Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступление актов органов местного управления и самоуправления в силу, их отмена и приостановление действия.

Поиск

 

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона Республики Беларусь
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» принятые нормативные правовые акты областных, Минского городского Совета депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции Республики Беларусь.

Экспертиза проводится в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов».

Областные, Минский городской Советы депутатов, облисполкомы, Минский горисполком представляют принятые нормативные правовые акты в Министерство юстиции на юридическую экспертизу в 10-дневный срок со дня их принятия.

Местные Советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы базового уровня представляют принятые нормативные правовые акты в главное управление юстиции соответствующего облисполкома на юридиче­скую экспертизу в 10-дневный срок со дня их принятия.

Согласно п. 8. Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов», юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится Министерством юстиции в течение 5 рабочих дней, управлением юстиции – 10 рабочих дней. Течение срока проведения юридической экспертизы начинается со дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в Министерство юстиции, управление юстиции.

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов, в которых содержатся важные и (или) срочные мероприятия, подлежащие немедленной реализации, производится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления их в Министерство юстиции, управление юстиции.

9. Срок проведения юридической экспертизы может быть продлен Министерством юстиции, управлением юстиции не более чем на 10 рабочих дней в случаях:

необходимости проведения многостороннего анализа нормативного правового акта, принятого на основании нормативного правового акта большей юридической силы, содержащего принципиально новые подходы к правовому регулированию в определенной сфере общественных отношений;

необходимости выработки единообразных подходов в отношении правового регулирования вопросов, содержащихся во взаимосвязанных нормативных правовых актах, одновременно находящихся на юридической экспертизе;

необходимости исследования архивных документов, имеющих значение для проведения юридической экспертизы;

необходимости истребования у нормотворческого органа дополнительных документов, имеющих значение для проведения юридической экспертизы;

если объем нормативных предписаний нормативного правового акта превышает 25 страниц.

При наличии по нормативному правовому акту замечаний, касающихся необходимости доработки нормативного правового акта в соответствии с требованиями нормотворческой техники, Министерство юстиции, управление юстиции может внести в нормотворческий орган предложение о внесении в рабочем порядке соответствующих изменений и (или) дополнений в реквизиты и текст нормативного правового акта в течение пяти рабочих дней. При получении согласия руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа на устранение имеющихся замечаний срок проведения юридической экспертизы продлевается на пять рабочих дней. Доработанный нормативный правовой акт в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и трех его (их) копий на бумажных носителях и его электронная копия представляются нормотворческим органом в Министерство юстиции, управление юстиции с приложением сопроводительного письма, подписанного руководителем (заместителем руководителя) нормотворческого органа.

Ввиду важности или срочности преду­смотренных правовыми актами мероприятий, экспертиза производится не позднее дня, следующего за днем получения их на экспертизу. В случае необходимости срок экспертизы может быть продлен, но не более чем на 10 дней. В отдельных случаях, определяемых Министерством юстиции, срок юридической экспертизы может быть продлен на срок проведения дополнительной экспертизы или рассмотрения запроса другим органом (организацией), но не более чем на один месяц.

Юридическая экспертиза нормативного правового акта завершается подготовкой Министерством юстиции, управлением юстиции заключения, содержащего обоснованный вывод о соответствии либо несоответствии нормативного правового акта действующему законодательству, и о допустимости включения этого акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Согласно п. 13 Инструкции юридическая экспертиза не проводится, а нормативные правовые акты возвращаются нормотворческому органу, их принявшему (издавшему) либо направившему, если:

из одного нормотворческого органа поступило несколько нормативных правовых актов, предусматривающих внесение не согласующихся между собой изменений и (или) дополнений в один и тот же нормативный правовой акт;

в ходе анализа нормативного правового акта установлено, что требуется внесение изменений и (или) дополнений в иные нормативные правовые акты того же нормотворческого органа по вопросам, затрагиваемым нормативным правовым актом, направленным на юридическую экспертизу;

принятый совместно нормативный правовой акт направлен на юридическую экспертизу не нормотворческим органом, указанным в числе принявших нормативный правовой акт государственных органов;

эти акты вносят изменения и (или) дополнения, признают утратившим силу правовой акт, в отношении которого ранее не проводилась юридическая экспертиза;

эти акты не согласованы в установленном порядке с заинтересованными государственными органами (организациями), когда такое согласование в соответствии с законодательством является обязательным, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций) либо затрагивающие компетенцию иных государственных органов (организаций);

эти акты согласованы после принятия (издания) нормативного правового акта, за исключением случаев, когда такое согласование осуществлялось после возврата нормативного правового акта по основанию, предусмотренному в абзаце шестом настоящего пункта;

эти акты приняты областными, Минским городским Советами депутатов, облисполкомами, Минским горисполкомом до 1 января 2000 г.;

эти акты приняты местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового уровня до 1 октября 2006 г.;

эти акты вносят изменения и дополнения (признают утратившими силу) в нормативные правовые акты, указанные в абзацах восьмом–одиннадцатом настоящего пункта;

не представлен один или несколько документов, указанных в пункте 6 и части первой пункта 7 Инструкции;

обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта не соответствует требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и иными актами законодательства;

в сопроводительное письмо не включены сведения, предусмотренные абзацем вторым части первой пункта 7 Инструкции;

эти акты не подлежат юридической экспертизе в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

эти акты направлены на юридическую экспертизу повторно после вынесения Министерством юстиции, управлением юстиции по ним заключения;

эти акты отзываются по инициативе направившего их на юридическую экспертизу нормотворческого органа.

