Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинированный способ управления запасом

Поиск

Пусть, как и в предыдущих моделях, заданы I min, I max, T пост , а партия и ритм поставки не зафиксированы. Тогда управление осуществляется комбинированным способом. При этом:

- как в первой модели, управляющим параметром является уровень (остаток) запаса на складе, а для управления используются резервный запас и точка заказа;

- как во второй модели, в момент заказа рассчитывается величина текущей партии поставки, обеспечивающая заполнение склада емкостью Н скл .

Значения Н тз и Н рез рассчитываются по известным формулам, а расчет n тек отличается от предложенного в предыдущей модели и выполняется по формуле

n тек = Н склН тз + Т пост I тек = Н склТ пост(I maxI тек).

Емкость склада здесь фиксируется на необходимом или имеющемся уровне. При этом под контролем менеджера при заключении договора должно находиться выполнение условия Н скл Н тз или Т пост Н скл / I max.

В договоре с поставщиком могут быть указаны также ограничения на максимальный и минимальный размеры текущей партии. Если (n тек)max Н скл , то никаких изменений в управление это не вносит; если (n тек)max < Н скл , то емкость склада иногда будет использоваться нерационально. При этом должно выполняться условие

(n тек)max Н тз или Т пост ≤ (n тек)max / I max,

Т пост ≤ (Н скл – (n тек)min)/(I maxI min).

Графическая модель этого способа управления представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Модель управления запасом. Комбинированный способ

Комбинированный способ управления запасом ввиду своей простоты, наглядности и минимального числа фиксируемых в договоре параметров наиболее распространен на практике. Однако здесь, так же как и во второй модели управления, прогнозируется потребление ресурса на срок поставки (путем введения в расчет n тек величины I тек ) и также могут возникнуть нежелательные следствия неправильного прогноза. Но модификация этой модели в отличие от предыдущей невозможна и попытки ее выполнить вряд ли целесообразны. Действительно, если фактическое потребление на интервале Т пост отлично от прогнозируемого, то при поступлении очередной партии склад окажется либо незаполненным, либо произойдет его переполнение. Первая ситуация не опасна, если n тек ³ Н тз . Вторая - нежелательна, однако в большинстве случаев не приводит к потерям. Модифицировать же модель по аналогии с предыдущей, заказывая партию каждый раз с расчетом на минимальное потребление ресурса для исключения переполнения им склада, означало бы вернуться к размеру партии, фиксированному на уровне n тек = Н скл Н тз + Т пост I min, т.е. к первой модели управления запасом.

Особенности стохастической постановки задачи управления запасом

Стохастические, или вероятностные модели позволяют наиболее точно описать ситуации, с которыми приходится сталкиваться на практике, а значит – найти более точные решения возникающих задач. Они базируются на рассмотренных ранее трех подходах к управлению запасами, но предполагают использование более сложного математического аппарата. Кроме того, меняется один из важнейших принципов, заложенных в основу формирования моделей: если в детерминированных моделях дефицит ресурса на складе был полностью исключен, то в стохастических – его возникновение допускается с некоторой вероятностью. Вводится новый параметр управления: R о – вероятность бездефицитной работы. Очевидно, что чем больше средств вложено в создание резервного запаса на складе, тем ближе его значение к единице, т. е. тем меньше вероятность возникновения дефицита – (1– R о), и наоборот.

Во всех трех типах стохастических моделей интенсивность потребления ресурса со склада рассматривается как величина случайная, закон распределения которой как правило неизвестен. (Для упрощения иногда можно считать, что это нормальный закон.) Это основное отличие такой постановки задачи управления запасами от рассмотренных ранее случаев.


6. Планирование издержек и результатов. Финансовое планирование

План по труду и его оплате

Важнейшим моментом в использовании трудовых ре­сурсов на предприятии является обоснование потребности в персонале и расстановка работающих по рабочим местам в соответствии с составом и структурой подразделений и про­изводств предприятия, режимом их работы, технологиче­ской компоновкой основного производственного и вспомо­гательного оборудования, зонами обслуживания, квалифи­кацией рабочих и служащих и т. д.

