Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство и работа приборов жидкостной системы охлажденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Жидкостный насос. Для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения служит жидкостный насос це1пробежноготипа (рис. 5.2). Расположен насос в передней части блока цилиндров и приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Он состоит из корпуса 7, крыльчатки 5 и корпуса 10 подшипников, соединенных между собой прокладкой 6. Вал 4 насоса вращается в двух шарикопод-
шипниках 3, снабженных сальниками для удержания масла. Передний подшипник фиксируется упорным кольцом 2, а задний удерживается от перемещения дистанционной втулкой //. Пластмассовая крыльчатка 5 крепится на заднем конце вала при помощи металлической ступицы. При вращении крыльчатки жидкость из подводящего патрубка 9 поступает к ее центру, затем захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 7 насоса, а оттуда через полые приливы 8 подается в рубашку охлаждения двигателя. Герметичность вращающихся деталей, расположенных в корпусе 7 насоса, обеспечивается самоподжимным сальником, установленным в крыльчатке и состоящим из уплотнительной шайбы /7, резиновой манжеты 18 и пружины, прижимающей уплот- нительную шайбу /7 к торцу корпуса подшипников. Своими выступами уплотнительная шайба /7 входит в пазы крыльчатки 5 и закрепляется обоймой 16. На переднем конце вала 4 с помощью втулки 12 установлена ступица Д к которой крепится шкив 14 привода насоса и вентилятора. Вентвлятор. Для повышения скорости потока воздуха, проходящего через радиатор, служит вентилятор 1 (см. рис. 5.2). Устанавливаемые на двигателях вентиляторы могут иметь четыре, пять или шесть лопастей /5, которые изготавливают из листовой стали или пластмассы (у автомобилей ВАЗ-2106 «Жигули», «Москвич- 21412» и др.). На ряде двигателей лопасти вентилятора располагают в направляющем кожухе (диффузоре), который улучшает вентиляцию подкапотного пространства и увеличивает количество воздуха, проходящего через радиатор. Для этой же цели лопасти 15 вентиляторов двигателей ЗМЗ-511, ЗИЛ-508 и других изготавливают с отогнутыми в сторону радиатора концами. На двигателях автомобилей ЗИЛ-431410, ГАЗ-3307, автобусов ЛиАЗ-5256 и микроавтобусов «ГАЗель», а также на двигателях многих легковых автомобилей привод вентилятора осуществляется клиноременной передачей. На дизелях ЯМЗ-2Э6М2, -238М2 вентилятор приводится в действие через систему зубчатых колес, непосредственно от зубчатого колеса распределительного вала. На переднеприводных автомобилях ВАЗ, «Москвич» устанавливают электровентиляторы. Включение и выключение электродвигателя вентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком, ввернутым в верхний или боковой (ВАЗ-2108) бачок радиатора. Вязкостная муфта. На дизелях ЗИЛ-645, КамАЗ-7408 (автобуса ЛиАЗ-5256) в приводе вентилятора установлена вязкостная муфта (рис. 5.3), рабочая полость 3 которой заполняется жидкостью с б Рис. 5.3. Жидкостная муфта включения вентилятора: а — конструкция; б — схема у ста ношен блокировочных пластин; / — крышка муфты; 2 — корпус; 3 — рабочая полость; 4 — подшипник; 5 — вал; 6 — фланец; 7— шпильки; 8—блокировочные пластины; 9— ведущий диск; /0— отверстия; // — тарелка; 12 — пластинчатый клапан; ІЗ — ось; — терморегулятор; А — жидкостная камера большим коэффициентом расширения. Муфта состоит из двух основных частей: корпуса 2 в сборе с крышкой 1 и подшипником 4$ являющимися ведомыми элементами муфты, и диска 9, являю- шимся ведущим элементом муфты. Вентилятор устанавливается на шпилыси 7и крепится к корпусу муфты гайками. Ведущий диск 9 установлен на шлиисвом конце вала 5. Наружный конец этого вала заканчивается фланцем 6, с помощью которого муфта крепится к шкиву жидкостного насоса, приводимого в действие клиновидным ремнем от коленчатого вала. Рабочая полость 3 муфты образуется лабиринтами, расположенными на периферии крышки ведущего диска. Наружные поверхности крышки и корпуса имеют оребренные поверхности для отвода теплоты. В крышке I муфты расположена жидкостная камера А, отделенная от рабочей полости запрессованной в нее тарелкой И с четырьмя отверстиями, которые могут перекрываться пластинчатым клапаном /2, связанным с терморегулятором. Терморегулятор 14 представляет собой биметаллическую спираль, которая одним концом закреплена на крышке 1 муфты, а вторым — на поворачивающемся пластинчатом клапане /2, установленном на оси 13. Включение и выключение муфты производится терморегулятором в зависимости от температуры подкапотного воздуха, обдувающего корпус муфты. При повышении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения температура воздуха, обдувающего корпус муфты, возрастает, вследствие чего терморегулятор поворачивает пластинчатый клапан /2, открывая отверстия в тарелке //. Одновременно с этим под действием центробежных сил жидкость из полости А по радиальному и осевому отверстиям 10 поступает в рабочую полость 3 и заполняет кольцевые каналы в лабиринтном соединении ведущей и ведомой частей муфты. При этом вследствие высокой вязкости жидкости происходит включение муфты на режим оптимальной частоты вращения вентилятора. При снижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения температура обдувающего муфту воздуха также понижается. При этом биметаллический регулятор устанавливает пластинчатый клапан 12 в такое положение, при котором частично или полностью закрывается проход жидкости из полости А в рабочую полость 3. В этом случае из-за недостаточной подачи жидкости или ее отсутствия в лабиринтном соединении рабочей полости 3 образуется зазор между ведущей и ведомой частями и они могут вращаться относительно друг друга, т.