Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скрытые ожидания и структурный конфликт.

Поиск

 

Большинство людей, которых привлекает идея общины, имеют свои ожидания и предположения по поводу того, что такое «истинная община». Им кажется, что они знают, откуда у них желание жить в общине и что они ожидают там увидеть. Некоторые из этих ожиданий фокусируются на внешней деятельности: у нас будет общее хозяйство, у нас будут совместные трапезы, мы будем сообща принимать решения. Другие же возникают как следствие определенного болезненного опыта прошлого и фокусируются на эмоциональных состояниях, которые человек надеется найти в общине – чувство близости, принятие, одобрение. Эмоциональная боль прошлого может побудить человека прийти в общину потому, что на каком‑то уровне он верит, что община даст ему что‑то такое, чего недостает в его нынешней жизни. «Недостающими вещами», которые влекут такого человека в общину, может быть любовь, забота, приятие, чувство безопасности. Это может включать в себя как осознаваемую «потерю» и понятные самому человеку ожидания – «Это должно быть похоже на теплую и любящую семью...», ‑ так и затаенную боль и неосознаваемые ожидания («...где я наконец‑то буду абсолютно принят и любим!»).

Скрытые ожидания в отношении общины, как правило, нереалистичны. Они часто принимают золотистые осенние краски этакой ностальгии по невозвратимо утраченному раю. Вот как одна участницаформирующейся инициативной группы описала свое видение будущей общины: Как теплое объятие, как круг друзей, как смех и шутки в солнечный день, как забота и поддержка в час нужды, как возвращение домой. Что‑то теплое, ласковое, духовное, спокойное, радостное, восторженное, близкое, родное, уважительное, эмоционально открытое, честное, доверяющее... Дом!

В этих словах нет ничего неправильного. Возможно, это как раз то, чего хотим мы все. Вопрос только в одном: можем ли мы ожидать, что община предоставит нам все эти вещи? «Грезы о создании «идеального поселения» приводят к тому, что простой разговор превращается в магическое хитросплетение реальности и фантастики, – пишет Зев Паисс в журнале «Кохаузинг» (Cohousing). – И работа по созданию образа будущей общины оказывается очень плодородной почвой для выражения и роста долго подавлявшихся надежд и мечтаний. И на первом этапе возможность выразить эти чувства может стать для людей самым главным».

Подавленная боль, скрытые ожидания и предположения по поводу общины могут стать самым первым и главным источником «мин замедленного действия», которые неделями, месяцами или годами спустя взорвутся разрушительным структурным конфликтом. Это происходит по двум причинам. Во‑первых, само по себе проживание в общине не может стереть затаенную эмоциональную боль. И когда люди обнаруживают, что и после переселения в поселение они по‑прежнему ощущают глубокую тоску по чему‑то очень важному, но неуловимому (пусть даже они и не могут понять, по чему именно), они начинают ощущать боль, гнев и разочарование. Не в силах отыскать источник дискомфорта, они начинают обвинять в своих страданиях общину или своих соседей.

Во‑вторых, скрытые ожидания у разных членов общины могут быть очень различны. И это проявляется, когда каждый из нас думает про себя, что он ведет себя правильно и «по‑общинному», а кто‑то другой в этот самый момент шокирован тем, насколько наше поведение «идет в разрез с идеалом общины». И кто‑то ни с того, ни с сего приходит в бешенство или кривится от боли, когда мы, не подозревая о том, нарушили невидимое правило в его личной картине мира. «Как ты можешь говорить такое?! Разве это – община?!» или «Как ты можешь так поступать?! Разве это по‑общинному?!» Работа над созданием образа общины может предоставить вашей группе замечательную возможность вывести ваши скрытые ожидания на чистую воду и оценить их с позиций разума.

