Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История храма Христа Спасителя в г. Москва

Поиск

Введение

Актуальность обращения к исследованию церковной монументальной живописи Храма Христа Спасителя обусловлена тенденцией возрождения храмов. Восстановление самого Храма Христа Спасителя ознаменовало возрождение православной религии, культуры в государстве.

Цель работы – исследовать монументальную церковную живопись Храма Христа Спасителя в г. Москва.

Объект исследования: церковная монументальная живопись.

Предмет исследования: церковная монументальная живопись Храма Христа Спасителя.

Задачи:

· изучить историю Храма Христа Спасителя в г. Москва;

· рассмотреть характерные особенности живописи храма по проекту А. Л. Витберга;

· рассмотреть характерные особенности монументальной живописи храма по проекту К. А. Тона;

· рассмотреть характерные особенности монументальной живописи восстановленного храма по проекту К. А. Тона;

· проанализировать в чем заключаются отличия монументальной живописи храма во все периоды его существования;

Вспомогательным материалом для исследования являются учебные пособия по церковному искусству, в которых в частности рассматривается церковная монументальная живопись храмов России. Так же информационными источниками являются энциклопедические интернет-сайты, рассматривающие историю Храма Христа Спасителя.

Проект А. Л. Витберга

«Состоялся большой конкурс проектов, и в 1815 г. был объявлен победитель этого творческого соревнования. Лучшим оказался проект молодого живописца А. Л. Витберга (15 января 1787 - 1855). Он не был профессиональным архитектором, но специально для участия в конкурсе изучал архитектурное дело и создал интересный проект: архитектурный ансамбль.»[6(дорофеева), с.104]

В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами

«Вскоре после торжественной церемонии закладки храма Карл Витберг становится Александром - в сочельник 24 декабря 1817 года состоялось присоединение зодчего к Русской Православной Церкви при совершении таинства крещения.

Восемь лет было отпущено для строительства храма. Наряду с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. На это ушло почти три года. Одновременно архитектор занят разработкой экономической стороны проекта. В 1820 году представленный Витбергом "Экономический проект" сооружения храма был утвержден Императором. В 1821 году Комиссия по строению храма дает разрешение на начало земляных работ. В 1823 году началась заготовка камня (в деревне Григово Верейского уезда) и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовало Высочайшее повеление о соединении обеих рек для доставки камня к храму. Но вывезти большие партии камня так и не удалось: воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю. Одновременно он предложил членам Комиссии приостановить действия "впредь до высочайшего разрешения о должном направлении дел". Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер Император. Витберг лишился своего главного покровителя. А. Витберг был отдан под суд за "злоупотребления" в 1826 году. Сослан в город Вятку в 1835.»

Источники

1. mirznanii.com Храм Христа Спасителя

http://mirznanii.com/info/a171268_khram-khrista-spasitelya

2. http://www.spasi.ru/

http://www.km.ru/referats/B4B878BD58F74DF0B3DCACAFE3A039A4

Литература

1. Буторов А.В. «Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения». М.: Юный художник. 1992 г.-115 с.

2. Молевой Н. К. «Храм»

3. Стародубцева О.В. Русское церковное искусство X-XX веков. -М.: Лепта Книга. 2007.- 728 с.

4. Дорофеева Т.Г. Церковное искусство: учебное пособие. Пенза: ПРО-УВПРО «ПДС». 2014.-346с.

Введение

Актуальность обращения к исследованию церковной монументальной живописи Храма Христа Спасителя обусловлена тенденцией возрождения храмов. Восстановление самого Храма Христа Спасителя ознаменовало возрождение православной религии, культуры в государстве.

Цель работы – исследовать монументальную церковную живопись Храма Христа Спасителя в г. Москва.

Объект исследования: церковная монументальная живопись.

Предмет исследования: церковная монументальная живопись Храма Христа Спасителя.

Задачи:

· изучить историю Храма Христа Спасителя в г. Москва;

· рассмотреть характерные особенности живописи храма по проекту А. Л. Витберга;

· рассмотреть характерные особенности монументальной живописи храма по проекту К. А. Тона;

· рассмотреть характерные особенности монументальной живописи восстановленного храма по проекту К. А. Тона;

· проанализировать в чем заключаются отличия монументальной живописи храма во все периоды его существования;

Вспомогательным материалом для исследования являются учебные пособия по церковному искусству, в которых в частности рассматривается церковная монументальная живопись храмов России. Так же информационными источниками являются энциклопедические интернет-сайты, рассматривающие историю Храма Христа Спасителя.

Глава 1. История храма Христа Спасителя в г. Москва

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. И издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков».

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

Проект А. Л. Витберга

«Состоялся большой конкурс проектов, и в 1815 г. был объявлен победитель этого творческого соревнования. Лучшим оказался проект молодого живописца А. Л. Витберга (15 января 1787 - 1855). Он не был профессиональным архитектором, но специально для участия в конкурсе изучал архитектурное дело и создал интересный проект: архитектурный ансамбль.»[6(дорофеева), с.104]

В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами

«Вскоре после торжественной церемонии закладки храма Карл Витберг становится Александром - в сочельник 24 декабря 1817 года состоялось присоединение зодчего к Русской Православной Церкви при совершении таинства крещения.

Восемь лет было отпущено для строительства храма. Наряду с доработкой проекта Витбергу приходится заниматься поисками материалов для строительства и способами их доставки. На это ушло почти три года. Одновременно архитектор занят разработкой экономической стороны проекта. В 1820 году представленный Витбергом "Экономический проект" сооружения храма был утвержден Императором. В 1821 году Комиссия по строению храма дает разрешение на начало земляных работ. В 1823 году началась заготовка камня (в деревне Григово Верейского уезда) и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки. Первый опыт доставки камня оказался удачным, и в 1825 году последовало Высочайшее повеление о соединении обеих рек для доставки камня к храму. Но вывезти большие партии камня так и не удалось: воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю. Одновременно он предложил членам Комиссии приостановить действия "впредь до высочайшего разрешения о должном направлении дел". Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер Император. Витберг лишился своего главного покровителя. А. Витберг был отдан под суд за "злоупотребления" в 1826 году. Сослан в город Вятку в 1835.»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.03 с.)