ТОП 10:

Русская Православная Церковь до 1917 года



 

Церковь по внутреннему устройству делится (и делилась) на белое и черное духовенство. Все руководящие посты занимают епископы, архиепископы, архимандриты и митрополиты (до 1723 года и с 1918-го сам патриарх) - черное духовенство, то есть монахи. Кстати, этот статус духовенства был выражен в том комплексе прав, что и в сословиях!


Были сословие попов и сословие монахов (см. Закон о правах состояний).
В СССР религия объявлялась частным делом, и монах в своих гражданских правах был равен кочегару, инженеру и космонавту. А вот в царской России вместо предполагаемого преимущественного положения иерархов церкви (монахов по статусу и по сословию) дело обстояло с точностью до наоборот.
Открываем Свод законов Российской империи. Том «Уставы благочиния».

 

Устав о паспортах
Глава 4. Отделение 2

 

О паспортах монашествующих (т.е. простых монахов и монахов-иерархов от епископа до митрополита и патриарха). На руках паспортов у них вообще не было - не давали!


Ст. 65. Архимандриты и Настоятели без дозволения и паспор­тов от епархиальных своих Архиереев из монастырей далее двад­цати верст и то на короткое время отлучаться не должны.

Ст. 66. Монашествующие из монастырей их в города и села сво­ей епархии не иначе отлучаются, как для общественной нужды и с паспортом от Настоятеля.

Ст. 70. Монахини ни за монастырскими и ни за какими другими делами никуда отнюдь от монастырей своих отлучаться не должны (это уже, для баб, пожизненная система без обратного хода. - А.К.).

 

Отделение 3. Об отлучках в столицы

Ст. 71. При увольнении в столицы лиц как из белого духовен­ства (попы как сословие. - А.К.), так особенно из монашествую­щих наблюдается, чтобы таковые лица были непорочного и несом­нительного поведения и увольнялись только по самым настоятель­ным нуждам и на самые умеренные по роду надобности сроки.

Ст. 74. Получающие сии паспорта в то же время обязываются подписками в том, что они по объявлении своих паспортов в С.-Петербургской Духовной Консистории немедленно явятся к Си­нодальному Обер-Прокурору (у ссыльно-поселенцев прав было больше - А.К.).

 

Свод законов о состоянии людей в государстве

Раздел второй. О духовенстве

 

(Ещё раз запомните, что поп, митрополит и т.п. - это всего лишь сословие! -А.К.)
Гл. 2. О духовенстве монашествующем


Ст. 177. Желающие постричься в монашество должны иметь согласие на то своих родителей. Сверх того, должны быть представлены: служащими - увольнение их начальства, людьми податного состояния - увольнение от общества и свидетельство о со­гласии на то Казенной палаты и начальника Губернии.
Ст. 185. Поступающий в монашество отрекается от имущества своего единожды и навсегда... (И это, ребята, не какой-то слюнявый «духовный подвиг», как нам говорили, а просто закон великой богоносной Российской империи! -А.К.)


Ст. 183. Монашествующие не могут приобретать никакого недвижимого имущества... ни по договорам, ни по наследству (это до патриарха включительно. - А.К.).


Ст. 187. Монашествующим запрещается торг всякими товарами.
Ст. 188. ...Запрещается быть поруками в светских делах.
Ст. 189. ...Не могут принимать в сбережение ни денег, ни вещей.
И это касается всех - от послушника до митрополита!!!
Ну как? У негра в Родезии в тот период прав было больше. Ну а как же, спросит читатель, все эти панагии, наперстные кресты и шитые золотом рясы? А это - должностная униформа, спецовка, которая дается по должности, как и особняк, и карета с шестеркой цугом.


Белому, служилому духовенству было «послободней», однако и тут не без курьезов.

 

Устав о паспортах

 

Ст. 56. Лица духовного звания, желающие отлучиться от тех церквей, к коим они приписаны, должны подавать о том прошения своим начальствам по общей форме.
Ст. 57. Благочинные и присутствующие в Консисториях и Духовных Правлениях из белого священства, равно и занимающие особливые места и должности сверх настоящих священнических, яко считающиеся по духовному ведомству в числе Духовных Властей, никуда ни под каким предлогом без дозволения и паспортов от епархиальных своих Архиереев от должностей отлучаться не могут.