«Не нужно вдаваться во все эти психологические дебри, ‑ советует один мой друг, бывалый поселенец, ‑ Это начинает напоминать разговор с психиатром. Община – это не место, где занимаются психологией. Это место, где соседи учатся эффективно работать вместе – так, чтобы они могли принимать общие решения и воплощать их на практике» Я не могу с этим согласиться. Община неизбежно связана с «психологическими дебрями» ‑ и именно это, на мой взгляд, является причиной того, что 90% общин терпят неудачу. Процесс формирования общины – это глубоко психологический процесс. Эмоциональная боль и скрытые ожидания оказывают мощнейшее влияние на мысли и поведение людей, и организаторы общин не являются исключением.

Посадите группу людей за составление общего образа – и десятки самых разных потребностей и ожиданий, осознаваемых и бессознательных, беспорядочно начнут метаться по комнате, ища выхода. Я говорю здесь это для того, чтобы ваша группа в процессе образотворчества смогла обнаружить по возможности максимум скрытых желаний и хорошенько рассмотреть их при свете дня. Осознание того, чего каждый из вас хочет (на самом деле хочет), поможет вашей группе увидеть, где вы действительно стоите на общей почве, а где нет. И правильнее всего сделать это прямо сейчас, на ваших первых собраниях, до того, как вы поедете покупать вместе землю. Гораздо хуже будет, если когда вся эта широкая панорама болезненных ожиданий и требований вскроется потом, когда на карту будут поставлены ваши финансовые вложения, дома, начатые проекты, репутация и сама по себе идея общины. Чем больше времени вы посвятите этому вопросу сейчас, тем меньше вам придется заплатить позднее. Упражнения, предложенные ниже, помогут вам в этом. См. упражнение 7 для работы конкретно со скрытыми ожиданиями.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Предложенные ниже упражнения предназначены для того, чтобы помочь вам вызвать озарения и интересные мысли и стимулировать процесс открытия, выражения, обсуждения и очистки элементов будущего образа вашей общины. Они представляют собой свободный набор вариантов: вы можете, по вдохновению, выбрать некоторые из них, изменить их, использовать упражнения из других источников или же составить свои собственные.

Как я уже сказала выше, это может потребовать несколько погружений, продолжительностью в полдня или целый день, в течение нескольких недель. Я предлагаю проводить встречи в уютной комнате с достаточным количеством чая, пирожков, булочек и подушек – так, чтобы можно было чувствовать себя комфортно и расслаблено в течение многих часов. Желательно хорошо пристроить детей, чтобы они не прерывали ваш процесс. Выберите ведущего или пригласите для этой роли человека извне, которому вы готовы доверять. Для того, чтобы у вас перед глазами было напоминание вашей главной цели, повесьте на стену большой лист ватмана со следующей надписью:

__________________________

ОБРАЗ НАШЕЙ ОБЩИНЫ:

Это наше общее будущее, к которому мы стремимся.

Обнаруживает и объявляет наши самые главные ценности.

Это то, с чем может себя идентифицировать каждый из нас.

Помогает объединять наши силы.

Это точка отчета, к которой всегда можно вернуться.

Помогает нам удерживать вдохновение.

___________________________

Для работы понадобятся листы бумаги для каждого человека (хорошо подойдут листы А4, можно разлинованные), карандаши или ручки, цветные (например, желтые) самоклеющиеся листочки (10х15 см), красные и зеленые самоклеющиеся кружочки («маркеры»), изолента или скотч, а также большие листы ватмана и (или) большая школьная доска.

УПРАЖНЕНИЕ 1:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ»

Первое упражнение предназначено для того, чтобы помочь людям лучше осознать, каких именно переживаний они ожидают от будущей жизни в общине. В зависимости от размера группы, это упражнение может занять от одного до двух дней. Для его успешного выполнения необходимо большое и уютное помещение, где люди смогут спокойно сесть и сосредоточиться.

Первая задача заключается в том, чтобы оживить в памяти и записать на 2‑3 страницах каждый пять различных эпизодов из прошлого, когда вы чувствовали, что вас переполняет "ощущение общины" или группового единства. Эти эпизоды могут быть связаны с:

‑ вашей семьей;

‑ летним лагерем, где вы были ребенком или в качестве вожатого;

‑ турпоходами и отдыхом на природе с друзьями;

‑ студенческой группой, братством или общежитием;

‑ «вписочным домом», «квартирной общиной» или жизнью в альтернативном поселении;

‑ групповой работой над общественно‑полезным проектом;

‑ работой в группе на психологическом тренинге, «веревочном курсе» и т.п.

