Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции оперирующих систем; концептуальное моделирование структур оперирующих систем↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Планирование – ключевая функция управления Планирование это одна из составляющих процесса управления. Его ведущая роль в принятии управленческих решений определяется тем, что в ходе планирования ставятся цели и распределяются ресурсы оперирующей системы. Таким образом, планирование является важнейшей функцией производственного/операционного менеджмента. Планирование является непрерывным процессом в силу двух существенных причин. Первая – возможность достижения цели и потребность в установлении новых целей. Вторая – неопределенность будущего, постоянные изменения в окружающем мире, что требует корректировки целей, согласования их с реальностью. Отсюда следует важная роль прогнозирования возможных изменений бизнес-средыв ходе планирования. Любое управленческое решение, последствия которого проявятся в будущем, основывается на том или ином способе предвидения, на догадке о будущем, на планах или прогностических оценках. Это подтверждает тот факт, что планирование и прогнозирование представляют собой два этапа единого процесса. План – это совокупность конкретных заданий, это адресная директивная программа, содержащая основные параметры, необходимые для управления организацией или ее подразделением для достижения стоящих перед ними целей. Прогнозирование же можно определить как преддирективный этап плановой работы. Прогноз в отличие от плана имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогноз ограничивает области и возможности, в рамках которых должны быть поставлены реальные цели и задачи, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В этом суть различий между планированием и прогнозированием. Прогнозирование спроса и планирование производства предусматривает рассмотрение различных видов планов, решаемых на различных уровнях руководства. 1.2. Виды планов Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. По содержанию планов следует выделять технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и т. д. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.
По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.). По методам обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. По времени действия планы бывают: долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими. По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.
По стадиям разработки планирование бывает предварительным и окончательным. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу закона. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы. В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У однихплановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения.
1.3. Этапы планирования Процесс планирования, включающего разработку нескольких планов с различным горизонтом планирования, можно разбить на несколько стадий. Одну из таких моделей предложил японский экономист Т. Коно. Его модель состоит из пяти стадий: формулирование предпосылок, постановка проблемы, долгосрочная стратегия, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование.
На стадии формулирования предпосылок определяются философия и цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах, составляются прогнозы о будущем положении предприятия. На стадии постановки проблемы определяются уровни притязаний. Например, темпы роста должны быть выше 10% в год. Затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы и возможности их устранения. Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие, разрабатываются долгосрочные стратегии, где исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания филиалов и пр. Изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели, долгосрочные стратегические проекты, долгосрочная политика в основных областях. В соответствии с выбранной долгосрочной стратегией намечаются среднесрочные задачи и направления, составляются среднесрочные планы. Последние также состоят из трех частей: 1) намечаются среднесрочные проекты, осуществляется их хронологическая привязка, распределяются ресурсы; 2) составляются планы отделений (подразделений), включая план по маркетингу, план по структуре, а также финансовый план; 3) составляются функциональные планы всего предприятия: по сбыту, по производству, по финансам и др. На стадии краткосрочного планирования задачи конкретизируются, устанавливаются их исполнители, осуществляется контроль. В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью. Для российских предприятий можно выделить следующие основные этапы планирования: прогноз проекта плана предприятия, разработка директивных (контрольных) показателей, разработка проекта плана предприятия, корректировка проекта плана, плановых и ожидаемых показателей. Общему процессу планирования на следующий временной период предшествует разработка (корректировка) концепции развития фирмы, включающая долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, задачи и действия.
