Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития самоуправления на территории Беларуси.

Поиск

 

В начальный период становления Киевской Руси как раннефеодального государства, она состояла из ряда княжеств и представляла собой «союз союзов племен». Государственность Киевской Руси зарождалась не сверху вниз, а посредством объединения общин. Первичной ячейкой самоуправления у славян являлась община. В основе самоуправления общин находился производственный и территориальный факторы, которые и определяли административно-территориальное устройство княжества, земли, города, волости. Административно-территориальными единицами, в которые объединялись общины, можно считать погосты, города, пригороды, улицы, волости, сельские селения и другие части территории русской земли. В каждой из них действовало свое вече (сход), было свое начальство в виде посадников, старост, сотских, десятских. В период существования Киевской Руси четко разграничить между собой местное управление и местное самоуправление весьма сложно, так как должностные лица общин или назначались князем либо избирались вечем; они осуществляли местное управление в качестве представителей центральных властей и одновременно решали вопросы местного значения в качестве представительных органов местного самоуправления. Задачи и функции органов центрального управления и местного управления и самоуправления четко не были разграничены.

Местное управление и самоуправление объединенных в силу экономических и политических интересов восточнославянских общин было вертикальным, иерархическим, региональным. Решения вышестоящего веча, вышестоящих должностных лиц было обязательным для нижестоящих общин и их управленческих структур.

Органами местного самоуправления являлись веча, на которые собирались свободные общинники, владеющие имуществом и принадлежащие к определенной территориальной общине и несущие различного рода повинности в пользу общины, местных и центральных властей. Местными исполнительными и распорядительными органами были посадники, старосты, тысяцкие, сотники и другие должностные лица, назначаемые князем или избираемые вечем (сходом).

Взаимоотношения местной власти с центральной властью основывались на участии представителей нижестоящих, более мелких общин, в вече более крупных общин, в выполнении их решений.

С принятием в 988 г. христианства церковь выполняла за государство, местные органы управления и самоуправления ряд обязанностей. С ее деятельностью связывается развитие грамотности, ремесел, искусства, привлечение на Русь византийских купцов и заключение международных внешнеторговых договоров. Церковь являлась негосударственной структурой и с позиций сегодняшнего дня ее структуры – монастыри, религиозные объединения и общины являлись органами территориального общественного самоуправления. Церковь также имела внутреннее самоуправление.

Данный Киевский период развития местного управления и самоуправления (IX-XII вв.) можно именовать как период зарождения местного управления и существования общинного самоуправления, тесно связанного с ним.

Сiльчанка, М.У. Асноўныя этапы беларускай дзяржаўнасцi. Навучальны дапаможнiк па курсу «Гiсторыя дзяржавы i права Рэспублiкi Беларусь» для студэнтаў спецыяльнасцi Г 0901 – «Правазнауства» / М.У. Сiльчанка, I.А. Басюк. – Гродна, 1996. – 140 с.

“Што уяуляла сабой тэрыторыя Беларусi у пачатку XII ст.?” На гэтай тэрыторыi былi размещаны дваццаць удзельных княствау, якiя вельмi часта варагавалi». С. 27.

«Прававое становiшча мяшчан вызначылi Статуты 1529, 1566, 1588 гадоу, пастановы соймау, граматы гарадам на магдэбургскае права. Гэтыя акты дазвалялi мяшчанам арганiзоуваць магiстраты – адмiнiстрацыйныя I судовыя органы улады i самакiравання у гарадах, арганiзоуваць рамёсныя цэхi, рэгламентаваць гандлёвую дзейнасць, збор падаткау» С. 36.

Традиции, отдельные элементы местного самоуправления на территории современной Беларусь берут свое начало еще со времен Киевской Руси (вече). Этот период (IX в. и до середины XIV в.) можно назвать периодом зарождения, становления местного самоуправления.

С XIV века по XVIII в городах и местечках Беларуси развивается магдебургское право посредством выдачи привилеев городам. Отдельные формы самоуправления (вече) закрепляются в статутах ВКЛ 1529 г., 1566 г., 1588 г. Этот период развития местного самоуправления на территории Беларуси можно назвать периодом распространения магдебургского права на территории Беларуси.

