Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юридическую ответственность можно определить как неблагоприятные последствия, наступившие для субъектов права при совершении ими определенных действий, которые выражены в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение Конституции, законов, декретов, указов, собственных решений и других правовых норм. Согласно ст. 64 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: п. 1. Органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений. п. 2. Вред, причиненный организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в виде утраты доверия, т.е. в форме конституционно-правовой ответственности, ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в результате нарушения норм действующего законодательства в форме гражданско-правовой ответственности, ответственность перед государством наступает в форме административной или уголовной ответственности. В зависимости от вида юридической ответственности можно выделить конституционную, уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность. К должностным лицам могут быть применены меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. В тоже время согласно ст. 60 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: п. 1. Решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах их компетенции, решения местного референдума, в отношении которых Советами, назначившими местные референдумы, принято решение о придании им обязательной силы, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными и распорядительными органами, а также всеми иными расположенными на соответствующей территории организациями и гражданами. За невыполнение этих решений организации, их должностные лица и иные граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. п. 2. Организации, расположенные на соответствующей территории, их должностные лица и иные граждане возмещают в полном объеме вред, причиненный их решениями, действиями (бездействием) интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов. п. 3. В случае невыполнения должностными лицами исполнительных и распорядительных органов решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства эти должностные лица в установленном порядке могут быть освобождены от занимаемой должности.
2. Ответственность перед населением.
Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение ими публичной власти. Можно выделить следующие основания привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к конституционной ответственности: 1. невыполнение предусмотренных законом депутатских обязанностей 2. нарушение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь 3. совершение действий, дискредитирующих депутата. Все эти действия и бездействия депутата согласно ст. 129 Избирательного кодекса подпадают под одно основание и понятие, которое именуется как «утрата доверия». Механизм реализации этого права граждан подробно урегулирован в ст.ст. 130-142 Избирательного кодекса. Статья 130. Право возбуждения вопроса об отзыве депутата Право возбуждения вопроса об отзыве депутата принадлежит избирателям избирательного округа (далее - округ), от которого избран депутат. Статья 131. Инициирование вопроса об отзыве депутата Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат. Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа. Инициировать созыв собрания имеет право группа избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее: 50 избирателей - по вопросу об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов; 40 избирателей - по вопросу об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов; 15 избирателей - по вопросу об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов. Инициаторы созыва собрания избирателей обращаются к председателю местного Совета депутатов, на территории которого планируется провести собрание избирателей, с письменным заявлением о созыве такого собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации - к ее администрации. Заявление о проведении собрания избирателей должно быть подписано всеми инициаторами проведения собрания с указанием мотивов, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства каждого инициатора проведения собрания избирателей. Вопрос о созыве собрания избирателей рассматривается соответственно председателем или президиумом местного Совета депутатов, администрацией организации, и в десятидневный срок принимается решение, о чем сообщается инициаторам созыва собрания. При принятии предложения инициаторов созыва собрания избирателей устанавливаются дата, время и место его проведения, о чем в течение трех дней сообщается избирателям. В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение суда является окончательным. Полномочия, возлагаемые в соответствии с настоящим Кодексом по отзыву депутата на председателя местного Совета депутатов, в случае возбуждения вопроса о его отзыве осуществляет его заместитель. Статья 132. Правомочность собрания избирателей при возбуждении вопроса об отзыве депутата и порядок его проведения Собрание избирателей по месту жительства при возбуждении вопроса об отзыве депутата правомочно, если в нем принимают участие проживающие на территории округа избиратели в количестве не менее: 150 избирателей - при возбуждении вопроса об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов; 75 избирателей - при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов; 20 избирателей - при возбуждении вопроса об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов. Собрания избирателей в трудовых коллективах по возбуждению вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов могут проводиться в коллективах, насчитывающих не менее: 150 работающих - при возбуждении вопроса об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов; 