Основные разделы концепции: 1. Внешняя деятельность: • отраслевая и межотраслевая политика, направления и формы кооперации и интеграции; • учет аспектов государственной, региональной и местной политики; • взаимоотношения с конкурентами; • взаимоотношения с подрядчиками и посредниками; • отношения с акционерами; • поведенческая политика по закупкам, сбыту и транспорту; • отношения по поводу ссуд и кредитов, по вложениям в развитие совместной деятельности, уставные капиталы других предприятий и в прочие внешние направления; • отношения к отдаче дочерних фирм и к аналогичным инвестициям; • улучшение сервисного обслуживания потребителей. 2. Внутренняя финансовая политика: • по управлению и структуре предприятия; • по технико-экономическому уровню производства; • по экономике и организации труда; • по накладным расходам; • по использованию прибыли и дивидендам. 3. Стратегическая инвестиционная политика: • по основным направлениям инвестиций и критериям их реализации; • по привлечению инвесторов; • по развитию совместных предприятий; • по созданию новых производств, расширению ассортимента и изменению структуры продукции; • по развитию и поддержке малых форм предпринимательской деятельности. На основе выработанной (скорректированной) концепции разрабатываются (уточняются) стратегический и тактический планы: • план принципиально новых направлений НИОКР; • комплексные и локальные бизнес-планы развития производства на основе мероприятий научно-технического прогресса; • инвестиционные проекты нового строительства, реконструкции и технического перевооружения; • сводный стратегический план развития производства. Исходя из концепции и стратегического плана разрабатываются краткосрочные и текущие планы: • план реализации товарной продукции; • план поставок и платежей; • план коммерческих расходов; • план реализации прочей продукции; • сводный план по реализации продукции; • инвестиционные планы, включающие: - план капитального строительства и освоения капитальных вложений; - план технического перевооружения; - план организационно-технических, организационно-экономических мероприятий; - план ввода и освоения производственных мощностей, их освоения; - план вывода мощностей, выбытия и ликвидации основных фондов; - план-программа снижения расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов. К текущим планам относится также ряд производственных планов: 1. План производственной программы: • производство продукции и услуг; • потребность в материальных ресурсах; • потребность в технических средствах; • потребность в кадрах; • потребность в услугах. 2. Технико-экономический план: • план по приобретению и использованию ресурсов; • план по расходам на содержание и эксплуатацию основных фондов; • план по труду и заработной плате; • план по прочим расходам; • издержки и себестоимость производства. 3. Финансовый план: • прибыли и убытки;
• движение денежных потоков и наличности; • баланс активов и пассивов; • бюджет доходов и расходов; • образование и распределение прибыли; • показатели финансового состояния и устойчивости. Взаимодействие и сопутствующие им отношения подразделений — участников процессов планирования регулируются и координируются в рамках единого направления деятельности фирмы со стороны директоров по функциям управления и подчиненных им специализированных служб управления (стратегическое управление, экономика, финансы, маркетинг, технология, производство, снабжение, сбыт и т. д.). Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах: • нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов); • исполнителям делегируются не только функции и права, но и мера ответственности за достоверность, сопоставимость и своевременность передачи информации; • любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей. Эти правила поддерживают динамичность планирования, основывающуюся на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления. На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой деятельности, и каждый план вышестоящего уровня управления является интегрированным и более комплексным, но менее детализированным, чем план нижестоящего уровня. План функционального подразделения на одном уровне управления является составной частью общего плана данного уровня. Сущность и методы планирования определяются не только целями системы и принципиальными подходами к процессу, но и в значительной степени – структурой оперирующей системы.
Плановые показатели Показатели, применяемые во внутрифирменном планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные. Количественные показатели плана выражаются абсолют- < ными величинами. К ним относятся объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т. д.) и др. Качественные показатели — величины относительные. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др. Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т. д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др. Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объемов производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из признаков (как правило, трудоемкости). Например, трактор в 15-сильном исчислении, мыло 40-процентной жирности и пр. Широко применяется трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция. Плановые нормы и нормативы Нормы и нормативы — исходная научно обоснованная информация для обязательного ее учета при разработке планов, устанавливаемая предприятием исходя из требований законодательства, нормативно-методических материалов ведомственных, региональных и местных органов управления, надзора и контроля, а также разработанная на основе показателей производственных заданий, рабочих проектов, технологических регламентов и других документов по обеспечению непрерывности производственного цикла, охраны труда и безопасности производства, социальных условий труда. Нормы и нормативы призваны упорядочить производственную деятельность предприятия, подчинить ее научно обоснованным закономерностям. Нормы — это плановые или временно утвержденные для разработки планов производства показатели: обслуживания средств труда, удельных величин расхода материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Нормативы — это показатели, используемые при расчете норм или поэлементные составляющие норм (нормативы оборотных средств), а также коэффициенты, характеризующие качественную сторону элементов производства: степень использования рабочего времени, орудий или предметов труда. По своему виду нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными, макро- и микроэкономическими. По видам ресурсов различают нормы и нормативы, регулирующие величину затрат средств производства, предметов труда, рабочей силы на изготовление единицы продукции, выполнение работы или оказание услуги. По данному признаку различают также нормативы использования на предприятиях различных производственных ресурсов. По стадиям производства выделяют нормы и нормативы