входит в задачи данной книги, а просто попытаемся дать общую кар­тину организации и жизни общины.

В переломное время конца II в. до Р. X. благочестивые иудеи вери­ли, что наступает конец этого грешного мира, близится суд и кара, о ко­торых говорили пророки Ветхого Завета. Поэтому многие из тех иудеев, которые уверовали в то, что они избранники Божий, покинули города, отделились от своих соплеменников и нашли пристанище в районе Кумрана. Иудеи Кумрана верили, что они последние из оставшихся ве­рующих. Члены общины употребляли названия, которые указывали на завет Господа со Своим народом. Так, они назывались «избранными», «святыми Всевышнего», «сыновьями света», «святым народом», «бед­няками паствы» и «общиной Израиля и Аарона». Они верили, что они были теми, кто хранит закон Бога, и желали жить в соответствии с ним. Они изучали закон (тору) и пытались его толковать, согласуясь с тем методом, которому учил их «учитель праведности» (или «праведный учитель»); учитель показал им путь святости и то, как надо жить, чтобы служить Господу в этот переломный момент. Они верили, что Бог даровал им особое просвещение для толкования Священного Писания. Чле­ны общины ожидали прихода эпохи Мессии. А до тех пор им полагалось подчиняться суровым законам общины, чтобы быть готовыми принести искупление за Израиль, который отвернулся от Бога, и за весь мир.

Община была устроена по образцу общежительного монастыря. Ее членами были священники (то есть сыновья Задока) и миряне. Первы­ми в иерархии стояли священники, затем следовали левиты, старейши­ны и остальные верующие. Верующие были разделены на тысячи, сот­ни, полусотни и десятки. На совет из двенадцати членов (род высшего суда), три четверти которого составляли священники, была возложена обязанность блюсти порядок в общине. Если кто-то хотел стать членом

общины, ему надо было пройти многочисленные ступени искуса. Когда же человек становился полноправным ее членом, он должен был по­клясться в верности закону Моисея, жить в согласии с ним и избегать лукавых людей и их дела. В общину принимались мужчины и женщи­ны, брак и семейная жизнь не запрещались.

Жизнь в общине выражалась в разного рода действах, главными из которых были крещение и общая трапеза с молитвой. В них принимали участие все члены общины, занятия которых были разнообразны: там были гончары, писцы, переписчики, земледельцы. Отводились опреде­ленные часы для молитвы, медитации и часы труда. В течение всей ночи члены общины изучали закон (тору), будучи разделены на три «стра­жи», или «караула» (смены). Если же члены общины нарушали уста­новленный порядок, то несли наказание.

Фактически монастырской общиной Кумрана руководили священ­ники (сыновья Задока). Объединяющим началом был Ветхий Завет, ко­торый изучали денно и нощно и постоянно переписывали. Это была «апокалиптическая» община, члены которой с напряженным внимани­ем ожидали быстрого ниспровержения зла и воцарения Царства Божия на земле1.

Первые поселенцы Кумрана верили, что конец света очень близок, они решили, что тот самый миг настал, когда римляне вторглись в Па­лестину в 63 г до Р. X. Однако по непонятным причинам они на какое-то время покинули Кумран и переселились в Дамаск, откуда и верну­лись после смерти Ирода. Они пребывали в Кумране до 68 г. по Р. X., когда римляне начали подавление восстания иудеев. В каком-то смысле конец действительно настал, но не такой, какого ожидали члены общи­ны Кумрана.

Рукописи Кумрана, которые были найдены в основном в одиннадца­ти маленьких пещерах и в развалинах общинных построек, датируются 100 г. до Р. X. или даже ранее. Таким образом, они представляют собой древнейшие из сохранившихся рукописей Ветхого Завета. До их откры­тия мы располагали только найденным в Египте «Папирусом Наш», да­тируемым III в. до Р. X. Однако, это был всего лишь небольшой фраг­мент, содержащий десять заповедей, написанных на иврите2, в то время как рукописи Кумрана весьма пространны и содержат практически все книги Ветхого Завета.

