Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полупроводниковые приборы системы электрооборудованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В приборах и аппаратах электрооборудования автомобилей большое место занимают полупроводники, содержащие различные примеси алюминия или сурьмы. Примеси уменьшают сопротивление полупроводников, увеличивая их проводимость. Одно из свойств полупроводников (в отличие от металлов) — способность резко увеличивать свою проводимость с повышением температуры. Другое свойство полупроводников — односторонняя проводимость. При нанесении на поверхность полупроводника некоторых металлов (например, индия, алюминия и др.) на границе между металлом и полупроводником образуется тончайший (0,01 мм) изолирующий слой, называемый запирающим слоем. Запирающий слой свободно проводит ток в одном направлении и почти не проводит ток в обратном направлении. Это свойство широко используется при изготовлении полупроводниковых диодов, служащих для преобразования переменного тока в постоянный. Диод (рис. 9.2, а) — двухэлектродный полупроводниковый прибор, который проводит ток только в одном (прямом) направлении. Кристалл 5 полупроводника (кремний или германий) припаивают к дну металлического корпуса 6. Затем на кристалл напаивают слой металла 4 с хорошей электропроводимостью. В месте контакта металла и полупроводника образуется фпирающий слой,
і кї БІ в
Рис. 9.2. Схемы устройства полупроводников: диода (а) и транзистора (*) и их условные обозначения соответственно (б, г): 1 — проводник выводной; 2 — крышка; 3 — герметизирующий изолятор; 4,7 — электропроводный слой металла; 5 — кристалл полупроводника; 6 — корпус; 8— элекгрод транзистора; Э — эмиттер; К — коллектор; Б — база который в одном (прямом) направлении обладает очень малым сопротивлением, равным десятым долям Ома, а в обратном — сотням и даже тысячам Ом. Герметизирующий изолятор 3 изолирует от крышки 2 выводной проводник У. Стабилитрон — кремниевый диод, который обладает свойством проводить ток в обратном (непроводящем) направлении без разрушения запорного слоя при определенном напряжении. Транзистор (рис. 9.2, в) — трехэлсктродный полупроводниковый прибор. Средний электрод 8 транзистора, выполненный из кристалла полупроводника (кремния или германия), называется базой (Б). На две стороны кристалла наплавляют металл 7с хорошей электропроводимостью (индий и др.). Наплавленные слои называются электродами. Один из них называют эмиттером (Э), а другой — коллектором (К). Выводные проводники от базы и эмиттера изолированы от корпуса, а коллектор соединен с корпусом транзистора. В других типах транзисторов на корпус может соединятся эмиттер, а коллектор и база изолированы от корпуса. Транзисторы, диоды и стабилитроны применяют в транзисторных системах зажигания, регуляторах напряжения генератора, коммутаторах, измерительных и других приборах. Контрольные вопроси 1. Перечислите основные приборы системы электроснабжения. 2. Назовите основные составляющие принципиальной схемы электрооборудования. 3. Назовите основных потребителей тока и их назначение. 4. Расскажите об устройстве и работе трехэлсктродного прибора — транзистора. ГЛАВА 10 ИСТОЧНИКИ ТОКА Аккумуляторные батареи Химические процессы. Принцип действия простейшего свинцо- во-кислотного аккумулятора показан на рис. 10.1. Электроды 2 аккумулятора установлены в бачке /, изготовленном из диэлектрика и заполненном электролитом (25...30%-ным раствором серной кислоты Н^О*, что соответствует плотности электролита 1,25... 1,31 г/см*). В аккумуляторе в результате химических процессов накапливается электрическая энергия. При прохождении тока заряда /, между электродами происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую, называемый зарядом аккумулятора. Обратный процесс, при котором химическая энергия превращается в электрическую и ток разряда /р идет к потребителю, называется разрядом аккумулятора Предположим, что имеется полностью заряженный аккумулятор. В этом случае активная масса положительного электрода представляет собой перекись свинца РЬ02, а отрицательного — губча-