текущие, страховые, технологические, транспортные, производственных запасов, а также нормативы незавершенного производства, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции и др. По выполняемым функциям выделяют нормативы плановые, экономические, технические, экологические, социальные, трудовые, правовые и т. д. По сфере распространения — международные, федеральные, региональные, местные и др. По степени детализации — интегральные, дифференциальные, индивидуальные, групповые, частные и общие и др. По численным значениям различают нормы оптимальные, допустимые, минимальные, средние, максимальные. Использование в процессе планирования более точных исходных нормативов, какими обычно являются их оптимальные или средние величины, позволяет приблизить плановые показатели к фактическим или уменьшить степень их отклонения. По целевому назначению нормативы бывают расходными, оценочными, техническими, оперативно-производственными и календарно-плановыми и т. д. Расходные нормативы определяют величину затрат ресурсов, оценочные — эффективность их использования, оперативные — продолжительность и порядок движения ресурсов в процессе производства продукции. По методам установления различают нормативы научно обоснованные, расчетно-аналитические, опытно-экспериментальные, аналитически-исследовательские, отчетно-статистические и др. Нормативы должны служить ориентирами экономического состояния предприятия. Но это как раз наиболее слабое звено планирования, огромное число норм и нормативов устанавливаются не апробированными методами, а чаще всего «на глаз», по соображениям нормировщиков или мастеров. Для того чтобы нормы отражали реальную продолжительность изготовления продукции, их следует составлять по всем правилам технического нормирования, включая разработку технологической нормали. Способы разработки норм и нормативов бывают следующими: а) в результате расчетов; б) в соответствии с действующим законодательством; в) по экономическим и неэкономическим соображениям. Нормы и нормативы сводятся в нормативную базу, постоянно обновляемую и корректируемую по мере деятельности и развития предприятия. Уровни разработки стратегий На крупных предприятиях решения о методах управления новыми направлениями развития принимаются корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов предприятия в целом или его подразделений, топ-менеджерами, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления. В диверсифицированной организации стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях: 1) корпоративная стратегия; 2) деловая стратегия; 3) функциональная стратегия; 4) операционная стратегия. На одноотраслевом предприятии существует только три уровня (отсутствует корпоративный). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированного предприятия и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности. Разработка корпоративной стратегии предусматривает четыре вида действий: 1. Действия по достижению диверсификации. Этот аспект корпоративной стратегии определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и будет определять позицию предприятия в каждой из целевых отраслей. 2. Действия по улучшению показателей работы в отраслях, где уже действует предприятие. 3. Поиск путей получения синергетического эффекта среди родственных предприятий и превращения его в конкурентное преимущество. 4. Определение инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов предприятия в перспективные области деятельности. Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена. Они несут главную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей низших звеньев управления. Руководители ключевых производств также могут участвовать в разработке стратегии, если ее отдельные направления имеют отношение к возглавляемому ими производству. Деловая стратегия (бизнес-стратегия) обозначает план управления отдельной сферой деятельности предприятия и включает ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности. Для отдельного предприятия, занимающегося одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегии совпадают; различие между этими стратегиями существует только на диверсифицированном предприятии. Направления деловой стратегии: • реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и других значимых сферах; • разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами; • объединение стратегических инициатив функциональных отделов; • решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент. Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Функциональная стратегия является более узкой по сравнению с деловой стратегией, однако конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Операционная стратегия представляет собой план управления ключевыми организационными звеньями. Она предусматривает выполнение стратегически важных оперативных задач, таких как закупка сырья, транспортировка, проведение рекламных мероприятий. Ответственность за разработку операционных стратегий лежит на руководителях среднего и низового звена. План организационно-технического развития План организационно-технического развития разрабатывается всеми техническими службами и производственными подразделениями для обоснования развития предприятия и определения потребности в финансовых средствах для проведения мероприятий по развитию производства. План организационно-технического развития содержит подразделы: • план создания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции; • план НИОКР; • план организационно-технических мероприятий (по основному, вспомогательному производству, обслуживающим хозяйствам, системе управления); • план капитального строительства; • план обеспечения безопасности жизнедеятельности. План создания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции предусматривает: • создание и освоение новых видов продукции; • организацию производства изделий по приобретенным лицензиям, патентам и другим правам; • модернизацию выпускаемой продукции; • внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий на продукцию. План по данному подразделу оформляется в виде таблицы 2. Таблица 2 – Плансоздания, освоения новых и повышения качества выпускаемых видов продукции
План НИОКР включает планирование: • новых технологий, требующих проведения научных исследований; • научных исследований и опытно-конструкторских разработок по новым образцам техники; • стендовых и производственных испытаний и т. д. План по данному подразделу оформляется в виде таблицы 3. Исполнителями НИОКР могут быть собственные научные подразделения или сторонние организации. План организационно-технических мероприятий включает: • план внедрения прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производства; • план совершенствования управления, планирования и организации производства; • план мероприятий по экономии материалов, топлива и энергии; • план капитального ремонта и модернизации основных фондов.