Большинство рукописей Кумрана написано на коже чернилами, изготовленными из углеобразного вещества, полученного сжиганием дерева или железа. Они были созданы за 1000 лет до «Алеппского кодекса», написанного около IX в. по Р. X. на пергаменте1. Однако су­ществуют рукописи Кумрана и на папирусе. Одна из них представляет собой скрепленные вместе листы меди, на которых процарапаны буквы. Все эти тексты написаны на иврите, по-арамейски и некоторые — по-гречески.

Итак, поскольку самая древняя еврейская рукопись Ветхого Завета, которой мы располагали до кумранских находок, восходила к IX в. (ес­ли не считать «Папируса Наш»), то у тех, кто занимался Ветхим Заве­том, всегда было огромное желание раздобыть более древние рукописи. Тогда можно было бы сравнить тексты древнейших рукописей с совре­менным еврейским текстом. Сличение помогло бы проверить подлин­ность современного текста. Теперь рукописи Кумрана отодвигают исто­рию текстов Ветхого Завета почти на тысячу лет назад, поскольку мы стали обладателями текстов, датируемых, по крайней мере, 100 г. до Р. X., а может, и еще более ранними2. Это обстоятельство делает откры­тие рукописей «самым впечатляющим археологическим открытием на­шего времени»3.

Рукописи Кумрана содержат в себе тексты всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь4, «вероятно, из-за лояльности, которая демонстри­руется в этой книге по отношению к языческому миру»5. Рукописи так­же содержат тексты из апокрифических книг, книги Второзакония и подложных книг Ветхого Завета. Также имеются комментарии, например, комментарии к книге пророка Аввакума и парафразы, как, например, «Апокриф книги Бытия». Кроме того, в рукописи включены учебники, сборники гимнов и молитв, другие нравоучительные и дидак­тические тексты, связанные с жизнью, культом и организацией иудей­ской общины Кумрана.

Таким образом, все эти рукописи — десять полных папирусных свитков Мертвого моря и тысячи отрывков, которые первоначально бы­ли частями почти шестисот рукописей, — составляют существенное со­брание литературных источников, охватывающее собой весь Ветхий За­вет и другие религиозные трактаты, сочинения и труды, касающиеся монашеской общежительной пустыннической общины Кумрана1.

Тщательное сличение библейских текстов рукописей Кумрана (или Мертвого моря) с текстами Ветхого Завета позволяет сделать следую­щие важные выводы.

1. Эти древние рукописи в общем и целом совпадают с еврейским масоретским текстом, которым мы обладаем на сегодняшний день. Про­фессор археологии Томпсон отмечает: «В тех местах, где (библейские тексты Кумрана) отходят (от масоретского текста), они нередко следу­ют за греческим текстом Семидесяти, который в ряде мест отличается от еврейского. Кроме того, ясно, что в то время существовали списки ев­рейской Библии, отличавшиеся как от современного — масоретского, так и от греческого текста Семидесяти»2. Помимо этого, тщательное изучение текстов Кумрана показало, что во многих случаях текст Семи­десяти гораздо более точен, чем считалось до сих пор3.

Венгерский профессор Геза Вермес из Оксфордского университета, первый председатель Британского общества иудейских исследований, отмечает: специалисты и исследователи текста Священного Писания и его рукописной традиции на протяжении веков, обладающие всем этим новооткрытым материалом из Кумрана, «могут теперь достичь значи­тельно большей точности в своих выводах, могут проследить тот путь, который проделал библейский текст до того, как обрел свой настоящий вид. Кроме того, они могут показать, что текст оставался в целом неиз­менным на протяжении последних двух тысяч лет»4.

2. Следует обратить внимание, что самыми большими и полными библейскими папирусами из рукописей Кумрана являются два папируса книги Исайи, один — Псалтири и один — книги Левит. Характерно то, что «рукопись книги Исайи почти абсолютно совпадает с масо-ретским текстом», которым мы располагаем сегодня1. Этот папи­рус был написан «предположи­тельно в начале I века до Р. X.»2.

 

3. Тексты Кумрана ясно пока­зывают, что масоретский текст очень древний. Хотя свой оконча­тельный вид он приобрел только в последующее время, начало его формирования датируется, по крайней мере, I веком до Р. X. Очевидно, семьдесят толковников использовали в Египте несколько иной текст. Однако этот текст был известен в Палестине, что под­тверждает материал кумранских рукописей.

