Контрольная лампа 5 имеет красный светофильтр с символом, загорается при включении механизма блокировки межосевого дифференциала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная лампа 5 имеет красный светофильтр с символом, загорается при включении механизма блокировки межосевого дифференциала.



Контрольная лампа б имеет красный светофильтр с символом. Она применяется на автомобиле-тягаче КамАЗ-55102, загорается при включении гидрораспределителя, который перепускает мас­ло в магистраль механизма подъема платформы самосвального прицепа. Две контрольные лампы 7— резервные.

Контрольная лампа £ имеет светофильтр красного цвета с симво­лом, загорается при падении давления ниже 0,48 МПа (4,8 кгс/см3) в баллоне контура пневматического тормозного привода тормоз­ных механизмов передних колес.

Контрольная лампа 9 имеет светофильтр красного цвета с сим­волом, загорается при падении давления в баллоне контура пнев­матического тормозного привода тормозных механизмов задних колес.

Контрольная лампа 10 имеет светофильтр красного цвета с символом, загорается при падении давления в баллонах контура пневматического тормозного привода механизмов стояночной и запасной тормозной систем.

Контрольная лампа 11 имеет светофильтр красного цвета с символом, загорается при падении давления в баллоне контура пневматического тормозного привода механизмов вспомогатель­ной тормозной системы.

Контрольная лампа 12 имеет красный светофильтр с симво­лом, загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы. При включении любой из контрольных ламп звучит прерывистый сигнал.

Указатель 14 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру жидкости в системе охлаждения. Шкала указателя температуры фадуирована в пределах 0... 120#С. В шкалу встроен красный светофильтр контрольной лампы перегрева охлаждаю­щей жидкости, которая загорается при повышении температуры выше 98 #С.

Указатель /5 уровня топлива показывает количество топлива в баках. У седельного автомобиля-тягача КямАЗ-5410, имеющего два топливных бака, указатель работает от двух датчиков. Для пере­ключения указателя на датчик правого или левого бака на пане­ли приборов имеется переключатель. Шкала указателя градуиро­вана 0...0,5... П. В шкалу указателя встроен красный светофильтр контрольной лампы, которая загорается при уменьшении коли­чества топлива в баке до 1/8 от его полной емкости.

Спидометр 16 показывает скорость автомобиля, а установленный на нем суммарный счетчик — обший пробег автомобиля в кило­метрах. Шкала спидометра градуирована в пределах 0... 120 км/ч. В шкалу встроен синий светофильтр контрольной лампы, которая загорается при включении нитей дальнего света в фарах.

Тахометр 17 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала тахометра градуирована в пределах 0...4000 об/мин (цена деления 100 об/мин).

Амперметр 18 со шкалой, градуированной в пределах +50... -30 А, показывает силу зарядного тока (стрелка отклоняется к знаку «4-») или силу разрядного тока (стрелка отклоняется к зна­ку «-•).

Указатель 19 давления масла показывает давление в смазоч­ной системе двигателя. Шкала указателя градуирована в пределах 0... I МПа (10 кгс/см2). В шкалу указателя встроен красный свето­фильтр контрольной лампы аварийного падения давления в сма­зочной системе двигателя, которая загорается при снижении дав­ления до 0,04...0,08 МПа (0,4...0,8 кгс/см2).

Реостатный регулятор 20 предназначен для регулировки степе­ни освещенности приборов.

Двухстрслочный манометр 21 показывает давление в контурах пневматического тормозного привода механизмов рабочей тор­мозной системы, имеет две шкалы, градуированные в пределах 0... I МПа (0... 10 кгс/см2), верхняя шкала показывает давление в контуре привода тормозных механизмов передних колес, а ниж­няя — в контуре привода тормозных механизмов задних колес.

Выключатель 23 предназначен для предпускового разогрева штифтовых свечей электрофакельного подогревателя.

Рычажки 24 предназначены для управления краном отошпеля и заслонками возцухораспрсделитслей. Кран отошпеля полностью открывается при крайнем правом положении верхнего рычажка. Два нижних рычажка управляют заслонками воздухораспредели­телей. При крайнем левом положении рычажков происходит обо­грев стекол кабины и подача воздуха к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении происходит только обогрев стекол кабины.

Правильным подбором положения рычажков крана и заслонок воздухораспределителей можно добиться оптимальной темпера­туры в кабине.