Ст. 58. Священно- и церковнослужители должны всегда находиться при церквах своих, а в приходы их отлучаться единственно только для исправления христианских треб, и потом немедленно возвращаться в домы свои, дабы в требах остановки не было; в другие же отстоящие более пятнадцати верст приходы они отлучаются не иначе, как с видом от своего Благочинного.


Ст. 61. В паспортах священно- и церковнослужителей прописывается имя отпускаемого, церковь, которой он служитель, время, на сколько, и место, куда он отпущен.

Я сам, когда читал эту паранойю, просто обалдевал, ну маразм нон-стоп!

Но оказалось, что я в своей эмоциональной оценке поторопил­ся, поскольку в Российской империи это была вынужденная мера. Традиционное в России разложение причта стало настолько демон­стративно-вопиющим, что государство просто спасало честь мун­дира. Ежемесячник «Православное обозрение» за 1871 год пока­зывал нравственный уровень духовенства XVIII века (про уровень оного благочестия в XIX веке будут писать в начале XX).

О падении нравов говорил в начале общий обзор. Так, в 1769 году только в Московской епархии бродяжничали 257 попов-заштат- ников и просто беглых. Эта орава попов околачивалась с утра до вечера у Варварских, Ильинских и Никольских ворот, называв­шихся тогда крестцами, «предлагая москвичам отслужить моле­бен или панихиду за малый бакшиш, который тут же и пропивали в ближайшем кабаке».

«Дьяконы и священники зайдут в фартуну (тип кабака. - А.К.), напьются до того, что себя забывают, пляшут, поют неприличные скверные, касающиеся к блудодейству песни и бранятся скверною матерною бранью. Священник Никольской церкви в Пупышах на улице, называемой в простонародье Балчуг, в кабаке возбил там крестьянскую жёнку Анну Яковлеву заморскою палкою и гнал её берегом Москвы-реки, бивши тою же палкою, и тою же палкою её изувечил и за то увечье заплатил ей деньги». «Один из московс­ких, викарий, священник церкви великомученика Никиты на Швивой горке, имея сообщничество с разбойниками, давал им при­ют в своём доме и принимал награбленные вещи, за что и лишился сана в 1768 году». «Диакон Мосальского уезда, села Шаретово, обвинён был в 1780 году уголовного палатою в соучастии с разбой­никами».

«14 декабря 1744 года контр-адмирал Борш доносил Синоду, что не может сладить с корабельными попами, которые "живут небла­гочинно, содержат себя не по правилам и, пьянствуя, чинят шало­сти. Один же из иеромонахов, Мелхиседек, чинил в пьянстве оби­ды и поношения самому контр-адмиралу. Иеромонах вообще об­винялся в безпрестанном пьянстве, неслужении царственных па­нихид и в драке с другими иероманахами". Синод постановил: од­ного из монахов выпороть, другого сослать в монастырь, других раскаявшихся оставил на кораблях».

«В 1732 году на архимандрита Данилово-Переяславского мона­стыря пришёл в Москву донос: "Живёт непостоянно и безвремен­но напивался пьян, в церкву божию не ходит, напившись пьян, монастырских служителей и крестьян безвинно бьёт и увечит без всякого милосердия, с крестьян берёт многие взятки, продаёт ло­шадей и скот, налагает на крестьян новые сборы занапрасно"» (До­кументы и дела архива Синода. Т. 23).


Обратите особое внимание на то, что ни один поп не подни­мает вопрос о восстановлении во всем объеме дореволюционных «прав» церкви. А пошто так-то? А поелику их не было вовсе, и говорить об этом они как раз и боятся!!!

 

* * *

 

По поводу богомолья, которое считается нынешними радетелями царской старинушки чем-то обычным, приведу самое нейтральное.


