Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная цель создания и деятельности органов местного самоуправления – это решение вопросов местного значения, создание условий для удовлетворения потребностей и нужд населения, обеспечение комфортного проживания граждан на соответствующей территории. Для их решения необходимы материально-финансовые ресурсы. Без обладания ими местное самоуправление не выполняло бы надлежащим образом свои функции. Поэтому не случайно международно-правовые документы в области местного самоуправления уделяют большое внимание экономическим и финансовым ресурсам этих органов. Так, Европейская хартия о местном самоуправлении в статье 9 устанавливает источники финансирования организации и деятельности органов местного самоуправления. В ней закреплены следующие основные положения: 1. органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций; 2. финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны представленным им конституцией или законом полномочиям; 3. по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом; 4. финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов; 5. защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции. В Декларации “О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества”, принятой Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в ст. 4, посвященной экономическим основам местного самоуправления, определено, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать право территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами. Органы местного самоуправления имеют право на материально-финансовые ресурсы, которые должны быть соразмерны их полномочиям, в том числе быть достаточными для обеспечения государственных социальных стандартов для населения. Государство обеспечивает соразмерность ресурсов полномочиям местного самоуправления, установленных законами. В абзаце 9 ст. 1 Модельного закона «Об общих принципах организации местных финансов» принятом на двенадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 12-10 от 8 декабря 1998 года) под местным бюджетом понимается «бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления», а под местными финансами - «совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения» (абзац 12 ст. 1). Иначе говоря, бюджет – это план поступления и расходования денежных средств. В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» имеется глава 6 «Экономическая основа местного управления и самоуправления». В юридической литературе существуют два подхода к определению экономических основ местного самоуправления. В одном из них под экономическими основами местного самоуправления понимаются общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Во-втором – совокупность (система) взаимосвязанных муниципальных и иных объектов, а также финансовых ресурсов, составляющих потенциал, который может быть использован для получения доходов и удовлетворения потребностей населения муниципальных образований [1, с. 154,155]. В соответствии с частью 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь «Собственность может быть государственной и частной» [1, ч. Ст. 13 ]. Такое установление только двух форм собственности обедняет практику и теорию отношений собственности. В зарубежной практике конституционного регулирования собственности существует и обосновывается теоретически наличие большего разнообразия форм собственности, кроме указанных двух - муниципальной, собственности общественных объединений, собственности политических партий и других. В статье 121 Конституции Республики Беларусь указывается, что к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: «утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов» [1, ст. 121]. Конституция Республики Беларусь не определяет субъекта права коммунальной собственности. Она также четко не устанавливает экономическую основу местного самоуправления. Этот недостаток конституционного регулирования следует исправить и четко установить, что экономическую основу местного самоуправления составляет коммунальная собственность, местный бюджет и иное имущество, право владения, пользования и распоряжения которым в соответствии с законодательством принадлежит населению соответствующей административно-территориальной единицы. Пока же в Конституции Республики Беларусь отсутствуют гарантии права коммунальной собственности. Это позволяет государству и его органам постоянно вмешиваться в процесс управления коммунальной собственностью. Несамостоятельность коммунальной собственности снижает уровень и качество эффективного управления ею. Согласно статье 54 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» под экономической основой местного управления и самоуправления понимается «коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством». Представляется, что законодательное определение понятия экономической основы местного управления и самоуправления не является удачным. Коммунальная собственность как-бы раздваивается, ее собственником (cубъектами права коммунальной собственности) являются одновременно соответствующего уровня местный Совет депутатов и исполком, которые являются различными по своей правовой природе органами. Местные Советы депутатов являются одновременно государственными органами и органами местного самоуправления, а исполкомы и местные администрации – только государственными органами. На местном уровне властвования народа существует двоевластие. Таким образом, содержание экономической основы местного самоуправления как института муниципального права может быть раскрыто в широком и узком смысле. В первом случае экономическая или финансово-экономическая основа местного самоуправления представляет систему установленных Конституцией Республики Беларусь, Кодексами Республики Беларусь, законами, указами, иными правовыми актами, актами органов местного самоуправления правовых норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в административно-территориальных единицах по поводу имущества, находящегося в коммунальной собственности, имущественных прав муниципальных образований, и норм, регулирующих бюджетные правоотношения административно-территориальных единиц (ст. ст. 54 – 57 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь). Во втором случае экономическая или материальная основа местного самоуправления охватывает совокупность правовых норм, регулирующих только отношения коммунальной собственности и имущественные права административно-территориальных единиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.98.0 (0.01 с.) |