Кроме того, тот факт, что «бы­ло найдено много фрагментов не от одного, а от многих экземпля­ров книги пророка Даниила, ука­зывает на то, что эта книга была написана задолго до 100 г. до Р. X., поскольку, когда книги переписывались от руки, проходило много времени, прежде чем текст был раз­множен и становился широко известен»3.

4. Папирусы Мертвого моря показали, что существовали разные, от­личающиеся одна от другой редакции еврейской Библии, известные в те годы и имевшие хождение в Палестине. Поэтому перед иудеями встала острая необходимость принять решение, какой же текст следует при­знать единственно приемлемым. Этот выбор в конце концов сделали раввины в христианское время. Они действовали согласно преданию (масоре), которое господствовало в первые века христианской эпохи. Не исключено, что наличие ветхозаветных цитат, которые мы встречаем в Новом Завете и затрудняемся точно определить их место в Ветхом Заве­те, объясняется тем, что во времена Древней Церкви имели хождение различные тексты1.

5. В первые месяцы, когда были найдены рукописи Кумрана, и еще до того, как тексты были тщательно изучены, некоторые исследователи отстаивали тождество учений и жизни членов общины Кумрана с жиз­нью раннехристианской Церкви. Даже было высказано мнение, что ис­токи христианства следует искать в кумранской общине! Однако, как отмечает профессор Томпсон, «более тщательный анализ показывает, что эта картина вовсе не соответствует действительности. Существует огромное различие между двумя вышеупомянутыми системами, и нет абсолютно никакого основания считать, что христианство связано с сек­той из Кумрана»2. Таким образом, община Кумрана «не была прототи­пом Церкви Христовой. Цели этой общины были совершенно иные»3.

6. Также нет абсолютно никакой прямой или косвенной связи меж­ду личностью Господа Иисуса Христа и первыми христианами с общи­ной Кумрана. «Учитель праведности» Кумрана никогда не считал себя Мессией, равно как не считали его Мессией и члены общины; кроме того, нет никаких сведений о том, как он умер. Господь наш Иисус Хри­стос жил жизнью совершенно отличающейся от той, что вели люди из Кумрана. В учениях Господа и этой общины могли существовать сход­ные идеи, но это происходит оттого, что Господь, с одной стороны, при­нимал тот же самый священный текст, который был и у общины, а с другой — потому что Он жил на земле в образе Человека тогда, когда многие говорили об одних и тех же великих истинах. Богочеловек Гос­подь Иисус Христос во многих важнейших моментах отличается от лю­дей Кумрана как по Своей жизни, характеру общения, так и по той осо­бой силе, которая была в Его святом учении4.

7. Сходства, существующие в языке и изложении мыслей текстов Кумрана и Нового Завета, вполне естественны. Это объясняется тем, что первые христиане видели, что в лице Господа Богочеловека дан пол­ный и не подлежащий сомнению ответ на чаяния благочестивых иудеев, которые, как и люди, входившие в общину Кумрана, устали от царивше го тогда лукавства и вероотступничества. Люди Кумрана являют собой пример страстного и напряженного ожидания Мессии, характерного для того времени. Кроме того, рукописи Кумрана, содержащие коммен­тарий к некоторым книгам Ветхого Завета, показывают, что эта община толковала Священное Писание в свете происходящих тогда событий и что комментаторы «считали себя особым сообществом, ожидающим Мессию»1.

Ожидание Мессии завершилось приходом Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. И эта мессианская сторона Личности Господа представляет собой волнующий и разительный контраст с теми полны­ми разочарований ожиданиями, которые были у людей из Кумрана [1].

 

Примечание

1. Среди некоторых специалистов существует мнение, что рукописи Кум­рана — подделка. С 60-х годов XX века, несмотря на заявление, что существуют тысячи фрагментов, не сделано ни одной новой публикации. К рукописям не допускаются не только иностранные, но и израильские ученые (устное сообще­ние И.М. Дьяконова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.217 с.)