75 работающих - при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов; 20 работающих - при возбуждении вопроса об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов. Собрание правомочно, если в нем принимает участие более половины состава коллектива. Возбуждение вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов может быть осуществлено и на конференции трудового коллектива. Инициаторы созыва собрания не позднее 10 дней до проведения собрания избирателей обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого они намерены возбудить вопрос об отзыве, а также сообщить в местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, о дате, месте проведения собрания избирателей и мотивах, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата. Перед началом собрания избирателей проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. Каждый участник собрания собственноручно расписывается в списке избирателей, принимающих участие в собрании. На собрании избирателей избирается президиум в составе председателя, секретаря и членов и при необходимости - счетная комиссия, рассматриваются предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, о проведении сбора подписей избирателей округа в поддержку этого предложения и об образовании инициативной группы по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата и проведении агитации (далее - инициативная группа). Инициативная группа образуется в количестве не менее пяти человек. На собрании избирается руководитель инициативной группы. Решение собрания принимается большинством голосов. Количество проведенных в округе собраний избирателей, на которых может быть возбужден вопрос об отзыве депутата и образованы инициативные группы, не ограничивается, но они должны проводиться в течение тридцатидневного срока со дня регистрации первой инициативной группы. На собрании избирателей вправе присутствовать депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов, должностные лица, уполномоченные председателем местного Совета депутатов, на территории которого проводится собрание избирателей, или председателем местного Совета депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, а также представители средств массовой информации. О проведении собрания избирателей составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его проведения, число участников собрания, существо рассматриваемых вопросов, результаты голосования и принятые решения, состав образованной инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства каждого из ее членов и руководителя инициативной группы. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и с приложенными к нему списками участников собрания и состава инициативной группы не позднее чем в пятидневный срок представляется в: областную, Минскую городскую, районную, городскую, поселковую, сельскую территориальную избирательную комиссию - при возбуждении вопроса об отзыве депутата соответствующего местного Совета депутатов. Статья 133. Гарантии прав депутата при возбуждении вопроса о его отзыве Депутат, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, имеет право присутствовать на собрании избирателей или направлять для участия в нем уполномоченных им лиц. Полномочия этих лиц должны быть подтверждены письменно. Председатель собрания избирателей обязан предоставить депутату для выступления время, достаточное для изложения объяснений по обсуждаемому вопросу. Объяснения депутата должны быть отражены в протоколе собрания. По поручению депутата на собрании вправе вместо него выступить уполномоченное им лицо. По окончании обсуждения предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутат или уполномоченное им лицо имеют право на выступление до начала голосования. Депутат, в отношении которого предлагается возбудить вопрос об отзыве, не позднее семи дней до назначенной даты собрания избирателей может направить инициаторам проведения этого собрания, председателю местного Совета депутатов, на территории которого намечается провести собрание избирателей, в администрацию организации, принявшим решение о созыве собрания, письменное заявление с обоснованием уважительной причины, которая делает невозможным его участие в собрании избирателей в назначенный день, и предложить другой день проведения собрания в пределах последующих 15 дней после назначенной даты. Инициаторы созыва собрания, председатель местного Совета депутатов, администрация организации должны удовлетворить просьбу депутата и согласовать с ним другой день проведения собрания. Повторное перенесение даты собрания по просьбе депутата не допускается. В случае болезни депутата, что должно быть подтверждено соответствующим документом, собрание избирателей по письменному заявлению депутата переносится на другую дату, но не позднее 15 дней со дня его выздоровления. О своем выздоровлении депутат должен направить в трехдневный срок письменное уведомление инициаторам созыва собрания избирателей, председателю местного Совета депутатов, в администрацию организации. Собрание избирателей может быть проведено независимо от состояния здоровья депутата по истечении четырех месяцев со дня намеченной первой даты собрания. Отказ депутата участвовать в собрании избирателей, а также неявка его на собрание без уважительной причины при своевременном уведомлении не являются препятствием для рассмотрения предложения о возбуждении вопроса о его отзыве. Собрание избирателей может быть перенесено по просьбе его инициаторов на любую другую дату, если на это имеется письменное согласие депутата. Перенесение даты собрания избирателей по просьбе его инициаторов допускается лишь один раз. Дата собрания избирателей переносится с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, являются предметом рассмотрения