‑ театральным или музыкальным представлением, КВН и подготовкой к нему;

‑ занятием командными видами спорта, соревнованиями и матчами;

‑ местом работы;

‑ службой в армии.

Ваша задача ‑ отыскать эпизоды, когда вы были глубоко, в полной мере счастливы вместе с другими людьми ‑ так, что, казалось, сам Бог благословил вас; так, что казалось, что вы дома, среди самых близких. Ваша задача отыскать моменты, когда вы не только наслаждались процессом, но и ощущали нерушимую связь между вами и теми, кто находился рядом.

Если вам вспоминаются приятные эпизоды, но они не до такой степени глубоки, ничего страшного. Напишите о тех моментах, когда вам было просто хорошо вместе с другими людьми. Если у вас не получается вспомнить пять эпизодов, запишите столько, сколько можете вспомнить. Записывая эти небольшие истории, старайтесь сосредоточиться главным образом на том, что вы чувствовали и о чем думали в эти моменты, не вдаваясь в особые подробности, касающиеся внешней стороны событий.

Это упражнение требует определенной концентрации. Некоторые люди могут выполнить его где угодно, другим потребуется уединение и спокойная обстановка. Поэтому позаботьтесь, чтобы вам ничто не мешало. Если кто‑то закончил раньше других и хочет поболтать, пусть они перейдут в другую комнату, чтобы не мешать тем, кто еще работает. Запись пяти небольших историй может занять несколько часов.

Делайте перерывы во время работы, если потребуется, и обязательно сделайте перерыв после того, как все закончат. В результате у каждого человека должна нарисоваться своего рода панорама тех занятий, которые ему особенно нравятся, и тех состояний бытия, к переживанию которых он стремится в ситуациях, напоминающих жизнь в общине.

Теперь разбейтесь в группы по три человека. Один из троих зачитывает свои истории, а двое других слушают, если угодно, делая заметки, и затем сообщают рассказчику, что им поведали описанные им эпизоды о его ценностях, убеждениях и устремлениях. Тот, в свою очередь, записывает эти замечания, добавляя новые по ходу их появления. После того, как каждый в группе выступил, каждый участник выбирает из числа записанных по его рассказу ценностей, убеждений и устремлений 5‑6 таких, которые лично ему кажутся наиболее значимыми, и записывает суть каждого из них одной фразой или предложением (не одним словом) на больших желтых самоклеющихся листочках. Затем каждый зачитывает свои фразы или предложения и передает их ведущему, который приклеивает их на большой лист ватмана или на доску. При этом группа может задавать уточняющие вопросы, но не должна комментировать тезисы, соглашаться или не соглашаться с ними.

Когда все закончат, вся группа или несколько человек группируют желтые листочки с тезисами по классам, или категориям, на которые они, как кажется, делятся естественным образом. Это могут быть такие категории, как «межличностные отношения», «совместные трапезы», «управление и принятие решений», «праздники и ритуалы», «групповая работа», «дети», «экологические ценности», «духовные ценности» и т.п.

Ведущий раздает каждому участнику самоклеющиеся красные кружочки (маркеры) в количестве, равном половине от общего числа людей в группе (т.е. три маркера, если вас всего шесть; пять, если вас всего десять и т.п.). Каждый участник приклеивает свои маркеры рядом с теми категориями, которые для него лично наиболее важны применительно к будущей общине. Затем ведущий раздает всем зеленые маркеры в количестве, равном числу членов группы (другими словами, вдвое больше, чем число красных маркеров). И каждый участник помечает внутри выбранных им групп конкретные фразы, которые ему кажутся самыми значимыми. Сядьте и посмотрите на то что у вас получилось. Расположение маркеров – это наглядная демонстрация того, что является наиболее важным для вас как отдельных людей и как группы, и того, насколько схожи или, наоборот, различны ваши ценности и интересы.

