Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование ученые также относят к формам непосредственной демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование ученые также относят к формам непосредственной демократии.



В соответствии со статьей 35 Конституции Республики Беларусь “Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом”.

Механизм реализации конституционного права граждан на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, иных массовых мероприятий закреплен в Декрете Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. № 11 “О некоторых мерах по совершенствованию порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных массовых мероприятий и пикетирования в Республике Беларусь”, Законе Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь”.

К сожалению, в Законе в отдельной статье не указаны принципы, на основе которых должно осуществляться проведение данных мероприятий, тем более, что в статье 1 Закона определено, что законодательство о массовых мероприятиях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь. Наличие принципов в Законе способствовало бы принятию более качественных подзаконных актов.

Анализ Закона “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” позволяет утверждать, что данные мероприятия осуществляются на основе следующих принципов:

а) свобода волеизъявления организаторов собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, иного массового мероприятия на их проведение;

б) свободное участие граждан в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании, ином массовом мероприятии;

в) разрешительный порядок на проведение собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, иного массового мероприятия;

г) законность;

д) гласность;

е) ответственность за нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, иного массового мероприятия.

Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование, иные массовые мероприятия как формы непосредственной демократии могут использоваться в системе местного управления и самоуправления. Через данные формы непосредственной демократии граждане имеют возможность влиять на социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на территории соответствующей административно-территориальной единицы, выдвигать требования к органам местного управления и самоуправления, вносить предложения по совершенствованию действующих нормативных актов местных органов управления и самоуправления, по принятию новых правовых актов, подвергать критике деятельность местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, высказывать замечания и пожелания в адрес должностных лиц этих органов, привлекать внимание руководителей предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории местного Совета, к проблемам местной жизни, требовать активизации их работы в решении местных проблем и т.д.

В статье 2 Закона “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” раскрывается понятие указанных форм непосредственного волеизъявления граждан.

Собрание определяется как совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Митинг определяется как массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Уличное шествие — организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.

Демонстрация по указанному Закону трактуется как организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.

Пикетирование — это публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.

Иное массовое мероприятие – спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимое в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении.

Инициаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, указанные в данном качестве в заявлении о проведении массового мероприятия и принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению в соответствии с настоящим Законом, а также политические партии, профессиональные союзы и другие организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Для проведения массового мероприятия их организаторами подается заявление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение одного из указанных мероприятий. Если указанные мероприятия предполагается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо число участвующих в них будет превышать 1000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования) или 1500 человек (для иных массовых мероприятий), заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет.

В городе Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за пятнадцать дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия.

В заявлении указываются:

цель, вид, место проведения массового мероприятия;

дата проведения, время его начала и окончания;

маршруты движения;

предполагаемое количество участников;

фамилии, имена, отчества организаторов, их место жительства и работы (учебы);

меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия;

меры, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;

дата подачи заявления.

К заявлению прилагается обязательство в письменной форме организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, по организации и проведению массового мероприятия.

Заявление регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом в день его подачи. Организаторам не может быть отказано в приеме заявления, если оно оформлено надлежащим образом и подано в установленные сроки.

Руководитель или заместитель руководителя местного исполнительного и распорядительного органа обязан рассмотреть заявления и не позднее чем за пять дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить организатору (организаторам) о принятом решении. В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.

Если в решении руководителя или заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа содержится запрещение в проведении массового мероприятия либо изменение даты, места и времени его проведения, то организаторы вправе обжаловать такое решение в суде.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия никто не вправе распространять информацию о времени и месте их проведения каким-либо образом.

Законом “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” определены места, вблизи которых не допускается проведение указанных мероприятий:

они не могут проводиться в местах, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, школы).

Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.

Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения указанных мероприятий, а также места, где их проведение не допускается.

Запрещается проведение массовых мероприятий, если их целью будет насильственное изменение конституционного строя, либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Во время проведения массового мероприятия их организаторы обязаны:

постоянно присутствовать на проводимых мероприятиях;

обеспечивать соблюдение условий и порядка проведения мероприятий, указанных в решении, безопасность граждан, сохранность и неприкосновенность государственной и частной собственности, а также зеленых насаждений;

выполнять все законные требования работников милиции, должностных лиц или представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, и содействовать им в обеспечении общественного порядка;

в случае прекращения проводимого мероприятия своевременно доводить такое решение до сведения его участников;

иметь отличительный знак организатора проводимого мероприятия;

являться по приглашению в местный исполнительный и распорядительный орган или в орган внутренних дел по вопросам, связанных с проведением мероприятия;

произвести не позднее 10 дней после проведения массового мероприятия оплату расходов, связанных с охраной общественного порядка, медицинским обслуживанием и уборкой территории, в соответствии с решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводилось массовое мероприятие.

Статья 11 Закона “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” требует от участников проводимого мероприятия соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, работников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка. Организаторам и участникам собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования запрещается:

препятствовать движению транспорта и пешеходов;

создавать помехи для бесперебойного функционирования предприятий, учреждений и организаций;

устанавливать палатки, иные временные сооружения;

оказывать воздействие на работников милиции с целью воспрепятствования им выполнения своих служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

иметь при себе какое-либо оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их муляжи, а также иные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей, либо причинить материальный ущерб гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям;

использовать плакаты, транспаранты и иные средства, содержащие призывы к насильственному изменению конституционного строя либо пропагандирующие войну, социальную, национальную, религиозную или расовую вражду, унижающие честь и достоинство личности;

действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;

пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю и общественному порядку, правам и законным интересам граждан.

Во время проведения иных массовых мероприятий на организаторов и участников распространяются аналогичные запреты, за следующим исключением:

театральные и иные творческие коллективы могут иметь при себе имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов;

театральные и иные творческие коллективы во время проведения ими представлений могут пользоваться флагами и вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке.

Реализация алкогольных напитков и пива в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий запрещается на время проведения этих мероприятий. Такую торговлю не вправе вести организаторы и участники, а также организации и лица, не являющимися организаторами и участниками, за исключением организаций (рестораны, кафе и т.п.), имеющих право на их торговлю в соответствии с законодательством Республики Беларусь в случаях запланированных ранее торжественных и ритуальных мероприятий.

Если массовое мероприятие проводится без разрешения или нарушены условия их проведения, указанные в решении руководителя или заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, а также при возникновении опасности жизни и здоровью граждан или нарушении общественного порядка, то по требованию руководителя (его заместителя) исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел, организатора (организаторов) или лица (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, они должны быть прекращены незамедлительно. В случае отказа участников проводимых мероприятий от выполнения указанных требований органами милиции принимаются необходимые меры по их прекращению.

Лица, нарушившие установленный порядок организации и проведения массовых мероприятий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях.

Если при проведении указанных мероприятий был причинен материальный ущерб государству, гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, то виновные в этом участники должны возместить его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.022 с.)