Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роспись восстановленного храма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
А восстановленный храм долго стоял просто белым: патриарх Алексий II считал, что нет художников, которые смогут повторить росписи XIX века — ведь тогда собрали лучших мастеров, академиков. Но потом решили воссоздать храм в тех же материалах, росписях, с теми же орнаментами, тем же убранством. Сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Нет никаких свидетельств о цвете росписи. Все фото, сделанные в конце XIX — начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм. Была создана общая композиционная схема без цвета, поэтому говорить о точном воссоздании фресок невозможно. Сложилась совершенно уникальная ситуация: у каждой нынешней росписи фактически два автора. Первый — художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке. Но плохое качество фотографий не позволяло воссоздать колоссальные росписи по 10, 15 и даже 20 метров. Потому перед художниками стояла задача переосмыслить, дополнить и найти аналоги. Расписывали новый храм с 15 апреля по 25 ноября 1999 года. Сложно даже себе представить, как удалось сделать работу за такой короткий срок. Колоссальные объемы были сделаны качественно. С целью подготовки кадров художников для работы в храме Российская академия художеств открывает отделение церковно-исторической живописи в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (более 70 лет в России иконописных школ не существовало). С 1994 года по поручению президиума Российской академии художеств вице-президент Академии Народный художник СССР, лауреат Государственных премий Е. И. Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов. В составе групп художников (руководители: А. В. Артемьев, В. А. Бакшаев, А. К. Быстров, С. Н. Репин, Н. Н. Соломин, А. Н. Устинович, З. К. Церетели, В. Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В. Э. Бойцов, В. Г. Витошнов, А. А. Живаев, В. Н. Медведев, В. Ф. Павлов, З. К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского имени И. Е. Репина и Московского имени В. И. Сурикова. Группа художников под руководством З. К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные, масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое. Зураб Церетели работал без помощников в воссоздании четырех росписей: две по 15 метров — «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим», и одну сдвоенную — «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей». Высотой 23 метра — восьмиэтажный дом. Писал иконы, работал в трапезной. Это тяжелейшая работа. Академическая школа сложнее в исполнении, чем иконописная. Расписывать храмы, как в древности — по сырой штукатурке, — быстрее, в академической школе же сложная многослойная живопись. Потребовалось умение писать реалистически, работать в больших размерах. Всероссийские конкурсы 1996 года, организованные на право воссоздания росписей и орнаментов храма Христа Спасителя, показали, что от художников требовался не только высокий профессионализм, умение работать в манере академической школы, но и опыт работы в храмах, хорошее знание православных святынь, технологии живописи, иконографического канона и его развития. Вполне закономерно, что победителями стали в основном выпускники вузов Российской академии художеств, в которых сохраняются и успешно развиваются традиции академической школы. При этом было достигнуто решение целого комплекса сложнейших организационных, творческих и экономических проблем, применение новейших технических достижений при воссоздании художественного убранства храма. Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е. И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма, в создание колористического и тонового единства всей системы росписей. Значительную часть росписей храма — сложные многофигурные композиции, расположенные на большой высоте, — воссоздавать приходилось в лучшем случае по нечетким черно-белым снимкам и описаниям сюжетов. Всем группам художников необходимо было заново решать задачи монументальной живописи, создавать композиционное и колористическое исполнение со строгой ориентацией на образец, в соответствии с утвержденной концепцией воссоздания живописи в интерьере храма. Специалистами мастерской № 12 «Моспроекта-2», сотрудникам Российской академии художеств, художникам пришлось провести большую работу в архивах, библиотеках, музеях, побывать в различных городах России, Украины в поисках аналогов сюжетам росписей храма Христа Спасителя, поскольку он считался в свое время образцом. Например, народный художник России В. П. Псарев в результате поисковой работы выполнил 3500 фотоснимков. 22 сентября 1998 года был отслужен молебен и начата работа на стенах храма. Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З. К. Церетели, В. Г. Витошнов, А. А. Живаев, В. Ф. Павлов. Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет основное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограммов сусального золота). Первые леса для художников были установлены на галереях (хорах) храма. Именно с выполнения орнаментов сводов галерей началось возрождение былого живописного великолепия храма Христа Спасителя. Напряженная работа шла 24 часа в сутки, художники, сменяя друг друга, выполняли работы по подготовке поверхностей храма под живопись, переносили рисунок с картонов и шаблонов на стены, делали подмалевок, выполняли росписи. Подкупольное пространство — традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть храма. Самая ответственная и сложная — масштабная роспись главного свода — композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя — символа Святого Духа, и роспись пояса главного купола, где представлены Спаситель и Богоматерь. 