а б Рис. 10.1. Принцип действия элементарного аккумулятора: а — процесс разряда: б — процесс заряда; / — бачок; 2 — электроды;!р — ток разряда; /» — ток заряда тый свинец РЬ. Процессы разряда и заряда могут быть объяснены теорией двойной сульфатацин, в соответствии с которой при разряде (рис. 10.1, а) вследствие восстановления двуокиси свинца РЬО на положительном электроде и окисления губчатого свинца РЬ на отрицательном электроде на обоих электродах происходит образование одного и того же продукта — РЬБ04 (сульфата свинца). В процессе разряда количество воды в электролите увеличивается, а количество серной кислоты уменьшается. При этом понижается плотность электролита и падает электродвижущая сила (ЭДС). Когда вся активная масса обоих электродов будет покрыта сульфатом свинца, ЭДС может стать равной нулю. Однако на практике это не допускается во избежание порчи аккумулятора. Таким образом, процесс разряда аккумулятора можно описать следующим химическим уравнением: Электролит Электролит + + РЬОз + гН^О, + РЬ = РЬБ04 + 2Н,0 + ИЯО* Аккумулятор заряжен Аккумулятор разряжен Во время заряда (рис. 10.1, б) аккумулятор подсоединяют к источнику постоянного тока. При прохождении зарядного тока химические процессы происходят в обратном направлении: сульфат свинца отрицательного электрода превращается в губчатый свинец РЬ, сульфат свинца положительного электрода — в двуокись свинца РЬО}. Количество воды в электролите уменьшается, а количество серной кислоты увеличивается, т.е. повышается его плотность. Процесс продолжается до тех пор, пока на обоих электродах сульфат свинца не преобразуется в активные вещества РЬ02 и РЬ; при этом ЭДС возрастает до максимальной величины. Следовательно, химическое уравнение заряда аккумулятора можно записать следующим образом: Электролит Электролит + + РЬ504 + 2Н20 + РЬ804 = РЬ02 + 2Н2804 ♦ РЬ. Аккумулятор разряжен Аккумулятор заряжен Во время процесса заряда изменяется цвет пластин, при этом положительная пластина приобретает светло-коричневый цвет, а отрицательная — светло-серый. Наряду с этим при заряде и разряде изменяется и плотность электролита, по величине которой судят о степени заряженности аккумулятора. Сравнив химические уравнения разряда и заряда, можно убедиться, что они тождественны, но реакции в них протекают в различных направлениях. Такая химическая реакция называется обратимой и позволяет весь процесс, происходящий в аккумуляторе, записать следующим образом: + - ♦ РЬ02 + 2Н2504 + РЬ < *****) РЬ504 + 2Н30 + РЬБО*. Заряд Характеристики аккумулятора. Основными характери гиками аккумуляторов, определяющими их работоспособность, являются электродвижущая сила, напряжение, емкость. Электродвижущей силой (ЭДС) называется величина, численно равная работе, совершаемой источником тока при переносе единицы заряда по всей замкнутой цепи, и обозначаемая Она измеряется в вольтах (В) и зависит от химических свойств активной массы пластин и плотности электролита. Температура электролита существенно не влияет на величину ЭДС, которая на практике определяется ПО эмпирической формуле Еъ «0,84 + у, где у — плотность электролита при 15 *С, г/см3. С изменением плотности электролита изменяется и величина ЭДС. Так, при температуре 15 *С плотность электролита может был» в пределах 1,09... 1,31 г/см3, при этом соответственно изменяется и ЭДС в пределах 1,93...2,15 В. ЭДС аккумуляторной батареи, состоящей из нескольких последовательно соединенных аккумуляторов, Еъ = л£а, где п — число аккумуляторов. Напряжением аккумулятора называется разность потенциалов положительных и отрицательных пластин (электродов) при замкнутой внешней цепи. Напряжение на клеммах аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения в самом аккумуляторе, обусловленную его внутренним сопротивлением. При разряде напряжение на клеммах аккумулятора меньше его ЭДС, а при заряде — больше его ЭДС. В среднем можно считать, что напряжение на клеммах аккумулятора равно примерно 2 В. Для того чтобы получить напряжение, соответствующее принятой на автомобиле системе электроснабжения, несколько двухвольтовых аккумуляторов объединяют в батарею с номинальным напряжением б, 12 или 24 В. Емкость аккумуляторной батареи является наиболее важной величиной, характеризующей ее работоспособность. Под емкостью понимается такое количество электричества, которое отдает полностью заряженная батарея при непрерывном разряде ее до определенного конечного разрядного напряжения. Емкость С измеряется в ампер-часах (А-ч) и определяется как произведение силы разрядного тока /р в амперах на время разряда г в часах: С» /р/. Она зависит от силы разрядного тока, плотности и температуры электролита, типа пластин и количества вещества (активной массы), участвующего в реакции, т.