в суде, председатель местного Совета депутатов, администрация организации приостанавливают рассмотрение вопроса о проведении собрания избирателей до вынесения судом решения (приговора). Лица, представившие заведомо ложную информацию, послужившую основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статья 134. Регистрация инициативной группы Инициативная группа, образованная на собрании избирателей при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов регистрируется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Для регистрации инициативной группы в соответствующую территориальную избирательную комиссию представляются протокол собрания избирателей, список участников собрания, список состава инициативной группы с указанием ее руководителя, копия письменного уведомления депутата о проведении собрания избирателей и документ, подтверждающий направление уведомления депутату. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в пятнадцатидневный срок после поступления необходимых документов регистрирует инициативную группу или может принять решение об отказе в ее регистрации, если при возбуждении вопроса об отзыве депутата не был соблюден порядок, установленный разделом VIII настоящего Кодекса. При решении вопроса о регистрации инициативной группы имеют право присутствовать ее представители, а также депутат, в отношении которого предлагается возбудить вопрос об отзыве, или уполномоченное им лицо. Отказ в регистрации инициативной группы по отзыву депутата может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе руководителем инициативной группы по отзыву депутата областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд. После регистрации инициативной группы ее представителю в трехдневный срок выдаются свидетельство о регистрации инициативной группы, удостоверения членов группы и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата (далее - подписные листы), а также сообщается о минимальном количестве подписей избирателей, необходимых в соответствии с требованиями части первой статьи 135 настоящего Кодекса для поддержки предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата. Формы свидетельства, удостоверения члена инициативной группы и подписных листов устанавливаются Центральной комиссией. О регистрации инициативной группы в двухдневный срок сообщается в соответствующей территориальной избирательной комиссией в местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата. Статья 135. Сбор подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа. Количество избирателей, необходимое для поддержки предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, определяется исходя из числа избирателей в округе на день выборов. Инициативная группа со дня получения свидетельства о ее регистрации имеет право осуществлять на всей территории округа сбор подписей избирателей на подписных листах. Подписи избирателей, собранные до регистрации инициативной группы, не учитываются. Расходы по сбору подписей избирателей несет инициативная группа. Подписные листы должны содержать формулировку предложения об отзыве депутата с указанием мотивов отзыва, фамилию, имя, отчество депутата, дату рождения, должность (занятие), место работы и место жительства, год избрания депутатом (Палаты представителей, соответствующего местного Совета депутатов), партийность, а также фамилию, имя, отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер свидетельства о регистрации инициативной группы. В подписном листе должен быть указан последний день сбора подписей. Срок сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата - 45 дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Если в округе образовано и зарегистрировано несколько инициативных групп, срок сбора подписей для каждой из них независимо от даты их регистрации ограничивается 45 днями со дня регистрации первой инициативной группы. В случае, если в течение 45 дней не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей избирателей прекращается. Статья 136. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Сбор подписей избирателей осуществляется только членами инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому возбужден вопрос об отзыве депутата. В подписном листе в отношении избирателя, поддерживающего предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи. Член инициативной группы при заверении подписного листа ставит подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию и инициалы. Избиратель вправе поставить свою подпись только на одном подписном листе и только за себя лично. Статья 137. Порядок и сроки представления подписных листов в местные Советы депутатов. Определение результатов сбора подписей избирателей Заполненные подписные листы в течение предусмотренного частью четвертой статьи 135 настоящего Кодекса срока для сбора подписей, но не позднее чем на следующий день со дня истечения этого срока представляются: председателю Минского городского Совета депутатов - при возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей, депутата Минского городского Совета депутатов; председателю соответствующего областного Совета депутатов - при возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей, депутата областного Совета депутатов; председателю районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов - при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов. Председатель соответствующего местного Совета депутатов организует проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, в которой могут участвовать депутаты и другие привлеченные председателем местного Совета депутатов лица. Проверка проводится не позднее чем в месячный срок после представления подписных листов. Признание достоверными подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном частями четырнадцатой и шестнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Недостоверными считаются также подписи избирателей, собранные до регистрации инициативной группы. Если в подписном листе содержатся подписи избирателей, не проживающих на территории избирательного округа, эти подписи не проверяются и не учитываются. Проверке и учету также не подлежат подписи избирателей, если в подписном листе отсутствует формулировка предложения об отзыве депутата и (или) сведения о депутате, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными. По окончании проверки подписных листов председателем соответствующего местного Совета депутатов, указанным в части первой настоящей статьи, принявшим от инициативной группы подписные листы, составляется протокол о результатах сбора подписей, в котором указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы, количество подписей, достоверность которых проверялась, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными. Протокол подписывается председателем местного Совета депутатов. Если сбор подписей проводился несколькими инициативными группами, протокол о результатах сбора подписей составляется отдельно по каждой инициативной группе, а затем составляется итоговый протокол, который подписывается председателем местного Совета депутатов. Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в: соответствующую территориальную избирательную комиссию - при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов. Статья 138. Принятие решения о назначении голосования об отзыве депутата Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления необходимых документов (протоколов, подписных листов) вправе провести выборочную или полную проверку соблюдения требований раздела VIII настоящего Кодекса при возбуждении вопроса об отзыве депутата. При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие мероприятия проведены в соответствии с требованиями раздела VIII настоящего Кодекса, соответствующая территориальная избирательная комиссия принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов. Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования. Если при возбуждении вопроса об отзыве депутата и сборе подписей избирателей имели место существенные нарушения требований раздела VIII настоящего Кодекса или не было собрано необходимого числа подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принимается решение об отказе в назначении голосования об отзыве депутата. Решение областной, Минской городской, районной, городской, поселковой, сельской территориальной избирательной комиссии об отказе в назначении голосования об отзыве депутата в трехдневный срок со дня принятия решения может быть обжаловано руководителем инициативной группы соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд. Решение соответствующей территориальной избирательной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов публикуется в местных печатных изданиях или иным способом доводится до сведения избирателей. Решение соответствующей территориальной избирательной комиссии о назначении голосования об отзыве депутата отменяется, если полномочия депутата досрочно прекращены по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь. Статья 139. Бюллетень для голосования об отзыве депутата Бюллетень для голосования об отзыве депутата должен содержать наименование и номер округа, от которого избран депутат, формулировку предложения об отзыве депутата с указанием мотивов отзыва, фамилию, имя, отчество депутата, дату рождения, должность (занятие), место работы и место жительства, год избрания депутатом соответствующего местного Совета депутатов, партийность и варианты ответа - "за отзыв" и "против отзыва", под которыми помещаются пустые квадраты. Текст бюллетеня утверждается соответствующей территориальной комиссией. Бюллетени для голосования об отзыве депутата печатаются на белорусском или русском языке. Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. Статья 140. Доверенные лица депутата Депутат при решении вопросов, связанных с его отзывом, после принятия решения о назначении голосования об отзыве может иметь доверенных лиц, представляющих его интересы во взаимоотношениях с избирателями, инициативными группами, государственными органами, комиссиями по проведению голосования об отзыве депутата. Регистрация доверенных лиц и их деятельность осуществляются применительно к порядку, предусмотренному настоящим Кодексом при проведении выборов депутатов. Статья 141. Порядок проведения голосования об отзыве депутата и подведения его итогов Голосование об отзыве депутата местного Совета депутатов является тайным и проводится в порядке, предусмотренном статьями 50, 51, 52 и 54 настоящего Кодекса. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании. Отзыв депутата считается отклоненным, если за отзыв проголосовало менее половины избирателей округа, принявших участие в голосовании, а также если в голосовании участвовало менее половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва депутата, депутат сохраняет свои полномочия. Решение территориальной комиссии по результатам голосования об отзыве депутата областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов в таком же порядке и в тот же срок может быть обжаловано соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд. Статья 142. Недопустимость повторного возбуждения вопроса об отзыве депутата в течение года Повторное возбуждение вопроса об отзыве депутата по тем же основаниям в течение года со дня проведения голосования об отзыве депутата не допускается. Следующее основание: в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства. Согласно ст. 32 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть упразднен по решению: местного собрания; Совета.
