Двухконтурные гидроприводы тормозов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухконтурные гидроприводы тормозов



Тормозная система автомобилей ГАЗ-ЗЮ2, -31029, -3110 «Вол­га» и автобуса ПАЗ-3205 с двухконтурным приводом (рис. 17.8, а) состоит из дисковых передних тормозов /, колодочных задних тормозов 7 барабанного типа, сдвоенного (тандемного) главного тормозного цилиндра 4, полости которого соединены с сигналь­ным устройством 2, имеющим контрольную лампу 3, гидроваку­умного усилителя 5 и регулятора давления б, включенного в кон­тур задних тормозов через кронштейн кожуха 8 полуосей. Схема гидропривода рабочей тормозной системы автомобиля ГАЗ-3307 (рис. 17.8, б) кроме указанных узлов (см. рис. 17.8, а) включает в себя передний Н и залний /0 гидровакуумные усилители, соеди­ненные с впускным газопроводом 13 через обратный клапан /2, автоматически разъединяющий их при остановке двигателя, воз­душный фильтр 9, соединенный трубопроводом с гидроусилите­лями, и наполнительный масляный бачок 15 сдвоенного гидро­цилиндра 4. Система приводится в действие педалью 14. При по­вреждении одного из контуров тормозная жидкость вытекает из него. Другой исправный контур в этом случае обеспечивает оста­новку автомобиля.

Современные двухконтурные системы должны не только обес­печивать требуемую эффективность торможения, но и сохранять устойчивость движения автомобиля и легкость его управления. Многие отечественные автомобили и автобусы имеют такой двух- контурный привод. В качестве примера рассмотрим автомобили ВАЗ-2108, -2109, -2106, ГАЗ-ЗЮ2, -3110 «Волга» и -3307, гидро­привод которых обеспечивает независимую работу контуров ра­бочей тормозной системы.

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 применено диагональное рас­положение контуров, при этом один контур обеспечивает работу
а — ГАЗ-3102 «Волга»; б — ГАЗ-3307; / — дисковые передние тормоза; 2 — сигнальное устройство; 3 — контрольная лампа; 4 — главный тормозной ци­линдр; 5, /0, // — гидровакуумные усилители; 6 — регулятор давления; 7 — колодочные тормоза; 8 — кожух полуосей; 9 — воздушный фильтр усилителей; 12 — обратный клапан; /І — впускной газопровод; 14 — педаль; /5 — масляный

Рис. 17.8. Схема гидропривода двухконтуриой тормозной системы авто­мобилей:
б

бачок

тормозных механизмов левого переднего и правого заднего колес, другой — правого переднего и левого заднего колес.

На автомобилях ГАЗ-ЗЮ2, -3110 «Волга» один контур воздей­ствует при помощи малых цилиндров на все колеса, другой — на дисковые тормозные механизмы передних колес, которые для этой цели оснащены большими колесными цилиндрами.

На автомобилях ГАЗ-3307 и ВАЗ-2106 один контур управляет тормозными механизмами передних колес, другой — задних. Кон­структивно последние две схемы двухконтурного привода тор- мозов являются более простыми, но при этом существенно сни­жается эффективность торможения при выходе из строя контура передних тормозов. При диагональной схеме сохраняется хоро­шая эффективность торможения, но резко снижается устойчи­вость автомобиля при выходе из строя одного из контуров, осо­бенно при торможении на повороте. Эта особенность учтена кон­структивно путем внедрения отрицательного плеча обкатки уп­равляемых колес.

Важным звеном в работе двухконтурной тормозной системы является конструкция сдвоенного главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя. Сдвоенные главные тормозные ци­линдры автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -Uli и ЗАЗ-1102 по уст­ройству и принципу действия не имеют различий. Типичным при­мером является главный тормозной цилиндр автомобилей ВАЗ- 2108, -2109 (рис. 17.9, а), который своим корпусом /2 крепится с помощью шпилек к вакуумному усилителю в сборе с питатель­ным бачком 2 Бачок при помощи резиновых соединительных вту­лок 3 установлен на главном цилиндре и разделен перегородкой на две рабочие полости, которые через соединительные втулки и штуцеры бачка сообщаются с рабочими полостями главного цилиндра.