е. от размеров используемой поверхности пластин. Емкость аккумуляторной батареи при параллельном соединении входящих в нее аккумуляторов равна сумме их емкостей, а ЭДС батареи равна ЭДС одного аккумулятора. При последовательном соединении аккумуляторов емкость батареи равна емкости одного аккумулятора, а ЭДС равна сумме аккумуляторов, входящих в батарею. Номинальная емкость батареи определяется при 20-часовом режиме разряда. Разряд должен проводиться постоянным током /р [2] 0,05 А (где См — номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25 *С) и прекращаться по достижении конечного напряжения на выходах, равного 5,25 В у 6-вольтной батареи и 10,5 В у 12-вольт- ной батареи. С увеличением силы разрядного тока емкость батареи уменьшается, а при пуске двигателя стартером снижается в 3—6 раз, так как сила разрядного тока в этом случае возрастает до нескольких сотен ампер. При понижении температуры электролита емкость батареи также уменьшается вследствие увеличения вязкости электролита. При этом снижается скорость протекания химических процессов и замедляется проникновение электролита в поры активной массы пластин. В пределах температур от 18 до 27 'С емкость батареи изменяется в среднем на 1 % на каждый градус- Устройство аккумуляторной батареи. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи состоят из трех, шести или двенадцати отдельных аккумуляторов, соединенных последовательно между собой. Каждая такая батарея (рис. 10.2) состоит из моноблока 3 с отсеками для аккумуляторов; крышек 4 с заливными отверстиями, закрываемыми пробками 5; отрицательных 14 и положительных /7 пластин, собранных соответственно в полублоки 7 и 13; сепараторов 16; токоведущих бареток 12 с выводными штырями и межэлементных перемычек 8% служащих для последовательного соединения аккумуляторов в батарею. Пластины аккумулятора являются наиболее ответственной частью батареи и представляют собой решетки, в ячейки которых вмазывается активная масса. Решетки положительных и отрицательных пластин отливаются из свинцово-сурьмянистого сплава (94%—РЬи6% — БЬ). Присадка сурьмы повышает литейные качества и прочность пластин. Выпускаются также пластины, сплав решеток которых имеет пониженное содержание сурьмы (1,5... 2 %), но увеличенное количество других присадок, позволяющих создавать так называемые необслуживаемые батареи с повышенным сроком службы. Активной массой для положительных пластин является свинцовый сурик РЬ304 (порошок ярко-красного цвета) и свинцовый глет" РЬО, а для отрицательных — свинцовый порошок, свинцо-
вый глет и раствор серной кислоты с добавлением специальных расширителей. После нанесения активная масса высушивается и затвердевает, прочно скрепляясь с решеткой. Пластины помещают в банки с электролитом, где они проходят заводскую формовку — зарядку электрическим током, в результате которой вещества, вмазанные в пластины, переходят на положительных пластинах в перекись свинца РЪ02 темно-коричневого цвета, а на отрицательных пластинах — в губчатый свинец РЬ светло-серого цвета. После формовки поверхности пластин становятся пористыми, вследствие чего в сотни раз увеличивается поверхность соприкосновения электролита с активным веществом по сравнению с видимыми поверхностями пластин, что обеспечивает возможность повышения их емкости до заданной величины. После окончания формовки пластины могут быть оставлены в заряженном или разряженном состоянии. На автомобили, как правило, устанавливают батареи с сухозаряженными пластинами. Отрицательные и положительные