ТОП 10:

Разве обитатели городов были уверены, что к ним не придет Наша ярость ночью, когда они спят? Разве ж были уверены жители городов, что не придет к ним



Наша ярость утром, когда они забавляются?(7:97-98) а также сказал:

﴿أَفَأَمِنَ الَّذِينَ مَكَرُواْ السَّيِّئَاتِ أَن يَخْسِفَ اللَّهُ بِهِمُ الاٌّرْضَ أَوْ يَأْتِيَهُمُ الْعَذَابُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَشْعُرُونَ –

أَوْ يَأْخُذَهُمْ فِى تَقَلُّبِهِمْ فَمَا هُم بِمُعْجِزِينَ - أَوْ يَأْخُذَهُمْ عَلَى تَخَوُّفٍ فَإِنَّ رَبَّكُمْ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾

Неужели же уверенны те, которые ухищрялись во зле, что Аллах не заставит

Землю поглотить их или не придет к ним наказание оттуда, откуда они не знают?

Или схватит их в их превращениях, и они не ускользнут? Или схватит их в страхе? Поистине, твой Господь - Кроткий, Милостивый!(16:45-47)

 

Слово Аллаха: ﴿فَمَا كَانَ دَعْوَاهُمْ إِذْ جَآءَهُم بَأْسُنَآ إِلاَ أَن قَالُواْ إِنَّا كُنَّا ظَـلِمِينَ ﴾

И было зовом их, когда приходила Наша ярость, только то,

что они говорили: "Мы были неправедны!"

– когда приходила кара, их словами было лишь то,

что они признавали свои грехи, и то, что они заслуживают эту кару.

Как об этом говорится в другом аяте: ﴿وَكَمْ قَصَمْنَا مِن قَرْيَةٍ كَانَتْ ظَـلِمَةً﴾

Сколько сокрушили Мы селений, которые были неправедны. (21:11)

до слов Аллаха: ﴿خَـمِدِينَ﴾ Неподвижными. (21:15)

Слова Аллаха: ﴿فَلَنَسْـَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ﴾

Мы обязательно спросим тех, к которым были посланы

– подобно словам Аллаха в другом аяте: ﴿وَيَوْمَ يُنَـدِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَآ أَجَبْتُمُ الْمُرْسَلِينَ ﴾

И в тот день воззовет Он к ним и скажет: "Что вы ответили посланным?" (28:65)

а также Его словам: ﴿يَوْمَ يَجْمَعُ اللَّهُ الرُّسُلَ فَيَقُولُ مَاذَآ أُجِبْتُمْ قَالُواْ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِنَّكَ أَنتَ عَلَّـمُ الْغُيُوبِ ﴾

В тот день, когда соберет Аллах посланников и скажет: "Что же вам было отвечено?", - они скажут: "Нет у нас знания, ведь Ты - Знающий тайны".(5:109) Всевышний Аллах спросит у народов в Судный день о том,

как они приняли посланников и то, с чем они пришли к ним, а также

спросит посланников о выполнении миссии послания.

Ибн Мардувйах передаёт со слов Нафи, от ибн Умара,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« كُلُّكُمْ راعٍ ، وكُلُّكُمْ مسئولٌ عنْ رعِيَّتِهِ ، والأِمَامُ رَاعٍ ، ومسئولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ،

والرَّجُلُ رَاعٍ في أَهْلِهِ ومسئولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، والمرْأَةُ راعِيةٌ في بيْتِ زَوْجِهَا ومسئولة عنْ رعِيَّتِهَا ،

والخَادِمُ رَاعٍ في مالِ سيِّدِهِ ومسئولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، فكُلُّكُمْ راعٍ ومسئولٌ عنْ رعِيتِهِ»

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность

за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи

И несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем

Для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству,

(итак)каждый из вас является пастырем и каждый из вас

несёт ответственность за свою паству[769]».

Ал-Лайс добавил: «Таус рассказал мне нечто подобное,

а затем прочитал:﴿فَلَنَسْـَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْـَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ ﴾

Мы спросим тех, к которым были посланы, и спросим посланников.