Переключатель 25 предназначен для включения механизма подъема платформы (КамАЗ-5510 и -35102). Переключатель имеет предохранительную кнопку и сигнальную лампу, которая загора­ется при повороте рычажка переключателя.

Кнопка 26 крана аварийного растормаживания предназначена для выключения стояночной тормозной системы в случае ее ава­рийного включения при движении.

Кіюгпсд 27 крана управления левой щеткой стеклоочистителя имеет три фиксированных и одно нефиксированное положение для включения устройства для обмыва ветровых стекол. При вытя­гивании рукоятки включаются последовательно низшая и высшая скорости движения щетки стеклоочистителя, а при вытягивании до упора включается устройство для обмыва стекол. Удерживать рукоятку в крайнем положении следует не более одной секунды. Кнопка 28 крана управления правой щеткой стеклоочистителя расположена справа от кнопки 27 и также имеет три фиксирован­ных положения.

Рычажок 29 крана включения механизма блокировки мсжосс- вого дифференциала расположен под щитком прибороп справа от рулевой колонки и имеет два фиксированных положения. Рукоят­ка 30 управляет жалюзи, которые закрываются при вытягивании рукоятки на себя.

Вытяжной выключатель 33 предназначен для включения систе­мы аварийной сигнализации в случае аварийной ситуации на до­роге или при аварийном состоянии автомобиля. При вытягивании кнопки включаются в мигающем режиме все указатели поворо­тов, а также сигнальная лампа, встроенная в выключатель.

Переключатель 34 изменяет частоту вращения электродвигате­лей отопителей кабины. Выключатель 35 предназначен для вклю­чения опознавательных огней автопоезда на крыше кабины. Пере­ключатель 36 применяется на автомобилях КамАЗ-5410 и -54101 и предназначен для переключения указателя уровня топлива на дат­чик левого или правого бака.

Выключатель 37 включает плафоны внутреннего освещения кабины. Выключатель А? применяется на автомобилях КамАЗ-5320, -53202 и -5410 и предназначен для включения противотуманных фар. На автомобиле-самосвале КдмАЗ-55102 на месте этого выклю­чателя устанавливается переключатель режимов работы механиз­ма подъема платформы самосвального прицепа.

Выключатель 39 применяется на автомобилях КамАЗ-5320 и -53202 и предназначен для включения в кабине дополнительного вентилятора. На автомобилях КамАЗ- 5410 и -54101 вместо вы­ключателя вентилятора установлен выключатель фары освеще­ния сцепки.

Свдеяья. Кабины автомобилей-тягачей семейства КамАЗ обо­рудованы сиденьем для водителя и по два одноместных сиденья для пассажиров.

Кабины автомобилей семейства ЗИЛ имеют одноместное си­денье для водителя и двухместное — для пассажиров.

Сиденье водителя автомобиля КамАЗ-5320 (рис 18.9, а) имеет подушку / и спішку і, которые изготовлены из губчатой резины. Основание подушки и спинки изготовлены из листовой стали и имеют чашеобразную форму для удобства посадки водителя. По-

Рис. 18.9. Сиденья водителя автомобилей и автобусов;

 

а - КамАЗ-5320; б - ЗИЛ-431410; # - ГАЗ-ЗІІ0 «Волга»; / - ЛиАЗ-5256; /9 23. 49 — подушки сидений; 2, 42 — рукоятки регулировки торсионного механизма; 3. 24, 39 — спинки сидений; 4, 50— боковины спинок; 5 — рычаг гребенки боковин спинок; 6— указатель регулировки жесткости подвески; 7,51 — аморти­заторы; В — труба торсиона; 9 — остов сиденья; 10, 15 — рычат подвески; 11 — нижняя направляющая; 12 — гребенка направляющей; 13 — возвратная пружина; 14 — стопор; 16. 43 — рычаги стопора; 17 — верхние направляющие; 18. 44 - основания сидений; 19 — неподвижная направляющая (нижняя); 20 — подвиж­ная направляющая (верхняя); 21 — пазы в подвижной направляющей; 22 — рычаг стопора продольного (горизонтального) перемещения сиденья; 25. 26 — кронштейны крепления спинки; 27 — овальные отверстия; 21Г — механизм гори­зонтального перемещения сиденья; 29 — круглые отверстия; 30 — кронштейн крепления сиденья к полу кабины; 31 — трубчатый каркас. 32 — гайки регули­ровочные; 33 - подголовник; 34 - ручка регулировки жесткости спинки; 35 — ручка регулировки наклона спинки; 36— отверстие регулировочное; 37— уста­новочный болт; 38 — рукоятка продольной регулировки; 40 — рукоятка регули­ровки высоты сиденья; 41 — рукоятка регулировки утла наклона спинки; 45 — педаль перемещения сиденья вниз; 46 — подставка; 47 - - направляющий меха­низм продольного перемещения; 48 — механизм ішарессорквання душка и спинка обиты искусственной кожей. Сиденье устанавли­вается в отверстиях пола кабины и крепится болтами, приварен* ными к нижним направляющим /7, а остов 9 сиденья и основа­ние 18 шдрнирно соединены между собой рычагами 10 и 15 под* вески.

