Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кандидов Б. П. Голод 1921 Г. И церковь. M. -л, 1932.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Хау матч таньги? Какими же богатствами располагала православная церковь к началу 1922 года? «Прежде всего, надо всем знать, что Советская власть за четыре года гражданской войны, когда народу приходилось сражаться с предельным напряжением всех ресурсов, не трогала сокровища, которые без всякой пользы лежали в церквах. Вопрос об их изъятии встал лишь в годину невиданного народного бедствия. В 1922 году Главный политико-просветительный комитет республики издал в Москве восьмистраничную брошюрку Мих. Горева "Церковные богатства и голод в России". Когда держишь в руках эту маленькую книжицу, то ладони словно ощущают тяжесть перечисленных в ней огромных ценностей в золоте, серебре и драгоценных камнях». У меня дома есть одна, она просто валялась в куче тех, что отец покупал на толкучке. Но когда в мой «антижидовский» период в мою голову полезли крамольные мысли, я стал читать всё, что только можно, о том периоде. В системе борьбы с мировым сионистским заговором были упоминания о гол... чуть было не написал «о голоде», так как о голоде-то 1921 года как раз в тот период никто не говорил. Говорили о «большевистском ограблении православной церкви». Естественно, что это было (как утверждалось) немотивированное действие. Просто надо было заткнуть экономические дыры. Ну а церковь представляли как пасторальную лубочно-нестеровскую церквушку-часовенку, где благообразный инок-отшельник с деревянным крестом на груди причащает из деревянной чаши забредшего странника. Эта брошюра Горева, попавшая мне тогда на глаза, заставила сделать серьёзный вывод: какая-то в движенье нашем гниль... Историческое напоминание Колчак, который захватил золотой запас республики, в обеспечение поставок оружия передал США 2118 пудов золота, Англии - 2883 пудов, Франции - 1225, косоглазым - 2672. Ущерб от иностранной интервенции только на Дальнем Востоке составил свыше 300 млн золотых рублей. Только в 1920 году интервенты Антанты, действовавшие на юге, вывезли 13 млн пудов зерна, 830 тыс. пудов соли, 120 тыс. пудов льна, 120 тыс. пудов табака и т.д. Был уведён весь военно-торговый флот. Таньга ин Чёрч «В одной только утвари Исаакиевского Собора, пожертвованной в год постройки фабрикантами Никольсом, Плинке, Социковым и Верховцевым, - 215 предметов. Золота в них 2 ц[ентнеpa] 1 ф. 65 зол, серебра - 132 ц. 31 фунт 42 зол. Риза на иконе спасителя мерой в аршин и высоты и 3/4 аршина ширина чистого червонного золота. Надпись на золотом венце сделана из бриллиантов высокой цены. Таких образов у Исаакия десятки...» «В Софийском Соборе (Киев) только одна лампада из золота и платины, вся усыпанная бриллиантами и жемчугом, весит около 25 фунтов. На этой лампаде 241 бриллиант от г/4 до 1х/2 карата и 327 жемчужин...» На какую сумму в церковных богатствах золота и серебра - подводит итог автор брошюры - точно сказать нельзя. Размеры своих богатств священники и монахи тщательно скрывали. Но все же грубо подсчитано: «Если все церковные богатства перевести на серебро - это серебра будет около 525 ООО пудов*». Поезд, нагруженный этим богатством, протянулся бы на 7 верст. Напомню две строки из «Известий» за 23 марта 1922 года: «Каждый фунт серебра спасает сейчас обреченную на смерть семью из 5 человек». Троице-Сергиева лавра: «В одной из церквей над престолом имеется серебряная с золотой кованая сень. В ней 4 фунта золота и 6 пудов 300 фунтов серебра. Одно из паникадил лавры 5 пудов серебра. Украшенная золотом и драгоценными камнями серебряная рака к мощам Сергия весила 26 пудов, а серебряный балдахин к ней - 40 пудов... В Киево-Почаевской лавре в одной из церквей престол и жертвенник были обложены серебряными досками, весившими более 12 пудов. Одно из паникадил лавры весило 8 пудов серебра. Почти половина риз икон лавры были из чистого золота. Так, например, риза на Иконе Христа Спасителя имела 30 фунтов золота. Оклад на иконе князя Владимира - 24 и 1/2 фунта...» Я взял наугад отчет об изъятых денежных средствах. Это данные Новгородского церковно-ликвидационного подотдела.