 

Ибн Аббас прокомментировал слово Аллаха:﴿فَلَنَقُصَّنَّ عَلَيْهِم بِعِلْمٍ وَمَا كُنَّا غَآئِبِينَ ﴾

Мы расскажем им со знанием; ведь Мы не бываем отсутствующими

– в Судный день будет установлена книга, которая станет рассказывать о том,

что они делали.﴿وَمَا كُنَّا غَآئِبِينَ﴾Мы не бываем отсутствующими

– Всевышний Аллах сообщит Своим рабам в Судный день обо всём, что они делали,

обо всех поступках – о малых и больших, незначительных и великих. Ведь Аллах является Свидетелем всего, и ничто не может скрыться от Него. Он сведущ обо всём,

Он знает даже о том, что украдкой узрел глаз и то, что скрыто в груди.

﴿وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا وَلاَ حَبَّةٍ فِى ظُلُمَـتِ الاٌّرْضِ وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِى كِتَـبٍ مُّبِينٍ﴾

Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли,

ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании. (6:59)

………………………………………………………………………….

Аллах сказал далее:

 

وَالْوَزْنُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ فَمَن ثَقُلَتْ مَوَزِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

(8) Вес в тот день - истина: у кого весы тяжелы, те будут счастливы,

وَمَنْ خَفَّتْ مَوَزِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُم بِمَا كَانُواْ بِآيَـتِنَا يَظْلِمُونَ

(9) а у кого весы легки, те нанесли убыток самим себе за то,

Что были несправедливы к Нашим знамениям.

Всевышний Аллах говорит: ﴿وَالْوَزْنُ﴾ Вес – деяний в Судный день.

﴿الْحَقِّ﴾ Истина– Аллах будет справедлив ко всем. Как Он сказал об этом:

﴿وَنَضَعُ الْمَوَزِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَـمَةِ فَلاَ تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئاً وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَى بِنَا حَـسِبِينَ ﴾

И устроим Мы весы для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем;

Хотя было бы это весом горчичного зерна, Мы принесем и его.

Достаточны Мы как счетчики! (21:47) Аллах также сказал:

﴿إِنَّ اللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وَإِن تَكُ حَسَنَةً يُضَـعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَّدُنْهُ أَجْراً عَظِيماً ﴾

Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее,

Он удвоит это и дарует от Себя великую награду!(4:40)

Всевышний Аллах также сказал:

﴿فَأَمَّا مَن ثَقُلَتْ مَوَزِينُهُ فَهُوَ فِى عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَزِينُهُ فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ وَمَآ أَدْرَاكَ مَا هِيَهْ نَارٌ حَامِيَةٌ ﴾

И вот тот, у кого тяжелы весы, он в жизни блаженной. А тот,

у кого легки весы, мать его - "пропасть". А что даст тебе знать, что такое она?

- Огонь пылающий!(101:6-11) Всевышний Аллах также сказал:

﴿فَإِذَا نُفِخَ فِى الصُّورِ فَلاَ أَنسَـبَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلاَ يَتَسَآءَلُونَ –

فَمَن ثَقُلَتْ مَوَزِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ - وَمَنْ خَفَّتْ مَوَزِينُهُ فأُوْلَـئِكَ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُمْ فِى جَهَنَّمَ خَـلِدُونَ ﴾

И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них,

И не будут они расспрашивать друг друга.

И у кого тяжелы будут его весы - те счастливые, а у кого легки его весы,

- те, которые нанесли убыток самим себе, в геенне пребудут вечно.(23:101-103)

Говорят, что на весы в Судный день будут класть деяния,

хотя они в этом мире были событиями, Аллах материализует их.

Имам аль-Багави сказал: Нечто подобное передают от ибн Аббаса.

В Сахихе приводится хадис, в котором говорится,

что суры «Корова» и «Семейство Имрана»

придут в Судный день в виде двух туч или двух стай белых птиц.

В Сахихе также приводится хадис,в котором сообщается,

что Коран явится в Судный день к своему приверженцу в виде молодого

человека с бледным лицом, а тот спросит: «Кто ты?» он ответит:

«Я тот Коран, из-за которого ты не спал по ночам и голодал днём».

В хадисе от аль-Бара приводится история о допросе в могиле:

«فَيَأْتِي الْمُؤْمِنَ شَابٌّ حَسَنُ اللَّوْنِ طَيِّبُ الرِّيحِ فَيَقُولُ: مَنْ أَنْتَ؟ فَيَقُولُ: أَنَا عَمَلُكَ الصَّالِح»

«И явится к верующему молодой человек в прекрасном обличие с хорошим запахом,

А тот спросит у него: «Кто ты?» и он ответит: «Я твои благие дела».