Сиденье подрессорено торсионным механизмом и снабжено амортизатором 7. Один конец торсиона расположен в трубе 8 и жестко соединен с ней. На другом конце торсиона установлена рукоятка 2, с помощью которой регулируется жесткость подвески путем закручивания торсиона. При регулировке рукоятку 2 нужно повернуть так, чтобы был виден знак «+» (для увеличения жест­кости) или знак •-» (для уменьшения жесткости). После этого, качая рукоятку вверх и вниз, добиться необходимой жесткости сиденья.

Правильная регулировка торсиона соответствует положению указателя 6> при котором его конец выступает за кромку левой боковины 4спинки на 2...3 мм.

При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический амортизатор 7, установленный за спинкой сиде­нья и укрепленный одним кольцом в основании 7# сиденья, а дру­гим в поперечине остова Рсндснья. Проседание сиденья ограничи­вается резиновыми буферами, а максимальный ход подвески сиденья достигает 88 мм. Подвеска рассчитана на массу водителя 55... 130 кг.

Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих /7 вместе с механизмом подрсссоривания и сиденьем по неподвижным нижним направ­ляющим //. Фиксация положения сиденья осуществляется стопо­ром 14, который удерживает сиденье в одном из десяти фиксиро­ванных положений.

Для продольного перемещения сиденья (величина хода 135 мм) необходимо рычаг 16 стопора переместить к сиденью. Стопор, выйдя из соответствующего паза гребенки 72 направляющей, ос­вободит сиденье. При освобождении рычага 76 возвратная пружи­на 13 заведет стопор в следующий паз гребенки и зафиксирует новое положение сиденья.

Угол наклона спинки сиденья может иметь три фиксирован­ных положения с наклоном от вертикали в пределах 9... 19\

Положение спинки фиксируется язычками кронштейнов спин­ки сиденья, которые входят в пазы гребенок, расположенных на обеих боковинах 4 спинки. Для освобождения язычков кронштей­нов необходимо нажать рукой на рычаг 5 гребенки вниз и зафик­сировать спинку в необходимом положении.

Среднее пассажирское сиденье унифицировано с сиденьем во­дителя, но не имеет подвески и не регулируется. В верхнем поло­жении спинку сиденья удерживают две цилиндрические пружи­ны, которые прижимают се к специальным упорным винтам.

Боковое пассажирское сиденье (его подушка и спинка) выполне­но из губчатой резины на металлическом каркасе из зигзагообразных пружин, спинка — увеличенной высоты с подголовниками.

Механизм регулировки продольного перемещения сиденья ана­логичен механизму продольного перемещения сиденья водителя. Рукоятка стопора механизма расположена слева от сиденья.

Угол наклона спинки изменяется в интервале 12...27*. Спинка может занимать пять фиксированных положений. Для удобства пассажира сиденье имеет два подлокотника с мягкой обивкой, которые имеют шарнирное крепление и при желании могут отки­дываться назад.

В кабине автомобиля ЗИЛ-431410 установлены одноместное сиденье для водителя и двухместное — для пассажиров. Пасса­жирское сиденье не регулируется, его подушка установлена на подставке, а спинка через кронштейны навешена на заднюю стенку кабины.

Сиденье водителя регулируют в горизонтальном (продольном) и вертикальном направлениях, а также по наклону сиденья и спин­ки. Оно состоит из подушки 23 (рис. 18.9, б) и спинки 24, установ­ленных на трубчатом каркасе 31, к которому прикреплены непо­движные 19 н подвижные 20 направляющие механизма 28 гори­зонтального передвижения сиденья. Он установлен на кронштей­нах 30, которыми сиденье крепится к полу кабины. Подвижная направляющая 20 имеет восемь вертикальных вырезов для стопо- рения.