Ст. 96. Относительно выдачи паспортов купеческим женам, отправляющимся в Киев на богомолья (про мужиков или мещан и речи нет, они на богомолье могли идти только группой, с сопровождающим и с предписанием, нередко в кандалах. - А.К.), пред­писываются следующие особенные правила: 1. всем купеческим женам, отправляющимся для богомолья в Киев и другие места обще с детьми и прочими к тому же семейству принадлежащими членами, должно выдавать по одному общему плакатному паспорту, соответствующему гильдии, в которой состоит глава семейства, с платежом узаконенной пошлины...


3. При выдаче сих паспортов следует строго наблюдать, чтобы отнюдь не были включаемы в паспортах родственники или члены других семейств (ну Родезия периода партизанских войн, да и только! -А.К.).


Поэтому если читатель или театральный зритель воспринимает каких-нибудь «кликуш» из пьес Островского наподобие нынешних бомжих - «таки вам дулю с маком», эти кликуши и по улице бы не прошли без вороха справок о благонадёжности и «видов» с предписаниями. А после посещения очередной купчихи-благодетельницы оная кликуша, как правило, писала пару докладных записок - благочинному в консисторию и исправнику или, ежели дело было в городе губернском, куратору-жандарму. (Все богомольцы в обязаловку стучали в «КГБ», как и все приживалки у купчих, проститутки, сутенёры, дворники и актёры.)
«Свод законов о состояниях»: «Ст. 214. Лицам белого духовенства запрещается заниматься несвойственными им торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их для повинностей к торговому разряду». И при этом в ст. 211 белому духовенству «не запрещается приобретать и отчуждать земли и домы в селениях и городах».


Теперь об имущественных правах. Многие помнят распоряжение президента Российской Федерации № 1455 «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»:


Совету Министров - Правительству Российской Федерации осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий;


во взаимодействии с соответствующими комитетами и комиссиями Верховного Совета Российской Федерации, органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных округов, автономных областей и представителями конфессий подготовить в 2-месячный срок перечень культовых зданий и иного имущества, передаваемых религиозным организациям в первоочередном порядке;

определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий и иного имущества;
при передаче культовых зданий и иного имущества учитывать по возможности интересы культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан.

 

Президент Российской Федерации Б. Ельцин.
23 апреля 1993 г.
№ 281-рп.

 

Это распоряжение - образец юридической паранойи. Придираться (с последующим судебным подкреплением каждой придирки) можно чуть не к каждому слову. Например: «для использования» - это на какой срок? воще? навсегда? Если так, то это уже передача в собственность, а вот передать федеральную собственность может только законодательный орган. Но это распоряжение «съели» только потому, что, дескать, это имущество «до большевистского переворота» и так принадлежало церкви...
Смотрим «Основные Государственные Законы» (до большевиков). Вначале про Самого:


Ст. 4. Императору Всероссийскому принадлежит верховная Самодержавная власть...
Ст. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства...
Ст. 9. Государь Император утверждает законы... (Но даже ОН не имел права передавать кому-то государственную собственность. -А.К.)


Ст. 20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную его собственность составляющих (если, допустим, до коронации, будучи великим князем, он имел бы завод по производству керосинок или мастерскую по плетению лаптей, но не как великий князь, а как, к примеру, мещанин Елпидефор Сидорович Либерман, то это была бы его собственность! - А.К.), так и в отношении имуществ, именуемых Государственными, кои всегда принадлежали царствующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения...
То есть Ельцин переплюнул царя-батюшку?! Не хило...
Оспорить это распоряжение в Конституционном Суде РФ - раз плюнуть... (Хотя кому? По Москве уже несчитанное количество зданий и подворий РПЦ захапала внагляк, и ни у кого не хватает ума обратиться даже не к адвокату, а к учителю истории, а после возбудить дело о незаконном присвоении федеральной собственности.)
Кстати, в распоряжении сказано «в уставных целях», то есть собралась кодла и написала в уставе «расширение религиозной организации по всей Вселенной» - и хана, проснешься утром, а кругом Православ Лаг... Во кретин...


Есть еще чище: «во взаимодействии с комитетами Верховного Совета РФ», который он же и расстрелял танками...


Господи! Да где же наши горе-правоведы?!