План по труду и его оплате обосновывает потребность предприятия в численности работников и фонде оплаты труда, а также производительность труда в плановом перио­де и его повышение по сравнению с базовым периодом.

План по труду и его оплате содержит следующие подраз­делы:

• план по кадрам;

• план по производительности труда;

• план по оплате труда.

Планирование потребности предприятия в трудовых ре­сурсах осуществляется раздельно для рабочих и для руково­дителей, специалистов и служащих. Объясняется это тем, что для аппарата управления не устанавливаются нормы выра­ботки, нормы обслуживания. Для определения численности рабочих применяют три основных метода расчета: по трудоем­кости работ, по нормам обслуживания и по рабочим местам.

Плановая численность рабочих по трудоемкости работ определяется на основе следующих исходных данных: объема и номенклатуры производственной программы, трудоемкости изготовления продукции по каждой номенклатурной позиции, коэффициента выполнения норм времени, планового полезного (эффективного) фонда рабочего времени.

Трудоемкость производственной программы на пред приятии может рассчитываться двумя способами: 1) прямым счетом и 2) на основе отчетных данных. При прямо счете трудоемкость производственной программы определяется умножением количества продукции по каждому на именованию на плановые затраты рабочего времени, необходимые на изготовление единицы продукции. Рассчитыва­ются затраты времени на изготовление сопоставимой и вновь осваиваемой продукции, на изменение остатков незавершенного производства, а также на производство специнструмента, приспособлений, запасных частей, на проведение капитального ремонта основных фондов, на оказание услуг по капитальному строительству, на выпуск прочей продукции. По той части продукции, которая не учтена в номенклатуре, исходят из удельной трудоемкости, приходящейся на одну тысячу рублей такой же или подобной продукции. Второй способ определения трудоемкости производственной программы более простой, но менее точный отчетную трудоемкость корректируют с помощью коэффициентов, в которых учтены мероприятия, направленные нз снижение трудоемкости выпускаемой продукции. Такой способ расчета можно использовать, если в плановом периоде нет освоения новой, несопоставимой продукции.

Если сдвиги в трудоемкости незначительные, то изменяется только численность производственных рабочих. Численность вспомогательных рабочих, специалистов, служа­щих остается в этом случае неизменной.

Плановая численность основных и вспомогательных ра­бочих, занятых на нормированных работах (Чн), определя­ется по формуле:

,

где Тпр - трудоемкость производственной программы, нормо-час; ФПЛ — плановый полезный фонд времени на одного рабочего, час; Кв — планируе­мый коэффициент выполнения норм.

Численность рабочих по профессиям и разрядам опреде­ляется по такой же формуле, но на основе нормативной тру­доемкости производственной программы по профессиям и разрядам. Разновидностью этого метода является расчет численности по нормам выработки.

Второй метод расчета численности вспомогательных ра­бочих — по нормам обслуживания — исходит из объема работ по обслуживанию, сменности работ и нормы обслуживания, т. е. количества единиц оборудования, производственных площадей и т. п., обслуживаемых одним или группой вспо­могательных рабочих, с учетом коэффициента эффективно­го использования номинального фонда времени. Он уста­навливается из данных расчета баланса рабочего времени.

Третий метод расчета численности рабочих — по рабо­чим местам — используется для планирования численности для работ по управлению станками, печами, аппаратурой, транспортными средствами и другим оборудованием, а так­же при контроле за технологическим процессом.

Величина аппарата управления зависит от объема вы­полняемых функций руководства производством. В заводской практике расчет аппарата управления часто определяется типовыми структурами, рекомендованными по группам предприятий и отраслей в зависимости от объема! выпускаемой ими продукции или численности рабочих.

Производительность труда определяет количество про­дукции, произведенной работником в единицу времени, ^ или количество времени, затраченного на производство! единицы продукции. Однако в силу многономенклатурности любого производства определить количество изготовленной продукции в натуральном измерении не всегда возможно. Поэтому при планировании и учете в промышленности для оценки производительности труда применяются косвенные показатели: выработку на одного работающего! руб.; трудоемкость единицы продукции, нормо-час.

