Территориальное общественное самоуправление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное общественное самоуправление.



 

Одной из форм осуществления местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Данная форма нашла свое закрепление в статье 117 Конституции Республики Беларусь в виде собраний граждан и деятельности органов территориального общественного самоуправления, так и в нормах статьи 25 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”.

В соответствии с п. 1 статьи 25 указанного закона территориальное общественное самоуправление - деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.

Согласно ст. 26. Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь:

1. Основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения.

2. Основными задачами территориального общественного самоуправления являются:

2.1. содействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

2.2. оказание помощи исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;

2.3. изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

2.4. привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;

2.5. участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);

2.6. содействие в организации досуга граждан;

2.7. участие в организации работы с неблагополучными семьями;

2.8. содействие благотворительности;

2.9. содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества;

2.10. содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений;

2.11. содействие в осуществлении нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения;

2.12. содействие в решении иных вопросов местного значения.

Согласно ст. 27 Закона о местном управлении и самоуправлении:

1. Орган территориального общественного самоуправления может являться коллегиальным органом либо единоличным органом.

2. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может создаваться без образования юридического лица либо в виде юридического лица.

3. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией.

Порядок создания, деятельности и прекращения деятельности коллегиального органа территориального общественного самоуправления, созданного в виде юридического лица, определяется законодательством о юридическом лице соответствующей организационно-правовой формы с учетом положений статьи 26 настоящего Закона.

4. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления без образования юридического лица создается и действует в соответствии с настоящим Законом и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона.

5. Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина и др.) создается и действует в соответствии с настоящим Законом и положением, утверждаемым соответствующим Советом на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона. Учет единоличных органов территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

6. Орган территориального общественного самоуправления подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету.

Контроль за деятельностью органа территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет.

Согласно ст. 28 Закона о местном управлении и самоуправлении:

1. В отношении коллегиального органа территориального общественного самоуправления местное собрание:

1.1. принимает решение о создании и упразднении органа территориального общественного самоуправления;

1.2. утверждает положение об органе территориального общественного самоуправления и вносит в него изменения и (или) дополнения;

1.3. избирает членов органа территориального общественного самоуправления (с их согласия) из числа участников местного собрания и принимает решение о прекращении членства в органе территориального общественного самоуправления. Порядок избрания членов органа территориального общественного самоуправления на местном собрании определяется соответствующим Советом с учетом положений Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 года "О республиканских и местных собраниях";

1.4. определяет организационную структуру органа территориального общественного самоуправления;

1.5. рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции органа территориального общественного самоуправления, и вносит по ним предложения в этот орган территориального общественного самоуправления.

2. Решения местного собрания, принятые в рамках его полномочий, являются обязательными для органа территориального общественного самоуправления.

3. Решения местного собрания, а также иная информация о деятельности органа территориального общественного самоуправления, явившаяся предметом рассмотрения местного собрания, доводятся до участников местного собрания, членов органа территориального общественного самоуправления и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в десятидневный срок со дня проведения соответствующего местного собрания.

Согласно ст. 29 Закона о местном управлении и самоуправлении:

1. Членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут являться граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающие на части административно-территориальной единицы, на которой создается этот орган территориального общественного самоуправления.

2. Кандидаты в члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут выдвигаться гражданами, а также городскими (городов с районным делением, городов районного подчинения), поселковыми, сельскими Советами, исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

3. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием на местном собрании. Форма голосования определяется местным собранием.

Срок полномочий членов органа территориального общественного самоуправления не может превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы.

4. В состав коллегиального органа территориального общественного самоуправления входят председатель, заместитель председателя и другие члены органа территориального общественного самоуправления.

5. Управление коллегиальным органом территориального общественного самоуправления осуществляет председатель органа территориального общественного самоуправления, а в его отсутствие - заместитель председателя органа территориального общественного самоуправления, избираемые и освобождаемые от обязанностей на заседании коллегиального органа территориального общественного самоуправления из числа его членов по согласованию с соответствующим Советом.

6. Председатель коллегиального органа территориального общественного самоуправления подотчетен по всем вопросам своей деятельности этому органу территориального общественного самоуправления, местному собранию и соответствующему Совету.

7. Председатель коллегиального органа территориального общественного самоуправления осуществляет руководство деятельностью органа территориального общественного самоуправления, обеспечивает выполнение органом территориального общественного самоуправления решений местного собрания, несет ответственность за деятельность этого органа территориального общественного самоуправления.

8. Полномочия председателя, заместителя председателя коллегиального органа территориального общественного самоуправления прекращаются:

8.1. по решению этого органа территориального общественного самоуправления, принятому в том числе по предложению соответствующего Совета, членов этого органа территориального общественного самоуправления, местного собрания или граждан, постоянно проживающих на части административно-территориальной единицы, на которой создан данный орган территориального общественного самоуправления, - в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;

8.2. по собственному желанию - на основании письменного заявления;

8.3. в случае прекращения членства в этом органе территориального общественного самоуправления.

9. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления имеют право:

9.1. в порядке, установленном законодательством и положением об этом органе территориального общественного самоуправления, участвовать в управлении делами органа территориального общественного самоуправления;

9.2. получать информацию о деятельности органа территориального общественного самоуправления.

10. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления обязаны выполнять требования положения об этом органе территориального общественного самоуправления и решения местного собрания.

11. Членство в коллегиальном органе территориального общественного самоуправления прекращается:

11.1. по решению местного собрания, если член органа территориального общественного самоуправления систематически без уважительных причин не исполняет возложенные на него обязанности;

11.2. по собственному желанию - на основании письменного заявления;

11.3. в случае истечения срока полномочий члена органа территориального общественного самоуправления;

11.4. в случае выезда члена органа территориального общественного самоуправления на место жительства за пределы части административно-территориальной единицы, на которой создан орган территориального общественного самоуправления;

11.5. в случае признания члена органа территориального общественного самоуправления недееспособным в установленном порядке;

11.6. в случае смерти члена органа территориального общественного самоуправления, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Согласно ст. 30 Закона о местном управлении и самоуправлении:

1. Для регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления в течение месяца после его учреждения в соответствующий исполнительный и распорядительный орган подаются:

1.1. заявление, оформленное в порядке, установленном Советом областного уровня;

1.2. положение о коллегиальном органе территориального общественного самоуправления;

1.3. протокол местного собрания, содержащий сведения об учреждении органа территориального общественного самоуправления, утверждении положения о нем и избрании его членов;

1.4. список участников местного собрания с указанием фамилии, собственного имени, отчества, года рождения, гражданства, места жительства;

1.5. список членов органа территориального общественного самоуправления с указанием фамилии, собственного имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства и номера домашнего (мобильного) телефона, места работы (учебы) и номера рабочего телефона, должности в органе территориального общественного самоуправления.

2. Регистрация коллегиального органа территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение десяти дней после представления документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок после регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления сообщает об этом председателю органа территориального общественного самоуправления в письменной форме и выдает ему свидетельство о регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления.

3. Основаниями для отказа в регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления являются:

3.1. противоречие положения об органе территориального общественного самоуправления законодательству, примерному положению о коллегиальном органе территориального общественного самоуправления, утвержденному Советом областного уровня;

3.2. несоответствие цели и задач деятельности органа территориального общественного самоуправления, указанных в положении о нем, цели и задачам территориального общественного самоуправления, определенным статьей 26 настоящего Закона;

3.3. несоблюдение норм представительства, а также несоблюдение установленного порядка выдвижения гражданами уполномоченных для участия в местном собрании, установленного порядка участия граждан в таком собрании, избрания членов органа территориального общественного самоуправления на местном собрании.

4. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления считается созданным со дня его регистрации.

Согласно ст. 31 Закона о местном управлении и самоуправлении:

1. Заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

2. Заседание коллегиального органа территориального общественного самоуправления правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей его членов.

Граждане имеют право свободного доступа на заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления, участия в его работе с правом совещательного голоса.

3. Решение коллегиального органа территориального общественного самоуправления принимается открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании его членов.

4. Решения органа территориального общественного самоуправления распространяются только на граждан, постоянно проживающих на части административно-территориальной единицы, на которой создан орган территориального общественного самоуправления, и исполняются гражданами на добровольной основе.

Согласно ст. 32 Закона о местном управлении и самоуправлении:

Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть упразднен по решению:

местного собрания;

Совета в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства.

ОТОСы призваны развивать инициативу граждан на местах, расширять их возможности влияния на социально-экономическое развитие части территории административно-территориальной единицы.

Организация и деятельность органов территориального общественного самоуправления осуществляется на следующих принципах:

добровольное волеизъявление граждан на создание ОТОСа;

выборность ОТОСа гражданами;

добровольное принятие гражданами на себя обязанностей по решению части местных дел;

право на осуществление хозяйственной деятельности;

самостоятельность в осуществлении инициатив по вопросам развития соответствующей территории;

сочетание общегосударственных и местных интересов;

законность;

ответственность за исполнение принятых полномочий;

подотчетность ОТОСа в своей деятельности собранию граждан, учредившему его, и соответствующему Совету.

Конституция Республики Беларусь в статье 117 рассматривает органы территориального общественного самоуправления как одну из самостоятельных и обособленных форм местного самоуправления, перечисляя ее наряду с местными Советами депутатов. Еще в Указе Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 “О проведении реформы органов местного управления и самоуправления” правительству поручалось подготовить и представить Президенту Республики Беларусь предложения о реализации конституционных принципов в организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории административно – территориальных единиц. Однако до настоящего времени поручение Президента Республики Беларусь не выполнено.

Полагаем, что институт органов территориального общественного самоуправления нуждается в более широкой правовой регламентации в виде отдельного закона.

В настоящее время в Республике Беларусь получает развитие институт старосты или старейшины. Старосты и старейшины, как правило, избираются в сельских населенных пунктах.

