Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему 90 процентов терпят неудачу

Поиск

 

В начале 90‑х годов одна женщина, назовём её Шэрон, решила основать духовную общину, которую я назову здесь «Свет благодати», и купила для этого землю. Поначалу всё выглядело многообещающе. Шэрон необыкновенно быстро получила утверждение плана на групповую застройку участка. Она регулярно встречалась с группой друзей и единомышленников, желающих вступить в будущую общину. Однако по истечении 18 месяцев первоначальная группа, а за ней и вторая, распадается с обидами и разочарованиями. Шэрон отчаянно борется с нехваткой средств, проблемами освоения территории и межличностными разногласиями в коллективе. Спустя два года она призналась, что она прекратила попытки создать поселение и охладела к самой идее общины в принципе – настолько, что ей даже противно слышать это слово.

О чём же эта основательница не задумалась заранее?

О том, сколько денег понадобится потратить на освоение земли и созданиеинфраструктуры, прежде чем она сможет передать права на индивидуальные участки каждому вступающему члену. У Шэрон не было предварительной бюджетной сметы, и она понятия не имела, в какую сумму ей обернётся выполнение всех градостроительных норм и требований к составлению генерального плана, дорогам, коммунальной инфраструктуре и т.д.

О том, сколько будет в конечном итоге стоить индивидуальный участок, и о том, что она не должна поощрять напрасные надежды у тех, кто никогда не сможет себе позволить его выкупить. Шэрон знала, что некоторые люди в группе будут не в состоянии оплатить свою долю, но продолжала полагаться на «авось», думая, что все «как‑нибудь разрешится само собой».

О том, чтобы защитить всё частное финансирование с помощью адекватнойфинансово‑юридической документации. Шэрон считала, что для того, чтобы привлечь людей к финансовому участию в ее проекте, достаточно красивого описания ее духовного образа будущей общины.

 

Смысл английского «Limited Liability Partnership» отличается от значения русского «ТОО». Если русское ТОО является просто более старым названием ООО (до принятия ГК РФ 1995 г), то американское LLP представляет собой простое товарищество (Partnership), участниками которого являются общества с ограниченной ответственностью (Limited Liability Companies, LLCs) – прим. перев.

 

Ей и в голову не пришло составить бизнес‑план, финансовую смету, или иным способом показать потенциальным инвесторам, когда и каким образом они смогли бы вернуть вложенные деньги.

О том, что с самого начала ей стоило бы донести до каждого, что она является нетолько носителем образа общины, но и выполняет функции землеустроителя31. Шэрон никогда не думала о себе как о «землеустроителе» и не использовала этого слова, несмотря на факт, что именно она финансировала проект и несла ответственность за освоение земли.

О том, что ей следовало бы сказать людям о своём намерении полностью возместитьличные расходы по покупке земли и созданию инфраструктуры, а также получить прибыль,компенсирующую вложенные ею силы, время и предпринимательский риск.

Шэрон не мыслила такими понятиями как «предпринимательский риск», хотя рисковала фактически. Когда участники как первой, так и второй группы формирующейся общины, в конце концов, подняли проблему финансирования и начали задавать прямые вопросы, это ее обидело. Но члены группы были обижены не меньше, узнав, что Шэрон собиралась получить прибыль. Можно долго обсуждать все «за» и «против» идеи зарабатывания на земле общины, но суть в том, что Шэрон изначально не объяснила людям, каковы её намерения.

О том, что опять‑таки с самого начала необходимо было объяснить всем, что какответственный землеустроитель (застройщик) она будет самостоятельно принимать все решенияпо вопросам землеустройства. И снова можно спорить, хорошо или плохо, когда один человек принимает решения и берет ответственность за весь финансовый риск при создании поселения – но Шэрон стоило прояснить этот вопрос.

О том, что необходимы четкие критерии и процедуры для определения того, ктоявляется членом группы, а кто – нет, и по каким вопросам решения принимает группа, а по каким – Шэрон самостоятельно.

О том, что консенсус (единогласие) является неподходящим методом принятиярешений для группы, у которой нет единого общего образа и общей цели, в которой, к тому же, одинявляется землевладельцем, а остальные не рискуют финансово; где нет чёткого разграничения междуучастниками, имеющими право решающего голоса при принятии общих решений, и теми, кто простоприсутствует на собраниях. Фактически, группа вообще практиковала не консенсус, а, скорее, некое достаточно туманное представление о нем.