пластины мостиками-барстка- мн 12 объединяются в группы, называемые полублоками. Отрицательных пластин в полублоках 7ставят на одну больше и так, чтобы каждая положительная пластина находилась между отрицательными. Это вызвано тем, что положительные пластины легко коробятся, если они подвержены действию тока лишь с одной стороны. Сепараторы 16 — изоляторы, которые помещают между положительными и отрицательными пластинами. Сепараторы исключают образование токоведуших мостиков между пластинами разной полярности при выпадении из них частиц активной массы. Сепараторы в основном изготавливают из мипора или мипласта. Чтобы лучше предохранить пластины аккумулятора от замыканий, сепараторы делают несколько большего размера, чем пластины. Поверхность сепараторов со стороны отрицательной пластины гладкая, а со стороны положительной — ребристая. Ребристая поверхность улучшает доступ электролита к положительной пластине, что весьма важно при работе аккумулятора в режиме стартерного разряда. Электролит, которым заполняют отсеки аккумуляторной батареи, состоит из химически чистой серкой кислоты и дистиллированной воды. В крайнем случае при отсутствии дистиллированной воды допускается применение дождевой или снеговой воды, собранной в стеклянную тару непосредственно из атмосферы. Серную кислоту плотностью 1,83 г/см^ для удобства пользования разводят в дистиллированной воде до плотности 1,40... 1,45 г/см1. Затем плотность электролита понижают до требуемой величины в зависимости от времени года и района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея. Плотность электролита, приведенная к температуре 25 "С, для полностью заряженной батареи должна составлять 1,23... 1,30 г/см3. В центральных районах плотность электролита в летнее и зимнее время должна быть 1,27 г/см3, а в южных 1,25 г/см3. В районах Крайнего Севера ее увеличивают зимой до 1,30 г/см3, а летом уменьшают до 1,27 г/см3. При полном разряде баггареи плотность элеюролита снижается на 0,15...0,17 г/см3. Электролит необходимо приготовлять в керамической, эбонитовой или другой кислотостойкой таре. Сначала в тару заливают дистиллированную воду, а затем серную кислоту. Смесь должна быть тщательно перемешана. При этом нужно соблюдать меры предосторожности, так как попадание на кожу электролита и тем более серной кислоты вызывает тяжелые ожоги. Уровень электролита, залитого в аккумулятор, должен быть на 10... 15 мм выше верхних кромок сепараторов или предохранительного щитка 11. При эксплуатации автомобилей для доведения уровня электролита до нормы следует доливать только дистиллированную воду или электролит. Моноблок 3 представляет собой бак, в отсеках 1 которого установлены собранные полублоки аккумуляторов батареи. Его изготавливают из эбонита, асфальтопековой пластмассы или термопласта. Для увеличения прочности и кислотостойкости в отсеки моноблока запрессовывают кислотоупорные полихлорвиниловые вставки 2. На дне каждого отсека имеются призмы /5, на которые опираются положительные и отрицательные пластины. Между этими призмами образуется шламовая камера 18, в которой оседают мелкие частицы активной массы (шлам), выпадающей из пластин по мере работы аккумуляторной батареи. Каждый отсек моноблока закрывается крышкой 4, в которой имеется отверстие для заливки электролита и контроля его уровня. Заливочные отверстия закрываются вентиляционной пробкой 5 с отражателем 10, предохраняющим электролит от выплескивания во время движения. Полюсные выводы отдельных аккумуляторов соединяют межэлементными перемычками 8последовательно, т.