Горизонтальное перемещение сиденья осуществляется при помощи передвижения направляющих 20, на которых крепится каркас 31 сиденья. Для передвижения необходимо поднять вверх рычаг 22 стопора продольного положения, при этом стопорная часть рычага выходит из паза 21 и освобождает сиденье.

В случае необходимости перемещения сиденья в заднее поло­жение на ббльшую величину, чем допускает горизонтальное по­ложение сиденья, нужно изменить наклон сиденья перестанов­кой болтов регулировки вертикального положения, так чтобы круглые отверстия 29 установились ниже овальных отверстий 27. С помощью этих отверстий производится также вертикальная ре­гулировка подушки и спинки, так как перестановкой сиденья на соответствующие отверстия нижнего кронштейна изменяют по­ложение сиденья водителя по высоте.

Изменение углов наклона спинки сиденья осуществляется пе­рестановкой кронштейнов 25 и 26 крепления спинки на соответ­ствующие отверстия. Верхний кронштейн 25 имеет два отверстия на расстоянии 25 мм, нижний 26 — три отверстия с расстоянием между ними 25 и 12 мм.

Сиденья легковых автомобилей ГАЗ-ЗЮ29, -3110 «Волга* распо­ложены в салоне двумя рядами для пяти пассажиров (включая водителя). Переднее — двухместное, раздельное для водителя и пассажира. Подушка и спинка передних сидений ковшового типа«что облетает управление автомобилем на крутых поворотах, удер­живая водителя и пассажиров от скатывания в сторону.

Заднее сиденье — трехместное с откидываемым средним под­локотником. Крайние места заднего сиденья выполнены про­филированными, обеспечивающими удобство размещения пас­сажиров.

Изменение продольного положения переднего сиденья обес­печивается направляющими, имеющими девять фиксированных положений. Величина хода сиденья ровна 180 мм. Для перемещения переднего сиденья нужно повернуть рукоятку Л?(рис. 18.9, в), пере­двинуть сиденье в удобное положение и отпустить рукоятку.

Изменение угла наклона спинки переднего сиденья обеспечи­вается наличием шарниров, соединяющих подушку и спинку меж­ду собой и позволяющих бссстуленчато изменять наклон спинки в диапазоне углов от вертикального ее положения до горизон­тального. Необходимый наклон спинки устанавливается враще­нием ручки 35. При вращении ручки в направлении, указанном белой стрелкой, наклон спинки уменьшается, в обратном — уве­личивается.

Изменение положения сиденья по высоте обеспечивается ме­ханизмом высотной регулировки (гаражного типа), позволяющим изменять высоту сиденья от пола кузова в пределах 1S см. Конст­рукция механизма высотной регулировки позволяет, в случае на­добности, изменять угол наклона сиденья в диапазоне ±3# от его горизонтального положения. Регулировка высоты передних опор производится гайками J2. а задних — перестановкой болта 37 в отверстие 36, Необходимый угол наклона сиденья задастся раз­личной высотой передних опор относительно задних.

На автомобиле ГАЗ-3110 «Волга» в переднее сиденье дополни­тельно вмонтировано устройство для обеспечения необходимой жесткости спинки, регулировка которой производится ручкой 34.

Для обеспечения требований пассивной безопасности и повы­шения комфортабельности передние сиденья автомобиля снабже­ны регулируемыми по высоте и углу наклона подголовниками 33.

Сиденье водители автобусов большинства моделей (ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-42021, ПАЗ-ЗЮ5 и др.) — регулируемое по высоте, с про­дольным перемещением и регулируемым наклоном спинки. Оно состоит из подушки 49 (рис. 18.9, г) с основанием 44, спинки 39, боковины 50, основания подставки 46 с механизмом вертикального перемещения, механизма подрессоривалия 48 с гидравлическим амортизатором 51. Механизм подрсссоривания с рукояткой Услу­жит для изменения жесткости подвески сиденья в зависимости От массы водителя, а с помощью рукояток 40 н 41 изменяют высоту подушки и угол наклона спинки.

При нажатии педали 45 под действием массы водителя проис­ходит перемещение сиденья вниз. Направляющий механизм 47 служит для продольного перемещения сиденья относительно ос­нования подставки 46, в этом случае через рукоятку рычаг 4? сто­пора подводят к оси сиденья.