«СТРУКТУРНЫЙ КОНФЛИКТ» И ШЕСТЬ СПОСОБОВ ЕГО ПРЕДОТВРАТИТЬ

После многочисленных встреч с такими основателями, как Шэрон, и выслушивания историй о распадах общин, людских разочарованиях, иногда даже последующих судебных тяжбах, я начала улавливать определённую закономерность. Создавалось впечатление, что причина краха большинства молодых общин скрывалась в том, что я назвала «структурным» конфликтом – ситуации, возникающей, когда основатели с самого начала недостаточно ясно и подробно расставляют все по своим местам или не принимают определенных ключевых решений, что порождает одно или несколько упущений, «пробелов» в организационной структуре будущей общины. Эти «встроенные в систему» проблемные ситуации функционируют наподобие мины замедленного действия.

В ходе недель, месяцев и даже лет процесса формирования общины в группе назревает фундаментальный конфликт, которого, по сути, можно было бы избежать, заранее продумав определённые вопросы. Естественно, эта нарастающая неопределенность в отношениях провоцирует и львиную долю межличностных осложнений, что ещё более усугубляет первичный структурный конфликт.

В то время как межличностный конфликт ‑ явление нормальное и ожидаемое, конфликт структурный, я уверена, можно было бы предотвратить или, по крайней мере, в значительной мере ослабить, если бы основатели с самого начала обращали внимание на шесть ключевых моментов. Каждый из них, будучи обойден вниманием на ранних стадиях формирования общины, может превратиться в «мину замедленного действия».

1. Сформулируйте ясный образ (видение, концепцию) вашей общины и опишите его всоответствующем концептуальном документе. Вероятно, нет более разрушительного источника структурного конфликта в общине, чем различие представлений у разных участников о том, для чего они вообще собрались вместе. Это приводит к бесконечным спорам по, казалось бы, бытовым вопросам – сколько денег потратить на конкретное дело или сколько времени посвящать какой‑либо общей задаче. В действительности за всем этим лежат фундаментальные (и, возможно, неосознаваемые) различия в представлении о том, для чего в принципе создается община. Необходимо, чтобы все участники с самого начала говорили на одном языке, понимали и разделяли общую идею и знали, что все те, кто находятся рядом с ними, тоже пришли сюда ради нее. Этот общий образ следует тщательно обсудить, согласовать во всех деталях и зафиксировать на бумаге ещё на предварительном этапе. (См. Главу 4.)

2. Выберите честный, адекватный для вашей группы, и подразумевающий совместное участие метод принятия решений. В случае выбора единогласного способа принятия решений (консенсуса), научитесь им пользоваться. Если только вы не собираетесь создавать духовную, религиозную или терапевтическую общину, где решения принимает духовный лидер, с которым все заранее согласны, то ваша группа будет чувствительна к любому неравномерному распределению власти. Возмущение по поводу вопросов власти может стать мощнейшим источником конфликтов внутри группы.

Принятие решений является наиболее очевидным проявлением власти, и, чем больше людей в него вовлечено, тем меньше вероятность возникновения конфликтов данного рода. Это означает, что каждый участник имеет право голоса при принятии решений, которые влияют на его жизнь в общине, и метод принятия общих решений является честным и справедливым. То, как действует ваша процедура принятия решений, должно быть абсолютно понятно каждому в вашей группе. Одной из причин конфликтов в общинах является, в частности, применение единогласного метода принятий решений при недостаточном понимании его сути.

То, что во многих группах выдаётся за консенсус, попросту им не является. Это скорее «псевдо‑консенсус» ‑ изматывающий, высасывающий энергию и энтузиазм процесс, порождающий раздражение и неприязнь, в том числе и к самой идее единогласия. Поэтому, если ваша группа планирует использовать данный метод, в первую очередь ему стоит обучиться, ‑ этим вы в значительной степени предотвращаете структурный конфликт. (См. Главу 6.)

3. Достигните четких договоренностей по всем важным вопросам – и запишите их. (Это включает выбор соответствующей организационно‑правовой формы юридического лица для совместного владения землёй.) Люди помнят слова и факты по‑разному. Поэтому все ваши договорённости – от самых бытовых до самых значимых юридически и финансово – однозначно стоит записывать. Тогда, если вы потом вдруг по‑разному будете помнить об одном и том же, всегда можно поднять бумаги и посмотреть. В обратном случае вы приходите к варианту «мы правы, а вы, ребята, нет (и, может, даже вы хотите нас обмануть)» ‑ а это путь, способный разрушить любое сообщество быстрее, чем вы успеете произнести «Свяжемся через адвоката». (См. Главу 7.)

4. Освойте навыки коммуникации и группового взаимодействия.Сделайте приоритетомпрямое и открытое общение и разрешение конфликтов. Уметь обсуждать друг с другом даже самые болезненные темы и предметы и при этом не терять контакта, оставаться друзьями – вот что такое в моем понимании хорошие коммуникативные навыки. Сюда также относится и умение поддерживать взаимную ответственность за соблюдение общих соглашений. Я считаю, что изначальное пренебрежение навыками общения и группового взаимодействия, как и методами разрешения конфликтов, равносильно закладыванию основы для структурного конфликта в будущем. Своевременное внимание к этим вопросам позволит вам контролировать ситуацию позже, при её обострении. Это равносильно своевременному изучению техники пожарной безопасности. (См. Главы 17‑18.)