е. положительный вывод одного аккумулятора соединяют с отрицательным выводом другого. К крайним выводам батареи приваривают выводные штыри 6, на которых имеются знак»! «+» и «-», обозначающие полюсы батареи. Выводной штырь 9 положительного полюса имеет несколько больший диаметр, чем штырь 6 отрицательного полюса. Маркировка батарей означает их типы в соответствии с принятыми условными обозначениями. Типы батарей характеризуются назначением, числом аккумуляторов в батарее, номинальной емкостью; их условные обозначения состоят из цифр и букв, написанных на перемычке, моноблоке или крышке в определенной последовательности. Например, на автомобиле ЗИЛ-431410 устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМН. Первая цифра маркировки означает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, буквы СТ — батарею стартерного типа; число 90 — номинальную емкость батареи в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда, буквы ЭМ — материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт) и сепараторов (М — мипласт, Р — мипор, С — стекловолокно); буква Н означает, что батарея несухозаряженная. Кроме того, условное наименование батарей, поставляемых в страны с тропическим климатом, должно содержать букву Т. Генераторные установки На современных автомобилях устанавливают генераторы переменного тока. Для нормальной работы имеющихся на автомобиле потребителей тока должно быть стабильное напряжение питания, поэтому независимо от частоты вращения ротора генератора и числа подключенных потребителей напряжение генератора должно быть постоянным. Поддержание постоянства напряжения и защита генератора от перегрузки обеспечиваются прибором, называемым регулятором напряжения или реле-регулятором. В зависимости от дорожно-климатических условий и режимов эксплуатации автомобилей напряжение генератора, питающее потребителей, рассчитанных на номинальное напряжение 12 В, должно быть в пределах 13,2... 15,5 В. Генератор переменного тока трехфазный, синхронный, с электромагнитным возбуждением, по сравнению с генератором постоянного тока он имеет меньшие металлоемкость и габаритные размеры. При той же мощности он проще по конструкции и отличается большим сроком службы. Синхронным генератор называется потому, что частота вырабатываемого им тока пропорциональна частоте вращения ротора генератора. Удельная мощность генератора переменного тока, т.е. мощность генератора, приходящаяся на единицу его массы, примерно в 2 раза больше, чем у генератора постоянного тока. Это позволяет в 2—3 раза увеличить передаточное число привода генератора, вследствие чего при частоте вращения на режиме холостого хода двигателя генераторы переменного тока развивают до 40 % номинальной мощности, что обеспечивает лучшие условия заряда аккумуляторных батарей и, как следствие, повышение их срока службы. Наряду с этим генераторы переменного тока, несмотря на их различие в номерах серий, по многим моделям легковых и грузовых автомобилей соответственно унифицированы и имеют ряд взаимозаменяемых деталей (приводные шкивы, крыльчатки, подшипники и др.), а по устройству не имеют принципиальных различий. Устройство генератора переменного тока рассмотрим на примере генераторов серии Г250-ГЗ, который устанавливается на грузовом автомобиле ГАЗ-3307. Генератор представляет собой трехфазную 12-полюсную электрическую машину с выпрямителями на кремниевых диодах; вентиляция — проточная. Основными частями генератора (рис. 10.3, а) являются статор, ротор, две крышки, вентилятор и приводной шкив. Статор 7 имеет неподвижную обмотку /#, в которой индуцируется ЭДС, а ротор 8 — обмотку 9 возбуждения генератора, с помощью которой при вращении ротора создается подвижное электромагнитное поле. Статор является магнитопроводом и набран из тонких листов электротехнической стали, изолированных один от другого. На внутренней поверхности статора имеется восемнадцать зубцов /7, на которые устанавливаются катушки 19 трехфазной обмотки. Каждая фаза состоит из шести последовательно соединенных катушек; фазные обмотки соединены между собой по схеме «звезда», а их свободные концы 16 присоединены к трем зажимам выпрямительного блока. Ротор £ состоит из двух клювообразных стальных наконечников, входящих один в другой и образующих двенадцати полюсную электромагнитную систему. Между наконечниками на втулке /5, установленной на рифленой поверхности вала 14 ротора, намотана обмотка возбуждения, концы которой припаяны к контактным кольцам 4. Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках 3 и /2, расположенных в крышках 1 и 10, изготовленных из алюминиевого сплава. Обе крышки имеют кронштейны для крепле-
