Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные сообщества и экопоселения: что Это такое.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Альтернативное поселение (устойчиво локализованное на «своей» территории альтернативное сообщество) – это группа людей, сознательно выбравших проживание под одной крышей или рядом друг с другом во имя совместной реализации общих ценностей, целей и единого образа жизни. Семьи, совместно ведущие коммунальное хозяйство в городских живых жилищных сообществах (кохаузинг), студенты, проживающие в студенческих самоуправляющихся городках при университетах, а также группы сторонников устойчивого образа жизни), восстанавливающие деревни и фермерские подворья, – все это примеры альтернативных поселений и общин.
Словосочетание «альтернативное сообщество» является достаточно близким, но все‑таки не совсем точным переводом английского выражения «intentional community» (букв. «целевое, идейное сообщество», «сообщество с намерением»). Intentional community означает группу людей, выбравших жить вместе или рядом друг с другом ради реализации некоторой общей идеи. Термин же «альтернативное поселение» подразумевает определенную направленность этой идеи (т.е. ее противопоставление неким общепринятым стандартам). С этих позиций, часть «идейных сообществ», к примеру, христианские монастыри, формально подходят под определение intentional community, но не подходят под определение «альтернативного поселения». Однако ввиду того, что фактически круг сообществ, создаваемых в наши дни и обозначаемых термином «intentional community», почти полностью совпадает с кругом сообществ, которые можно охарактеризовать как «альтернативные», мы решили избежать в нашем переводе введения корявого неологизма «целевое/идейное сообщество» и использовать достаточно широко распространенный термин «альтернативное поселение». Вообще, слово «альтернативный» в рассматриваемом контексте довольно широко используется в русскоязычной литературе (см., например, И.В.Бестужев‑Лада. Альтернативная цивилизация. М.:Алгоритм, 2003; http://a9594478.mylivepage.ru/file/1741/4306) и по смыслу означает «имеющий в своей основе идею (представление об обществе и его устройстве), отличную от общепринятой (в частности от общепринятой в Западной постиндустриальной (технократической) цивилизации)». Соответственно, понятие «альтернативное общество (поселение)» означает «общество (поселение), в основе организации и практики которого лежит идея, взгляд на мир, отличающиеся от общепринятых». Различие между «общество» и «поселение» в данном случае заключается в том, что «поселение» – это общество, устойчиво локализованное в пространстве на территории, которая ощущается его членами как «своя». – прим. перев. Устойчивый (англ. sustainable) – способный сохраняться в здоровом виде в течение длительного времени. Англ. слово sustainable является отсылочным к концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие (sustainable development) – способ развития, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности (определение из доклада «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) 1987 г. Эта формулировка сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах). Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления суммой активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост – или по крайней мере неуменьшение – во времени всех этих активов (а не только экономический рост!). Устойчивое развитие включает в себя три взаимосвязанных аспекта: экономический, социальный и экологический: Экономическая составляющая: максимальный экономический доход в долговременной перспективе возможен только при сохранении капитала (источника дохода) – разнообразия ресурсов, средств производства, человеческого фактора. Это означает использование преимущественно возобновляемых ресурсов (ветер, солнечная энергия, органические материалы), производство экологически безвредной продукции, а также использование экологичных (природо‑, энерго‑, и материало‑сберегающих) технологий на всех стадиях ‑ добыча и переработка сырья, выпуск продукции, минимизация, переработка и уничтожение отходов. Социальная составляющая ориентирована на человека и означает сохранение стабильности общественных и культурных систем, в том числе, сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри‑, но и межпоколенной справедливости. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Экологическая составляющая: устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от мотивы, по которым они сделали этот выбор. «Это группа людей, которые сознательно выбрали жить вместе ради общей цели и трудиться сообща для воплощения образа жизни, отражающего их общие ценности» ‑ так определяет понятие «альтернативное сообщество» (intentional community) Некоммерческое Партнерство в поддержку Альтернативных Сообществ (Fellowship for Intentional Community). Есть нечто общее, что объединяет самые разные альтернативные сообщества, и это – их идеализм. Все они основаны на идее о более совершенной модели жизни, независимо от того, проживают ли единомышленники буквально под одной крышей или же просто соседствуют. Идеалы общины, как правило, рождаются из неудовлетворенности окружающей культурой, из возникающего у людей ощущения, что в ней отсутствует или не хватает чего‑то очень важного. Экопоселения – это альтернативные сообщества, стремящиеся создать более гуманный и экологически устойчивый образ жизни. Широко известно определение, данное Робертом и Дианой Гилман, согласно которому экопоселениями называются «полноценные (со всеми основными чертами жизнедеятельности) поселения малого масштаба, в которых человеческая деятельность безвредно интегрирована в природную среду таким образом, при котором поддерживается здоровое развитие человека, и который может успешно продолжаться неопределенно долгое время», в условиях, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. ‑ прим. перев. Вот как раскрывается это определение в приведенной книге Роберта и Дианы Гилман (перевод Вл. Шестакова в ред. Ольхового Д.К.): Человеческий масштаб ‑ такой, при котором все в общине знают друг друга и при этом каждый чувствует, что может влиять на направление развития поселения. Имеются практические свидетельства ‑ как в современных промышленных странах, так и в других культурах, ‑ что верхний предел такой группы составляет примерно 500 человек. В очень сильных и изолированных поселениях он может быть и выше, вплоть до 1000 человек, в то время как в ситуациях, типичных для современных промышленных обществ, он обычно ниже, даже ниже 100. Парламенты и законодательные органы во всем мире, к примеру, не превышают 500 человек. Было обнаружено, что предприятие, переваливая за черту 500, либо чрезвычайно бюрократизируется, либо распадается на фракции. Антропологи выявили, что устойчивые поселения и племена зачастую не превышают 500 человек. Датские живые жилищные сообщества (домовладельческие общины, кохаузинг), раздираемые всеми противоречиями современного общества, пришли к тому, что 30 домов (семей), или приблизительно 75 человек, составляют верхний предел для сохранения чувства дружного сообщества. Полноценное поселение со всеми чертами человеческой жизнедеятельности. Все черты нормальной человеческой деятельности должны быть представлены в сбалансированной пропорции: проживание, отдых, общественная жизнь и коммерция. В отличие от этого, большинство современных поселений промышленного мира ‑ городские, пригородные и сельские ‑ разделены по функциям: одни районы пригодны для проживания, другие для покупок, третьи для производства и т.д. Эти районы превышают размеры, в которых люди чувствуют себя комфортно, даже в пределах одной функции. Концепция экопоселения заменяет большой масштаб и специализацию на интеграцию функций в разумных размерах, так что экопоселение становится слепком всего общества в миниатюре. Однако это вовсе не означает, что экопоселения станут полностью самодостаточны или изолированы от окружающих поселений. Лучше всего проиллюстрировать то, что мы ожидаем от экопоселений на примере трудоустройства. В идеальном случае количество рабочих мест в деревне будет соответствовать числу трудоспособного населения, но мы также допускаем, что некоторые жители будут работать за ее пределами, и, напротив, часть рабочих мест будет занята людьми, проживающими вовне. Кроме того, есть целый ряд специализированных услуг, которые, очевидно, не могут быть размещены в каждом экопоселении ‑ такие как больницы, аэропорты и т.д. И все же, с разделением труда между поселениями, любой крупный общественный институт может быть успешно управляем группой и сетью поселений, как указывает успешный опыт кооперативов Мондрагон. Это имеет большое значение, так как ключевым понятием в нашем определении экопоселений и устойчивых сообществ является то, что они спланированы таким образом, чтобы полностью функционирующее общество могло в основном состоять из таких единиц. Опыт Датских домовладельческих общин показывает, что для чувства разнообразия и "полноты" требуется по крайней мере 15 домов или 40 человек. В нашем отчете мы не будем слишком строгими с цифрами, но лишь очертим идеальный размер экопоселений как столь малый, что все жители знают друг друга, и столь большой, чтобы допустить достаточное разнообразие и населения, и видов деятельности. Человеческая деятельность безвредно интегрирована в природную среду. Этот третий аспект привносит в экопоселение приставку "эко". Один из наиболее важных моментов данного принципа есть идеал равенства между человеком и остальными формами жизни, при котором человек не пытается доминировать над природой, а, скорее, находит подобающее место в ней. Другим важным принципом является цикличное использование материальных ресурсов вместо линейного подхода (вырыть, использовать один раз и выбросить навсегда), характерного для индустриального общества. Любая община, желающая стать экопоселением, стремится к тому, чтобы ее население было не слишком большим – с тем, чтобы каждый поселенец знал всех своих соседей и мог влиять на принятие решений по общим вопросам. Она старается обеспечить всех своих участников жильём, работой, а также возможностями социального