Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии функционирования предприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе любого стратегического плана развития предприятия лежит базовая стратегия, разработка которой является прерогативой руководства предприятия. На отечественных предприятиях представляется целесообразным выделение следующих базовых стратегий: • стратегия выживания, которая используется в условиях экономического кризиса, нестабильности, инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К такой стратегии прибегают, когда финансово-экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению; • стратегия стабилизации (или ограниченного роста), используемая в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют в основном предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия; • стратегия развития (или роста), выражающая стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. В рамках рассматриваемых базовых стратегий могут быть реализованы различные стратегические альтернативы, представленные в таблице 1 матрицей стратегических альтернатив. Наборы стратегических альтернатив нельзя понимать как принадлежность только к одной базовой стратегии, они могут «перекрещиваться». Таблица1 – Матрица стратегических альтернатив
Как видно из таблицы 1, каждая из базовых стратегий имеет множество альтернативных вариантов реализации. Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и в целом по каждому направлению целесообразно определить необходимые затраты и ожидаемый экономический эффект. Организационная санация может предусматривать: • совершенствование структуры управления предприятием, предусматривающее установление оптимальной численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций; • изменение организационно-правовой формы предприятия; • участие в финансово-промышленных группах или других формах укрупнения производства. Экономическая и финансовая санация предусматривает: • нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей; • продажу излишнего имущества и прежде всего неликвидов, «залежалых запасов»; • мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования. Маркетинговая санация включает в себя: • проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиск новых «ниш», новых рынков сбыта; • реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой деятельности. Социальная санация предполагает: • передачу социально-коммунальной сферы на бюджет муниципалитета; • коммерциализацию социально-коммунальной сферы; • мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия и др. Стратегическая альтернатива «Экономия издержек» предусматривает: • анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения; • организацию системы управления затратами на предприятии и др. Постоянная адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде как стратегическая альтернатива предполагает выработку действий стратегического характера, повышающих эффективность взаимодействия предприятия с окружающей средой благодаря рассмотрению предприятия как открытой системы. Вышеуказанные стратегические альтернативы тесно связаны с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии ограниченного роста, вырабатываемой предприятием в условиях неопределенности и прогнозируемого подъема его деловой активности. Данная стратегическая альтернатива направлена на поддержание имиджа предприятия и сохранение прежних позиций на рынке, с одной стороны, и на снижение социальной напряженности во внутренней среде предприятия — с другой. Стратегическая альтернатива «диверсификация» заключается в выходе предприятия в своей деятельности за рамки основного бизнеса, а также в расширении номенклатуры выпускаемой продукции благодаря освоению новых ее модификаций. Интенсификация предполагает реализацию мероприятий по расширению производства и повышению его эффективности за счет лучшего использования имеющихся ресурсов, а не за счет дополнительного привлечения ресурсов, что свойственно экстенсивному типу развития производства. Технико-технологическое развитие является обязательным условием реализации стратегии развития предприятия и предполагает инновационную деятельность по разработке и внедрению новых видов продукции, работ, услуг, технологий, организационных форм и т. д. Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия в сторону поставщиков, маркетинговых посредников или конкурентов. Все рассматриваемые стратегические альтернативы, реализующие базовые стратегии предприятия, разрабатываются соответствующими службами предприятия и могут быть сгруппированы в общем виде в функциональные стратегии — маркетинговую, организационно-техническую, финансово-экономическую, социальную и экологическую. С помощью функциональной стратегии обозначается направление деятельности той или иной функциональной службы в рамках общей стратегии развития предприятия. Уровни разработки стратегий На крупных предприятиях решения о методах управления новыми направлениями развития принимаются корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов предприятия в целом или его подразделений, топ-менеджерами, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления. В диверсифицированной организации стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях: 1) корпоративная стратегия; 2) деловая стратегия; 3) функциональная стратегия; 4) операционная стратегия. На одноотраслевом предприятии существует только три уровня (отсутствует корпоративный). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированного предприятия и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности. Разработка корпоративной стратегии предусматривает четыре вида действий: 1. Действия по достижению диверсификации. Этот аспект корпоративной стратегии определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и будет определять позицию предприятия в каждой из целевых отраслей. 2. Действия по улучшению показателей работы в отраслях, где уже действует предприятие. 3. Поиск путей получения синергетического эффекта среди родственных предприятий и превращения его в конкурентное преимущество. 4. Определение инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов предприятия в перспективные области деятельности. Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена. Они несут главную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей низших звеньев управления. Руководители ключевых производств также могут участвовать в разработке стратегии, если ее отдельные направления имеют отношение к возглавляемому ими производству. Деловая стратегия (бизнес-стратегия) обозначает план управления отдельной сферой деятельности предприятия и включает ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности. Для отдельного предприятия, занимающегося одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегии совпадают; различие между этими стратегиями существует только на диверсифицированном предприятии. Направления деловой стратегии: • реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и других значимых сферах; • разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами; • объединение стратегических инициатив функциональных отделов; • решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент. Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Функциональная стратегия является более узкой по сравнению с деловой стратегией, однако конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Операционная стратегия представляет собой план управления ключевыми организационными звеньями. Она предусматривает выполнение стратегически важных оперативных задач, таких как закупка сырья, транспортировка, проведение рекламных мероприятий. Ответственность за разработку операционных стратегий лежит на руководителях среднего и низового звена. План организационно-технического развития План организационно-технического развития разрабатывается всеми техническими службами и производственными подразделениями для обоснования развития предприятия и определения потребности в финансовых средствах для проведения мероприятий по развитию производства. План организационно-технического развития содержит подразделы: • план создания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции; • план НИОКР; • план организационно-технических мероприятий (по основному, вспомогательному производству, обслуживающим хозяйствам, системе управления); • план капитального строительства; • план обеспечения безопасности жизнедеятельности. План создания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции предусматривает: • создание и освоение новых видов продукции; • организацию производства изделий по приобретенным лицензиям, патентам и другим правам; • модернизацию выпускаемой продукции; • внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий на продукцию. План по данному подразделу оформляется в виде таблицы 2. Таблица 2 – Плансоздания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции
План НИОКР включает планирование: • новых технологий, требующих проведения научных исследований; • научных исследований и опытно-конструкторских разработок по новым образцам техники; • стендовых и производственных испытаний и т. д. План по данному подразделу оформляется в виде таблицы 3. Исполнителями НИОКР могут быть собственные научные подразделения или сторонние организации. План организационно-технических мероприятий включает: • план внедрения прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производства; • план совершенствования управления, планирования и организации производства; • план мероприятий по экономии материалов, топлива и энергии; • план капитального ремонта и модернизации основных фондов.
Таблица 3 –План проведения НИОКР
План организационно-технических мероприятий составляется по форме в виде табл. 3 или по аналогично форме. Каждое организационно-техническое мероприятие обосновывается расчетами экономической эффективности. План капитального строительства разрабатывается в случае, если предприятие ведет капитальное строительство. Этот раздел плана технико-экономического развития предприятия часто используется при предусмотренной в стратегическом плане предприятия реструктуризации предприятия. Данный план подготавливается отделом капитального строительства, который размещает подряды в строительных организациях или организует строительство хозяйственным способом, ведет надзор, заказывает, получает и устанавливает оборудование. Предприятие может вести строительство двумя способами: • подрядным, когда предприятие выступает как заказчик и финансирует деятельность подрядчика; • хозяйственным — когда предприятие является одновременно и заказчиком, и исполнителем. План капитального строительства состоит обычно из следующих подразделов: • план капитальных вложений; • план ввода основных фондов и производственных мощностей; • пообъектный перечень строек (титульные списки). Основные направления капитального строительства соответствуют направлениям воспроизводства основных фондов: техническое перевооружение (воспроизводство основных фондов на новом техническом уровне с заменой и модернизацией оборудования при минимальном объеме строительно-монтажных работ); реконструкция (затрагивает основные несущие конструкции зданий и сооружений); расширение (предполагает развитие производственных мощностей на той же территории с возможным увеличением производственных площадей); новое строительство (осуществляется по новому проекту на новых строительных площадках). План капитальных вложений разрабатывается по форме таблицы 4. Таблица 4 – План капитальных вложений предприятия на ____ гг
К плану капитальных вложений дополнительно прилагаются расчеты эффективности капитальных вложений по специально разрабатываемым формам. Расчет экономической эффективности капитальных вложений определяется по законченным объектам с учетом лага капитальных вложений. План ввода в действие основных фондов и производственных мощностей содержит перечень вводимых объектов с указанием сроков ввода, сметной стоимости объекта, стоимости вводимых основных фондов, величины вводимых производственных мощностей и других показателей. Титульные списки строек (так называемые титулы) содержат сведения по всем начинаемым или ведущимся объектам нового строительства. В них содержатся подробные сведения о будущем объекте, его стоимость, производственная мощность, общие и производственные площади, численность работающих, стоимость основных фондов и др. В титуле стройки указываются сроки ввода, в том числе по очередям строительства. План по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает следующие подразделы: • охрана труда на предприятии; • улучшение условий труда; • природоохранные мероприятия. Планирование производства и сбыта продукции План производства и реализации продукции Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия. Основные подразделы плана производства и реализации продукции: • план производства продукции, работ, услуг; • план продаж (реализации продукции, работ, услуг); • план развития производственных мощностей. Исходными данными для расчетов служат: • объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга; • производственные мощности предприятия по технологическим переделам; • цены, действующие в плановом периоде; • остатки незавершенного производства на начало периода • остатки готовой продукции на складах на начало периода. Основными показателями плана производства и реали зации продукции являются: • объем продаж; • номенклатура и ассортимент выпуска продукции; • объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении; • объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства. Форма плана производства и реализации продукции представлена в таблице 5. В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж — всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия. Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях. Исходные данные для расчета производственных мощностей: • номенклатурный план производства; • нормы трудоемкости по операциям, изделиям, узлам, деталям, заготовкам (прогрессивные); • план технического развития в части ввода и выбытия производственных мощностей и технического перевооружения; • нормативы использования оборудования и площадей; • нормативы станкоемкости продукции (прогрессивные). Выходными документами по расчетам мощностей являются формы БМ, 1-ОС, Ц-5 и т. д. В этих формах производится расчет загрузки оборудования, строится эпюра мощностей, разрабатывается план организационно-технических мероприятий по устранению диспропорций. Таблица 5 – План производства и реализации продукции предприятия______________________ на_____________(год, квартал)
Результирующей формой по предприятию является форма БМ — баланс мощностей, в которой определяются среднегодовая мощность, мощность на конец года, средний коэффициент использования мощностей. Порядок расчета производственных мощностей. 1. Рассчитывается пропускная способность в станко-часах и квадрато-метро-часах (по группам оборудования, автоматическим линиям, поточным линиям, сборочным площадям) с определением коэффициентов использования производственных мощностей. 2. Определяется мощность производственных подразделений предприятия в целом на начало года по действующим на 1 января планового года нормам и нормативам. 3. Определяются ввод и выбытие производственных мощностей в течение года. 4. Определяется производственная мощность групп оборудования, производственных подразделений и предприятия в целом на конец года с учетом изменения норм и нормативов и плана ввода и выбытия мощностей. 5. Разрабатывается план организационно-технических мероприятий по ликвидации «узких мест» и может быть пересмотрена производственная программа в связи с необходимостью догрузки свободных мощностей. 6. Рассчитывается коэффициент производственных мощностей. 7. Рассчитываются коэффициент использования производственных мощностей, коэффициенты загрузки оборудования, строится эпюра производственных мощностей. Коэффициент производственной мощности — отношение пропускной способности оборудования в часах (располагаемый фонд времени) к трудоемкости производственной программы по прогрессивным нормам (потребный фонд времени). Принятый коэффициент производственной мощности позволяет рассчитать величину производственной мощности и определяется по ведущей группе оборудования (группе оборудования, имеющей решающее значение для выполнения производственной программы). В результате расчета мощностей и их сопоставления с объемами продаж, определенными по результатам исследования рынков, делаются выводы: • о возможности выпуска товарной продукции в объеме бизнес-портфеля предприятия или о необходимости его корректировки; • о необходимости развития производственных мощностей, основных фондов, техники, технологии, организации производства; • о необходимости проведения технического перевооружения, реконструкции, расширения, нового строительства; • о необходимости инвестиций в развитие мощностей. 4.2. Структура и содержание годового плана предприятия Годовой план является формой краткосрочного планирования. На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой деятельности, и каждый план нижестоящего уровня управления является дифференцированным и более детализированным, чем план вышестоящего уровня. Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы (иногда определяемой как годовой бизнес-план) производственной, финансовой и хозяйственной деятельности и показателей оценки планов. Он состоит из следующих взаимосвязанных планов. 1. План маркетинга и сбыта: • потребность в продукции; • конкурентная ситуация; • цены и тарифы; • номенклатура и ассортимент продукции; • потребители и сбытовая политика; • ценообразование; • условия и сроки поставок; • график отгрузки, поставок и реализации продукции. 2. Производственный план: • производственные мощности и их использование; • производство продукции и услуг; • потребность в материальных ресурсах; • потребность в технических средствах; • производственные запасы (готовой продукции, незавершенного производства, материальных ресурсов); • потребность в кадрах; • потребность в услугах (внутризаводских и со стороны). 3. Технико-экономический план: • капитальные вложения и капитальное строительство; • основные средства и их использование; • оборотный капитал; • план по приобретению и использованию ресурсов; • план по расходам на содержание и эксплуатацию основных фондов; • план по труду и заработной плате; • план по прочим расходам (охрана труда, услугам со стороны, налогам в себестоимости, страхованию и пр.); • издержки и себестоимость продукции (произведенной, незавершенной, на складе, отгруженной, реализованной). 4. Финансовый план: • выручка от реализации продукции и услуг; • кредитный план; • валютный план; • налоговый бюджет; • прибыли и убытки; • движение денежных потоков и наличности; • баланс активов и пассивов; • бюджет доходов и расходов; • образование и распределение прибыли; • показатели финансового состояния и устойчивости. 5. План технического развития и организации производства. План снижения себестоимости сопоставимой продукции: • изменение объемов производства; • изменение структуры производства (структурные сдвиги); • изменение норм и нормативов; • изменение цен и тарифов. План повышения эффективности производства: • план технического перевооружения и модернизации производства; • план повышения качества продукции; • план по совершенствованию норм и нормативов; • план охраны природы и рационального использования природных ресурсов. План совершенствования организации производства: • материально-техническое обеспечение; • подготовка кадров; • совершенствование структуры производства; • совершенствование управления; • материальное стимулирование; • план социального развития. Стадии подготовки исходной информации для разработки плана: • обследование и анализ структуры, функций и задач предприятия; • анализ предшествующей деятельности предприятия; • постановка и детализация плановых задач и расчетов; • разработка схем взаимосвязей мероприятий и показателей плана; • разработка перечня исходных данных и требований к их представлению; • разработка методики планирования: • оформление плана (текст, таблицы, графики, приложения).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.01 с.) |