Полушка и спинка сиденья, как правило, изготавливаются из губчатой резины и обиваются искусственной кожей или декора­тивной тканью.

Ремни безопасности. Они применяются на легковых и грузовых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяже­лых травм и гибели при наездах на неподвижные препятствия или при столкновении с другими видами транспортных средств на больших скоростях. На грузовых автомобилях комплект ремней безопасности состоит из двух диагонально-поясных и одного по­ясного ремней безопасности* Первые предназначены для водителя и крайнего пассажира, а второй — для среднего пассажира.

На легковых автомобилях ремни безопасности обычно диаго­нально-поясного типа подгоняются для каждого пассажира инди­видуально. Каждый ремень состоит из лямки, регулятора длины и языка, который вставляется в замок, чем и обеспечивается присте­гивание водителя или пассажира на сиденье. Ремни закреплены болтами в трех точках: на стойке кузова, на пороге и на тяге с замком. В соответствии с требованиями международных правил батгы крепления ремней имеют двойную дюймовую резьбу. Это исключа­ет применение других болтов с непроверенной прочностью.

Облицовочная палель бесюиюткых кабин* Передние кабины ав­томобилей КамАЗ и МАЗ опрокидываются вперед на передних шарнирных опорах. Усилие, необходимое для опрокидывания ка­бин, составляет не более ISO Н. При этом угол наклона кабины для различных моделей автомобилей может изменяться в преде­лах 42... 70% что вполне достаточно для обслуживания двигателя и других узлов, расположенных под кабиной. Оригинальной конст­руктивной особенностью бескапотных кабин является передняя облицовочная панель, при подъеме которой открывается свобод­ный доступ к отопителю, устройствам очистки и обмывки ветровых стекол, к приборам электрооборудования, монтажным схемам электрических и пневматических систем, передним опорам каби­ны и т.д.

Облицовочная панель состоит из двух частей, верхней / (рис. IS. 10) и нижней 2, соединенных между собой болтами. Нижняя облицо­вочная панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя и отверстия под фары. В верхней панели имеется решетка для подвода воздуха к вентиляционным люкам. Для большей жесткости обе облицовочные панели имеют усилители. В поднятом положении облицовочная панель фиксиру­ется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки 4,


Рис. 18.10. Облицовочная панель бсскапотной кабины:

/. 2 — верхняя n нижняя часта пднелн; J, 7— замки пднелн; 4 — телескопичес­кая стойка; S — эашелка: 6 — обо Анд

обоймы 6 и зашелкн 5, фиксирующей упоры при поднятой обли­цовке. В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками 3 и 7, которые винтами крепятся к нижней «тети облицовки. Для открытия или закрытия замков облицовочной па­нели достаточно потянуть на себя облицовочную панель или на­жать на нее.

Двери. Кабины грузовых автомобилей ЗИЛ-431410, ГАЗ-3307 и др. — цельнометаллические с двумя боковыми дверьми, сварен­ными из штампованных панелей. Двери навешены на двух петлях 2 (рис. 18.11, а) и удерживаются в закрытом положении замками с ручками 13, позволяющими открывать их изнутри и снаружи. Угол открывания двери задается ограничителем 4, который дополни­тельно фиксирует ее а максимально открытом положении.

В верхней части двери имеется проем для окна. Правая часть окна имеет опускное стекло //, а левая — поворотную форточку 9 с личиной Sec запирания и опорной заглушкой 12 обоймы фор­точки.

Опускное стекло // перемещается по направляющей / стекло­подъемником 5, устанавливаемым пнутри двери. Привод стекло-


подъемника работает от ручки 7, находящейся на оси вместе с шестерней, зацепленной с зубчатым ссктором 6. При закрытии или открытии окна сектор б передает усилие через рычаг 14 стек­лоподъемника 5 на подвижную кулису /б9 которая прикреплена к обойме 15 опускного стекла, тем самым обеспечивается его пере­мещение.

Замки дверей имеют предохранители, препятствующие само­произвольному открыванию дверей во время движения. Одна из дверей может запираться на ключ. На дверях кабины имеются под­локотники, которые используются также для закрытия дверей изнутри.