В законодательстве и в юридической литературе в связи с развитием и распространением идей конституционализма появился термин «местное самоуправление». Впервые он нашел закрепление в Конституции Бельгии 1831 г., признавшей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью – власть муниципальную. Жители общин получили право решать самостоятельно и под свою ответственность часть вопросов местного значения. Ряд теоретиков-юристов – представителей французской и бельгийcкой правовых школ: Аренс, Турэ, Токвиль, Гербер и другие считали, что право общины на заведывание своими делами является естественным и неотчуждаемым правом, так как община возникла раньше государства. Государство не создает общину, а лишь признает ее. Они были представителями так называемой «теории свободной общины».

Строго говоря, сам термин «местное самоуправление» появился в русском законодательстве в связи «с реформаторской деятельностью Александра II и прежде всего с крестьянской реформой (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г.), земской (Положение о земских губернских и уездных учреждениях от 1 января 1864 г.) и городской (Городовое Положение 1870 г.) реформами» [2, с. 24]. Сущность местного самоуправления в этот период Р. Моль, А.В. Васильчиков, В.И. Лешков видели не только в самостоятельности самоуправляющейся общины, но и в преимущественно хозяйственном характере земской деятельности. Они были одними из представителей так называемой «хозяйственной теории самоуправления».

С включением территории Беларуси в 1795 г. в состав Российской империи на ее территорию распространяется законодательство России. Так, в 1890 г. было пересмотрено Положение о земских учреждениях, а в 1892 г. – Городовое Положение, а 14 марта 1911 г. Положение о земских учреждениях было распространено на Витебскую, Минскую и Могилевскую губернии. Этот период в развитии местного самоуправления можно назвать периодом распространения «земщины» на территории Беларуси.

В этот период получила известность государственная теория самоуправления. Русский ученый-государствовед Б.Э. Нольде следующим образом определял земское самоуправление: «… самоуправление в его территориальной форме есть управление местностью через местных людей, какова бы ни была необходимая связь этих местных людей с местностью» [3, с. 46]. Он понимал сущность местного самоуправления как относительно самостоятельное децентрализованное государственное управление через независимых в какой-то мере избираемых или назначаемых местных лиц и учреждений [3, с. 260-270]. Вместе с ним государственной теории местного самоуправления придерживались в России В.П. Безобразов, О.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский, Н.М. Коркунов и др. Они придерживались мнения о том, что источником местного самоуправления является государственная власть, оно осуществляется на основании закона, предметы ведения самоуправления определяются государством.

В советский период времени с 1917 г. по 1990 г. местная власть на территории Беларуси существовала в форме местных Советов. В этот период в законодательстве термина «местное самоуправление» не существовало.

В «Энциклопедии государства и права», изданной в Москве под редакцией П. Стучки в 1925-27 г.г. приводится следующее определение местного самоуправления: «…местное самоуправление может быть определено, как местная форма дележа государственной власти между различными классами буржуазного государства» [4, с. 792]. Это критическое определение местного самоуправления основано на теории классовой борьбы, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом и адаптированной применительно к русской действительности трудами В. Ленина и И. Сталина, не выдержало проверку временем, практикой и научной критикой.

В государственно-правовой науке обозначились три точки зрения о природе местных Советов. Первые отрицали самоуправленческую природу Советов. Среди них: А.И. Лукьянов, Б.Н. Габричидзе. Вторые, среди них С.М. Годунова, обосновывали общественную природу местных Советов. Третьи, В.А. Пертцик, Л.А. Григорян, Ю.И. Скуратов, В.А. Кряжков придерживались двойственной юридической природы органов местной власти. По их мнению, местные Советы сочетали в себе государственную и самоуправленческую природу [5, с. 102-103]. Тем не менее, на практике и в теории господствовала государственная теория правовой природы местных Советов. Этот период можно назвать периодом огосударствления органов местной власти.

В феврале 1991 г. был принят Закон Республики Беларусь «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» [6], в котором местное самоуправление определялось как: «форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств» [6, ст. 2].

В новом Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств [7, п. 1 ст. 1]. Этот период можно назвать периодом возрождения местного самоуправления, который продолжается по настоящее время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.011 с.)