Положительное заключение, принятое Министерством юстиции, управлениями юстиции по результатам юридической экспертизы нормативного правового акта, электронная копия данного нормативного правового акта в виде файла с текстом указанного акта, оригинал (оригиналы) и два экземпляра копий этого нормативного правового акта направляются Министерством юстиции, управлением юстиции соответственно не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ).

В связи с этим Г.А.Василевич правильно отмечает, что
«к сожалению, в законодательстве прямо не решен вопрос о том, что могут предпринять областные, Минский городской Советы депутатов, областные, Минский городской исполнительные комитеты, если они не согласны с заключением Министерства юстиции. На наш взгляд, указанные органы должны обладать правом обращения в Конституционный Суд с целью проверки (подтверждения) конституционности (законности) принятых решений нормативного характера. Аналогичным правом, кстати, должны обладать и иные органы, чьи акты проходят экспертизу в Министерстве юстиции».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» нормативные правовые акты направляются в Национальный центр правовой информации (НЦПИ) для их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в трехдневный срок со дня получения положительного заключения Министерства юстиции, управления юстиции.

Правовым актам, включенным в Национальный реестр, присваиваются регистрационные номера Национального реестра.

Согласно ч. 4 ст. 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Согласно п.п. 1.1 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»1.1. официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Направление правовых актов для обнародования (опубликования) в соответствии осуществляется государственными органами (должностными лицами) в течение трех дней после включения этих актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Неофициальными изданиями областных, Минского город­ского Советов депутатов, областных, Минского городского исполнительных комитетов являются также периодические печатные издания, определенные этими Советами и исполкомами. Так, например, решением Минского городского исполкома от 24 декабря 2002 г. № 1945 «Об органе официального опубликования нормативных правовых актов Минского городского исполнительного комитета» таким печатным органом определена газета «Минский курьер».

Правовые акты, направленные в газеты для официального опубликования, должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов, Советов базового уровня, областных, Минского городского исполкомов, исполкомов базового уровня вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования (ст. 62, 65 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

1.5. официальное опубликование нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня, решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, осуществляется путем воспроизведения текстов этих актов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством этими Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, и (или) по их решению путем воспроизведения текстов нормативных правовых актов в полном соответствии с подписанными подлинниками (в виде копии оригинала) на официальных сайтах этих государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов (далее – интернет-сайты).

Согласно ст. 122 Конституции Республики Беларусь мест­ные Советы, исполкомы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения местных Советов, не соответствующему законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов, исполкомов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

В соответствии с п. 6 ст. 59 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» физические и юридические лица вправе обратиться в суд, если считают, что решения Советов, исполнительных комитетов и местных администраций ограничивают или нарушают их права, свободы и законные интересы.

В суде могут быть обжалованы как коллегиальные, так и единолично принятые решения, в результате которых граждане и юридические лица незаконно лишены полностью или частично осуществить право либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В суде могут быть обжалованы только незаконные решения (действия), которые не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту государственных органов, а также бездействия.

Граждане, чьи права нарушены, вправе обратиться в суд, а индивидуальные предприниматели должны обращаться в хозяйственные суды.

Нормативные акты Советов и исполнительных комитетов подлежат публикации в местных периодических изданиях. Нормативные правовые акты областных и Минского город­ского Совета депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии. Решения Советов и исполкомов вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 69 Закона о нормативных правовых актах нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Согласно ст. 59 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»:

3. Решения Советов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими Советами, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также приостанавливаются Президентом Республики Беларусь. В случае приостановления решения Совета Президент Республики Беларусь вносит представление об отмене этого решения в Совет, вышестоящий по отношению к Совету, решение которого приостановлено, или в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Распоряжения председателей Советов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими или вышестоящими Советами, а также приостанавливаются Президентом Республики Беларусь. В случае приостановления распоряжения председателя Совета Президент Республики Беларусь вносит представление об отмене этого распоряжения в соответствующий Совет или Совет, вышестоящий по отношению к Совету, распоряжение председателя которого приостановлено.

4. Решения исполкомов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами, вышестоящими исполкомами, Президентом Республики Беларусь.

Решения местных администраций, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими исполкомами, Президентом Республики Беларусь.

Распоряжения председателей исполкомов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами, вышестоящими исполкомами, председателями вышестоящих исполкомов, Президентом Республики Беларусь.

Распоряжения глав местных администраций, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими исполкомами, председателями вышестоящих исполкомов, Президентом Республики Беларусь.

5. Решения органов территориального общественного самоуправления, не соответствующие законодательству, положениям (уставам) этих органов территориального общественного самоуправления, решениям местного собрания, отменяются местным собранием, соответствующим Советом.

 

Тема 9 Гарантии местного самоуправления (2 часа)

 

Вопросы темы:

1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.

2. Юридические гарантии местного самоуправления.

3. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

4. Судебная защита местного самоуправления.

Литература:

1. Местное самоуправление в Беларуси / В.Н. Кивель [и др.]; под науч. ред. И.П. Сидорчук. – Минск: Тонпик, 2007. – 416 с.

2. Вялента Л.I. Мунiцыпальнае права: Тэксты лекцый / Л.I. Вялента. – Гродна: ГрДУ, 2001. – 148 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.148 (0.009 с.)