Проемы кабины и отбортовка дверей уплотняются губчатым резиновым уплотнителем Л что препятствует попаданию в каби­ну пыли и холодного воздуха. Окна дверей и обойма форточки уплотнены ворсовым или резиновым уплотнителями, которые закрепляют держателями 10. Внутренние полости дверей кабины закрываются крышками /7монтажных люков.

Рис. 18Л\. Двери автомобилей: а — правая дверь кабтш ЗИЛ-4314І0; б - передняя дверь кузова ВАЗ-21093; / — направляющая опускного стекла; 2.26— петли дверей; 3—уплотнитель диери; 4. 25— ограничители открывания дверей; 5 — стеклоподъемник; 6 - з>0*іагшй сектор; 7. 27 — ручки приведя стеклоподъемником; 8 — личина запора форточки; 9 — поворотная форточка; 10 — держатели уплотнителей; И — опускное стекло; 12 — заглушка обоймы форпенки; Д 22— внутренние ручки дверей; 14 — ры«ш стеклоподъемника; 15 — обойма опускного стекла; 16 — подвижная куднеа; 17 - кришка монтажного люка; 18 — наружный іамок двери; 19— кнопка выключе­ния іамка; 20 — обивка двери; 21 — облииовка внутренней ручки; 23 — ручка подлокотника; 24 — эеркдло заднего вида; 28 — вешевой карман обивки двери

 

Для уменьшения шума о кибнне от работы двигателя и других агрегатов пол кабины и внутренние поверхности дверных пане­лей покрыты противошумной мастикой. В нижней части двери выполнены отверстия для стока воды, попадающей внутрь двери.

Двери кузова легкового автомобиля. Передние двери передне­приводных автомобилей ВАЗ-2І09. -21093 и других в связи с наличием задних дверей имеют меньшую ширину, чем двери ВАЗ-2108 и его модификаций, что положительно влияет на дол­говечность кузова. Двери навешиваются на две петли 26 (рис, 18.11,6). Неподвижные звенья петель крепятся к передней стойке болта­ми, подвижные звенья привариваются к усилителям двери.

Двери оборудуются тросовыми стеклоподъемниками с привод­ными ручками 27, замками 18 с выключателями замков 19. огра­ничителями 25 открывания дверей. Обивка 20 дверей изготавлива­ется из пенополиуретана (негорючего материала) и крепится пласт­массовыми держателями, входящими в отверстия внутренней па­нели двери, такими же держателями крепится и карман 28 обив­ки двери. Левая дверь оборудована зеркалом 24 заднего вида, ко­торое крепится винтами, а на ее обивочной панели расположены внутренняя ручка 22 двери с ее облицовкой 21 и ручка подлокот­ника 23.

Ограничитель открывания двери не допускает при ее открыва­нии упора в стойку кузова. Плоский стержень ограничителя 25 одним концом крепится посредством пальца к стойке, второй конец имеет штифт, который ограничивает максимальное откры­тие двери.

Плоский стержень ограничителя и специальные родию«фик­сируют дверь при предельном ее открытии.

Задние двери указанных легковых автомобилей отличаются от передних размерами и отдельными конструктивными особеннос­тями наружных и внутренних панелей, а также размерами про» емов окон дверей.

Замки задних дверей отличаются наличием второго рычага бло­кировки внутренней ручки двери для обеспечения безопасности при перевозке детей на заднем сиденье.

Стеклоочистители. Они состоят из механизма привода, ры­чажного механизма и резиновых щеток. В зависимости от приме­няемого двигателя привода стеклоочистители делятся на элект­рические и пневматические, а по числу одновременно работаю­щих щеток — ііл одно- и двухщеточные.

Электрические стеклоочистители применяются на всех легко­вых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней массы, а также на отдельных моделях автомобилей большой массы. Они предназначены для очистки ветрового стекла, стекла задней две­ри (на переднеприводных легковых автомобилях) и блок-фар от загрязнений во время движения автомобиля.

ДвухщеточныЙ очиститель (рис. 18.12, а) ветрового стекла со­стоит из электродвигателя 5 постоянного тока, корпуса 4 редуктора с червячной передачей, состоящей из червяка 2 и шестерни /, кривошипного механизма, промежуточных тяг 13, поводков //, рычагов 10, щеток 9, реле-прерывателя и переключателя 15.

