Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммунальные предприятия и организации. Приватизация коммунальной собственности.

Поиск

 

Согласно статье 216 ГК РБ. «Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Из вышеизложенного следует, что органы местного управления и самоуправления как государственные органы, не могут непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью. Эту деятельность они могут осуществлять только через создаваемые ими коммерческие юридические лица, а также, в известной степени через некоммерческие организации.

Для раскрытия содержания данного вопроса необходимо, прежде всего, провести анализ конституционных положений, норм кодексов и законов Республики Беларусь, регулирующих в той или иной степени данные вопросы.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.

Согласно п. 2 и 3 ст. 125 ГК Республики Беларусь от имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, от имени административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, а также юридические лица и граждане.

Хозяйственная деятельность местных органов управления и самоуправления осуществляется через созданные ими предприятия. Созданное коммунальное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. В силу ряда причин, прежде всего, экономических, политических, предприятие коммунальные предприятия могут работать в убыток. Законодательство Республики Беларусь не содержит специального определения коммунального субъекта хозяйствования. Созданный коммунальный субъект хозяйствования не является полностью самостоятельным. Он создается по велению местных органов власти и своей хозяйственной деятельности должен руководствоваться их указаниями, хотя в определенной части, например, имеют организационную и юридическую самостоятельность.

В.К. Сидорчук дает следующее определение коммунального предприятия: «…выделенная из местного управления, организационно обособленная и структурно оформленная единица, имеющая целью долговременное выполнение определенных для нее публичных задач хозяйственно-коммерческого характера» [3, с. 211]. Получение прибыли не является главной целью коммунального предприятия. Главный для них критерий деятельности – это как можно более полное удовлетворение потребностей и нужд местного населения

Коммунальные предприятия и организации, как правило, выполняют те работы и оказывают те услуги, которые заранее являются убыточными и которые не выполняют коммерческие предприятия, но они нужны для населения. Например, сбор и вывоз мусора, водоснабжение. Коммунальные предприятия, по мере возможности, следует передавать в руки коммерческих организаций, посредством выдачи им как со стороны органов государства, так и со стороны местных органов власти, необходимых им для ведения коммунальной работы, различного рода льгот и преимуществ. Второй способ – передача в аренду коммерческим структурам предприятий коммунального хозяйства. Не исключается и проведение приватизации коммунальных предприятий. Так, В.К. Сидорчук отмечает: «Стимулом приватизации является привлечение внешнего собственника, способного смягчить проблему финансирования, одновременно давая шанс коммунальным предприятиям рационально хозяйствовать. Приватизация – не самоцель, а инструмент, призванный служить интересам населения как потребителя, и ее следует осуществлять в рамках специальных программ, предусматривающих повышение уровня услуг, эффективности работы, выполнение других муниципальных задач за счет приватизационных отчислений в казну, обновление организационной системы предприятий, трансфер в технологии, руководстве, маркетинге, использование современных технических, усиленную защиту окружающей среды. В процессе приватизации необходимо учитывать вопросы занятости, сохранения рабочих мест. Всего, начиная с 1991 г. в Республике Беларусь отчуждено 3397 объектов коммунальной собственности, в том числе за 2005 г. - 412» [3, с. 217]. Предприятия не отдаются в руки частников, а продаются с торгов. Их приобретает тот частник, который предложит наибольшую цену. С такими частниками заключаются договоры. Если частник по какой-либо причине прекратить деятельность, то местное самоуправление должно ее продолжить в какой-либо форме хозяйствования. Органы местного самоуправления не могут оставить население без какой-либо необходимой им услуги.

В.К. Сидорчук пишет: «Местные органы власти должны, сообразуясь с конкретными условиями, регулировать темпы и масштабы приватизации, определять стартовую цену и другие условия, осуществлять независимую экспертизу инвестиционных проектов, представляемых для участия в приватизации в рамках инвестиционных конкурсов, вводить дополнительные требования, препятствующие ликвидации приватизируемых предприятий и ведущие к захвату престижных земельных участков. Принцип социального государства обязывает субъектов публичных задач гарантировать предоставление жизненно необходимых услуг. Возможность приватизации может рассматриваться тогда, когда частные предприятия готовы предлагать их на гарантированном уровне (регулярно, бесперебойно, доступно, надлежащего качества)» [3, с. 218]. Он же далее: «Однако при любом раскладе местная власть не должна превращаться в форму бизнеса и включаться в стихийную конкуренцию с частным хозяйством». В странах с развитыми традициями самоуправления она может создавать или либо расширить предприятие при одновременном наличии трех условий: хозяйственная деятельность осуществляется в рамках публичных интересов, предприятие по объему и характеру работы отвечает потребностям местного сообщества, его цели не могут более качественно и экономично реализоваться иным субъектом хозяйствования [3, с. 219].

Чаще всего коммунальные предприятия создаются в форме унитарных предприятий. Согласно ст. 113 ГК Республики Беларусь унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

2. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

6. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.222.30 (0.007 с.)