который в зависимости от серии генератора Г-250 (Г-250-ГЗ, Г- 250-В2 и др.) имеет различные диаметры и сечснис ручья под ремень, что является одним из параметров унификации генераторов. Обмотка возбуждения генератора питается постоянным током от аккумуляторной батареи или от выпрямителя, к которым припаяны ее выводы. При вращении ротора электромагнитное поле его полюсов пересекает витки катушек статора, индуцируя в каждой фазе переменную ЭДС. Вырабатываемый генератором переменный ток преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, собранным по трехфазной двухполупериодной схеме на шести кремниевых диодах. Диоды попарно расположены в трех секциях на специальном оребренном корпусе 2, закрепленном в крышке 1 генератора. Электрическая схема соединения обмоток генератора и выпрямителей показана на рис. 10.3, б. Выпрямительный блок обеспечивает также постоянное соединение цепи генератора с аккумуляторной батареей, а так как его диоды пропускают ток только в одном направлении, то этим исключается возможность разряда аккумуляторной батареи через обмотки генератора, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи. Регуляторы напряжения Существенным недостатком вибрационных реле-регуляторов, работающих совместно с генераторами постоянного тока, является большое искрообразование между контактами в период их размыкания. Это вызывает сильное окисление и эрозию контактов, вследствие чего происходят потери напряжения и мощности генератора. Поэтому на современных автомобилях применяют генераторные установки переменного тока с полупроводниковыми контактно-транзисторными и бесконтактно-транзисторными реле- регуляторами. В полупроводниковых бесконтактно-электронных регуляторах сила тока возбуждения генератора регулируется при помощи полупроводников-транзисторов, эмиттерно-коллекгорная цепь которых включена последовательно с обмоткой возбуждения генератора. Сущность работы бесконтактно-электронных регуляторов заключается в том, что при напряжении на клеммах генератора меньше предельного транзистор, включенный последовательно с обмоткой возбуждения генератора, открыт и пропускает ток возбуждения. Если напряжение превышает предельное значение, то транзистор запирается и резко изменяется сила тока в обмотке возбуждения генератора. Этот процесс обычно происходит с большой частотой, и практически напряжение генератора остается постоянным. Принципиальная схема такого регулятора напряжения показана на рис. 10.4, его работа заключается в следующем. Когда напряжение генератора ниже заданной величины, стабилитрон ДІ не пропускает ток, так как напряжение на нем меньше напряжения стабилизации. При этом транзистор ТІ закрыт, и ток идет по цепи: «+» аккумуляторной батареи—амперметр А—выключатель ВЗ—резистор Я5—диод Д2—резистор 116—«-» аккумуляторной батареи. При этом база составного транзистора Т2—ТЗ оказывается под положительным потенциалом и в цепи база-эмитгер транзистора Т2 и база—эмиттер транзистора ТЗ проходит ток, открывая составной транзистор Т2—ТЗ и соединяя цепь обмотки возбуждения генератора с минусом аккумуляторной батареи. Цепь тока обмотки возбуждения:«+» аккумуляторной батареи— амперметр А—выключатель ВЗ—зажим В регулятора—обмотка возбуждения ОВ генератора—зажим Ш регулятора—переход коллектор—эмиттер составного транзистора Т2—ТЗ—«-» аккумуляторной батареи.
Когда напряжение генератора достигает заданного значения (13,5... 15,0 В), происходит «пробой» (т.е. резкое снижение сопротивления) стабилитрона Д1, и через резистор Ш, стабилитрон Д1 и переход база—эмиттер транзистора Т1 начинает проходить ток управления. Транзистор ТІ открывается. Так как транзистор ТІ включен параллельно цепи, состоящей из диода Д2 и резистора 116, при очень малом сопротивлении перехода коллектор—эмиттер открытого транзистора Т1 сила тока в цепи диода Д2 и резистора 116 резко падает. Поэтому отрицательные потенциалы базы и Конденсатор С1 при этом заряжается. Когда составной транзистор Т2—ТЗ открывается, конденсатор С1 разряжается и ток идет по цепи: конденсатор С1 — резистор Я4—коллектор—эмиттер составного транзистора Т2—ТЗ—резистор ИЗ—эмиттер—база транзистора Т1—конденсатор С1, что способствует