ТОП 10:

Правят с молодца казну да монастырскую.



Абсурдность этого наказания поражала иностранцев. Ведь если у человека нет денег вообще, то бей его или не бей, их не будет. Рациональнее обратить его в раба, чтобы иметь безплатную рабочую силу. Но тогда его нет смысла превращать в калеку или забивать насмерть.


Путем торговли и доходных промыслов церковь прибирала к рукам людей и землю. Например, в начале XVII века Макарьев-Калязинский монастырь имел в Кашинском уезде 14 тыс. десятин земли с 238 деревнями, крестьяне которых были собственностью монастыря. Троице-Сергиеву монастырю принадлежало около 210 тыс. десятин с мужиками, не считая огромных лесных угодий. Спасо-Ярославский монастырь по переписи 1678 года в одном только Ярославском уезде имел 3,5 тыс. крестьянских дворов, 23 села и 892 деревни. Волоколамский монастырь - 30 тыс. десятин пахотной земли.

Распределение монастырских пахотных земель по областям России на конец XVI

Века

 

Регион Монастыри Общее кол-во пахотной земли Из этого монастырской В %
Северо- Западный край Вотская пятина 43154,3 3476,2
Шелонская зд
Деревская
Бежецкая 4,3
Псковская область 51,9
Центр Московский уезд      
Коломенский      
Звенигородский 22,8
Ржевский      
Тверской      
  Обонежская пятина 21,5
Вологодский уезд      

 

Примечание: 1) Цифры взяты из работы Рожкова «Сельское хозяйство Московской Руси XVI в.».


2) В данном случае рассматривается пашня под зерновые культуры. Без цифр монастырской земли общей (сады, городы, кустарники, луга, леса и т.п.).
Вообще-то, о монастырях писалось много, просто всё умело «забыли». Забегите в Ленинку, не пожалеете.


Буркин Н. История монастырей в России. - Безбожник, № 17- 32,1928.


Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920.


Греков М.Д. Монастырское хозяйство 16-17 вв. Л., 1924.


Тарадин И.П. Задонский богородицкий монастырь и св. Тихон. Воронеж, 1927.


Троицкий К. Церковь и государство в России. М., 1923.


Покровский Н.М. Русская история с древнейших времён. Т. 1- 4.М., 1920.


Фёдоров-Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России. М., 1926.


Его же. Роль церкви в истории развития торгового капитализма в России. - Атеист, № 22-23,1927.


Его же. Ростовщическая деятельность русской церкви. - Атеист, № 24,1928.


Мельгунов С. Церковь и государство в России. Переходное время. М., 1909.


Лукин Н.М. Церковь и государство. М., 1922 (4-е изд).


Горчаков М.И. Монастырский приказ. М., 1868.


Его же. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871.


Кильчевский. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908.


Денисов. Православные монастыри в Российской империи. М., 1910.
Верховский П.В. Населённые недвижимые имения Синода, ар- хирейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. СПб., 1909.

Другие области отмечались иными видами общецерковной соб­ственности. Так, в степных районах - это поместья, в Среднем Поволжье (Казанский край) - земли архиепископского дома, в Поморской части Северного края - «черные» земли, в Северном крае, в северной и восточной частях центра и в Верхнем Поволжье - в об­ластях, покрытых дремучими лесами, церковно-монастырская собственность - лесные массивы.

Горсей приводит слова Ивана IV: «Монастыри, говорит Гроз­ный, захватили себе в собственность, как оказывается, третью часть городов, посадов и деревень нашего государства». Но сам же Ваня этому и способствовал, так как практиковал насильственное пострижение в монахи. А так как такое наказание применялось в отношении элиты общества, то богатейшие люди России обогаща­ли монастыри.

Кроме того, земля принималась в заклад, и тут были неисчерпаемые возможности для спекуляции. Как пишет Ключевский: «Они (церковники) завели или деятельно поддерживали на тогдашнем земельном рынке настоящую игру "в крестьян и землю", бла­годаря которой населенные имения переходили из рук в руки чуть не с быстротой ценных бумаг на нынешней бирже. Обилие денег дало монастырям возможность выступать соперниками боярства на земельном рынке, возвышением покупных цен успешно оспа­ривать самый насущный его интерес - землю с даровыми рабочими руками. Недаром дети боярские жаловались правительству, что "мимо монастырей вотчин никому ни у кого купить не мочно».