Производительность труда для предприятия может быть] найдена по формуле:

ПТ = ОН/ЧШ1,

где ПТ - производительность труда; ОП - планируемый объем выпусЛ продукции (работ), тыс. руб.; Чпл - плановая численность работающих (pal бочих), чел.

Изменение производительности труда в процентах по! сравнению с базисным периодом определяется по формуле

,

где ПТПЛ — плановая производительность труда на одного работающей! (рабочего), руб.; ПТфак - фактическая производительность труда на одного среднесписочного работающего (рабочего) в базисном периоде, руб.

Как известно, второй характеристикой производительности труда является трудоемкость. Однако этот показатель не используется в системе годового планирования и на более длительные периоды. Показателями трудоемкости pi норм выработки по рабочим местам пользуются в процессе оперативно-календарного планирования.

План по оплате труда определяется исходя из общего количества работников, тарифных ставок, окладов, приня­тых систем оплаты труда и премирования.

Плановый фонд заработной платы по каждому подразде­лению, участку, смене, бригаде определяется путем умноже­ния численности рабочих или управленцев на среднюю та­рифную ставку рабочего или средний оклад служащего.

Планирование фонда заработной платы может осущест­вляться укрупненными расчетами или более детальным спо­собом.

При использовании укрупненного способа применяют два метода определения фонда заработной платы: первый на основе расчетной численности работников и уровня их средней заработной платы; второй — по нормативам затрат заработной платы на единицу продукции. По первому мето­ду плановый фонд заработной платы определяется путем умножения расчетной численности работников на плани­руемую среднюю заработную плату. Начисленный таким укрупненным способом фонд заработной платы уточняется нормативным планированием на базе производственной программы и ее трудоемкости, рассчитанной по действую­щим на предприятии нормативам, с учетом состава и уровня квалификации работников, тарифных систем, используе­мых форм и систем оплаты труда, штатного расписания. Также определяется фонд заработной платы по каждому подразделению, участку, цеху, службе, смене, бригаде.

Нормативный фонд заработной платы основных и вспо­могательных работников предприятия, занятых на нормированных работах (Фнор), определяется по каждому изделию с последующим суммированием по формуле:

Фнор= (Ппр х Нтр х Сич + Н3 х Кдоп) х Кц,

где Ппр — планируемая производственная программа по выпуску изделий, шт.; Нтр — нормативная трудоемкость изделия, час; Сич — средняя стои­мость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тарифных се­ток и ставок, руб.; Н3 — нормативные затраты заработной платы на произ­водственную программу (т. е. Ппр х Нтр х Снч), руб.; Кдоп - коэффициент до­полнительной заработной платы; Кц — прогнозируемый предприятием коэффициент роста цен.

Фонд заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяются исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего в себя различные доплаты, надбавки.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих производственных и функциональных подразде­лений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого процента вознаграждения.

По структурным подразделениям заводской фонд зара­ботной платы распределяется с учетом трудоемкости выполняемых работ, условий труда и его важности для производства.

Планирование себестоимости

Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производст­во продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих затраты, не обусловлен­ные нормальной организацией производства. Таким обра­зом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:

• выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;

• обосновывается плановая себестоимость единицы про­дукции и общая сумма затрат на производство;

• определяется размер снижения себестоимости в плано­вом периоде по сравнению с базисным (в процентах).

Следовательно, исходным моментом в планировании се­бестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и обоснование этого снижения, разработка сме­ты затрат на производство, а также определение уровня се­бестоимости отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.

При планировании себестоимости используются раз­личные показатели. К ним относятся следующие:

• Абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализо-1 ванных товаров, работ, услуг.

• Показатели, характеризующие уровень затрат на произ­водство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции.

• Показатели, характеризующие динамику затрат: измене­ние себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах). По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:

• перспективное — охватывает период более трех лет;

• среднесрочное — от двух до трех лет;

• краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года.

Краткосрочное планирование себестоимости за рубежом принято называть бюджетированием, или сметным плани­рованием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, т. е. план, содержащий, помимо натуральных, и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основные показатели деятельности коммерческой орга­низации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и ме­сяцам, а при необходимости — и по неделям.