Староста выполняет следующие основные функции:

созывает собрания жителей деревни, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;

оказывает помощь поселковым, сельским Советам, исполнительным комитетам, органам территориального общественного самоуправления, общественным организациям в проведении культурно-массовых и хозяйственных мероприятий;

организует участие населения в работе по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния населенных пункта, парков, скверов, кладбищ, братских могил, памятников истории и культуры, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, мостов, улиц;

содействует проведению субботников и воскресников;

участвует в организации соревнования между жителями деревень за образцовый общественный порядок и культура быта, проведение праздников улиц, деревень;

принимает меры по рациональному и эффективному использованию земель сельских населенных пунктов;

содействует развитию личных подсобных хозяйств граждан, совместно с исполнительными комитетами, правлениями колхозов и дирекциями совхозов проводит постоянную организаторскую работу по продаже населению молодняка скота и птицы, обеспечению кормами, закупку излишков сельхозпродукции;

ведет работу по наведению общественного порядка, по соблюдению законности, организует борьбу с пьянством и алкоголизмом, обеспечивает противопожарную безопасность;

оказывает помощь в работе медицинских и культурно-просветительных учреждений, объектов коммунально-бытового назначения, магазинов, предприятий общественного питания;

заботиться об улучшении материальных и бытовых условий инвалидов, семей погибших, участников войны, одиноких престарелых граждан;

рассматривает обращения граждан, принимает конкретные меры по их выполнению;

содействует претворению в жизнь законов, иных актов вышестоящих органов государственной власти и управления, решений местных Советов депутатов, исполнительных комитетов, осуществляет контроль за их исполнением;

выполняет отдельные поручения местного Совета, исполнительного комитета.

Для реализации своих функций староста имеет право:

вносить на рассмотрение поселковых и сельских Советов, исполнительных комитетов, правлений колхозов и дирекции совхозов, предприятий, учреждений, организаций предложения по вопроса, затрагивающим интересы населения соответствующей территории, а также присутствовать при их рассмотрении, предлагать проекты решений;

осуществлять контроль за соблюдением правил застройки, содержанием жилых домов и придомовых территорий, правилами пожарной безопасности и санитарных норм, за рациональным использованием земли, охраной природы, памятников истории и культуры и по другим вопросам, относящимся к их комплектации, вносить в соответствующие органы предложения об устранении выявленных недостатков;

заслушивать объяснения и принимать меры воздействия к лицам, допустившим нарушения общественного порядка, других правил и норм, путем обсуждения их действий на собраниях граждан, а в необходимых случаях направлять материалы на рассмотрение органов государственной власти и управления для принятия соответствующих мер;

обращаться за содействием к руководителям трудовых коллективов и их подразделений для проведения мероприятий, связанных с благоустройством населенных пунктов, их озеленением, организацией досуга населения, оказанием помощи гражданам, а при отказе — ставить вопрос перед исполнительным комитетом о привлечении их к ответственности.

Решения старосты (письменные и устные), предписания и указания, принятые им в пределах полномочий, установленных положением, и не противоречащие действующему законодательству, обязательны для исполнения всеми организациями, расположенными на соответствующей территории, должностными лицами и гражданами. В случае их невыполнения староста вправе обратиться в поселковый, сельский Совет, исполнительный комитет или иные органы с предложением о привлечении к ответственности виновных лиц.

Исполнительные комитеты, местные Советы и должностные лица обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть предложения или ходатайства старосты и дать ответ заявителю.

В законодательстве Республики Беларусь, в том числе и в положениях о старостах сельских населенных пунктов отсутствуют четкие нормы, предусматривающие основания для досрочного прекращения полномочий старосты. Как правило, в положениях содержится единственное основание — недобросовестное исполнение старостой своих обязанностей. Представляется, что таких оснований должно быть значительно больше. Перечень их может соответствовать перечню оснований, установленных Законом Республики Беларусь “О статусе депутата местных Советов депутатов Республики Беларусь” для досрочного прекращения депутатских полномочий.

По законодательству Республики Беларусь староста подотчетен в своей деятельности собранию граждан, его избравшему, и соответствующему Совету. Они же вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий старосты.

За достигнутые результаты в работе староста может получать вознаграждение. В перспективе полагаем возможным рекомендовать местным Советам депутатов изыскивать средства в местном бюджете для оплаты работы старосты на постоянной оплачиваемой работе.

Институт старосты является связующим звеном между населением поселка (деревни) и органами местного управления и самоуправления, способствует развитию инициативы населения и широкому привлечению граждан к решению вопросов местной жизни.

 

Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Публичные слушания. Собрание и конференция граждан. Опрос граждан. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

 

Согласно ст. 37 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь местное самоуправление может осуществляться населением и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Одной из такой форм могут быть публичные слушания. Так, например, согласно ст. 28 федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 декабря 2003 г. № 131-ФЗ:

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Представляется, что подобные публичные слушания могут проводиться и в Республике Беларусь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.051 с.)