5. В выборе партнёров по созданию общины, а также новых её участников, отдавайтепредпочтение эмоционально зрелым людям. Более чем серьезный источник тяжелейших конфликтов – это позволить войти в вашу инициативную группу, или, позднее, в общину, человеку, чьи идеалы и ценности не согласуются с вашими. Или же человеку, чьи эмоциональные переживания, ‑ всплывающие неделями и месяцами спустя в виде деструктивного отношения или поведения, ‑ могут съедать множество часов общих собраний и высасывать из вашей группы энергию и энтузиазм. Хорошо продуманный процесс подбора и интеграции новых людей в состав группы и, одновременно, отсев тех, кто не созвучен с вашими ценностями, общим образом или представлениями о нормах поведения, поможет вам на годы вперёд избавиться от постоянных стрессов и повторяющихся изнурительных конфликтов. (См. Главу 18.)

6. Научитесь думать и головой, и сердцем. Формирование общины похоже на попытку одновременно открыть новое дело и заключить брачный союз – что может быть серьезнее? Как при закладывании успешного бизнеса, здесь понадобятся навыки планирования и финансового расчёта; как и в супружеских отношениях ‑ способность к доверию, честность, доброжелательность, умение ладить. И создатели успешных поселений, похоже, осознавали это. Те же, кто погрязал в проблемах, обычно бросались действовать, не думая. Руководствуясь самыми лучшими побуждениями, они, подобно Шэрон, и не догадывались о том, что чего‑то не знали. Итак, шестой способ уменьшения опасности структурного конфликта состоит в том, чтобы потратить время на изучение всего, что вам потребуется знать.

Создатели общин должны развивать в себе и знание сердца, и работу головой. Это значит учиться принимать справедливые решения вместе со всей группой, говорить искренне и от души, не прятаться от возникающих конфликтов и конструктивно их разрешать, сотрудничать и достигать честной договорённости. Это значит учиться составлять бюджеты, расписания и стратегические планы; выбирать подходящую юридическую форму для совместного владения землёй, ведения общего бизнеса или образовательной деятельности.

Это значит, если требуется, изучать рынок недвижимости в желаемой местности и местные нормы зонирования и землепользования. Это значит учиться, как разумно распоряжаться внутренними финансовыми средствами общины; если понадобится, – как добиться займа на приемлемых условиях. Это значит постигать основы планировки местности и застройки. Это значит проделывать всё вышеописанное с чувством сопричастности и совместного приключения. Погружение в поиски земельного участка или попытки сбора денег без первоначального понимания, насколько все эти области взаимосвязаны, равносильно сознательному привлечению неприятностей.

Создатели общин обычно стремятся быть специалистами, тогда как на самом деле они должны быть универсалами. Я видела, как основатели, полные духовных идеалов и захватывающих идей, терпели крах, потому что понятия не имели, как проводить земельный поиск или как получить заём в банке. Я видела организаторов, прекрасно соображающих в технических моментах, и с деловой хваткой – людей, способных искусно соорудить биотуалет и умело набросать солидный план развития, ‑ которые, однако, совершенно не умели честно и искренне общаться с другим человеком. И я видела, как чувствительные духовные люди, наравне с непробиваемыми прагматиками, проваливались с треском при первом же столкновении с реальным конфликтом.

Отнюдь не каждому члену формирующейся группы нужно обладать всеми перечисленными качествами или владеть всей информацией – в конце концов, для того вы и группа! Не говорю я и том, что вы должны обладать всеми этими знаниями и опытом с самого начала. Вы всегда можете найти специалиста, который поможет вам изучить нужную область, будь то консультант по психологии общения, групповому процессу и взаимодействию, юрист, бухгалтер, проектный менеджер, архитектор‑проектировщик, ландшафтный дизайнер, специалист по пермакультуре и т.д.

Многие из существующих и процветающих на сегодняшний день североамериканских альтернативных поселений не обладали шестью вышеперечисленными структурными элементами на момент своего возникновения и сейчас могли бы сказать, что это не настолько необходимо: «Вот, мы же существуем, разве не так?» В 1960‑х, 70‑х и даже ранних 80‑х люди обычно просто покупали землю и начинали строиться. Некоторые их тех общин здравствуют и по сей день, чем справедливо гордятся. Тем не менее, для поселений, зарождающихся сегодня, по упомянутым выше причинам, я бы рекомендовала начинать, хорошо обдумав все шесть изложенных пунктов.

 

СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ?