Корпус бачка изготовлен из полупрозрачной пластмассы, на которой выиггампованы метки «min» и «шах», по которым конт­ролируется уровень жидкости в питательном бачке. По центру за­ливной горловины установлен направляющий цилиндр. В верхней части цилиндра имеются две прорези, через которые полость на­правляющего цилиндра сообщается с двумя рабочими полостя­ми бачка. Это позволяет в случае утечки жидкости из одной поло­сти бачка сохранить в другой полости достаточный уровень жид­кости для нормальной работы исправного контура тормозов.

Горловина бачка закрывается резьбовой крышкой, с помощью которой крепится корпус датчика / аварийного уровня жидкости в бачке. Полость контактов датчика сверху дополнительно закры­вается защитным пластмассовым колпачком. При понижении уров­ня жидкости контакты датчика замыкают цепь контрольной лам­пы, которая загорается и сигнализирует о необходимости долив­ки тормозной жидкости.


и 14
а Рис. 17.9. Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей:
б

а - ВАЗ-2108, -2109 в сборе с бачками: б ~ ГАЗ-3307. -3309 и -3308 «Садко»; / — датчик аварийного уровня жидкости; 2 — бачок; 3—соединительная втулка; 4 — поршень привода «правый передний — левый задний тормозные механиз­мы»; 5 — стопорный винт; 6 — шайба; 7 — возвратная пружина; 8 — тарелка пружины; 9 — пружина уплотнительного кольца высокого давления; 10, 14 — уплотнительные кольца высокого и низкого давления; // — распорная втулка; 12 — корпус главного цилиндра; 13 — поршень привода «левый передний — правый задний тормозные механизмы»; 15. 20 — первичный и вторичный порш­ни; /6 — уплотнитсльное кольцо головки; /7— головка поршня; 18— соедини­тельный стержень поршня; /Р — возвратная пружина поршня; 21. 28— корпуса сдвоенного главного цилиндра; 22 — клапан избыточного давления: 23 — пру­жина клапана; 24 — упор; 25 — пружина головки; 26, 27 — уплотнительные кольца соответственно корпуса и поршня; 29 — манжета; 30 — фиксирующий болт; 31 — толкатель; А, Б — рабочие полости сдвоенного цилиндра; В — отвер­стие диска клапана избыточного давления; Д — компенсационные зазоры


Внутри корпуса цилиндра последовательно расположены два., поршня. Поршень Л? толкателя создает давление в одном диаго-' нальном контуре рабочей тормозной системы, а плавающий пор- июнь 4 — в другом контуре. Поршень 13 в цилиндре уплотняется двумя резиновыми кольцами 14 и 10 соответственно низкого и высокого давлений. Уплотнительное кольцо 10 высокого давления прижимается пружиной 9 к торцу распорной втулки 11. Другой конец пружины упирается в тарелку 8, ас другой стороны в эту тарелку упирается возвратная пружина 7. Ход поршня в цилиндре ограничивается стопорным винтом 5, выступающий конец кото­рого заходит в паз поршня.

Плавающий поршень 4, установленный в передней полости главного цилиндра, имеет такое же устройство и уплотнение, при этом задняя часть поршня уплотняется своим кольцом высокого давления, которое прижимается к торцу поршня пружиной через шайбу б.

Когда педаль тормоза не нажата, система расторможена, при этом поршни 13 и 4 под действием возвратной пружины 7отжаты в крайнее положение и упираются в стопорные винты 5. При этом распорные втулки У/, упираясь в винты 5, отводят уплотнитель- ные кольца 10 от торцовых канавок поршней. Вследствие этого образуются компенсационные зазоры Д, через которые рабочие. полости главного цилиндра сообщаются с бачком.