Но главное заключается в том, что не ясно, кому отдали-то «царское» добро. Какой церкви? Ельцин явно не знал о расколе в церкви и правомочности сегодняшних претендентов!!

А ведь был ещё один также «забытый» раскол в церкви. В 1928 году вспыхнул конфликт между Сергием (советским «патриархом») и бывшим Ленинградским митрополитом Иосифом (Петровых), который привёл к возникновению такого движения, как «иосифлянство».

Митрополит Иосиф, один из самых реакционных церковных деятелей, а практически белогвардеец-монархист, долго терпел и постоянно ставил палки в колёса телеге Сергия. Сейчас трудно восстановить, как было дело в подробностях, но Сергий подписал пред­писание для Иосифа переместиться из города Ярославля, где тот временно находился, в Одессу. Иосиф демонстративно послал куда подальше этот накат, созвал совещание ярославских архиереев и обнародовал в феврале 1928 года послание к духовенству и миря­нам, в котором заявил о невозможности подчиняться распоряжениям Сергия, так как его распоряжения - это неканонические лжепослания узурпатора. Сергий, по словам Иосифа, «самовольно захватил власть в Церкви», а потому Иосиф объявляет о создании самостоятельной церковной области, которая отказывается подчиняться заместителю патриаршего местоблюстителя. Иосиф призвал всех следовать его путём и отсоединяться от Сергия Иосифа тут же поддержала та часть клира, которая была против конкордата с советским государством. Естественно, его сторону приняли все кулацко-белогвардейские круги, все контрреволюционные элементы города и деревни, все фанатики. То есть как раз те, кто и был противником советской власти, с которой и боролся Борька Ельцин!

 

Ельцин должен был передать церкви Иосифа то, что он передал просоветской церкви Сергия!!!


Беда была в том, что Сергий и его паства стали в массовом порядке «сдавать под сплав» иосифлян, от пьяницы-псаломщика и бывшего кулака до митрополита. Тех ребят было легко спровоцировать, а дальше - дело техники. Пошёл вал доносов на каждого, кто хоть что-то вякнул супротив «богоносной власти Советов» или как-то стал организовываться, а с позиции Иосифа трудно было отрицать Сергия, не отрицая совдеп. Поэтому если какой-то епис- коп-иосифлянец сел в тот период, это значит, что на него написал донос поп-сергианец. Читатель! Запомните этот период, так как:

Если кто-то из попов тогда порой
сел, за что не зная,
Это Сергий против них пошёл на бой
С верной сучей стаей...

 

К 1930 году иосифлянство приказало долго жить...


«Безбожник», 8 сентября 1940 года, № 28 (727). «Тяжба за доходы»: «Священнослужители В. Соколов, Д. Вознесенский и И. Руднев восстали против своего "первоиерарха" - митрополита обновленческой церкви Виталия Введенского. Спор разгорелся из- за доходов. Митрополит Виталий Введенский долго получал крупные суммы денег, которые были выужены попами у верующих за разные обряды. Священники Соколов, Вознесенский и Руднев поэтому захотели переложить на митрополита уплату части причи­тающегося с них налога государству. Митрополит отказался платить. Тогда эти три попа подали в московский городской суд заявление о взыскании с митрополита Введенского "незаконно" полученных с них денег - 103 тысячи рублей.


3 сентября на предварительном заседании городского суда Виталий Введенский признал, что в 1938 и 1939 годах он получил от истцов "в виде добровольного подаяния" 72 889 рублей. Но так как эти священники получают громадные доходы, например за один только 1938 год они получили 472 тысячи рублей, возвращать им 73 тысячи он не думает, тем более что сам получает будто бы "мизерный" оклад -1500 рублей в месяц. (Для сравнения в газете было помещено объявление о подписке. В числе прочего сказано, что «подписная цена за эти два месяца [8 номеров] - 1 р. 60 коп. В другой заметке сказано, что один поп в Загорске получил от прихожан 500 рублей на ремонт церкви. - А.К.)

Один из пострадавших, поп Соколов, заявил суду, что взносы в пользу "первоиерарха" были принудительными, и добавил: если бы взносы были добровольными, вряд ли он с нас их получил бы».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.012 с.)