Обсудите ваши результаты. Насколько схожими оказались ваши интересы и ценности?

(Для сохранения результатов упражнения для этапа записи вашего общего образа попросите кого‑нибудь скопировать тезисы и группы, а также расположение красных и зеленых маркеров на один или несколько листов ватмана, которые вы можете повесить на стену комнаты.)

УПРАЖНЕНИЕ 2:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ»

Это более простое и занимающее меньше времени упражнение, призванное дать вам информацию того же рода, что и первое, хотя оно и уступает первому по богатству и по глубине. Раздайте каждому участнику по 5‑6 крупных желтых самоклеющихся листочков. Каждый должен ответить на вопросы «Какие ценности в жизни будущей общины важны для вас лично?» и «Какие ценности, по вашему мнению, являются общими для всех нас?» и записать их, используя по одному листочку для каждой ценности. Упражнение работает лучше всего, если вы выполняете его в тишине. Через пять минут каждый приклеивает листочки со своими ответами на большой лист ватмана или на доску, после чего, как и в предыдущем упражнении, листочки группируются по категориям.

Не возражается, если люди напишут на листочках не только ценности, но и интересы или идеалы. В любом случае упражнение даст вам представление о том, насколько вы близки друг другу – и как отдельные люди, и как группа в целом. Возьмите красные и зеленые маркеры в тех же количествах, что и в предыдущем упражнении, и предложите каждому обозначить красными группы, а зелеными – конкретные листочки с фразами, которые выражают самые важные для вас ценности. После этого, как и в первом упражнении, сядьте и посмотрите на расположение маркеров. (И для сохранения результатов работы так же попросите кого‑нибудь скопировать то, что получилось, на один или больше листов ватмана, которые можно повесить на стену).

УПРАЖНЕНИЕ 3: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Упражнение похоже на два предыдущих. Мозговой штурм позволяет быстро набросать панораму ваших общих интересов, ценностей и идеалов. Процесс заключается в том, что каждый из вас высказывает слова или фразы, выражающие то, чего вы ищете в будущей общине. Ведущий и еще кто‑нибудь записывают слова и фразы на большие желтыесамоклеющиеся листочки, которые потом вывешиваются на большой лист ватмана или на доску. Когда вы выкрикиваете ваши слова и фразы, старайтесь ни в чем не сдерживаться. Говорите все, что приходит на ум. Не комментируйте и не критикуйте высказывания других – это потом, а сейчас время для того, чтобы идеи свободно вырывались наружу, распахивались, как попкорн, без всякого контроля.

Точно так же рассортируйте ваши тезисы по категориям и пометьте маркерами.

Посмотрите на расположение маркеров и обсудите результаты. Что эта картина открывает вам о друг друге и о группе в целом? (И точно так же попросите кого‑нибудь скопировать результаты на лист ватмана.)

Мозговой штурм – это что‑то вроде моментального снимка вашей группы в конкретный момент времени. Если вы проделаете это упражнение на ранних стадиях вашего образотворческого процесса, вы получите быстрый обзор того, к чему, в общем и целом, стремится ваша группа в этот временной отрезок.

Если вы выполните его повторно ближе к концу вашей работы, то вы можете получить уже другие результаты.

УПРАЖНЕНИЕ 4: «НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»

Каждый из вас на листе бумаги составляет список тех вещей, ситуаций, систем, которые обязательно должны или, наоборот, не должны присутствовать (должны быть разрешены/устранены) прежде, чем вы всерьез будете готовы вступить в общину и начать действовать. После того, как все будет записано, каждый зачитывает свой список, а ведущий или его помощник записывает все «необходимые условия» на большой лист ватмана, чтобы каждый мог их видеть. Упражнение хорошо покажет вам, где интересы отдельных участников вашей группы могут оказаться несовместимыми. Однако не беспокойтесь: это только самый первый шаг.