Memory return


«Игумены всяческими неправдами и лихоимством стараются скопить себе злато и серебро, морят крестьян своих тяжкими и непрестанными работами, отдают свои деньги в рост бедным и своим же крестьянам, и когда росты умножатся, истязуют этих бедняков до смертной муки, отнимают у них имущество, выгоняют их с семействами из их домов и даже из селений, а иногда и навеки их себе порабощают» (прот. Макарий. История Русской Церкви. СПб., 1910).
И даже когда с легкой руки Грозного на РПЦ начали «наезжать», ограничивая или запрещая (это позже) покупку боярских вотчин, церковь мгновенно освоила метод скрытой продажи и покупки земель под видом мены (и тогда законодательные «дыры» помогали проходимцам).


Вот пример: один князь (Василий Пронский?) «выменял» свою вотчину в Рузском уезде на 2 монастырских пустоши на следующих замечательных условиях: «Покамест теми 2-мя пустошами владеть тому же монастырю с братиею, а если состоится продажа пустошей, то вырученные деньги отдать в Спасов же монастырь» (Горье Ю. Замоскворецкий край в XVI в.).


Были и подарки с религиозного «бодуна», например, «данная» 1563 года князя Дмитрия Немова Иосифо-Волоколамскому монастырю на село Локныш с храмом во имя «Рождества пресчистыя Богородицы» и с 22 деревнями в Рузском уезде. Вместе с селами и деревнями монастырю дарились «в наследие вечных благ», «впрок, без выкупа и без отмены» все окрестные угодья «и с болоты, с луги с пашенными и непашенными» ну и, естественно, «житейские крестьяне».
М.Н. Покровский - общемировой лидер в разработке интереснейшей социально-психологической теории страха смерти. (На тот период. Позже его концепцию никогда не обсуждали, его задвинули в тень, и он тихо ушёл в интеллектуальное небытие.) С позиции этой доктрины великолепно объясняется тот факт, что только страх смерти заставлял власть имущих во всех странах мира поддерживать, охранять и создавать в глазах мужика оправданность, по-современному - легитимизацию, такой проститутской, паразитарной структуры, как церковь. Если держать в памяти этот ключевой мотивационный модуль, то очень многое можно понять в истории России, да, впрочем, и в настоящем.
Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Пг., 1923. 5-е изд. (в общей системе мировосприятия переход верующего к индивидуализму и социальному эгоизму).
Его же. Русская история в самом сжатом очерке. Ч. I—II. От древнейших времён до второй половины XIX столетия. М., 1922 (страх перед духами как форма страха смерти, т.е. особая форма чувства самосохранения).


Его же. Страх смерти и производственное значение религии. - Под знаменем марксизма, 1922, № 9-10.


Степенов И. Страх смерти против исторического материализма. - Под знаменем марксизма. 1922, № 11-12; 1923, № 2-3,


Покровский М.Н. История религии на холостом ходу. - Под знаменем марксизма, 1923, № 2-3.


Рожков Н. Учебник истории всеобщей и русской. Пг., 1921 (чувство страха смерти - основа религии).


Его же. Русская история в сравнительно-историческом освещении. Основы социальной динамики. Пг., 1919 (психологические предпосылки социологии духовной культуры).


Ну, наверное, все ясно. РПЦ, как рак, сжирала страну, а в основе этого лежала опять же административная благоглупость Ивана III и Василия III, первых «великих князей Московских и всея Руси». И так-то, с нечетким законодательным оформлением, РПЦ делала что хотела, а тут этот правовой тихий безпредел узаконили по полной программе. Как поет святой акын Тимур Шаов: «Перестроили бардак в бордель».


