Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика частного типа, экономика коммунного типа.

Поиск

При экономике частного типа, независимо от того, как члены общинызарабатывают свои деньги – работая за пределами поселения, ведя собственный бизнес, получая проценты на сбережения или иным способом, ‑ эти деньги остаются в их личном распоряжении, и собственники индивидуально принимают решения о том, во что вложить, как потратить или сохранить. Другими словами, деньги являются частными, и финансы отдельных членов независимы друг от друга. Каждый участник общины выплачивает оговоренные членские и вступительные взносы, арендную плату за землю и другие платежи, необходимые для покрытия общих расходов, и вся группа в целом решает, как распорядиться этими общими средствами. Большинство общин устроено именно таким образом.

При обобществленной экономике (экономике коммунного типа), напротив, члены общины работают на одном или нескольких общих предприятиях, доход от которых поступает в общую кассу. Или работают на разных работах за пределами коммуны и полученный заработок опять‑таки складывают в общий котел. Из общей кассы оплачиваются налоги и другие платежи за землю, расходы на содержание и ремонт инфраструктуры, другие общие расходы, а также обеспечиваются базовые потребности членов общины в продуктах питания и жилье. Помимо этого, членам выплачиваются определенное денежное пособие. Все члены общины сообща принимают решения о расходовании общественных средств. Относительно немного современных альтернативных поселений организовано по типу коммуны, хотя члены подобщины Скайхауз в поселении Дансинг Рэббит и члены подобщины Тикай Под в поселении Щедрый Рассвет организовали свои экономики именно таким образом.

Мидоуданс (Meadowdance) является примером общины с гибридным типом экономики. Каждый участник поселения работает на общем предприятии, и все основные расходы общины выплачиваются из его прибыли. Однако любой из них может в свободное время зарабатывать деньги на других предприятиях или же выполнять сверхурочную работу, и заработанные таким образом деньги поступают в индивидуальное распоряжение работника.

РИСКИ ОБЩИННОГО БИЗНЕСА.

Несколько организаторов общин в сельской местности говорили мне, что, если бы с самого основания поселения у них были одно или несколько своих жизнеспособных предприятий, на которых можно было бы занять членов общины, то это было бы для них колоссальным подспорьем. И среди сельских коммун, основанных в конце 1960‑х – начале 1970‑х гг., есть масса примеров именно такого подхода. Община Дубы‑Близнецы (Twin Oaks) в Вирджинии начала с предприятия по изготовлению гамаков, а затем организовала также службу по каталогизации книг (books indexing service) - имеется в виду каталогизация книг для электронных поисковых систем в интернете. – прим. перев. - и предприятие по изготовлению японского соевого творога тофу.

Все они работают и сегодня. Поселение Сэндхилл Фарм (Sandhill Farm) в Миссури начало выращивание и производство органических продуктов питания, таких как сироп из сорго, мед, соевые лепешки темпе, чесночно‑зерновые хлебцы, хреновая приправа, горчица. Община Ферма (The Farm) в Теннесси одновременно начала несколько проектов, в частности, производство продуктов из сои, производство электрооборудования, видеосъемка и монтаж, домашнее акушерство и курсы по домашним родам. Все эти проекты продолжаются и в настоящее время, хотя некоторые из них стали частными предприятиями, а некоторые принадлежат теперь определенным коллективам членов.

Однако открытие общиной своего собственного производственного предприятия (или некоммерческой образовательной организации, которая платит заработную плату своим сотрудникам) не лишено некоторых рисков. По статистике, 95% новорожденных предприятий терпят крах – обычно по причине нехватки финансовых вложений или в силу того, что организаторы не провели адекватного исследования рынка. Начало любого бизнеса требует не только определенного опыта и предпринимательских навыков, но также часто 10‑ и даже 12‑часового рабочего дня для организаторов на протяжении первых шести месяцев, а то и года. Даже если в вашей инициативной группе собрались матёрые и сообразительные предприниматели, как вы сможете выкроить время и силы для того, чтобы создавать одновременно и общину, и бизнес, не говоря уже о том, чтобы оставлять время для выполнения семейных обязанностей и общения с детьми? Это особенно актуально для случая, когда вы намереваетесь делать все это с нуля, в чистом поле.