е. происходит их проскальзывание, «<то снижает частоту вращения вентилятора или приводит к его полному отключению. В условиях эксплуатации разбирать вязкостную муфту запрещается, а в случае отказа необходимо перевернуть (выпуклой стороной к оси вентилятора) две полукруглые блокировочные пластины Я; установленные на шпильках 7, что обеспечит жесткое соединение корпуса 2 муфты и тем самым вентилятора со шкивом жидко-. стного насоса. На дизелях многих автомобилей КамАЗ в приводе вентилятора' установлена гидромуфта, передающая крутящий момент от ко-1 ленчатого вала к вентилятору. Гидромуфта имеет регулятор-вы-■ ключатель с термосиловым датчиком, реагирующим на тепловой режим работы двигателя. С повышением температуры охлаждаю- ! шей жидкости до 80 9С активная масса, находящаяся в баллоне включателя, начинает плавиться с увеличением объема, вследствие чего шток датчика, воздействуя на золотник, открывает канал главной масляной магистрали, из которого масло поступает в гидромуфту, обеспечивающую плавное включение вентилятора. В зависимости от теплового состояния двигателя изменяется перемещение золотника, а следовательно, количество подаваемого масла в гидромуфту, что, в свою очередь, влияет на частоту вращения вентилятора. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 70 °С подача масла в гидромуфту прекращается, и вентилятор отключается. Термостат. Для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его теплового режима в заданных пределах служит термостат. Конструктивно он представляет собой клапан, регулирующий количество циркулирующей через радиатор жидкости. Термостаты могут быть с твердым или жидкостным наполнив тел см. На двигателях автомобилей ЗИЛ-431410, -5301 «Бычок», КамАЗ-5320, «Москвич-21412», ГАЗ-31029 и других применяют термостаты с твердым наполнителем (рис. 5.4). Такой термостат располагается между патрубком 7 и корпусом 12 впускного газопровода. Баллончик / термостата заполнен активной массой 2» состоящей из смеси церезина (нефтяного воска) и медного по-;
ротка. Находящаяся в баллончике активная масса закрыта резиновой мембраной І, на которой установлена направляющая втулка 4 с отверстием для резинового буфера //, предохраняющего мембрану от разрушения. На буфере установлен шток 5, связанный рычагом 8 с клапаном б, который в закрытом положении плотно прижимается к седлу 10 пружиной 9. При температуре охлаждающей жидкости (70±2)'С активная масса начинает плавиться и9 расширяясь, перемещает вверх резиновую мембрану 3, буфер 11 и шток 5, который, воздействуя на рычаг 8% начинает открывать клапан 6, полное открытие клапана происходит при температуре (83±2)°С. Следовательно, при температуре 68...85°С клапан термостата, изменяя свое положение, регулирует в заданных пределах количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, поддерживая тем самым нормальный температурный режим работы двигателя. Жидкостные термостаты установлены в системах охлаждения на ряде моделей двигателей автомобилей семейства ГАЗ. В корпусе 7 (рис. 5.5, а) такого термостата находится гофрированный цилиндр 6 из тонкой латуни, заполненный легкоиспаряющейся жидкостью — смесью этилового спирта (70 %) и воды (30 %). К верхней части гофрированного цилиндра штоком 5 присоединен клапан 3 термостата.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С гофрированный цилиндр находится в сжатом состоянии, клапан термостата при этом закрыт, а охлаждающая жидкость циркулирует через перепускной шланг (канал) 2 по малому кругу, минуя радиатор. С повышением температуры охлаждающей жидкости давление^ в гофрированном цилиндре 6 увеличивается, клапан термостата; приоткрывается и жидкость через патрубок 4 (см. рис. 5.5, а) нами-1 наст циркулировать по большому кругу. При температуре выше 90 °С клапан термостата открывается полностью и вся жидкость циркулирует через радиатор. \ Радиатор. Радиатор, являющийся теплообменным узлом»- предназначен для передачи теплоты от охлаждающей жидкости^ потоку воздуха. Каркас радиатора образован боковыми стойками /| (рис. 5.6, а), соединенными пластиной, припаянной к нижнему^ бачку. Радиатор крепится к раме автомобиля на резиновых подуш-] ках 5, что необходимо для уменьшения вибраций и ударных на-' грузок, возникающих при его движении. Радиатор состоит из верхнего 4 и нижнего 6 бачков и тепло- рассеивающей сердцевины 7Э наружная поверхность которой об~)
