Особенности функционирования государственных унитарных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования государственных унитарных предприятий



 

Рыночная экономика вынуждена в зависимости от экономической обстановки в стране содержать ряд предприятий в государственной собственности.

В США государственные предприятия вырабатывают всего 3-4% валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40%, остальную часть - крупные негосударственные предприятия. Основные сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса – строительство, торговля и сфера обслуживания, где они занимают более 80%. Мелкий и средний бизнес показал свою эффективность в сфере инновационного предпринимательства, где на 1$ затрат им внедряется в 17 раз больше инноваций, чем в крупном бизнесе и в государственных предприятиях.

В Японии 81% всех работающих занято в малом бизнесе, он преобладает в легкой промышленности, торговле, сфере услуг, сервисном обслуживании бытовой техники. В Западной Европе примерно 16% валового национального продукта производится в государственном секторе экономики [20].

В России государственные предприятия контролируют железнодорожный транспорт, ядерную энергетику, добычу полезных ископаемых, военно-промышленный комплекс.

В условиях экономического кризиса государство вынуждено национализировать предприятия, которыми не может управлять частный собственник, государственный сектор экономики в этот период возрастает. В периоды бурного развития экономики развивается быстрее других мелкий и средний бизнес, который имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом и государственными предприятиями:

- быстрая реакция на изменения рыночного спроса;

- быстрое освоение инноваций;

- возможность использовать отходы производства и местное сырье;

- возможность развития инициативы и предприимчивости работников;

- незначительные накладные расходы;

- малая капиталоемкость и незначительный срок окупаемости капиталовложений;

- возможность правильно оценить трудовой вклад каждого работника в производство и установить соответствующую оплату труда;

- возможность без больших затрат создавать новые рабочие места [34].

Наибольшим недостатком малого бизнеса является его неустойчивость. В условиях экономического кризиса государственный сектор в России увеличивается. Государство решает проблему вывода экономики из кризиса и сохранения научно-технического потенциала. Поэтому государство увеличивает свое участие в стратегических предприятиях до мажоритарного уровня, а неконтролирующие пакеты акций в нестратегических отраслях приватизирует.

Государственные предприятия подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества, унитарные предприятия, государственные корпорации.

Государственные акционерные общества – это предприятия, в которых государство в большей или меньшей степени участвует в управлении предприятием в зависимости от принадлежащего государству пакета акций. Их функционирование регламентируется законом «Об акционерных обществах» [39].

Государство может владеть 100% акций предприятия, что дает право единолично формировать совет директоров, определять стратегические и тактические направления функционирования предприятия. Пример такого акционерного общества - «Российские железные дороги». Государство может иметь преобладающий пакет акций и быть мажоритарным акционером, который участвует в управлении акционерным обществом, имеет преимущества в формировании совета директоров, повестки дня общего собрания акционерного общества. Им принадлежит 23% российской экономики. Примерами таких акционерных обществ могут быть Газпром, Аэрофлот.

Если государство владеет незначительным пакетом акций (в пределах 10-49 %), оно является миноритарным акционером, который имеет доступ к информации о деятельности предприятия и при необходимости имеет право обращаться с исками о неправомерной или неэффективной деятельности руководства предприятия [45].

В 2008 г. государство являлось мажоритарным акционером в 61,4% акционерных обществ с его участием, а миноритарным – в 38,6%. Унитарные государственные предприятия подразделяются на федеральные, республиканские и муниципальные. В 2007 г. федеральные и региональные предприятия представляли на фондовом рынке примерно 40% капитализации предприятий страны, а доля фирм с участием предприятий всех уровней составляла около 18%, т.к. они были крупнее частных. В 2008 г. в России насчитывалось 5709 унитарных государственных предприятий, а акционерных обществ с участием государственного капитала – 3674.

В 2008 г. в России основная часть рабочей силы (57,3%) была занята в частных предприятиях, в унитарных государственных – 31,4%, в акционерных обществах с участием государственного капитала - 6,3%. В то же время государственная собственность представляла всего 24%., а частная - 76%.

Федеральные предприятия управляются Государственным комитетом по управлению госимуществом, республиканские - комитетами по управлению имуществом республик, муниципальные - комитетами по управлению имуществом районных и городских властей [23].

Их деятельность регламентируется законом «О государственных и муниципальных предприятиях». Пример такого предприятия - Рособоронэкспорт. Аудит деятельности унитарных предприятий осуществляет Счетная палата РФ. Политика государства в отношении этих предприятий заключается в постепенной реорганизации их в мажоритарные акционерные общества, а предприятий оборонного комплекса в предприятия Казначейства. В России создано 7 государственных корпораций (Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимпстрой и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Агентство по страхованию вкладов»). Эти корпорации созданы для решения стратегических задач страны. Их отличительными особенностями являются: учреждение каждой корпорации на основании отдельного закона, основателем и владельцем активов является государство, неподконтрольность Счетной палате РФ.

В последние годы роль государства в российской экономике постепенно снижается, несмотря на влияние экономического кризиса. Отмечается рост инвестиций из России в зарубежные страны. Среди активных инвесторов можно назвать Газпром, Зарубежнефть. В то же время в государственные предприятия привлекается зарубежный капитал, например, холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация», при этом не допускается владение зарубежными инвесторами контрольным, а часто и мажоритарным, пакетом акций [18].

Лидерами рыночной капитализации являются следующие предприятия, контролируемые государством: Газпром, Роснефть и Сбербанк.

Примером сокращения роли государства в энергетическом секторе может служить реорганизация РАО ЕЭС. В этом примере государство больше опирается на частную инициативу.

Рассмотрим подробнее особенности государственных унитарных предприятий.