«Это упражнение приносит потрясающие открытия, потому что оно побуждает нас увидеть и оценить те вещи, которые на самом деле важны для нас» ‑ говорит кохаузинг‑консультант Зев Паисс. Я рекомендую вам проделать это упражнение, по крайней мере, дважды – в середине вашего образотворческого процесса и ближе к концу (это может быть несколькими неделями спустя), потому что то, что люди считают «необходимыми условиями», может очень сильно измениться в ходе вашей коллективной работы.

«Несмотря на кажущуюся серьезность термина «необходимые условия», ‑ отмечает Зев, ‑ по мере того, как мы узнаем больше о наших личных ценностях и приоритетах и переживаем опыт групповой работы над образом будущей общины, эти, наиболее важные для нас, моменты неизбежно меняются».

УПРАЖНЕНИЕ 5: «ГДЕ МЫ ПРОВЕДЕМ ЧЕРТУ?»

Консультант по групповому взаимодействию Роб Сэнделин использует это упражнение для помощи группам, не могущим найти согласие при разработке общей стратегии или принятии решений. Оно показывает, что группа может соглашаться о важности какой‑то общей ценности, но при этом расходиться во мнениях о том, до какой степени эта ценность должна выражаться в конкретных поступках конкретных людей.

Предположим, все в вашей группе полагают, что вы являетесь единомышленниками в таком вопросе, как «экологически чистый образ жизни». Однако одни из вас хотят, чтобы община сама выращивала большую часть потребляемых вами продуктов питания и чтобы каждый был вегетарианцем; другие же отстаивают право каждой семьи самой принимать решения по этим вопросам и право выбора между «постной» и «скоромной» пищей на ваших общих трапезах.

На большом листе ватмана, так, чтобы каждый мог видеть, составьте и расположите в порядке возрастания силы, или «строгости» список разнообразных действий, которые могут выражать в повседневном поведении ту ценность или тот принцип, который вы обсуждаете. Так, пункты вверху списка

«Экологические ценности» могут, к примеру, включать «покупать экологически чистые продукты, выращенные органическим путем», «сортировать мусор», «компостировать пищевые отходы». Ниже по списку будут расположены действия, требующие уже гораздо больших усилий и осознанности, скажем, «есть только растительную пищу», «не использовать сливной канализации в туалетах». В самом конце могут быть такие радикальные «подвиги», как «использовать только автономные источники энергии», «строиться только из вторичных материалов», «не пользоваться автомобилями, кроме как в общих целях (объединяясь с другими)» и т.п.

Когда список будет закончен, раздайте каждому участнику столько маркеров, сколько пунктов получилось в списке, и предложите отметить те действия, которые он лично готов выполнять в своей каждодневной жизни (а не только поддерживает теоретически). У некоторых из вас останутся неиспользованные маркеры, т.к., вероятно, далеко не каждый будет готов выполнять все действия из получившегося списка.

Это упражнение подразумевает, что люди могут быть не только «за» или «против» каких‑то идей или ценностей, но могут сильно различаться по степени своей готовности реально, каждый день действовать в соответствии с ними. Оно поможет вашей группе увидеть – быстро и наглядно – где вы как отдельные личности, с точки зрения конкретных практических действий, выпадаете из общего процесса воплощения будто бы разделяемых вами ценностей. Проделав эту же работу также и с другими вашими общими ценностями, такими, например, как «честность», «любовь к природе», «духовность» и т.д., вы получите довольно ясное представление о том, насколько вы в действительности, на деле, сходитесь во взглядах или же, напротив, радикально различаетесь. И лучше всего обнаружить это сейчас.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 6: «ШКАЛА ПУБЛИЧНОГО/ПРИВАТНОГО».

 

Это упражнение используется Робом Сэнделином для того, чтобы помочь группе получить ощущение того, насколько чувствительным для ее участников является тот или иной вопрос, который кто‑то может не желать обсуждать публично. Предположим, вы обсуждаете аспект вашей будущей жизни в общине, который, как кажется, вызывает у людей дискомфорт или опасения, однако никто не решается прямо высказать, что именно его беспокоит.