3. Ответственность органов и должностных лиц перед государством.
В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» очень расплывчато, в самом общем виде указывается на ответственность органов местного управления и самоуправления за свои действия или бездействия. Так, в ст. 64 Закона указывается, что «органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений. Вред, причиненный организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством». Хотя, исходя из практики законодательства зарубежных стран, можно выделить три вида ответственности органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, их должностных лиц: 1) ответственность перед населением; 2) ответственность перед государством; 2) ответственность перед физическими и юридическими лицами. Эти виды ответственности подробно регулируются законами зарубежных государств, в том числе России и Украины, о местном самоуправлении. Представляется целесообразным, с точки зрения тенденций унификации права Республики Беларусь с правом зарубежных государств, усиления гарантий деятельности органов местного самоуправления, защиты прав и свобод граждан и организаций, следует подробно регламентировать данные виды ответственности в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь, Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Рассмотрим проблемы, состояние, тенденции и перспективы совершенствования законодательства об ответственности местных Советов депутатов в Республике Беларусь перед государством.
Эти виды ответственности подробно регулируются законами зарубежных государств, в том числе России и Украины о местном самоуправлении. Поэтому нам представляется целесообразным, с точки зрения теории муниципального права, тенденций унификации права Республики Беларусь с правом зарубежных государств, усиления гарантий деятельности органов местного самоуправления, защиты прав и свобод граждан и организаций, подробно регламентировать механизм данных видов ответственности в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь (далее – ГПК и ХПК), Законе о местном управлении и другом законодательстве. Рассмотрим проблемы, состояние, тенденции и перспективы совершенствования законодательства об ответственности местных Советов депутатов в Республике Беларусь перед государством. Статьей 123 Конституции Республики Беларусь установлено, что «в случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом». Согласно ст. 24 Закона о местном управлении: 1. Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены (роспуск) Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь по следующим основаниям: 1. систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства; 2. если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов Совета по неуважительным причинам; 3. если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии Совета не образовал свои органы. Особенности субъекта ответственности, отношений, из которых она вытекает, санкций позволяет назвать эту ответственность конституционной. Для законодателя во всех случаях важным является не вред, причиненный государству, иному субъекту, а сам факт нарушения законодательства, в том числе и бездействием местного Совета депутатов. Цель института ответственности местных Советов депутатов перед государством состоит в контроле Совета Республики за законностью деятельности (бездеятельности), принимаемых нормативных правовых актов местными Советами депутатов. Что касается права и механизма (процедуры) роспуска местного Совета депутатов Советом Республики за правонарушения, то есть систематическое (более двух раз) или грубое нарушение Советом требований законодательства, то он частично установлен в абзаце 1 п. 6 ч. 1 ст. 98 Конституции Республики Беларусь и в абзаце 1 подпункта 1.4 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее - Декрет). Согласно Декрету возможно обращение Президиума Совета Республики в Конституционный Суд Республики Беларусь, который вправе дать оценку о наличии или отсутствии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд Республики Беларусь проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики в его предложении. Кроме того, часть механизма (процедуры) роспуска местного Совета депутатов установлена в ст. 34 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь» (далее – Закон о Национальном собрании). Субъектами обращения в Совет Республики согласно данному Закону могут быть: Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Президиум Совета Республики, а также не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Порядок рассмотрения вопроса о роспуске местного Совета депутатов определяется также регламентом Совета Республики.Согласно ст.272 главы 29 «Принятие Советом Республики решения о роспуске местного Совета депутатов» регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного постановлением от 19 декабря 2008 г. № 57-С/1, с изменениями и дополнениями от 22 июня 2012 г., предварительное рассмотрение вопроса Председатель Совета Республики поручает постоянной комиссии, которая готовит заключение по данному вопросу. В случае необходимости постоянная комиссия вносит на ра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.014 с.) |