дувается воздухом, рассеивающим теплоту, полученную жидким теплоносителем (охлаждающей жадкостью) от нагретых деталей двигателя. Количество воздуха, проходящего через сердцевину, регулируется створками-жалюзи 8, установленными в специальной рамке на каркасе радиатора. Они выполнены в виде набора узких пластин из специального железа и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим их поворот из кабины водителя. В радиаторах применяют в основном трубчато-пластинчатые или трубчато-лсн- точные сердцевины. Трубчато-пластинчатая сердцевина (рис. 5.6, б) состоит из трсх-чстырсх рядов латунных трубок овального сечения, к которым припаяны поперечно расположенные пластины 9, увеличивающие поверхность охлаждения. Трубчато-ленточная сердцевина (рис. 5.6, в) состоит из плоских латунных трубок, между рядами которых размещаются широкие зигзагообразные ленты 10, имеющие специальные выштамповки, искривляющие воздушный канал и повышающие эффективность отдачи теплоты потоку воздуха. Радиаторы с трубчато-ленточной сердцевиной получили широкое распространение и устанавливаются на большинстве двигателей. В современных системах охлаждения закрытого типа горловина радиатора с установленной в ней пароотводной трубкой 2 герметически закрывается пробкой 3. Так как давление в такой системе охлаждения несколько больше атмосферного, то температура кипения жидкости (воды) составляет 108... 119*С. Она меньше испаряется и реже закипает, что обеспечивает более длительную работу двигателя без дозаправки и перегрева.
Герметичность закрытия горловины радиатора пробкой достигается упорной гофрированной шайбой / (рис. 5.7) и пружиной 2, а сообщение системы охлаждения с атмосферой происходит через паровой 3 и воздушный 4 клапаны. Рис. 5.7. Пробка радиатора с открытым клапаном:
ш — паровым; б — воздушным; / — шай- (к\, 2— пружина; 3, 4 — соответственно паровой и воздушный клапаны; 5 — пароотводная трубка При избыточном давлении (около 0,1 МПа — для двигателям ЗИЛ-508 и 0,045...0,055 МПа — для двигателя ЗМЗ-511) парово» клапан 3 открывается и пар или жидкость поступает к пароотводной трубке 5. Из-за разрежения, возникающего после выхода! пара, давление в системе снижается, и при его уменьшении на^ 0,01 МПа открывается воздушный клапан 4% что предохраняет^ верхний бачок радиатора от деформации под действием давления воздуха. На двигателях автомобилей ЗИЛ-131Н, -433420, КамАЭ-5320. ВАЗ-2105 «Жигули», «Москвич-2141» и других в систему охлаждения устанавливают расширительный (компенсационный) бачок 28 (см. рис. 5.1, б), служащий для поддержания постоянного объема циркулирующей жидкости. Для контроля уровня жидкости на бачке имеется контрольная метка или кран (у автомобиля КамАЗ-5320). В пробке 27расширительного бачка (у автомобилей ЗИЛ-131Н -433420, КамАЗ-5320) или в пробке радиатора (у автомобиле] ВАЗ-2105 «Жигули» и др.) размещаются выпускной и впускно! клапаны, устройство и принцип действия которых аналогичж описанным ранее паровому и воздушному клапанам. При избыточном давлении в системе охлаждения открываете, выпускной клапан и пар или жидкость по трубопроводу отводите^ в расширительный бачок. По мере понижения температуры двига теля объем охлаждающей жидкости уменьшается, вследствие чет создается разрежение, под действием которого открывается впуск ной клапан, и жидкость из расширительного бачка поступав обратно в радиатор, в результате объем жидкости в системах охлаж дения поддерживается постоянным. Охлаждающую жидкость сливают через сливные краны 27, рас положенные соответственно на нижнем патрубке, радиатора и ] нижней части блока-картера, при этом пробки радиатора и рас ширительного бачка должны быть открытыми. У двигателей ЗШ управление кранами дистанционное с выводом тяг 29 в подк^ потное пространство. Вместимость систем охлаждения двигателей, л, ряда моделе автомобилей: ЗИЛ-431410....................................................................................... 26,0 ЗИЛ-4331........................................................................................... 27.0 КамАЗ-5320...................................................................................... 35,0 ГАЗ-ЗЮ2........................................................................................... 12,0 ВАЗ-210Е «Спутник»......................................................................... 7,8 Контрольные вопросы I. Перечислите виды систем охлаждения. В чем состоит принцип раб^ ты системы охлаждения? 2. Каковы основные недостатки воздушной системы охлаждения? 3. Какие требования предъявляются к жидкостям, используемым для охлаждения двигателей? 4. В каких случаях циркуляция охлаждающей жидкости происходит по большому, а в каких — по малому кругу? 5. В чем заключается принцип работы термостатов с жидкостным и твердым наполнителями? 6. Для чего служат основные элементы системы охлаждения и как они устроены? ГЛАВА 6
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.198.150 (0.014 с.) |