В обратном случае с неверным или лицемером произойдёт обратное.

В хадисе о карточке говорится, что человека приведут в Судный день и положат

на чашу весов девяносто девять свитков, длина каждого до горизонта. На другую чашу положат карточку, на которой будет написано «Нет божества кроме Аллаха».

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«فَطَاشَتِ السِّجِلَّاتُ وَثَقُلَتِ الْبِطَاقَة» «Свитки поднимутся вверх, а карточка перевесит их[770]».

(Ат-Тирмизи передал хадис с подобным текстом и сказал, что это достоверный хадис.)

Другие считают, что взвешивать будут именно обладателя этих поступков,

как об этом говорится в хадисе: «يُؤْتَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِالرَّجُلِ السَّمِينِ فَلَا يَزِنُ عِنْدَ اللهِ جَنَاحَ بَعُوضَة»

«В Судный день приведут полного человека,

И он не будет весить даже крылышка комара перед Аллахом».

Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал:

﴿فَلاَ نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَـمَةِ وَزْناً﴾

И не восстановим Мы для них в день воскресения веса.(18:105)[771]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

также сказал по поводу Абдуллы ибн Мас’уда:

«أَتَعْجَبُونَ مِنْ دِقَّةِ سَاقَيْهِ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَهُمَا فِي الْمِيزَانِ أَثْقَلُ مِنْ أُحُد»

«Вы удивляетесь худобе его ног, я же клянусь Тем, в чьей длани моя душа,

что на весах (в Судный день)они будут тяжелее горы Ухуд[772]».

Если комбинировать смысл всех этих повествований, то, вероятнее всего,

будут взвешивать как деяния, так и обстоятельства их совершения

и совершивших эти деяния. Аллах знает лучше.

…………………………………………………………………………

 

Аллах Всевышний сказал далее:

 

وَلَقَدْ مَكَّنَّـكُمْ فِى الاٌّرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَـيِشَ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ

(10) Мы утвердили вас на земле и устроили вам там средства жизни,

- мало вы благодарны!

Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о том, что Он утвердил их на земле

и сделал её для них пристанищем. Установил на ней горы и реки, устроил им дома, позволил им пользоваться ими, подчинил им тучи, дабы обеспечить их пропитанием.

Он устроил им средства жизни и добывания пропитания, устроил им причины для заработка и торговли, но не смотря на это, большинство из них неблагодарны.

Как об этом сказано в слове Аллаха: ﴿وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللَّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإنْسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ﴾

И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете ее.

Поистине, человек - обидчик, неблагодарный! (14:34)

………………………………………………………………………………………..

Далее сказано:

وَلَقَدْ خَلَقْنَـكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَـكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلَـئِكَةِ اسْجُدُواْ لأَدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَ إِبْلِيسَ لَمْ يَكُن مِّنَ السَّـجِدِينَ

(11) Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" - и поклонились они, кроме Иблиса;

Он не был из поклонившихся.

Всевышний Аллах обращает внимание людей на почтенность их предка Адама,

а также разъясняет причину вражды со стороны Иблиса и о том, что он испытывает зависть к их предку Адаму и к ним, дабы они остерегались его и не следовали его путями.

Всевышний Аллах сказал: ﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَـكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَـكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلَـئِكَةِ اسْجُدُواْ لأَدَمَ فَسَجَدُواْ﴾

Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам:

"Поклонитесь Адаму!" - и поклонились они – и это подобно словам Аллаха:

﴿وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَـئِكَةِ إِنِّى خَـلِقٌ بَشَرًا مِّن صَلْصَـلٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ - فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِى فَقَعُواْ لَهُ سَـجِدِينَ ﴾

И вот сказал Господь твой ангелам: "Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму.А когда я выровняю и вдуну от Моего духа,

то падите, ему поклоняясь".(15:28-29) Это произошло, когда Аллах сотворил Адама (мир ему) из звонкой глины и придал ему облик совершенного человека, затем вдул в него дух и приказал ангелам пасть ниц перед ним, дабы возвеличить деяние Аллаха.

Все они послушались и повиновались кроме Иблиса, который не стал падать ниц.

Об Иблисе уже говорилось при комментарии суры «Корова».

По нашему мнению в аяте (7:11) идёт речь об Адаме,а то, что обращение

во множественном числе, то ведь Адам (мир его) был праотцем человечества.