Под действием усилия при нажатии на педаль тормоза проис­ходит процесс торможения, в этом случае шток вакуумного уси­лителя перемещает поршень 13. Распорная втулка И отходит от стопорного винта, и уплотнительное кольцо 10 прижимается пру­жиной к торцу канавки. Компенсационный зазор перекрывается, и происходит разобщение полостей главного цилиндра и бачка. Дальнейшее перемещение поршня 13 в рабочей полости привода «левый передний — правый задний тормозные механизмы» созда­ст давление жидкости, которое через трубопроводы и шланги пе­редаст ся к колесным цилиндрам тормозных механизмов колес. Это же усилие нажатия на педаль передается и на плавающий пор­шень 4% который, перемещаясь, создает давление в приводе «пра­вый передний — левый задний тормозные механизмы».

По мере перемещения поршней увеличивается давление в ра­бочих полостях тормозных цилиндров. Это приводит к распира- нию колец высокого давления 10, которые сильнее прижимаются к стенкам цилиндра и к торцам канавок, что способствует луч­шей герметичности поршней в полостях главного цилиндра и по­вышению давления в колесных тормозных цилиндрах. Давление в системе гидравлического привода тормозов во многом зависит от усилия, создаваемого на педали, и может достигать значительной величины: например, при усилии на педали 200...250 Н давление тормозной жидкости может достигать 4,0...4,5 МПа.


Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко* и других (рис. 17.9, б) состоят из двух корпу­сов 21 и 28, во внутренних полостях которых находятся первич­ный 15 и вторичный 20 поршни, фиксируемые болтами 30. На пор­шнях с помощью соединительных стержней 18 установлены го­ловки /7, выполняющие функции уже рассмотренных на примере ВАЗ-2109 (см. рис. 17.9, а) перепускных устройств. Каждая головка включает в себя резиновое уплотнительнос кольцо 16 и манжету 29, уплотнительные кольца 27 поршня и 26 корпуса, пружину 25 головки и возвратную пружину 19 поршня. Эти детали обеспечи­вают герметичные соединения головок с полостями рабочих ци­линдров в процессе работы гидропривода тормозов.

При расторможенном состоянии тормозных механизмов поло­сти А и Б сообщаются с бачком 15 (см. рис. 17.8, б) благодаря тому, что между головками /7 и поршнями /5 (см. рис. 17.9, б) в обеих полостях сдвоенного цилиндра имеются зазоры. При тормо­жении поршни 20 и 15 через клапаны 22 избыточного давления посредством перемещения толкателя создают необходимое давле­ние жидкости в приводах соответственно переднего и заднего ра­бочих контуров. В этом случае поршни 15 и 20 герметично прижи­маются к головкам за счет пружин 25 и уплотняющих колец 16 головок, вследствие чего полости А и Б разобщаются с питатель­ным бачком тормозного цилиндра.

 

В процессе растормаживания, когда толкатель 31 отходит от поршня 15, под давлением жидкости оба поршня возвращаются в исходное положение. При этом жидкость, преодолевая сопротив­ление пружины 23, открывает клапан 22 и возвращается в полости цилиндра. После того как давление жидкости значительно снизи­лось, пружина 23 прижимает клапан 22 к корпусу, края которого закрывают отверстия В, и в приводах сохраняется небольшое из­быточное давление. Клапан избыточного давления состоит из рези­нового корпуса с пружиной 23 и металлического диска с шестью отверстиями В. При торможении жидкость, пройдя через отвер­стия В, под давлением отгибает края резинового корпуса и посту­пает в приводы тормозных механизмов. При отказе контура приво­да задних колес первичный поршень /5 через соединительный стер­жень 18 и упор приводит в движение вторичный поршень 20, ко­торый подает жидкость в контур привода передних колес. При вы­ходе из строя контура привода передних колес вторичный пор­шень 20 движется вхолостую до соприкосновения соединительного стержня с упором 24; при этом работа тормозного привода контура задних колес происходит без нарушения давления. При исправной работе контуров гидропривода давление в обеих рабочих полостях возрастает равномерно благодаря тому, что перемещение поршня 20 происходит под действием перепада давлений, который устра­няется тем, что поршни имеют плавающие головки.

I I ДлпииОм!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.156.75 (0.012 с.)