более быстрому закрыванию транзистора ТІ, а следовательно, открыванию составного транзистора Т2—ТЗ. При запирании составного транзистора Т2—ТЗ прерывается ток в цепи обмотки возбуждения генератора и в ней индуцируется ЭДС самоиндукции. Под действием этой ЭДС создается ток самоиндукции, который проходит через гасящий диод ДЗ, тем самым предотвращая пробой транзисторов Т2 и ІЗ. Конденсатор С2 выполняет роль фильтра. На ряде моделей грузовых автомобилей семейства ЗИЛ-4314, -4333 и легковых автомобилей семейства ГАЗ устанавливаются генераторы серий соответственно 32.3701 и 1601.3701, которые по устройству не имеют существенных отличий от генератора, представленного на рис. 10.3, но работают совместно с бесконтактно- электронными регуляторами напряжения типа 13.3702; 201.3702 и др. Типичным примером такого регулятора напряжения является регулятор серии 13.3702-01, устанавливаемый на автомобилях ГАЗ-31029, -3110 «Волга» и др. Он обеспечивает поддержание напряжения генератора в пределах 13,4... 14,7 В. Его электронная схема включает в себя измерительный блок (рис. 10.5) состоящий из резисторов Ю, 1*2, 113, 114, диода У01 и транзистора \Т2, управляющего транзистора \ТЗ, предусили- теля \Тб, выходного каскада с транзистором УТ8 и схемы его защиты с транзистором \Т4. Наряду с этим для обеспечения различных режимов работы элементов регулятора применительно к реальным условиям эксплуатации автомобиля в него дополнительно встроены резисторы Я5—Я9, Я12—Ш4, диоды \Ю5, \Ю7, УВ9 и конденсаторы СІ, СЗ, С4.
При напряжении генератора ниже допустимого уровня транзистор УТ2, а следовательно, и транзистор \ПГЗ закрыты (сопротивление их перехода эмиттер—коллектор составляет несколько десятков тысяч Ом), а транзисторы \Т6 и УТ8 открыты (сопротивление их переходов эмиттер—коллектор не превышает 2 Ом). Такой режим обеспечивает протекание тока максимальной силы через обмотку возбуждения генератора. По мере увеличения частоты вращения ротора генератора напряжение на его выводах увеличивается. Когда напряжение генератора достигнет определенной величины, транзистор УТ2, а следовательно, и транзистор УГЗ откроются, а транзисторы \Т6 и УТ8 закроются. Это вызовет прекращение протекания тока в цепи обмотки возбуждения генератора. Напряжение генератора начнет снижаться, что приведет к закрытию транзисторов \ЛГ2, \ПГЗ и открытию транзисторов УТ6 и \ПГ8. По обмотке возбуждения вновь начнет протекать ток, и напряжение генератора начнет повышаться. Таким образом, изменяя силу тока (среднее значение) в обмотке возбуждения, транзистор УТ8 автоматически регулирует напряжение генератора в заданных пределах. Для предохранения от выхода из строя транзистора УТ8 при аварийном повышении силы тока в цепи возбуждения генератора (например, замыкание вывода «Ш» на вывод «+») в схеме предусмотрена электронная защита, которая работает следующим образом. При протекании рабочего тока по обмотке возбуждения генератора транзистор УТ4 находится в закрытом состоянии и не влияет на режим работы транзисторов УТ6 и \Т8. Если по какой-либо аварийной причине в цепи обмотки возбуждения генератора резко увеличится напряжение, на коллекторе транзисторов VT6, VT8 возникнет импульс напряжения, который, воздействуя через конденсатор С2 и цепочку обратной связи (резисторы RIO и R11) на транзисторы VT3, VT4, переведет их в автоколебательный режим, и средняя сила тока, протекающего через транзистор VT8, резко снизится, что предохраняет его от преждевременного отказа. Контрольные вопросы 1. Каков принцип действия свинцового аккумулятора? 2. Объясните устройство стартерной аккумуляторной батареи. 3. Какие факты определяют ЭДС, внутреннее сопротивление и напряжение аккумулятора? 4. Каким образом маркируют аккумуляторные батареи? 5. Объясните по схемам устройство генератора Г250-ГЗ и принцип его работы с бссконтактно-транэисториым регулятором напряжения. 6. Объясните принципиальную схему бесконтактно-транзисторного регулятора напряжения. 7. В чем сущность работы электронно-транзисторного регулятора напряжения серии 13.3702-01? ГЛАВА 11 СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.014 с.) |