 

На вопрос, сколько это всё вообще будет стоить (и сколько это будет стоить конкретному основателю общины), можно ответить лишь приблизительно, и для этого потребуется сформировать финансовую модель и обратиться к расчетам. Но сначала вам необходимо задать несколько изначальных предпосылок. Намерены ли вы создать общину в сельской местности, в городе или пригородной зоне?

Каковы цены на землю в интересующей вас местности? Хотите ли вы купить уже готовые постройки или же намереваетесь осваивать чистое поле? Сколько человек будет участвовать в проекте? Будет ли у вас общий бизнес? Каким образом вы организуете внутриобщинную финансовую систему, чтобы выплачивать обязательные платежи за землю и другие расходы? Если расчеты покажут, что ваш план требует слишком больших затрат, а в противном случае он неосуществим, ‑ тогда пересмотрите некоторые из начальных предпосылок и попробуйте пересчитать заново.

Среди общин, создававшихся с начала 1990‑х годов (когда этот процесс стал гораздо сложнее, чем в предыдущие десятилетия), разброс цен оказался довольно широк. На сумму расходов отдельной общины влияли все перечисленные выше факторы, но главным образом, стоимость земли. К примеру, в 1996 году семеро основателей поселения Щедрый Рассвет (Abundant Down) купили 90 акров прекрасной земли на берегу реки в сельской местности юго‑западной Вирджинии, вместе с фермерским домом, бытовкой и сараем за 130 тысяч долларов в рассрочку. Первоначальный взнос в размере 13 тысяч они выплатили, сложившись каждый по 1 800 долларов.

На другом конце спектра ‑ пример основателей Круга Сеятелей / Оксидентальского Центра Экологии и Искусств (Sowing Circle / Occidental Arts and Ecology Center, OAEC). В 1994 году семеро членов инициативной группы выкупили в кредит полностью застроенный участок в Калифорнии, в округе Сонома. За 80 акров холмистой местности с дивными панорамными видами, лесами из секвойи и дуба, двумя 20‑летними садами, с 16 готовыми постройками, общинники заплатили 850 000 долларов. На первоначальный платеж, равный 150 тысячам долларов, каждый член группы внёс около 20 тысяч. Запланируйте несколько сотен тысяч долларов (или больше) на покупку и застройку земли, в зависимости от предпочитаемой местности и размаха ваших планов. Цена вашего проекта для отдельного человека будет зависеть от того, сколько основателей и/или членов инициативной группы согласны поделить расходы. Если вы покупаете в кредит или берете займы, увеличьте эту цифру в несколько раз, чтобы получить реальную величину расходов, включая все проценты, которые вам придется выплачивать не один год. (См. Главы 9, 10, 11, 12 и 14.)

СКОЛЬКО ЭТО ЗАЙМЁТ ВРЕМЕНИ?

 

Конечно же, потребуется огромное количество времени, чтобы сдвинуть с места такой масштабный проект. Даже если проводить общие собрания еженедельно, для работы по конкретным направлениям – сбор информации, разговор с чиновниками, проведение расчётов, разработка предложений и прочее – людям придётся встречаться в промежуточное время в течение года, а то и двух или более.

Создатели экопоселения Дансинг Рэббит (Dancing Rabbit) в Миссури разработали концепцию поселения и организовали инициативную группу в 1993 году, начали поиск земли в 1995, а купили её в 1996. В течение следующих шести лет они занимались её освоением, строительством, увеличением численности поселенцев, и до сих пор продолжают над этим работать. Основатели Этхэвен (Earthheaven ecovillage) в Северной Каролине начинали первичным составом в 1990, четыре года искали землю, затем реорганизовали группу и купили участок в 1994 году, рефинансировали свои кредиты и начали освоение в 1995.

Последние семь лет они заняты развитием своего проекта и увеличением количества участников. Как правило, чем многочисленней группа и/или скромнее денежные средства, тем больше уходит времени. И наоборот, чем меньше участников и больше ресурсов в распоряжении – тем процесс идёт быстрее. Например, основатель городской общины Марипоза Гроув (Mariposa Grove) в Окленде, штат Калифорния, начал поиск недвижимости в 1998 году, купил за собственные средства в 1999, а в следующие три года занимался реконструкцией и улучшением имущества и привлечением людей в общину.

Двое основателей Образовательного центра Лост Вэлли (Lost Valley Educational Center) нашли свою землю в 1988, купили ее (тоже за счет собственных средств) в 1989, и к 1990 году отремонтировали и приготовили для приема первых участников своих семинаров. Следующие 12 лет они продолжали развивать инфраструктуру и строить общину.

В целом, вопрос о сроках непростой. На поиск и приобретение земли, освоение, формирование коллектива и финансовой базы общины может уйти от года до нескольких лет, но, на самом деле, завершения в таком деле не существует. Как в супружестве или в бизнесе, создание общины никогда не может считаться «завершенным».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.169 (0.013 с.)