 

Подобное может возникнуть при обсуждении семейных и сексуальных взаимоотношений, возможных разводов или супружеских измен; вопросов управления (например, кто‑то опасается захвата власти в общине или «принудиловки» и готов сопротивляться любым попыткам создать эффективно работающие управленческие структуры); финансовых вопросов (кто‑то опасается, что «из нас будут выжимать деньги» и готов сопротивляться введению любых взносов) и пр. – прим. перев.

Если вы подозреваете, что кто‑то чего‑то желает или, наоборот, опасается, но стесняется сказать это публично, вы можете воспользоваться следующим упражнением.

На большом листе бумаги начертите горизонтальную линию, вдоль которой расположены цифры от 1 до 9 (причем цифры 1, 5 и 9 крупнее остальных). У вас должна получиться примерно такая картинка:

_________________________________________________________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обеими руками против Без разницы Однозначно за

 

Затем дайте каждому маленький листочек бумаги и попросите написать число, соответствующее степени его поддержки принципа, деятельности или ситуации, о которой идет речь. Число «9» означает, что вы от всей души поддерживаете это; «1» означает, что вы категорически против; «5» означает, что вам подходят оба варианта. Остальные цифры означают степень поддержки или, напротив, неприятия рассматриваемой ситуации.

Соберите листочки с цифрами и пометьте все ответы маркерами на вышеописанном большом листе с линией. К примеру, у вас может получиться один маркер на цифре «9», три – на цифре «3» и три – на цифре «2». Таким образом, вам удалось получить быструю и наглядную картину того, что группа как целое чувствует по данному вопросу. Это может быть похоже на озарение. Вы можете увидеть, что всего лишь один или два человека всецело поддерживают что‑то, тогда как большинству остальных все равно или же они активно против. В зависимости от того, что говорит вам приведенная шкала, может стать ясно, что обсуждать предмет дальше не имеет смысла. Не возбуждая страстей и не задев ничьи чувства, вам удалось получить красноречивый индикатор разброса мнений в вашей группе в отношении конкретной ситуации, ценности или идеала.

«Эта техника – быстрый и мощный способ дать конкретным людям увидеть, насколько их видение сходится или, напротив, расходится с представлениями остальной группы, – говорит Роб. – Если шкала показывает, что все сошлись на «7»‑«9», а я единственный человек, который выбрал «1» или «2», для меня это может оказаться очень ценным открытием. Равно как и для группы очень важно увидеть, что один из ее членов расходится со всеми остальными.»

УПРАЖНЕНИЕ 7: «СКРЫТЫЕ ОЖИДАНИЯ»

Это упражнение, позаимствованное из арт‑терапии (art therapy), основано на технике прямого доступа к человеческому подсознанию, минуя мыслительный процесс. Оно заключается в ответах на вопросы, но на этот раз отвечать нужно максимально быстро, держа при этом ручку или карандаш в недоминирующей руке (т.е. в левой, если вы правша, или в правой, если вы левша). Именно скорость ответов и работа недоминирующей рукой позволяют этому упражнению достигать результата. Ваши буквы, вероятно, будут крупными и корявыми, ответы – примитивными.

Они могут обнажить как те ожидания по поводу общины, которые вы хорошо осознаете, так и те, о которых вы даже не подозреваете, хотя они ничуть не менее важны для вас. Во время работы у вас могут возникнуть сильные чувства. Приготовьте вопросы заранее, в виде готовых бланков анкет, и размножьте по числу участников. Оставьте, по крайней мере, полстраницы чистого места для каждого ответа. В итоге у вас получится около 8 страниц вопросов и места для ответа на них. Упражнение занимает около 20‑30 минут и работает лучше всего тогда, когда все присутствующие выполняют его одновременно. Его выполнение совсем не обязательно вызовет глубокие озарения у каждого, и оно далеко не каждый раз работает одинаково хорошо. Но для некоторых оно может оказаться мощным средством для самоосознания.

Нет необходимости делиться своими ответами с другими, поэтому вы можете быть максимально раскованными и откровенными. Старайтесь НЕ думать, пока вы пишете. Просто пишите – так быстро, как только может работать ваша рука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.011 с.)