Привод щеток 9 осуществляется следующим образом: враще­ние вала электродвигателя через карданный вал 3 передается чер­вяку 2, который приводит во вращение шестерню / редуктора. На валу шестерни жестко закреплен кривошип 14, который через промежуточные тяги 13 поворачивает поводки II правой и левой щеток. К поводкам приклепываются оси 7 рычагов 10 щеток. Последние через рычаг прижимаются к ветровому стеклу пружи­нами 8 с усилием 8... 10 Н.

Включение и переключение стеклоочистителя на различные режимы работы производился правым рычагом полрулсвого пере­ключателя. При перемещении рычага вверх он занимает первое нефиксированное положение, а последующие его переключения являются фиксированными, которые соответствуют режимам ра­боты на малых и повышенных скоростях движения щеток, а так­же включению реле-прерывателя, обеспечивающего прерывистую работу щеток по 12—14 циклов в минуту. При нефиксированном положении рычага переключения стеклоочиститель работает в режиме кратковременной очистки ветрового стекла при малом его загрязнении.

Тсрмобимсталлический предохранитель 12 расположен в цели электродвигателя и предназначен для защиты его от перегрузок при большом сопротивлении передвижению шеток (наличие боль­шого слоя грязи, прилипание щеток и т.д.).

После выключения стеклоочистителя щетки автоматически устанавливаются в исходное положение с помощью механизма самоостанова, имеющего контактный диск 6 концевого выключа­теля. В моме»гг нахождения щеток в исходном положении концевой выключатель, работающий параллельно с основным переключа­телем, обесточивает электроцепь, и редуктор останавливается, фиксируя шеткн в задних (обычно крайних) положениях.

Пневматические стеклоочистители применяются на грузовых автомобилях обычно большой массы семейств ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и других, имеющих пневматический привод тормозов и практи­чески на всех автобусах большой вместимости. Они предназначе­ны в основном для очистки ветрового стекла, а на отдельных мо­делях автомобилей и автобусов — головных фар от атмосферных осадков, грязи и пыли.

Пневматический стеклоочиститель автомобилей семейства ЗИЛ (рис. 18.12, б) включен в пневматическую систему тормозов и имеет привод на две щетки. Он включает в себя пневматический двига­тель 20 с боковой 18 и верхней 21 крышками, двуплечий рычаг 22


б

Рис. 18.12. Стеклоочистители Петрового стекло:

а — электрический; б — пневматически*; І — шестерня редуктор»; 2 — червяк; 3 — караапный ввл; 4 — корпус редуктора; 5 — электродвигатель; б — контакт­ные диск; 7—ось; В — пружина щетки; 9,19 — щетки. 10— рычат шетки; II — повозки; 12 — термопреоохраиитель; 13 — промежуточные тяги; 14 — криво» шип; 15 — переключатель; 16 — ручка крана управления стеклоочистителем; 17 — рычаг привода шетки; 18— боковая крышка; 20 — пкевмвтпчсскиЯ двигв» теяь; 21 — верхняя крышка; 22 — двуплечи* рычал 23 — эодотниковыА распре- дедмтедц 24 — тага привода шеток


с тягами 24, золотниковый распределитель 23, рычаг /7 привода щеток 19 и ручку 16 крана управления.

При работе стеклоочистителя золотниковый распределитель 23 лневмодвигатсля 20 приводит в движение щетки /9 посредством лвуплечего рычага 22, тяг 24 и рычагов /7. От золотникового рас­пределителя сжатый воздух поочередно поступает в одну или дру­гую полости пневмодвигателя, обеспечивая синхронное передви­жение двух щеток по ветровому стеклу.

Скорость движения щеток зависит от количества поступаю­щего в золотниковый распределитель пневмодвигателя 20 воздуха. При вращении ручки 16 крана управления против часовой стрел­ки увеличивается поступление воздуха и, соответственно увели­чивается скорость движения щеток. Для выключения пнеимолпи- гателя ручку крана поворачивают по часовой стрелке до упора.

Исправное техническое состояние и безотказность в работе стек­лоочистителей обеспечивают хороший обзор дороги, способствуя тем самым повышению безопасности движения автомобиля.

Системы отопления, велгаляцин я кондяшююфомшия воздуха. Большое значение имеют тсмпсрзтурно-влажиостный микрокли­мат и состояние воздушной срсды в салоне кузова или кабины автомобиля, так как они оказывают значительное влияние на че­ловеческий организм.