Государственное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Государственные унитарные предприятия делится на:

- республиканские унитарные предприятия;

- коммунальные [22].

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности РФ и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения [1].

Минимальный уставный фонд. Участники самостоятельно определяют размер уставного фонда. Порядок формирования уставного фонда - на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд должен быть сформирован в размере не ниже минимального размера предусмотренного их учредительными документами. Хотя в ООО или ОДО на момент государственной регистрации уставный фонд может быть сформирован наполовину, а оставшуюся половину участники вносят в течение первого года деятельности

Учредительным документом является устав, утвержденный собственником.

Органы управления - руководитель, назначенный собственником.

В унитарном предприятии может не быть главного бухгалтера, поскольку директору унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, если это предусмотрено уставом предприятия.

Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы в силу, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм [26].

Несомненным плюсом унитарного предприятия является то, что его местонахождением может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) учредителя унитарного предприятия. Для этого необходимо:

1) чтобы помещение принадлежало учредителю унитарного предприятия на праве собственности (находилось в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; либо

2) чтобы учредитель постоянно проживал в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующий штамп (штамп о регистрации по месту жительства) в паспорте либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), – с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) [50].

Однако следует все же помнить, что осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) созданного унитарного предприятия в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством. То есть «юридический адрес» будет числиться в этом жилом помещении, однако для размещения работников (офиса) необходимо будет искать нежилое помещение.

Так, каковы же особенности государственных унитарных предприятий? В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами).

Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность [37].

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Оценим достоинства и недостатки унитарных предприятий. Рассмотрим сначала положительные стороны таких предприятий. Во-первых, они призваны решать те вопросы, которые актуальны в обществе в данный момент времени. Во-вторых, они являются более устойчивыми (по сравнению с прочими коммерческими предприятиями). Это связано с тем, что они, как правило, функционируют в отраслях, уровень рентабельности которых не представляет интереса для частных предпринимателей, соответственно, отсутствует конкуренция. Кроме того, поддержка со стороны государства ограждает данные субъекты от разорения. Еще одно достоинство – своевременная выплата заработной платы, предсказуемость [46].

Преимущества государственных унитарных предприятий:

1. Оказание большого количества государственных услуг. Низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по госзаданию / госконтракту.

2. Относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством), государство может изъять имущество у предприятия.

3. Упрощенные способы получения господдержки (решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган, а о докапитализации гос. АО только в соответствии с прямым указанием закона о бюджете).

4. Резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти [38].

«Мнимые» преимущества государственных унитарных предприятий:

1. «Руки» муниципальных и региональных органов власти в исполнении функций и решении социально-политических и социально-экономических задач.

2. Источник дополнительных (не указанных в бюджете) финансовых ресурсов для органов исполнительной власти.

3. Возможность ограниченного оперативного контроля деятельности УП административными методами («ручное управление»). Согласование всех существенных сделок с уполномоченным госорганом.

Теперь, несколько слов о недостатках. Прежде всего, унитарные предприятия имеют меньшую эффективность с экономической точки зрения. Также постоянный уровень оплаты труда приводит к уменьшению его производительности, потере интереса со стороны сотрудников, поскольку отсутствует грамотная мотивационная составляющая. Немаловажен также тот факт, что на данных объектах довольно часто происходит использование имущества в целях получения личной выгоды, воровство, характерна высокая степень бюрократии. Так, можно сказать, что создавать унитарные предприятия целесообразно лишь в тех областях, где применение иных форм менее эффективно.

Негативные проявления организационно-правовой формы «унитарное предприятие»:

Проблемы для собственника:

1. Проблемы целеполагания и эффективного управления ввиду конфликта интересов государства:

• Собственника имущества предприятия

• Потребителя товаров(услуг) предприятия

•Регулятора рынка, на котором действует предприятие

2. Неэффективность контроля со стороны чиновников органов исполнительной власти - представителя собственника имущества из-за ограниченности ресурсов и отсутствия специальных компетенций и надлежащей мотивации.

3. Госконтроль эффективного расходования средств дорог из-за большого количества ГУП-МУП, сложности оценки эффективности компании. Экономия расходов на госконтроль создает высокие риски хищения имущества.

4. Мало возможностей по привлечению финансирования, найму высококвалифицированного персонала из-за ограничений в политике вознаграждения.

5. На унитарное предприятие наложены ограничения на условия закупки товаров и услуг.

6. Почти все унитарные предприятия сдают в аренду имущество, и большинство из них делают это «неформально», без получения согласия собственника имущества и учета доходов от аренды [21].

Проблемы для экономики:

1. Деятельность УП негативно отражается на конкуренции, особенно на локальных рынках:

• на конкурентных рынках наличие дешевых инвестиций, (капитал и финансирование)

•«защищенный спрос» со стороны органов власти позволяет длительно поддерживать цену «ниже рынка», а на монопольных - отсутствие контроля за эффективностью расходования средств приводит к завышению цены на продукцию УП.

2. «Упрощенный порядок докапитализации» через закрепление имущества на праве хозяйственного управления и преференции при участии в госзакупках ухудшают конкурентное поле для частного бизнеса.

3. Процедуры банкротства не защищают кредиторов из-за риска изъятия имущества УП в преддверие банкротства. Ограниченный риск банкротства и простота вывода активов из неплатежеспособных УП приводит к росту неплатежей и передаче неэффективности на рынках.

4. Отсутствие механизмов внешнего рыночного контроля: построение эффективной системы корпоративного управления возможно при вовлечении в рынок УП и изменение законодательства о порядке управления им (преобразование).

5. В отсутствие риска поглощения смена управленческой команды, как правило, не находится в зависимости от эффективности её деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.027 с.)