и духовного развития прямо на месте, без необходимости выезжать за ее пределы, создавая максимально самодостаточную среду. Как правило, экопоселение строит экологически приемлемое жильё, выращивает собственные продукты питания путем органического земледелия, перерабатывает отходы безвредным для среды образом и, по возможности, использует автономные источники энергии. К примеру, Экопоселение Сириус (Sirius) (недалеко от Амхерста, штат Массачусетс) выращивает для себя большинство необходимых продуктов питания, частично генерирует собственную электроэнергию, а остальные расходы покрывает, предлагая гостевые туры в поселение и курсы по экологически устойчивому образу жизни. Экопоселение в Итаке (Ecovillage at Ithaca) (шт. Нью‑Йорк) на 176 акрах вблизи города построило два из трёх запланированных экологически‑ориентированных жилищных сообщества и успешно управляет собственной фермой, созданной для обеспечения общины и её соседей натуральными продуктами. Мы подробнее рассмотрим два развивающихся экологических посёлка в следующих главах: экопоселение Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit, «Танцующий Кролик») (шт. Миссури) и экопоселение Этхэвен (Earthaven, «Земная Гавань»)17 (шт. Северная Каролина). Здесь и далее я буду использовать обобщающий термин «общины», рассматривая экопоселения наряду с другими формами альтернативных сообществ. Всё больше и больше людей сегодня жаждут присутствия большей общинности в своей жизни, и, возможно, вы являетесь одним из них. Эти люди чувствуют растущую изолированность и отчуждённость в окружающем их мире и ищут чего‑то более гармоничного. И, рано или поздно, это приводит к тому, что появляется желание создать общину там, где они находятся, или же приняться за поиски уже существующего альтернативного объединения людей, живущих сообща на своей земле. Это приводит экопоселения к использованию возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.) вместо ископаемых источников; к компостированию органических отходов, которые таким образом возвращаются земле, вместо того, чтобы забивать свалки и очистные сооружения; к вторичной переработке как можно большего количества стоков; к неупотреблению ядовитых и вредных веществ. Поддерживает здоровое развитие человека: Четвертый принцип признает, что экопоселения, в конце концов, являются человеческими общинами и без истинного здоровья их жителей вряд ли могут быть успешными. Что же такое "здоровое развитие человека"? Мы не будем здесь пытаться дать точный ответ на этот вопрос, достаточно лишь сказать, что в нашем представлении оно включает сбалансированное и целостное развитие всех аспектов человеческой жизни ‑ физической, эмоциональной, умственной и духовной. Здоровое развитие требует выражения не только в жизни отдельных индивидуумов, но также в жизни всего поселения в целом. Данный принцип имеет свои следствия в экономике, управлении и во всех общественных отношениях. Может успешно продолжаться неопределенно долгое время: Последний принцип ‑ принцип устойчивости ‑ обязывает к определенной честности в концепции экопоселения. Без него было бы легко (или, по крайней мере, легче) в короткое время создать поселения людей разумных размеров, которые будут казаться гармонично вписанными в природу и иметь все необходимые черты экопоселения, но на самом деле будут в скрытом виде проживать капитал, накопленный в других частях общества, или зависеть от антиэкологической деятельности в других частях общества; или же не будут включать какой‑нибудь важный аспект жизни (такой, как детей и стариков). Эти "слепые пятна" встречаются во многих существующих альтернативных сообществах, и даже в большей степени, чем в индустриальном обществе в целом. Конечно же, мы все взаимозависимы, и поселение разумных размеров не может быть совершенно многоплановым (мы не строим воздушных замков); но принцип устойчивости требует истинной честности и неэксплуатации по отношению к другим частям современного мира, как человеческого, так и всего остального, а также по отношению к потомкам. ‑ прим. перев. Подробнее о соображениях, которыми мы руководствовались при переводе названий американских экопоселений и общин, см. Предисловие Переводчика. – прим. перев. Такими объединениями могут быть живые жилищные сообщества, или домовладельческие общины (кохаузинг), «квартирные общины» и кооперативы, экопоселения, общества защитников окружающей среды, христианские общины, сельские фермерские сообщества и артели и так далее. Многие из заинтересовавшихся тщательно просматривают внушительные базы данных существующих сообществ, изучают их местоположение и способы присоединиться. Другие же ищут информацию на оригинальных сайтах общин, выходя на них через такие сетевые каталоги, как Fellowship for Intentional Community (www.ic.org), The Cohousing Network (www.cohousing.org), Ecovillage Network of the Americas (www.ena.ecovillage.org), Northwest Intentional Communities Association (www.ic.org/NICA). Людей в общине объединяет не только и не столько сама по себе совместная жизнь, сколько
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.011 с.) |