Известно несколько методов планирования себестоимо­сти. Первым методом является нормативно-балансовый ме­тод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составле­нии балансов потребности и распределения по направлени­ям хозяйственной деятельности предприятия материаль­ных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он преду­сматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестои­мость продукции позволяют установить величину ее эконо­мии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из/к фактической се­бестоимости продукции базисного периода.

Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и рас-четно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действую­щие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.

Важнейшим документом при планировании себестоимо­сти является смета затрат на производство. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям, включая услуги не промышленного характера, и услуги своему капитальному строительству. Кроме того, в смете затрат учитывается себе­стоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов про­дукции.

В большинстве отраслей промышленности смета затрат на производство составляется, как правило, без внутриза­водского оборота, т. е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.

На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих за-j трат и структура себестоимости.

Смета позволяет выявить направление расходов, т. е. оп­ределить, какая часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера.

На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.

При разработке сметы плановый объем затрат опреде­ляют по каждому элементу в соответствии с нормами и це­нами, принятыми в плане. Затем суммируют эти затраты и получают общую сумму расходов по предприятию, необхо­димую для выпуска продукции в плановом периоде. Особенность сметы затрат на производство заключается в том что каждый ее элемент содержит все соответствующие затраты, независимо от того, где и как внутри предприятия они производятся.

Расчет сметы затрат на производство осуществляется в определенной последовательности. Сначала параллельно с расчетами материальных и трудовых затрат, а также амор­тизационных отчислений составляются сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции вспомогательных цехов. Это обусловлено тем, что вспомогательные цеха вы­полняют работы и оказывают услуги не только для основно­го производства, но и друг другу. Поэтому стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит отражение в сметах расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудо­вания, общепроизводственных, общехозяйственных и дру­гих комплексных расходов. На втором этапе рассчитывают­ся сметы комплексных статей расходов. В конце, исходя из затрат, определенных по экономическим элементам в основ­ных и вспомогательных цехах и в сметах комплексных ста­тей расходов, составляется сводная смета затрат на произ­водство, или свод затрат на производство. Именно на основе свода затрат и заполняется смета затрат на производство.

Свод затрат на производство представляет собой кон­трольную ведомость, построенную в виде шахматной табли­цы. С помощью этой таблицы можно проверить расчеты и увязать все затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции, установить размер внутреннего оборота, рас­ходы по каждому элементу, исключив из них размер этого оборота. Таким образом, свод затрат является не только контрольной, но и рабочей таблицей при формировании плана по статьям калькуляции. Размер готовой продукции, установленный по статьям, должен соответствовать общему размеру затрат, определенному калькулированием каждого вида изделий или работ, предусмотренному программой выпуска на плановый период.

При составлении свода затрат на производство по строкам таблицы приводятся затраты на плановый период по статьям расходов (в калькуляционном разрезе), а в графах даются за­траты по экономическим элементам. Основой определения этих показателей являются ранее разработанные данные о за­тратах на сырье, материалы, топливо и энергию на технологи­ческие цели, оплату труда с отчислениями на социальные ну­жды основных производственных рабочих, сметы всех ком­плексных статей расходов. При этом все комплексные статьи затрат распределяются по экономическим элементам.

В первом разделе свода затрат приводятся затраты пла­нового периода по статьям калькуляции на производство готовой продукции, изменение остатков незавершенного производства и оснастки своего производства. Кроме того, приводятся аналогичные затраты на производство валовой продукции, изменение остатков расходов будущих перио­дов, работы и услуги, не входящие в валовую и готовую про­дукцию. Общий итог первого раздела представляет собой свод затрат на производство в калькуляционном разрезе.

Во втором разделе свода затрат на производство осуще­ствляется раскрытие комплексных статей расходов.

Сумма затрат первого и второго разделов составляет ва­ловый оборот, т. е. затраты на производство с внутренним оборотом. Валовый оборот отражается в третьем разделе.

