Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механический и гидравлический тормозные приводыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тормозным приводом называется совокупность устройств, предназначенных для передачи усилия, создаваемого водителем на педали или рычаге, к тормозным механизмам или для управления посторонним источником энергии, приводящим в действие тормозные механизмы. Тормозной привод должен обеспечивать заданное распределение усилий между тормозными механизмами при минимальном усилии воздействия водителя на педали или рычаг, одновременное срабатывание всех тормозных механизмов, быстрое создание полной тормозной силы на каждом колесе. Наряду с этим он должен быть надежным в эксплуатации, иметь несложную конструкцию и высокий КПД. Тормозные приводы бывают механическими, гидравлическими, пневматическими, электрическими, а также комбинированными (пнсвмогидравлнческими, пневмоэлектрическими). Механический привод представляет собой совокупность рычагов, валиков, тросов и тяг, через которые усилие от рычага управления передается к тормозным механизмам. Механический привод стояночной тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105 включает в себя следующие детали привода: ручной рычаг 2 (рис 17.4, а) с кнопкой 1 зашелки и зубчатым сектором 4, рычаг 5 переднего троса 6 с оттяжной пружиной 9, ролик 7, направляющую скобу 8 и задний трос 10, а в тормозные механизмы задних колес дополнительно встроены разжимной рычаг 13, укрепленный на задней колодке 14, и распорная планка 12, концы которой упираются в обе тормозные колодки 14. При перемещении вверх рычага 2 привода стояночной системы' усилие через рычаг 5 и передний трос б посредством направляю- При растормаживаиии перемещают рычаг 2 привода «на себя», нажимая на кнопку /, при этом защелка 3, фиксирующая положение рычага, выводится из зацепления с зубчатым сектором 4. Рычаг 2 переводят в исходное положение (вниз до отказа), при этом стояночная система полностью растормаживается под действием пружин — стяжных 11 и оттяжной 9.
Механический тормозной привод стояночной системы автомобиля ВАЗ-21213 практически не имеет принципиальных отличий от рассмотренного. Механический стояночный тормоз автомобилей ВАЗ-2108, -2109 (рис. 17.4, б) включает в себя ручной рычаг 2 с кнопкой / защелки, сопрягаемой с зубчатым сектором, которые монтируются в сборе на кронштейне 18 и крепятся к полу кузова, регулировочную тягу 19 с установленным на ней защитным чехлом 17 и уравнитель 20, с обеих сторон которого крепятся два троса 10. Свободные концы этих тросов соединены с разжимными рычагами 13, взаимодействующими с распорными планками 12. При торможении рычаг 2 перемещается вверх и через тягу /9, уравнитель 20 и трос 10 передает усилие на разжимной рычаг 13 и планку /2, которая, действуя на колодки тормозного механизма, обеспечивает торможение автомобиля. При растормаживании рычаг 2 привода опускают вниз до упора, при этом стяжные пружины сжимают колодки, а пружина 16 возвращает трос в исходное положение, в результате чего происходит растормаживание колес. С помощью гайки 21 с контргайкой 22 регулируются величина хода ручного рычага и натяжение тросов 10. На большинстве легковых автомобилей имеется контрольная лампа включения стояночной тормозной системы, выключатель которой крепится под рычагом 2 стояночного тормоза и приводится в действие специальным упором на рычаге. На грузовых автомобилях с одно- и двухконтурным приводом рабочей тормозной системы (ГАЗ-3307, -3308, ЗИЛ-ІЗІН, а также на ряде модификаций ЗИЛ-43І4І0) установлен центральный двухколодочный тормоз барабанного типа с механическим приводом и ручным управлением. Он расположен непосредственно за коробкой передач или раздаточной коробкой, действует на карданный вал и предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах (подъемах и спусках). Устройство и работу механизмов стояночной тормозной системы рассмотрим на примере автомобиля ГАЗ-3307. Опорный диск 19тормоза (рис. 17.5) прикреплен болтами к задней стенке коробки передач. К диску крепится корпус 7 разжимного и корпус 4 регулировочного механизмов. Верхние толкатели 5 тормозных колодок опираются на два шарика б, помещенных в канале разжимного стержня 8. С валом / регулировочного механизма соединен сухарь Ї, на который опираются нижние опоры 2 колодок 17 и 20, взаимодействующих с тормозными барабанами 14. При торможении усилие от рычага 9 передается на тягу /2, которая через вилку 15 с контргайкой 13 обеспечивает поворот разжимного рычага 16 и перемещение разжимного стержня 8. Положение рычага 9фиксируется защелкой // на зубчатом секторе 10. При растормаживании разъединяют защелку с зубчатым сектором и возвращают рычаг 9 в исходное положение, при этом оттяжные пружины 18 и 21 возвращают колодки в расторможенное положение. Рис. 17.5. Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-3307: / — вал регулировочного механизма; 2 — опора колодок; 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного механизма; 5— толкатель тормозных колодок; 6— шарики; 7— корпус разжимного устройства; 8 — разжимной стержень; 9 — рычаг привода; 10 — зубчатый сектор; II — защелка; 12 — тяга; 13 — контргайка; 14 — тормозной барабан; 15 — вилка; 16 — разжимной рычаг. 17. 20 — колодки с накладками; 18. 21 — оттяжные пружины; 19 — опорный диск тормоза В случае работы автомобиля в составе автопоезда его тормозной привод взаимодействует с комбинированным тормозным краном. При затормаживании автомобиля-тягача стояночным тормозом приводятся в действие рабочие тормоза прицепа (полуприцепа). Стояночный тормоз можно использовать при движении только в аварийных случаях. Пользоваться стояночным тормозом при обычной езде не разрешается, так как он сильно нагружает механизмы трансмиссии, а при длительном притормаживании теряет свою работоспособность. Механический привод тормозов имеет значительные потери на трение из-за большого числа опор, шарниров, наличия тросовых соединений и теплового перенапряжения фрикционного сопряжения. Этими потерями объясняется низкий КПД привода. Поэтому в последние годы наметилась тенденция отказа от трансмиссионных тормозных механизмов, так как на больших подъемах и спусках они не обеспечивают достаточной надежности, а в случае поломки карданной передачи происходит отказ стояночной тормозной системы. На автомобилях большой массы с многоконтурным приводом тормозов (ЗИЛ-4331, КамАЗ-5320, седельные тягачи МАЗ-64227 и -54322) отдельных тормозных механизмов для стояночной тормозной системы нет, для этого используют самостоятельный привод тормозных механизмов колес рабочей тормозной системы. Гидравлический привод. Большинство современных автомобилей имеют рабочие тормозные системы с гидравлическим или пневматическим приводом. Одним из основных назначений этих приводов является разделение энергопотока на несколько независимых контуров. Контуром привода называется его часть, оставшаяся работоспособной при выходе из строя остальной части привода. Каждый контур привода имеет специальные регулировочные устройства, обеспечивающие восстановление нормальной работы привода в случае ее нарушения. Гидравлические тормозные приводы позволяют осуществлять заданное распределение усилий по отдельным тормозным механизмам, обладают малыми упругими деформациями и высоким КПД. К недостаткам гидравлического привода можно отнести возможность выхода из строя всей системы при нарушении ее герметичности в любом месте, а также снижение КПД при низкой температуре окружающего воздуха (-30'С и ниже) вследствие увеличения вязкости тормозной жидкости. Гидравлический привод характеризуется простотой конструкции и небольшой массой. Однако создаваемое им тормозное усилие оказывается недостаточным для автомобилей большой массы, поэтому он применяется главным образом на легковых автомобилях, а также на грузовых автомобилях малой и средней массы (ГАЭ-3302 «ГАЗсль», -3307, -3309, -3308 «Садко» и др.). Принципиальная схема рабочей тормозной системы с гидравлическим приводом показана на рис. 17.6. Тормозная система включает в себя главный тормозной цилиндр 4, соединенный с педалью /, колесные рабочие цилиндры б, гидровакуумный усилитель 7с обратным клапаном 8 и разделитель 5 привода тормозных механизмов. Все полости привода заполняются полигликолевой тормозной жидкостью («Томь», «Роса», «Нева» и др.). Эти жидкости обычно имеют желтую окраску и являются взаимозаменяемыми.