Застройка чистого участка требует либо огромных денежных средств, если вы решили нанимать профессиональных строителей, либо, если вы рассчитываете на собственные силы, ‑ долгих часов упорного труда – обычно на протяжении не одного года. И, похоже, что в большинстве случаев организаторам общин не удается вытянуть все это одновременно с началом нового бизнеса. Таким образом, если вы, не имея крупных сбережений, планируете собственный общинный бизнес, то постарайтесь, насколько только возможно, запустить его ДО переселения на землю

Впрочем, существуют еще несколько способов создания для членов поселения источника дохода, кроме варианта, когда работодателем выступает сама община. Группа участников, к примеру, может создать производственный кооператив и производить для своих соседей или для общины в целом продукты питания, строительный лес и дрова, выполнять за определенную плату строительные работы, оказывать услуги по приготовлению обедов, бытовому обслуживанию и т.д. Или отдельный житель или группа могут сами создать производственное предприятие, которое будет предоставлять рабочие места для остальных членов общины.

Предприятие, принадлежащее общине в целом или отдельным ее участникам, и использующее труд других членов общины, может также создать и еще один специфический круг проблем. С одной стороны, жители общины получают работу без необходимости выезжать за пределы поселения; предприниматели получают прямо на месте постоянный источник рабочих рук; и сама община, способная предложить источник дохода, становится более привлекательной для потенциальных новых челнов. Но, с другой стороны, то, что человек является прекрасным экопоселенцем, еще не означает, что он сможет стать хорошим работником по конкретной специальности.

Часто даже бывает так, что именно те качества, которые делают человека хорошим экопоселенцем, оказываются тем, что мешает ему быть хорошим работником, в частности, делает дорогостоящие ошибки, или не приходит на смену, или опаздывает на работу и рано уходит? Как быть, если член общины не справляется с работой?Как быть, если он оказался никудышным работником или даже причинил ущерб работодателю? Представьте себе, какое напряжение может возникнуть между этим работником и хозяевами предприятия, независимо от того, продолжают ли его терпеть на работе (усиливая раздражение руководителя и коллег) или увольняют (вызывая обиду в нем самом).

Кроме того, если одни члены общины имеют свой бизнес, а другие являются работниками, то резко вырастает вероятность трений по вопросам власти в общине между представителями «класса собственников» и «рабочего класса». Или интересы бизнеса, обусловленные положением на рынке, денежными потоками или другими финансовыми соображениями, могут незаметно начать вытеснять и даже полностью подавить изначальные идеалы и ценности общины. Вместо того чтобы быть слугой общины, обеспечивая источник дохода для ее жителей, бизнес может стать ее господином.

Противоядием против такого «дворцового переворота» может быть создание нескольких параллельных индивидуальных или групповых предприятий с самого начала или же создание устойчивой комбинации из общинных, частных (индивидуальных и групповых) и кооперативных предприятий, которая обеспечит более сбалансированный «рынок» деловой активности и возможностей трудоустройства внутри общины. Еще один вопрос, над которым стоит подумать – насколько планируемый вами общинный бизнес реально жизнеспособен. Может случиться так, что общий бизнес принесет поселению гораздо меньше денег в расчете на отдельного участника, чем если бы этот участник ездил на заработки за пределы поселения.

Однако, если расходы при постоянной жизни в общине невелики, рабочий график удобен, сам по себе труд приятен и приносит удовлетворение, и в целом жизнь в дружном коллективе единомышленников гармонична и наполнена радостью, то в итоге вы будете жить лучше, чем ваши более богатые коллеги в городе. Как гласит пословица, «жить по средствам – это дешевый способ быть богатым».

С другой стороны, ваш общинный бизнес может справляться с оплатой собственных издержек, удовлетворять потребителей, давать средства на покрытие основных расходов общины и казаться прочно стоящим на ногах, но все это – ценой изнурительного ненормированного рабочего графика многих людей в течение долгих месяцев и даже лет. Если поселенцы занимаются работой на огороде, строительством и ремонтом, приготовлением пищи и другими общественными делами, они могут совершенно не замечать, что к концу недели они проработали 60 или даже 70 часов на общих делах, и их собственное свободное время сведено практически к нулю. Предприниматели и бизнес‑консультанты немедленно распознают такое положение дел как явно убыточный бизнес, тяготеющий к краху, однако многие общины не замечают этого.