В кузовах легковых автомобилей и кабинах грузовых автомоби­лей предусмотрены эффективные средства борьбы с засорением поздушной среды: изоляция двигателя и агрегатов шасси от пас­сажирского помещения; приспособленность пола и всего поме­щения салона для удаления пыли и проведения мойки; направ­ленная циркуляция воздуха и т.д.

Оптимальная температура воздуха и интенсивность его обмена в салоне кузова или кабины автомобиля достигаются применением специальных систем отопления, вентиляции и кондиционирова­ния воздуха, каждая из которых должна удовлетворять примерно следующим требованиям.

Система отопления должна обеспечивать при температуре ок­ружающего воздуха -25 *С и движении автомобиля со скоростью 60 км/ч среднюю температуру в салоне в пределах 19...2ГС Не­равномерность температур в салоне не должна превышать 5... 8 *С.

Время разогрева воздуха в салоне (при температуре окружаю­щего воздуха -25 ЧГ от момента включения системы отопления ил максимальную производительность до достижения температуры 19...2ГС не должно превышать 15 мин после начала движения автомобиля или стоянки с прогретым двигателем.

 
 

Система вентиляции должна обеспечивать такую интенсивность обмена воздуха, при которой его температура в салоне не превы­шает температуру наружного воздуха более чем на 5 "С в диапазо­не температур до +40'С,


Количество подаваемого воздуха на одного человека — 13 м3/ч в холодный период и 50 м7ч — в теплый период года. При этом система вентиляции должна исключать попадание в салон паров топлива и отработавших газов от двигателя и пыли из воздуха. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в салоне не должна превышать: окись углерода — 20 мг/м3; пары бензина в пересчете на содержание С — 100 мг/мэ; пары серной кислоты — 5 мг/м*: минеральная пыль — 6 мг/м3.

Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать уда­ление из воздуха влаги, поддержание влажности воздуха в наибо­лее благоприятных пределах; фильтрацию и частичное добавление к воздуху, циркулирующему в салоне, свежего воздуха, его аро­матизацию и ионизацию.

Основным устройством систем кондиционирования является охладитель воздуха, температура поверхности которого должна быть ниже точки росы обрабатываемого воздуха. Из существующих си­стем кондиционирования для автомобилей применяют только фре­оновые компрессионные установки.

Создание эффективных систем кондиционирования в массо­вом производстве автомобилей представляет собой сравнительно сложную техническую задачу. Поэтому в настоящее время указан­ными системами оборудуются в основном автомобили высшего класса«а также отдельные модели междугородних автобусов.

Устройство системы отопления и вентиляции. На большинстве автомобилей приншш действия приборов отопления и вентиля­ции кабины или кузова одинаков. Конструктивно отопитель объ­единен с устройством для ве)ггиляции.

На автомобилях моделей ЗИЛ-4314, -4333 и их модификациях отопитель (рис. 18.13, а) кабины состоит из трубчато-пластинча­того радиатора 12. соединенного трубопроводами 7 и 8 с систе­мой охлаждения двигателя, электродвигателя Юс вентилятором 9, воздушного кожуха И с заслонкой А?, управляемой рукояткой 15 с пластинчатым фиксатором 14, воздухораспределительного ка­нала 5, соединенного шлангами 16 с соплами 4. Канал 5 перекры­вается заслонкой 3. положение которой можно изменять посред­ством троса 2 рукояткой У.

Горячая жидкость (вода или антифриз) из системы охлажде­ния двигателя при открытом положении крана 6 поступает по трубопроводу 7 в нижнюю часть левого бачка радиатора отопите- ля, а выходит из верхней части правого бачка и далее по трубо­проводу 8 подводится к всасывающей полости жидкостного насо­са двигателя.

В отопитель наружный воздух поступает по правому вентиля­ционному каналу, расположенному под капотом. Большая часть воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается вентилято­ром в распределительный канал 5, меньшая — в кабину к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух по шлангам 16 направляется к соплам 4 обдува ветрового стекла и через отвер­стия в конце канала, перекрываемого заслонкой 3. к ногам водите­ля. Поток воздуха поступает также в отопитсль через заслонку 13, расположенную в нижней части кожуха отопитсля. Рычаг заслон­ки, расположенный с левой стороны отопитсля, имеет три фик­сированных положения.

Наряду с воздухом, поступающим из отопитсля, воздух в ка­бину для се вентиляции может также поступать через люки в кры­ше кабины, поворотные форточки в окнах дверей и опущенные стекла дверей кабины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.104 с.)