В четвертом разделе выявляется сумма внутреннего обо­рота (она равняется сумме затрат по сметам комплексных статей расходов и затрат вспомогательных цехов).

После исключения внутреннего оборота в пятом разделе показывается сумма затрат на производство по элементам. Итог пятого раздела должен быть равен итогу первого раз­дела.

Составлением свода затрат на производство достигается полная увязка расчетов и устраняются возможные ошибки в расчетах при планировании себестоимости.

Данные о затратах по элементам показывают, какие ви­ды ресурсов расходует предприятие, а по данным о себе­стоимости продукции в калькуляционном разрезе можно судить о том, куда направлены эти ресурсы и на что они бу­дут израсходованы.

При разработке плана себестоимости продукции целесо­образно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Их перечень можно объединить в четыре группы:

• повышение технического уровня производства;

• совершенствование управления, организации производ­ства;

• изменение уровня и структуры производства;

• изменение условий хозяйствования.

Планирование снижения себестоимости продукции мо­жет производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции.

Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения от­дельных затрат за счет соответствующих факторов.

Планирование прибыли и рентабельности на предприятии

Показатель прибыли является обобщающей характери­стикой всех сторон производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия. Он отражает их конечные финансовые результаты. От величины этого показателя зависят возмож­ности развития производства, материальное положение ра­ботников, улучшение их социальной обеспеченности.

На прибыль влияют объемы реализации продукции, ее структура, эффективность использования предприятием на­личных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были оптималь­ным образом удовлетворены интересы государства, пред­приятия, работников:

• государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет;

• руководство предприятия стремится направить боль­шую часть прибыли на расширенное воспроизводство;

• работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, это не стимулирует развитие производ­ства, а наоборот, сокращается объем производства продук­ции и, следовательно, падает поступление средств в бюджет.

То же может произойти, если всю прибыль использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство про­дукции, так как не будут обновляться основные производст­венные фонды, сократится собственный оборотный капи­тал, что в конечном итоге будет способствовать снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же доля прибыли на материальное стимулирование труда уменьшается, то это приведет к снижению материаль­ной заинтересованности работников и как следствие — к сни­жению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Решение этой задачи во многом за­висит от принятых методов планирования прибыли.

При переходе к рыночным отношениям размер прибьши и направления ее использования предприятия начали пла­нировать самостоятельно. В этом плане НДС и акцизы не отражаются, так как они взыскиваются до образования при­были. При ее планировании балансовая (общая) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) опреде­ляется как сумма прибыли от реализации основной продук­ции, прибыли от прочей реализации и прибыли от внереа­лизационной деятельности.

Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяется в установленном законодательством поряд­ке, что предполагает перечисления в государственный и му­ниципальный бюджеты и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, по­требления, резервных и других на предприятии; создание фондов оплаты труда, выплату вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и пр.

Чистая прибыль определяется как раз­ность между балансовой прибылью и общей суммой налого­вых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в рас­поряжении предприятия, расходуется на оплату труда и об­разование финансовых фондов.

Среди факторов, влияющих на величину прибыли, замет­ное место, помимо снижения себестоимости продукции, за­нимает научно-технический прогресс, изменение объемов и структуры производства, изменение цен. Действие фактора научно-технического прогресса на увеличение прибыли про­является, как правило, через снижение себестоимости про­дукции, рост производительности труда, повышение фондо­отдачи.

Влияние показателя снижения себестоимости продук­ции на рост прибыли за счет уменьшения норм переменных расходов рассчитывается путем определения экономии рас­ходов на одно изделие или на одну единицу стоимости про­дукции в рублях и умножения полученной величины на объем реализации этой продукции. Влияние роста произво­дительности труда может быть определено на основе пока­зателя, отражающего уменьшение величины заработной платы и отчислений на единый социальный налог, приходя­щихся на одну единицу стоимости продукции. Повышение фондоотдачи влияет на приращение прибыли за счет сокра­щения величины амортизации.

На основании данных о прибыли в процессе планирова­ния рассчитывается рентабельность — один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности пред­приятия, а также показатель конкурентоспособности и до­ходности производства товаров и услуг.