Следует учитывать, что понятия «рабочее время» и «время отдыха» в общине существенно отличаются от аналогичных понятий в обычном городском обществе. Поскольку в большинстве случаев жители альтернативных поселений ощущают, что работают «на себя», часто сами определяют удобный для них график работы, нередко работают совместно со своей семьей, и вообще стараются выбирать работу, которая им нравится и согласуется с их жизненными идеалами и устремлениями, то граница между «рабочим» и «свободным» временем становится все более и более размытой. В силу этого, во‑первых, сами подсчеты такого времени становятся затруднительными (к примеру, время на приготовление пищи в семье не считается рабочим и не оплачивается, но как тогда быть с приготовлением пищи для нескольких семей в коммуне?), а во‑вторых, чрезвычайно сложно оказывается и оценить такой труд в денежном эквиваленте (особенно, если речь заходит об оплате труда учителей, врачей, психологов, священников, музыкантов и культорганизаторов и т.п.).

Поэтому, похоже, главным критерием для определения степени «прибыльности» или «убыточности» общинных предприятий должны служить не математические расчеты, а степень психологического комфорта или, наоборот, напряженности в коллективе. Если люди изматываются и ощущают нехватку свободного времени, если у них появляется устойчивая тяга к «отдыху» и «развлечениям» (в том числе желание «развеяться» в поездках за пределы поселения), то трудовая нагрузка в общине явно чрезмерна (или по количеству, или по качеству – слишком скучна, монотонна, изнурительна и т.п.).

Еще один признак чрезмерной нагрузки (и вообще неблагоприятной обстановки в поселении) – высокая текучка кадров, когда с течением времени не увеличивается количество устойчивых носителей общинной культуры, что может привести к общему кризису общины (см. пример ниже по тексту и эпизод из истории Лост Вэлли в 17 главе). – прим. перев.

 

Подобное случается регулярно в одной из сельских общин, которую я здесь назову Брусничная Долина. Каждый из ее 20 жителей работает на одном или нескольких общих предприятиях – установка черепичных кровель, изготовление кленового сиропа для магазинов округи и содержание кофейни в ближайшем городке на месте встреч местных поэтов и музыкантов. Рабочий день получается долгим и изнурительным, и более молодые, недавно вступившие в общину члены постепенно изматываются и все больше утрачивают энтузиазм. (При этом те, кого я называю «комьюнити мачо», ‑ матёрые старожилы, ‑ не упускают случая напомнить новичкам, что жизнь в общине – это вам не легкая прогулка, и требуется большое упорство, чтобы выдержать ее ритм.) В конце концов, один из молодых делает подсчеты и приходит к выводу, что кофейня теряет столько денег, что каждый из них фактически работает за 2 доллара в час, и их мучительно длинный рабочий день есть следствие стремления во что бы то ни стало удержать на плаву этот явно убыточный проект. Группа новичков предлагает общине прекратить выбрасывать деньги на ветер и закрыть кофейню, чтобы члены общины могли зажить нормальной человеческой жизнью.

Как можно судить по другим цифрам, приведенным в этой книге, средняя зарплата простого,невысококвалифицированного работника в США составляет около 10 долларов в час. – прим. перев.

Однако основатели и старожилы не соглашаются с этим требованием, ссылаясь на то, что стильная кофейня была с самого начала существенным элементом образа общины. После этого происходит массовый выход людей из общины. Сценарий повторяется регулярно с новыми группами новичков через несколько месяцев или лет. Обозначив основные возможные плюсы и минусы ведения общиной своего предприятия, я расскажу о том, как некоторые поселения решают этот вопрос. И хотя маловероятно, что участники нижеописанных общественных, кооперативных и индивидуальных предприятий серьезно разбогатеют или станут получать хорошую зарплату по меркам большого города, тем не менее, они нашли способы воплотить мечту о жизни в сельской общине и при этом нормально обеспечивать себя.