Таблица 3 –План проведения НИОКР
План организационно-технических мероприятий составляется по форме в виде табл. 3 или по аналогично форме. Каждое организационно-техническое мероприятие обосновывается расчетами экономической эффективности. План капитального строительства разрабатывается в случае, если предприятие ведет капитальное строительство. Этот раздел плана технико-экономического развития предприятия часто используется при предусмотренной в стратегическом плане предприятия реструктуризации предприятия. Данный план подготавливается отделом капитального строительства, который размещает подряды в строительных организациях или организует строительство хозяйственным способом, ведет надзор, заказывает, получает и устанавливает оборудование. Предприятие может вести строительство двумя способами: • подрядным, когда предприятие выступает как заказчик и финансирует деятельность подрядчика; • хозяйственным — когда предприятие является одновременно и заказчиком, и исполнителем. План капитального строительства состоит обычно из следующих подразделов: • план капитальных вложений; • план ввода основных фондов и производственных мощностей; • пообъектный перечень строек (титульные списки). Основные направления капитального строительства соответствуют направлениям воспроизводства основных фондов: техническое перевооружение (воспроизводство основных фондов на новом техническом уровне с заменой и модернизацией оборудования при минимальном объеме строительно-монтажных работ); реконструкция (затрагивает основные несущие конструкции зданий и сооружений); расширение (предполагает развитие производственных мощностей на той же территории с возможным увеличением производственных площадей); новое строительство (осуществляется по новому проекту на новых строительных площадках). План капитальных вложений разрабатывается по форме таблицы 4. Таблица 4 – План капитальных вложений предприятия на ____ гг
К плану капитальных вложений дополнительно прилагаются расчеты эффективности капитальных вложений по специально разрабатываемым формам. Расчет экономической эффективности капитальных вложений определяется по законченным объектам с учетом лага капитальных вложений. План ввода в действие основных фондов и производственных мощностей содержит перечень вводимых объектов с указанием сроков ввода, сметной стоимости объекта, стоимости вводимых основных фондов, величины вводимых производственных мощностей и других показателей. Титульные списки строек (так называемые титулы) содержат сведения по всем начинаемым или ведущимся объектам нового строительства. В них содержатся подробные сведения о будущем объекте, его стоимость, производственная мощность, общие и производственные площади, численность работающих, стоимость основных фондов и др. В титуле стройки указываются сроки ввода, в том числе по очередям строительства. План по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает следующие подразделы: • охрана труда на предприятии; • улучшение условий труда; • природоохранные мероприятия. Планирование производства и сбыта продукции План производства и реализации продукции Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия. Основные подразделы плана производства и реализации продукции: • план производства продукции, работ, услуг; • план продаж (реализации продукции, работ, услуг); • план развития производственных мощностей. Исходными данными для расчетов служат: • объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга; • производственные мощности предприятия по технологическим переделам; • цены, действующие в плановом периоде; • остатки незавершенного производства на начало периода • остатки готовой продукции на складах на начало периода. Основными показателями плана производства и реали зации продукции являются: • объем продаж; • номенклатура и ассортимент выпуска продукции; • объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении; • объем валовой продукции с учетом изменения объемов незавершенного производства. Форма плана производства и реализации продукции представлена в таблице 5. В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж — всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия. Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях. Исходные данные для расчета производственных мощностей: • номенклатурный план производства; • нормы трудоемкости по операциям, изделиям, узлам, деталям, заготовкам (прогрессивные); • план технического развития в части ввода и выбытия производственных мощностей и технического перевооружения; • нормативы использования оборудования и площадей; • нормативы станкоемкости продукции (прогрессивные). Выходными документами по расчетам мощностей являются формы БМ, 1-ОС, Ц-5 и т. д. В этих формах производится расчет загрузки оборудования, строится эпюра мощностей, разрабатывается план организационно-технических мероприятий по устранению диспропорций. Таблица 5 – План производства и реализации продукции предприятия______
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.021 с.) |