33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З. К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е. Н. Максимов — победитель многих европейских конкурсов, Народный художник России В. П. Псарев, В. П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах. Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В. А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А. В. Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил Заслуженный художник России В. И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» — Народный художник России С. Н. Присекин, С. П. Оссовский, М. А. Полетаев, А. К. Сытов. Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли художники под руководством Народного художника России, лауреата Государственной премии Н. Н. Соломина. Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справились художники С. В. Кузяков, В. Н. Медведев, А. Н. Карпухин (южная и восточная арки), а на северной и западной арке — В. Э. Бойцов, Т. П. Тарасов, В. М. Бибиков, П. К. Ивушкин, И. С. Петров. Торжественность, праздничность, звучность колористического решения выражены в живописи приделов храма, воссозданная художниками под руководством З. К. Церетели, А. К. Быстрова, Н. А. Мухина, Е. Н. Максимова, В. П. Псарева, Н. В. Кочетовой, В. Г. Витошнова, В. Ф. Павлова. Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил Заслуженный художник РФ В. И. Нестеренко. Московский мастер В. М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи, в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С. Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи, в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского, исполнили художники под руководством профессора А. К. Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В. А. Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством Заслуженного деятеля искусств России профессора В. Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ Н. А. Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания храма. Огромную помощь художникам оказал созданный Художественный совет Российской академии художеств, в который входили: Е. Г. Розанов (председатель), Е. И. Зверьков и М. М. Курилко-Рюмин (заместители председателя), а также члены совета А. А. Бичуков, О. А. Васнецова, Н. В. Воронов, Э. Н. Дробицкий, Д. Д.Жилинский, М. П. Митурич-Хлебников, Ю. В. Назаров, Т. Т. Салахов, Л. А. Соколова, Ю. Л. Чернов, А. Д. Шмаринов, Л. В. Ширшова (ученый секретарь). На заседаниях Совета решались многие творческие, художественные, технологические, иконографические, практические проблемы наиболее оптимальных и полноценных методов восстановления художественного убранства храма. Своеобразный иконостас храма в виде кувуклии с художественной точки зрения представляет собой точно найденную архитектурную форму в интерьере храма и в целостном ансамбле живописного убранства, построенного на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы. Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С. В. Филатова, С. Р. Брагина и объединения «Арх-храм» под руководством А. Н. Оболенского, А. В. Артемьева и Н. В. Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений, достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства храма. Соответствие воссозданных росписей первоначальным оригиналам, православным канонам, дошедшим до наших дней, архивным документам контролировала Комиссия по художественному убранству храма Христа Спасителя под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (до 1998 г.) и епископа Орехово-Зуевского Алексия (1999—2000 г. г.), а также координационной группой специалистов Общественного наблюдательного совета, возглавляемой священником Леонидом Калининым. Ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. К началу 2000 года храм был освящен, и патриарх Алексий II по этому случаю отслужил молебен. Созерцая и оценивая великий подвиг всех коллективов, воссоздавших храм, хочется сказать: честь, слава и благодарность всем руководителям и великолепным мастерам, возродившим святыню русского народа, ее замечательную архитектуру, скульптуру и фрески. Художественный облик и убранство храма трогают души его посетителей, наполняют их благоговейными и возвышенными чувствами и мыслями, взывают к добру и красоте. Все православные верующие святой Руси, равно как и дружественные представители других конфессий, а также неверующие люди, любящие свою Родину, ныне имеют вескую причину для духовного успокоения, радости и ликования. Возрождена святыня русского народа — храм Христа Спасителя в Москве. На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним - Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука. На стенах коридоров, на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве. Вывод: храм Христа Спасителя претерпел тяжелые потрясения и
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники 1. mirznanii.com Храм Христа Спасителя http://mirznanii.com/info/a171268_khram-khrista-spasitelya 2. http://www.spasi.ru/ http://www.km.ru/referats/B4B878BD58F74DF0B3DCACAFE3A039A4 Литература 1. Буторов А.В. «Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения». М.: Юный художник. 1992 г.-115 с. 2. Молевой Н. К. «Храм» 3. Стародубцева О.В. Русское церковное искусство X-XX веков. -М.: Лепта Книга. 2007.- 728 с. 4. Дорофеева Т.Г. Церковное искусство: учебное пособие. Пенза: ПРО-УВПРО «ПДС». 2014.-346с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.013 с.) |