1. Общее предприятие в коммуне. Основатели общины Мидоуданс (Meadowdance) с самого начала были убеждены в том, что важнейшей слагающей успеха поселения является отсутствие финансовых преград для новых членов, желающих присоединиться к нему. Их не привлекала мысль о том, что члены общины будут перебиваться случайными и нетрадиционными видами заработка и при этом еще должны будут выплачивать регулярные платежи за землю, поэтому наличие собственного предприятия было существенной частью из образа изначально. Они выбрали два дела – Вермонт Софтвер Тестинг Групп (Vermont Software Testing Group), занимающуюся тестированием программного обеспечения, и издательско‑типографскую фирму Вордсворт Тайпинг энд Эдитинг (Wordsworth Typing and Editing).

Выбор был обусловлен, во‑первых, тем, что, поскольку участники инициативной группы еще не жили постоянно в своем поселении, их бизнес должен быть легко транспортабельным в новое место, когда они его найдут. И, во‑вторых, тем, что любой новичок, на базовом уровне владеющий компьютером, мог без особого труда быть обучен на хорошего работника в этих областях. Как мы знаем, из‑за того, что основатели Мидоуданс не сумели сразу приобрести понравившийся им участок земли, они купили большой дом в городке Спрингфилд и запустили свой проект там.

В первые два с половиной года оба предприятия давали доход, которого едва‑едва хватало на накладные и коммерческие издержки, платежи за недвижимость (возврат кредита, налоги, страховка), покупку продуктов питания, содержание дома и общих автомобилей, бензин и небольшое жалование каждому из членов. Постепенно дела пошли на лад, и община смогла вздохнуть свободнее. Но, тем не менее, ребята считают, что их бизнес далеко не идеален, в частности потому, что требует постоянного сидения за компьютером в течение многих часов. Теперь, когда, они, наконец, купили землю и переехали на нее жить, община, как говорит один из организаторов Люк Рэйд, вероятно, постарается освоить другой вид деятельности, который, скорее всего, будет совсем другим по своей природе. И тогда одно или даже оба нынешних предприятия можно будет свернуть.

Мидоуданс организовал свою юридическую структуру иначе, чем другие коммуны. Скайхауз, Тикай Под и ряд других общин и подобщин с экономикой коммунного типа управляют своими предприятиями посредством некоммерческой корпорации со льготным налогообложением по статье 501(d) и заполняют единую налоговую декларацию на всю общину, что дает им определенную экономию на налогах (см. главу 16). Однако для получения этого статуса члены общины должны складывать в общую кассу все свои доходы, даже заработанные на стороне, и, кроме того, все их имущество и сбережения за пределами коммуны также должны быть либо присоединены к общей кассе, либо переданы в доверительное управление третьим лицам. Основатели Мидоуданс стремились к тому, чтобы любой из них, имея энергию и желание, мог заработать дополнительный доход.

Они также не хотели отпугивать от вступления в их общину любого, кто имел сбережения, недвижимость или иное крупное имущество и не хотел им рисковать. Поэтому они не стали создавать некоммерческую корпорацию по 501(d), а организовали товарищество с ограниченной ответственностью «Вермонт» (Vermont LLP), объединяющее два их предприятия, оформленные как общества с ограниченной ответственностью (см. главу 15) - Т.е. членами товарищества являются юридические лица – два ООО, участниками которых, в свою очередь, уже являются граждане ‑ члены общины. – прим. перев.

Они заполняют единую налоговую декларацию от Товарищества и распределяют налоговое бремя поровну между членами. При такой юридической структуре жители общины, выполняющие все внутренние трудовые обязательства, могут в свободное время работать на других работах и полновластно распоряжаться своим дополнительным заработком и всем имуществом за пределами коммуны.