Memory return
«Это с лучилось в Москве в последний февральский день 1922 года. В Троицком подворье, в покоях патриарха Тихона собрались особо близкие ему люди - архиепископ Коломенский Никандр, управляющий Московской епархией епископ Тверской Серафим, профессор богословия Успенский и еще несколько духовных и мирских лиц. Они собрались обсудить патриаршее воззвание, спешно написанное самим Тихоном. Воззвание это должно было явиться ответом русской православной церкви на постановление ВЦИК, напечатанное несколько дней назад на страницах "Известий". Постановление ВЦИК явилось одной из мер, предпринятых Советской властью по борьбе с последствиями стихийного бедствия.
Никандр приготовил даже типовой текст такой петиции. Священникам осталось лишь собрать под этими листками подписи верующих... Отцы благочинные порешили: во-первых, разослать воззвание патриарха и "проекты" протестов по всем церквам; во-вторых, созывать приходские собрания и оглашать на них патриаршее воззвание; в-третьих, собирать подписи под петициями с протестом. Многие московские священники по зову Тихона подняли на ноги все темные силы, которые уже давно собирались вокруг церквей. Это были дворяне и чиновники, лоботрясы из состоятельных семей в старых студенческих фуражках, лавочники, пьяницы, черносотенцы, истеричные старухи (тоже из "бывших") и тому подобная публика. В день изъятия ценностей из церкви Николы Явленного на Арбате эту публику подстрекали дворянка Брусилова и монах Телегин. До свержения самодержавия Телегин служил военным попом в 1-м Донском казачьем полку, принимал участие в казнях. После он вошел в близкие отношения с патриархом. - Я - монархист, - прямо заявил он на суде. - У входа в церковь Василия Кесарийского поклонники и сторонники патриарха камнями ранили комиссара и красноармейца. Затем толпа набросилась на какую-то женщину, вышедшую из храма, и зверски избила ее, приняв её за члена комиссии по изъятию ценностей». «Возле церкви Богоявления в Дорогомилове христолюбивые бандиты пустили в ход огнестрельное оружие. Пятнадцать красноармейцев избили, восемь тяжело ранили камнями. Вокруг этого храма орудовали мясник-торгаш Тихомиров и тот самый Роха- нов, о котором мы уже упоминали». «В Петрограде кровавые безчинства возле многих соборов и церквей спровоцировали митрополит Вениамин и его окружение - кронштадтский епископ Венедикт, архимандрит Сергий, священники Чуков, Зенкевич, Чельцов и другие. Но трагичнее всего обернулись события в захолустном городке Шуе, неподалеку от Иваново-Вознесенска. Здесь у патриарха Тихона нашлись самые ретивые сторонники. Не полагаясь на камни, они вооружились кольями. Пять человек были убиты и двадцать семь ранены, из них трое тяжело». «Весной 1922 года кровь заалела на белой патриаршей шапке с бриллиантовым крестиком. Кровь, пролитая из-за желания уберечь во что бы то ни стало вот такие же бриллианты вкупе с золотой и серебряной утварью православных церквей». Воззвание Тихона, сообщала статистика, вызвало 1414 кровавых эксцессов. 181 духовное лицо село на скамью подсудимых. «Прикрываясь именем Христа, - писалось в одной из брошюр того времени, - церковь натравила массы народа против самого народа. Церковь звала к преступлению. Иначе говоря, церковь выродилась в преступника». И от себя добавлю: оттолкнула от себя десятки миллионов и без того религиозно пассивных прихожан. «Московский трибунал вызвал в качестве экспертов епископа Антонина, священников Калиновского и Дедовского и профессора Духовной академии Кузнецова. - Носит ли послание Тихона строго религиозный характер? - таков был первый вопрос трибунала. Епископ Антонин и оба священника ответили на него отрицательно: - В послании нет речи об основах христианского вероучения. - Является ли изъятие священных предметов для целей милосердия святотатством или кощунством? - Нет, - твердо ответили все эксперты, приводя в подтверждение своих слов ссылки на постановления вселенских соборов и примеры из истории христианской церкви. - Основное назначение церковного имущества, ярко определившееся уже в момент исторического его зарождения, - пояснили они, - помощь бедным и нуждающимся. - Возможно ли изъятие из храмов священных сосудов для спасения голодающих, - продолжали спрашивать судьи, - при условии, чтобы религиозное чувство верующего не оскорблялось при этом? - Иерусалимский епископ Кирилл, - ответил Антонин, - сам продавал священные сосуды в том виде, в каком они были, и покупал пшеницу для голодающих... Священные сосуды сплошь и рядом отдаются в починку - золочение, серебрение - мастерам, и святость этих сосудов потом реставрируется освящением. - Нет никакого греха, - добавил священник Дедовский, - ни догматического, ни нравственного в прикосновении мирян к священным сосудам. Трибунал спросил экспертов: что думают они о ссылках патриаршего воззвания на канонические правила? Те канонические правила, ответили эксперты, на которые ссылался патриарх Тихон, карают за употребление священнослужителями священных сосудов для личных целей, например угощение гостей тортом, положенным на дискос, и пивом, налитым в чашу для причастия.