Для отдельных видов и всей произведенной продукции рентабельность рассчитывается отношением прибыли от реализации произведенной продукции к ее себестои­мости. Этот показатель за ряд лет характеризует динамику ос­воения отдельных видов продукции, показывает эффектив­ность использования ресурсов для их производства, позво­ляет сравнивать различные варианты вложения средств.

При планировании прибыли также необходимо исполь­зовать показатель рентабельности производства, который рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных производ­ственных фондов и нормируемых оборотных средств.

6.4. Основные задачи финансового планирования на предприятии

Финансовый план завершает производственно-хозяйст­венное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фон­да заработной платы, материально-технического снабжения и сбыта, содержания машин и оборудования. Планирование финансовой деятельности предприятия связано с конечны­ми результатами производства, важнейшим из которых яв­ляется прибыль.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, содержащий расчеты поступления и расходования денеж­ных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (не менее одного года) периоды. Включает в себя составле­ние операционных и капитальных бюджетов, а также про­гнозы финансовых ресурсов на два-три года.

Бюджет — оперативный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестици­онной и финансовой деятельности. В практике применяют два вида бюджетов: текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюд­жетов (например, платежный баланс на предстоящий период).

Бюджетирование капитала — процесс разработки кон­кретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса).

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполне­нием отдельных показателей доходов и расходов, опреде­ленных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий пе­риод и последовательность действий по исчислению пока­зателей.

Значение внутрифирменного финансового планирова­ния заключается в следующем:

1) намеченные стратегические цели предприятия пре­ломляются в форме финансово-экономических показате­лей: объемов продаж, себестоимости, прибыли, инвестиций, денежных потоков и др.;

2) устанавливаются стандарты для поступления финан­совой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

3) определяются приемлемые границы финансовых ре­сурсов, необходимых для реализации долгосрочных и опе­ративных планов предприятия;

4) оперативные финансовые планы (на месяц, квар­тал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общей финансовой стратегии предприятия.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, ка­питала и резервов на основе прогнозирования величины де­нежных потоков, формируемых за счет собственных, заем­ных и привлеченных с фондового рынка источников.

Данная глобальная цель может быть разделена на локаль­ные цели:

• обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия прежде всего за счет собственных средств;

• увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и об­ращения;

• обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, особенно в период реализации крупномас­штабных инвестиционных проектов.

Назначение финансового плана — прогноз среднесроч­ной финансовой перспективы, а также определение теку­щих доходов и расходов.

Важнейшие объекты финансового планирования:

1) выручка от реализации продукции, работ и услуг;

2) прибыль и ее распределение по соответствующим на­правлениям;

3) фонды специального назначения и их использование;

4) объем платежей в бюджет и в социальные фонды;

5) объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

6) плановая потребность в оборотных средствах;

7) объем капитальных вложений и источники их финан­сирования и др.

Для составления финансовых планов используются сле­дующие информационные источники:

• результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансового плана за преды­дущий период;

• договоры (контракты) с потребителями и поставщика­ми;

• прогнозные расчеты по реализации продукции потреби­телям или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие данные рыноч­ной конъюнктуры, включая поставки по бартеру и на­личным расчетам; экономические нормативы; утвержденная учетная политика.

 

6.5. Принципы финансового планирования

К специфическим принципам финансового планирова­ния относятся следующие.

1. Принцип финансового соотношения сроков («золо­тое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемо­сти целесообразно финансировать за счет долгосрочных за­емных средств.

2. Принцип платежеспособности — планирование де­нежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у пред­приятия должно быть достаточно ликвидных средств, что­бы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

3. Принцип рентабельности капитальных вложений — для капиталовложений необходимо выбирать самые деше­вые способы финансирования (финансовый лизинг, инве­стиционный селенг и др.). Заемный капитал выгодно при­влекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

4. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финан­сировать за счет собственных средств чистой прибыли и амортизационных отчислений.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности — целесообраз­но выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность

6.6. Методы финансового планирования

Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых по­казателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

Содержание расчетно-аналитического метода планиро­вания заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их ве­личина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические норматив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.017 с.)