Образовательный Центр в Лост Вэлли организован третьим способом (как я уже упоминала, он оформлен как некоммерческая корпорация со льготным налогообложением по статье 501(c)). Пятнадцать жителей общины работают полное или частичное время в этом учреждении, занимаясь административной работой, преподаванием, консультированием, бухгалтерией, рекламой, садоводством и выращиванием продуктов питания, обслуживанием и ремонтом инфраструктуры. Базовый оклад работников составляет 6 долларов 50 центов в час, к нему добавляются надбавки за стаж работы (плюс 12,5 центов в час за проработанный год) и за наличие у работника детей (плюс 65 центов в час). Месячная заработная плата работников, занятых полное время (в Лост Вэлли оно составляет 30 часов в неделю) находится в пределах от 845 до 1040 долларов.

2. Производственный кооператив из членов общины, обслуживающий общие нужды. Восемь участников Этхэвен решили совместить приятное с полезным и обеспечить себе заработок, решая две важные проблемы экопоселения – необходимость расчистить от леса низины, пригодные для выращивания сельскохозяйственных культур, и потребность в строительных материалах и плотниках для строительства общественных зданий и домов поселенцев. Они организовали производственный кооператив.

 

Кооперативом (англ. worker‑owned co‑operative) называется предприятие, в котором вкладчики (учредители, акционеры) являются одновременно работниками. В американском законодательстве, в отличие от российского, не предусмотрено такой специальной организационно‑правовой формы юридического лица, как «кооператив», и поэтому кооперативы организуются в форме корпораций или обществ с ограниченной ответственностью, как в Этхэвен. – прим. перев.

 

Этхэвен Форестри энд Билдинг Компани (Earthaven Forestry and Building Company Ltd.) и обучились способам устойчивого лесопользования, распиловке древесины и строительству домов. Для многих из них это было совершенно незнакомое дело, ибо только двое до этого занимались деревообработкой. Кроме того, им пришлось влезть в серьезные долги (взяв частные займы у других членов) для того, чтобы приобрести мобильную ленточную пилораму, самосвал‑автопогрузчик и прочее необходимое оборудование. Но теперь они активно взялись за выполнение своих задач – расчищают землю под сады и огороды, пилят древесину (и даже используют мелкотоварный и нестандартный лес для инновационных методов строительства), помогают строить общественные здания и жилье для поселенцев и постепенно расплачиваются с долгами.

По состоянию на 2002 год, члены кооператива просили за свою работу от 16 до 25 долларов в час, в зависимости от используемого оборудования и техники, степени тяжести работ и того, осуществляется ли работа внутри поселения или за его пределами. Часть этих денег идет на покрытие издержек и амортизацию, часть на возврат займов; остальное же распределяется между работниками из расчета 10 долларов в час на человека. В периоды, когда дохода кооператива недостаточно для выплаты такой ставки, кооператив выплачивает столько, сколько может, а оставшуюся сумму (до 10 долл./час) дает работникам в долг – с тем, чтобы зачесть ее в более успешный период.

Как и члены Лост Вэлли или OAEC, работники Этхэвен Форестри не разбогатели в экопоселении, но они нашли вполне приемлемый способ зарабатывать нормальные деньги в сельской общине и одновременно служить своим долговременным ценностям и целям.

3. Частное предприятие, обслуживающее общину. Экопоселение Дансинг Рэббит также стремилось найти способы одновременно удовлетворить потребности общины и создать источник денежного заработка прямо в поселении. Для этого они создали продуктовый кооператив Каттэйл Фуд (Cattail Food Co‑op), который скупает сельскохозяйственную продукцию у нескольких членов с наиболее процветающими огородами. Кроме того, кооператив собирает с поселенцев деньги и закупает на них продукты, не производящиеся в поселении, у торговой организации, которая ежемесячно поставляет натуральные продукты по оптовым ценам. При этом большая часть оборота получается именно за счет продукции местных производителей, которые, таким образом, кормят остальных и зарабатывают деньги.

В сезон 2002 года один из поселенцев работает полное время, с апреля по октябрь, выращивая почти все овощи для кооператива. На этот момент его заработок был довольно скромным по городским меркам, но для такой глухой местности, в какой находится экопоселение, это вполне приемлемый вариант. Три остальных садовода, работающие неполное время, выращивают и продают кооперативу зелень для салатов, лекарственные и пряные травы и другие добавки к пище.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.01 с.)