- Что выше с точки зрения христианского учения: забота о благолепии храма или помощь бедным? Жертвоприношение или дело милосердия?
Тихон раскаялся, и Советская власть прекратила возбужденное против него уголовное дело». Кстати, на процессе присутствовали иностранные журналисты, и тогда ни у кого язык не повернулся осудить изъятие ценностей для спасения населения... Осуждать будут десятилетия спустя. (Всё из вышеперечисленного автор выписал из статей и заметок того периода.) А ведь сдавали то, что нельзя было спрятать. Чтобы представить себе не объем изъятого, а возможный объем спрятанного, приведу характерный эпизод осени 1923 года. При ремонте в Ново-Афонском монастыре был обнаружен тайник, где в виде денег было найдено 5 пудов золота, 25 пудов серебра, мешочки с драгоценными камнями - бриллиантами, рубинами, сапфирами, бочки, до краев заполненные бумажными николаевскими деньгами. Вы, наверное, обратили внимание, что изымались ценности, не связанные непосредственно с культом. Во всем остальном храмовое хозяйство управлялось по соответствующим законам, циркулярам и инструкциям. Напомню для тех, кто плохо представляет себе богодухновенную храмовую практику, мистико-обрядовую суть церковной утвари. С помощью животворящего креста (хоть из заборных кольев) вы совершаете молебен водосвятия. Благодать (эману) Творца Йехоах Барух кадош, если она есть и есть на благодатном попе, которого благословил благодатный епископ, нисходит в воду, которой можно освятить дискос, дароносицу, купель и т.п., для которых можно использовать хоть банный таз и кабацкую тарелку, так как дело в благодати святых таинств. А потому весь этот якобы церковный антураж - как вделанный в рукоятку лопаты колумбийский изумруд. Главное-то - сам железный лемех лопаты, а выбросят этот изумруд или нет, суть лопаты не меняется. Но ежели всё дело в изумруде, то... а тогда мы уже будем говорить о так называемой церкви как о части культурки с театрами, борделями, стадионами... Но это уж другая тема. Церкви, церковное имущество и предметы культа передавались в безплатное пользование группам верующих согласно четко обозначенным процедурам оформления соответствующих договоров. Например, отрывок из циркуляра НКЮ (по-современному Минюста) (Революция и церковь, 1923, № 1): «10) Согласно ст. 13 Декрета об отделении церкви от государства, все здания культа объявлены народным достоянием или государственною собственностью и в качестве таковой отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в безплатное пользование. Так, Декретом СНК от 25 июля 1922 г. (С.Ц. 1922 г. № 46 ст. 581) обязательное страхование распространено только на имущества коммунальных хозяйств, то отсюда явствует, что здания культа как имущества государственные опять-таки не подходят под понятие обязательного страхования. 11) По составлении описи богослужебных предметов, предметы эти вне зависимости от материала, из которого они изготовлены, надлежит передавать группам граждан, уже заключившим соглашения с местным Совдепом о пользовании ими. При основании инструкции богослужебного имущества группам граждан совершенно недопустимо отобрание церковных облачений, мантий, платков с престолов, орлецов, других ковров и прочих богослужебных предметов и употребление их для революционных целей (пе- решивание на флаги и т.п.)». Кстати сказать, любые изымаемые ценности прихожане могли выкупить и оставить в храме. См. тот же циркуляр, п. 15. Этот документ, собственно говоря, только узаконил практику выкупа, применявшуюся на местах, о которой сообщали отделы Управления городских губисполкомов. Короче, поволжский голод и последовавшие за этим события в виде мародерской жадности попов сделали народ России атеистами (если и были верующие вообще). (Бабульки - не в счёт, это уж традиционные завсегдатаи церкви.)
