Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности функционирования государственных унитарных предприятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рыночная экономика вынуждена в зависимости от экономической обстановки в стране содержать ряд предприятий в государственной собственности. В США государственные предприятия вырабатывают всего 3-4% валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40%, остальную часть - крупные негосударственные предприятия. Основные сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса – строительство, торговля и сфера обслуживания, где они занимают более 80%. Мелкий и средний бизнес показал свою эффективность в сфере инновационного предпринимательства, где на 1$ затрат им внедряется в 17 раз больше инноваций, чем в крупном бизнесе и в государственных предприятиях. В Японии 81% всех работающих занято в малом бизнесе, он преобладает в легкой промышленности, торговле, сфере услуг, сервисном обслуживании бытовой техники. В Западной Европе примерно 16% валового национального продукта производится в государственном секторе экономики [20]. В России государственные предприятия контролируют железнодорожный транспорт, ядерную энергетику, добычу полезных ископаемых, военно-промышленный комплекс. В условиях экономического кризиса государство вынуждено национализировать предприятия, которыми не может управлять частный собственник, государственный сектор экономики в этот период возрастает. В периоды бурного развития экономики развивается быстрее других мелкий и средний бизнес, который имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом и государственными предприятиями: - быстрая реакция на изменения рыночного спроса; - быстрое освоение инноваций; - возможность использовать отходы производства и местное сырье; - возможность развития инициативы и предприимчивости работников; - незначительные накладные расходы; - малая капиталоемкость и незначительный срок окупаемости капиталовложений; - возможность правильно оценить трудовой вклад каждого работника в производство и установить соответствующую оплату труда; - возможность без больших затрат создавать новые рабочие места [34]. Наибольшим недостатком малого бизнеса является его неустойчивость. В условиях экономического кризиса государственный сектор в России увеличивается. Государство решает проблему вывода экономики из кризиса и сохранения научно-технического потенциала. Поэтому государство увеличивает свое участие в стратегических предприятиях до мажоритарного уровня, а неконтролирующие пакеты акций в нестратегических отраслях приватизирует. Государственные предприятия подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества, унитарные предприятия, государственные корпорации. Государственные акционерные общества – это предприятия, в которых государство в большей или меньшей степени участвует в управлении предприятием в зависимости от принадлежащего государству пакета акций. Их функционирование регламентируется законом «Об акционерных обществах» [39]. Государство может владеть 100% акций предприятия, что дает право единолично формировать совет директоров, определять стратегические и тактические направления функционирования предприятия. Пример такого акционерного общества - «Российские железные дороги». Государство может иметь преобладающий пакет акций и быть мажоритарным акционером, который участвует в управлении акционерным обществом, имеет преимущества в формировании совета директоров, повестки дня общего собрания акционерного общества. Им принадлежит 23% российской экономики. Примерами таких акционерных обществ могут быть Газпром, Аэрофлот. Если государство владеет незначительным пакетом акций (в пределах 10-49 %), оно является миноритарным акционером, который имеет доступ к информации о деятельности предприятия и при необходимости имеет право обращаться с исками о неправомерной или неэффективной деятельности руководства предприятия [45]. В 2008 г. государство являлось мажоритарным акционером в 61,4% акционерных обществ с его участием, а миноритарным – в 38,6%. Унитарные государственные предприятия подразделяются на федеральные, республиканские и муниципальные. В 2007 г. федеральные и региональные предприятия представляли на фондовом рынке примерно 40% капитализации предприятий страны, а доля фирм с участием предприятий всех уровней составляла около 18%, т.к. они были крупнее частных. В 2008 г. в России насчитывалось 5709 унитарных государственных предприятий, а акционерных обществ с участием государственного капитала – 3674. В 2008 г. в России основная часть рабочей силы (57,3%) была занята в частных предприятиях, в унитарных государственных – 31,4%, в акционерных обществах с участием государственного капитала - 6,3%. В то же время государственная собственность представляла всего 24%., а частная - 76%. Федеральные предприятия управляются Государственным комитетом по управлению госимуществом, республиканские - комитетами по управлению имуществом республик, муниципальные - комитетами по управлению имуществом районных и городских властей [23]. Их деятельность регламентируется законом «О государственных и муниципальных предприятиях». Пример такого предприятия - Рособоронэкспорт. Аудит деятельности унитарных предприятий осуществляет Счетная палата РФ. Политика государства в отношении этих предприятий заключается в постепенной реорганизации их в мажоритарные акционерные общества, а предприятий оборонного комплекса в предприятия Казначейства. В России создано 7 государственных корпораций (Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимпстрой и «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Агентство по страхованию вкладов»). Эти корпорации созданы для решения стратегических задач страны. Их отличительными особенностями являются: учреждение каждой корпорации на основании отдельного закона, основателем и владельцем активов является государство, неподконтрольность Счетной палате РФ. В последние годы роль государства в российской экономике постепенно снижается, несмотря на влияние экономического кризиса. Отмечается рост инвестиций из России в зарубежные страны. Среди активных инвесторов можно назвать Газпром, Зарубежнефть. В то же время в государственные предприятия привлекается зарубежный капитал, например, холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация», при этом не допускается владение зарубежными инвесторами контрольным, а часто и мажоритарным, пакетом акций [18]. Лидерами рыночной капитализации являются следующие предприятия, контролируемые государством: Газпром, Роснефть и Сбербанк. Примером сокращения роли государства в энергетическом секторе может служить реорганизация РАО ЕЭС. В этом примере государство больше опирается на частную инициативу. Рассмотрим подробнее особенности государственных унитарных предприятий. Государственное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Государственные унитарные предприятия делится на: - республиканские унитарные предприятия; - коммунальные [22]. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности РФ и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения [1]. Минимальный уставный фонд. Участники самостоятельно определяют размер уставного фонда. Порядок формирования уставного фонда - на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд должен быть сформирован в размере не ниже минимального размера предусмотренного их учредительными документами. Хотя в ООО или ОДО на момент государственной регистрации уставный фонд может быть сформирован наполовину, а оставшуюся половину участники вносят в течение первого года деятельности Учредительным документом является устав, утвержденный собственником. Органы управления - руководитель, назначенный собственником. В унитарном предприятии может не быть главного бухгалтера, поскольку директору унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, если это предусмотрено уставом предприятия. Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы в силу, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм [26]. Несомненным плюсом унитарного предприятия является то, что его местонахождением может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) учредителя унитарного предприятия. Для этого необходимо: 1) чтобы помещение принадлежало учредителю унитарного предприятия на праве собственности (находилось в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; либо 2) чтобы учредитель постоянно проживал в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующий штамп (штамп о регистрации по месту жительства) в паспорте либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), – с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников) [50]. Однако следует все же помнить, что осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) созданного унитарного предприятия в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством. То есть «юридический адрес» будет числиться в этом жилом помещении, однако для размещения работников (офиса) необходимо будет искать нежилое помещение. Так, каковы же особенности государственных унитарных предприятий? В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность [37]. Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации. Оценим достоинства и недостатки унитарных предприятий. Рассмотрим сначала положительные стороны таких предприятий. Во-первых, они призваны решать те вопросы, которые актуальны в обществе в данный момент времени. Во-вторых, они являются более устойчивыми (по сравнению с прочими коммерческими предприятиями). Это связано с тем, что они, как правило, функционируют в отраслях, уровень рентабельности которых не представляет интереса для частных предпринимателей, соответственно, отсутствует конкуренция. Кроме того, поддержка со стороны государства ограждает данные субъекты от разорения. Еще одно достоинство – своевременная выплата заработной платы, предсказуемость [46]. Преимущества государственных унитарных предприятий: 1. Оказание большого количества государственных услуг. Низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по госзаданию / госконтракту. 2. Относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством), государство может изъять имущество у предприятия. 3. Упрощенные способы получения господдержки (решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган, а о докапитализации гос. АО только в соответствии с прямым указанием закона о бюджете). 4. Резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти [38]. «Мнимые» преимущества государственных унитарных предприятий: 1. «Руки» муниципальных и региональных органов власти в исполнении функций и решении социально-политических и социально-экономических задач. 2. Источник дополнительных (не указанных в бюджете) финансовых ресурсов для органов исполнительной власти. 3. Возможность ограниченного оперативного контроля деятельности УП административными методами («ручное управление»). Согласование всех существенных сделок с уполномоченным госорганом. Теперь, несколько слов о недостатках. Прежде всего, унитарные предприятия имеют меньшую эффективность с экономической точки зрения. Также постоянный уровень оплаты труда приводит к уменьшению его производительности, потере интереса со стороны сотрудников, поскольку отсутствует грамотная мотивационная составляющая. Немаловажен также тот факт, что на данных объектах довольно часто происходит использование имущества в целях получения личной выгоды, воровство, характерна высокая степень бюрократии. Так, можно сказать, что создавать унитарные предприятия целесообразно лишь в тех областях, где применение иных форм менее эффективно. Негативные проявления организационно-правовой формы «унитарное предприятие»: Проблемы для собственника: 1. Проблемы целеполагания и эффективного управления ввиду конфликта интересов государства: • Собственника имущества предприятия • Потребителя товаров(услуг) предприятия •Регулятора рынка, на котором действует предприятие 2. Неэффективность контроля со стороны чиновников органов исполнительной власти - представителя собственника имущества из-за ограниченности ресурсов и отсутствия специальных компетенций и надлежащей мотивации. 3. Госконтроль эффективного расходования средств дорог из-за большого количества ГУП-МУП, сложности оценки эффективности компании. Экономия расходов на госконтроль создает высокие риски хищения имущества. 4. Мало возможностей по привлечению финансирования, найму высококвалифицированного персонала из-за ограничений в политике вознаграждения. 5. На унитарное предприятие наложены ограничения на условия закупки товаров и услуг. 6. Почти все унитарные предприятия сдают в аренду имущество, и большинство из них делают это «неформально», без получения согласия собственника имущества и учета доходов от аренды [21]. Проблемы для экономики: 1. Деятельность УП негативно отражается на конкуренции, особенно на локальных рынках: • на конкурентных рынках наличие дешевых инвестиций, (капитал и финансирование) •«защищенный спрос» со стороны органов власти позволяет длительно поддерживать цену «ниже рынка», а на монопольных - отсутствие контроля за эффективностью расходования средств приводит к завышению цены на продукцию УП. 2. «Упрощенный порядок докапитализации» через закрепление имущества на праве хозяйственного управления и преференции при участии в госзакупках ухудшают конкурентное поле для частного бизнеса. 3. Процедуры банкротства не защищают кредиторов из-за риска изъятия имущества УП в преддверие банкротства. Ограниченный риск банкротства и простота вывода активов из неплатежеспособных УП приводит к росту неплатежей и передаче неэффективности на рынках. 4. Отсутствие механизмов внешнего рыночного контроля: построение эффективной системы корпоративного управления возможно при вовлечении в рынок УП и изменение законодательства о порядке управления им (преобразование). 5. В отсутствие риска поглощения смена управленческой команды, как правило, не находится в зависимости от эффективности её деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.012 с.) |