Если сгруппировать все льготы, то получим следующий список:


1) право призывать людей на свои земли;


2) освобождение духовенства, монашества и их крестьян от государственных податей и повинностей;


3) право взимать вместо правительства известные подати с крестьян, живущих на землях духовных учреждений;


4) освобождение землевладельцев духовного звания и их приказчиков от подсудности местным властям;


5) предоставление духовным учреждениям и лицам права суда и расправы над людьми, поселенными на их землях;

6) право монастырей иметь собственное «пятно» для покупки и продажи лошадей;

7) запрещение княжеским чиновникам въезжать в монастыри и их селения и брать насильственно кормы, подводы и подводников.

Как вы понимаете, это уникальное положение. Не забудьте, что это еще в небольшом государстве XVI-XVII веков. Какая, к леше­му, автономия? Но уж как было...

Всё это умело вымыли из памяти. Для примера просто напом­ню одно святое местечко - Соловки, ну если хотите - Соловецкий монастырь.За последнее время СМИ создали какую-то пастораль­ную картину Соловков до 1917 года - розовая благодать, хотят тихие иноки, монахи с удочками...

Соловки - это самая страшная общероссийская подземная и зем­ляная тюрьма, по сравнению с которой Бастилия - «Метрополь». Туда, кстати, ссылали диссидентов ещё в XX веке. Но это отдель­ная тема.

Соловки - это крупнейшее предприятие в отрасли. Свыше 1000 рабов постоянно работали на соляных промыслах. Смерт­ность жуткая, бывало, что «команда» за год обновлялась. Многие работали в цепях, под пыточным контролем садистов в рясах с дубинами в руках. Соловецкий монастырь продавал ежегодно до 130 тыс. пудов соли. Кирилло-Белозерский монастырь торговал ею «на Двине, и во Твери, и в Торжку, и на Угличе, и на Кимре, и в Дмитрове, и в Ростове, и на Кинешме, и на Вологде, и на Белоозере с пригородом, и по иным местам».

Данилова Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле в14-16 вв. М., 1955

.
Два неизвестных сочинения XVIII века о Синоде и монастырских доходах (публикацию подг. к печати О.Ф. Козлов, с пред. ред.). - Сов. архивы, № 3, 1971.


Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М., 1930.


Барсуков Н.Н. Соловецкое восстание. Петрозаводск, 1957.


Бубнов Н.Ю. Неизвестная челобитная дьякона Игнатия Соловецкого царю Фёдору Алексеевичу. - Рукописное наследие Древней Руси. Руси. Л., 1972.

 

Свияшский и Богородицкий монастыри продавали по 10- 20 тыс. пудов соли в год. В Свияшском, кроме прочего, был ко­рабль, который ходил за товаром в Астрахань. Вологодский мона­стырь - крупнейший в регионе торговец хлебом. Кирилло-Бело­зерский монастырь «держал» ярмарку. Троице-Сергиевский мо­настырь - крупнейший в регионе торговец зерном. Флетчер, при­ехавший в Москву в 1588 году, пишет, что русские монахи, «за­няв лучшие и приятнейшие места в государстве, получали одного только земельного дохода от 1000 до 2000 т.р. ежегодно» (рубль 1550 года равен 100 рублям конца XIX века). А все доходы Троиц- ко-Сергиевского монастыря достигали будто бы до 100 тыс. руб. ежегодно.

Memory return

Отрывки из закладных того периода.

Григорий Чернов занял у митрополичьего казначея Макария пять рублей денег, «а рост дати по расчету, как идет в людях, на пять шестой, а поляжет серебро по сроце, и на рост по тому же рас­чету, а в деньгах заложил свою деревню Оленево».

«Княжеский слуга Окул Жук занял у... Арсения рубль денег... а в деньгах заложил рыбные ловли...»

« Уласей Степанович заложил игумену Василию... в десять руб­лей да трех сороков белки свое село сроком на 5 лет».

Михаил Истомин «занял... десять рублей... заложил свою паш­ню на реке Вологде».

«Занял 4 рубля... заложил пашню». И такие «сделки» проходи­ли по всей стране. И конца этому «узаконенному» грабежу не было.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.01 с.)