Глава 16
Ну, во-первых, в § 1 Инструкции НКЮ от 24 августа 1918 года «Опорядке передачи храмов группам верующих» вразделе А, вп. 5 есть ряд неприятных подпунктов: «Принявшие имущество в пользование обязуются: 1. Хранить и беречь его как доверенное им народное достояние, 2. Производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как-то: по отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и проч... 4. Возместить при сдаче все убытки за время пользования им, отвечая за целость и сохранность вверенного им имущества солидарно (по круговой поруке)». Во-вторых, мало того, что, положим, в селе группе активных верующих надо было содержать храм (а молиться туда будут шляться все), так еще надо ведь и притч содержать (Циркуляр Наркомтруда от 29 июля 1920 года № 967, п. 12. Об оплате труда служителей культа). Согласно декрету «Об отделении церкви от государства», служители культа приглашаются, увольняются и содержатся за счет группы верующих. Группа верующих г. Мологи Ярославской губернии ходатайствовала об отпуске содержания служителю культа за счет государственных средств. V отдел разъяснил, что если группа верующих не имеет средств содержать служителей культа, то было бы совершенно несправедливо налагать бремя их содержания на весь трудовой народ... и т.д. А отсюда неизбежно вытекает то, что хотя «храмы передаются группам верующих в безсрочное и безплатно пользование», но (инструкция НКЮ. 1923 г. § 4. - Революция и церковь, 1923) «закрытию и использованию в других целях эти здания подлежат только в тех случаях: если не окажется граждан, желающих взять эти здания в пользование на условиях, изложенных в пп. 5-8 Инструкции Наркомюста (п. 22)». А использование в других целях церквей допускается, если «если большинство членов местной религиозной общины или прихода не возражает против использования здания (та же инструкция, п. 23)». Надеюсь, дальше объяснять не надо, ни в старину, ни прежде, ни сейчас и никогда ни один мужик на Руси (как и новые русские) содержать попов не будет, а бабки не смогут. Ни один храм не был тогда закрыт властью!!! Церковь в России нормальным людям была не нужна!!! Бабки и тупые, несчастные вдовы, малахольные и калеки — вот главный приходский контингент. Пару месяцев они еще кормили попа и причт с семьями, а после поп с причтом разбредались кто куда, и в церквухе открывался очередной клуб. А как же тогда существовала (и существует) та же РПЦ? Да все элементарно, Ватсон! Государство поило, кормило и содержало церковь и будет поить, кормить и содержать. Советское государство декрет-то «Об отделении церкви» издало, но саму жизнь с такой же скоростью не изменить, а потому власть почесала репу и поняла главное: народ России не меняется, а значит, ему требуется традиционный «опиум». Ведь государство в тот период ничего не могло предложить людям «на местах», кроме одноразовых социальных реформ. В бытовом плане ничего не поменялось, и оставался дикий сенсорный голод. Вы делали две версты от Москвы и попадали опять в XVIII век. Ну если не считать того, что на фуражке «участкового» теперь была звёздочка, а не «царский глаз», а вместо «Ведомостей» редкие грамотеи читали «Известия»... Если допустить угасание церковного прихода, у народа останутся только безпробудная пьянка и разгул до безпредела. Радио ещё не было, и массовая радиофикация была пока недоступной социальной мечтой... А ведь только радио и всеобщая грамотность (с единым газетным набором) позволили бы собрать в одно смысловое и понятийное поле общенациональное сознание. Советская власть влипла в тысячелетнее наследие «проклятого прошлого».
Говорит «Радио Свобода» («Сталин создал Русскую Православную Церковь»)
Январь 2004 года. Передача «С христианской точки зрения». В студии, как сказал ведущий: «Политолог, историк, священник Игнатий Ханжин». Я записал всю передачу и сейчас процитирую ряд высказываний оного.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.78 (0.02 с.) |