При торможении усилие, приложенное к педали У, передается через шток 2 поршню 3 главного тормозного цилиндра 4. Вследствие перемещения поршня давление в главном тормозном цилиндре повышается до 8,0...9,0 МПа. Вытесняемая поршнем 3 жидкость поступает по трубопроводам к рабочим цилиндрам 6 и, действуя на их поршни, обеспечивает взаимодействие тормозных колодок и барабана в процессе торможения автомобиля (см. рис. 17.2, б). При отпускании тормозной педали / (см. рис. 17.6) происходит растормаживание тормозных механизмов, при этом давление в трубопроводах быстро снижается, но остается избыточным (0,05...0,1 МПа), что исключает возможность проникновения воздуха в тормозную систему. Гидровакуумный усилитель 7и обратный клапан Услужат для уменьшения усилия, прикладываемого к педали при торможении. Действие усилителя основано на использовании разрежения, образующегося при работе двигателя в его впускном газопроводе. Это создает дополнительное давление в тормозном приводе, облегчая тем самым управление тормозными механизмами. Разделитель 5 привода имеют автомобили, у которых гидравлический привод рабочих тормозных механизмов передних и задних колес — раздельный, приводимый в действие от общей педали. Разделитель служит для автоматического отключения поврежденного участка (нарушения герметичности) одного из контуров гидропривода. Главный тормозной цилиндр (рис. 17.7) служит для преобразования механического усилия на педали в давление жидкости. Цилиндр отливается как единое целое с резервуаром // для тормозной жидкости. Заливное отверстие в крышке /0 закрывается пробкой Я в которой смонтированы отражатель и сетка, предотвращающие выплескивание тормозной жидкости через отверстия в пробке. Внутри цилиндра находится поршень 14 с установленными на нем двумя уплотнительными манжетами 3 и 5. В головке поршня имеются отверстия, закрытые со стороны полости Г пластинчатым клапаном 4. Поршень прижимается пружиной 13 к опорной шайбе 2, закрепленной в цилиндре стопорным кольцом /.
Другим концом пружина прижимает к седлу впускной клапан 7 и расположенный в нем выпускной клапан 8; находящийся пол действием пружины б. Толкатель 16 поршня навинчивается на тягу 18 и стопорится контргайкой /7. Тяга при помощи пальца соединяется с педалью 19. Полость цилиндра закрыта от пыли и грязи защитным чехлом 15. В резервуаре 11 выполнены два отверстия: псрспускнос Б и компенсационное В. Отверстие Б предназначено для сообщения резервуара с полостью А цилиндра, а отверстие В — резервуара с полостью Г цилиндра только при исходном положении поршня. При нажатии на педаль /9 толкатель /б, пройдя 1,5...2,5 мм (свободный ход), перемешает поршень; после того как манжета 5 своей кромкой закроет компенсационное отверстие В, в цилиндре создается давление, и тормозная жидкость через выпускной клапан 8 и штуцер 12 поступит по трубопроводам в рабочие цилиндры тормозных механизмов. После прекращения нажатия на педаль она возвращается в исходное положение пружиной 20. В то же время колодки тормозных механизмов стягиваются своими пружинами, и жидкость перетекает из рабочих цилиндров в главный через впускной клапан 7. Мри быстром отпускании педали поступающая из магистрали жидкость не успевает заполнить освобождаемую поршнем полость Г. В этом случае полость Г заполняется жидкостью, перетекающей из полости А через имеющиеся в головке поршня 14 отверстия, при этом края резиновой уплотнительной манжеты 5 отжимаются. В дальнейшем поступающая из магистрали жидкость перетекает через компенсационное отверстие В в резервуар. При полностью отпущенной тормозной педали поршень главного цилиндра доходит до опорной шайбы 2. При этом зазор между толкателем и поршнем должен быть 1,5...2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали 8... 14 мм. Регулировку зазора осуществляют изменением длины тяги 18 путем ее ввертывания в толкатель 16 или вывертывания из него. По такой конструктивной схеме был устроен главный тормозной цилиндр гидропривода тормозов автомобилей ГАЗ-52-04 и их модификаций выпускало 1987 г. В настоящее время модернизированный главный тормозной цилиндр такого типа устанавливается на автомобилях ГАЭ-53-12. Следует также отметить, что по схеме с разделителем тормозов (см. рис. 17.6) был устроен привод ряда моделей легковых автомобилей семейства ГАЗ. С 1980-х годов наметилась тенденция отказа от разделителей из-за их недостаточной эффективности. Поэтому на современном этапе для повышения надежности тормозных систем практически на всех легковых автомобилях применяют двухконтурный привод тормозных механизмов. При этом главные тормозные цилиндры имеют две независимые полости с установленными в них поршнями и питательными резервуарами (бачками). Гидропривод рабочей тормозной системы этих автомобилей — раздельный, действующий от общей педали отдельно на тормозные механизмы задних и передних колес. На грузовых автомобилях применяют как одно-, двухконтурные, так и многоконтурные независимые приводы; последние обеспечивают работу рабочих тормозных механизмов отдельно передних и задних колес, стояночного и запасного тормозных механизмов. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к тормозным системам, привод рабочей тормозной систсмы должен иметь не менее двух контуров, причем каждый контур привода при отказе другого контура должен обеспечивать эффективность торможения не менее 35 % эффективности торможения при исправной рабочей тормозной системе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.011 с.) |