Всевышний Аллах, например, обратился к сынам израилевым, жившим во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует): ﴿وَظَلَّلْنَا عَلَيْكُمُ الْغَمَامَ وَأَنزَلْنَا عَلَيْكُمُ الْمَنَّ وَالسَّلْوَى﴾

Мы осенили вас облаками и ниспослали вам манну и перепелов. (2:57)

хотя здесь подразумевались их предки, которые жили при пророке Мусе (мир ему).

Но так как, это было упоминанием милости, оказанной предкам,

то эта милость, будто бы была оказана и потомкам.

Но это правило не применимо в слове Аллаха: ﴿وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنْسَـنَ مِن سُلَـلَةٍ مِّن طِينٍ ﴾

Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. (23:12)

в том смысле, что Адам был сотворён из эссенции глины, а его потомство было

сотворено из капли. В рассматриваемом аяте (7:11) подразумевается весь род человеческий, а не конкретные люди. Аллах знает лучше.

…………………………………………………………………………

 

 

Аллах сказал далее:

 

قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ

(12) Он сказал: "Что удержало тебя от того, чтобы поклониться,

раз Я приказал тебе?" Он сказал: "Я - лучше его:

Ты создал меня из огня, а его создал из глины".

Слово Аллаха:﴿مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ﴾ Что удержало тебя от того, чтобы поклониться

«Что стеснило тебя, вынудило и заставило тебя не пасть ниц, когда Я повелел тебе», согласно комментариям ибн Джарира. Аллах знает лучше.

Слова Иблиса (да проклянёт его Аллах): ﴿أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ﴾ Я - лучше его

– это оправдание, само по себе, хуже самого преступления, он будто бы хочет сказать тем самым, что не следует приказывать более достойному поклониться менее низкородному. «И раз я лучше его, как Ты можешь приказывать поклониться ему?»

затем Иблис посчитал, что он лучше Адама, в силу того, что сотворён из огня,

а огонь якобы благороднее глины, из которой Аллах сотворил Адама.

Проклятый стал рассматривать материю сотворения, а не достоинство того,

что Аллах сотворил Адама Своей рукой, и вдул в него из Духа Своего.

Иблис неверно принял слова Аллаха﴿فَقَعُواْ لَهُ سَـجِدِينَ﴾

То падите, поклоняясь ему!" (38:72) из-за чего был выдворен

из собрания ангелов. (أبلس) – значит потерял надежду на милость Аллаха.

Иблис ошибся, в своём анализе (рассуждая по аналогии), когда заявил

о превосходстве огня над глиной и землей, потому что земля является смиренным и спокойным созданием, пригодным для земледелия. Она приносит много благ,

на ней растут деревья и всевозможные растения, тогда как огонь является

неугомонным и безрассудным созданием, которое сжигает и уничтожает.

 

В Сахихе Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен им Аллах),

в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«خُلِقَتِ الْمَلَائِكَةُ مِنْ نُورٍ وَخُلِقَ إِبْلِيسُ مِنْ مَارِجٍ مِنْ نَارٍ وَخُلِقَ آدَمُ مِمَّا وُصِفَ لَكُم»

«Ангелы были сотворены из света, Иблис был сотворён из огня,

а Адам был сотворён из того, что вам было описано[773]».

Ибн Джарир сообщает, что аль-Хасан прокомментировал слова Иблиса:

﴿خَلَقْتَنِى مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾ Ты создал меня из огня, а его создал из глины

«Иблис был первым, кто рассудил по аналогии (Кыяс), и он был первым, кто сравнил». Ибн Сирин сказал: «Иблис был первым, кто рассудил по аналогии (кыясу),

солнце и луна стали объектами поклонения тоже из рассуждения по аналогии (Кыяс)». (Это повествование с достоверным иснадом.)

………………………………………………………………………………………

 

Аллах сказал далее:

قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّـغِرِينَ

(13) Сказал Он: "Низвергнись из него; не годится тебе превозноситься там!

Выходи же: ты - среди оказавшихся ничтожными!"

قَالَ أَنظِرْنِى إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ

(14) Сказал он: «Отстрочь мне до дня Воскрешения»

قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ

(15) Сказал Он: "Поистине, ты - из тех, кому будет отсрочено

Всевышний Аллах обращается к Иблису с приказом (فَاهْبِطْ مِنْهَا)

Низвергнись из него– по причине твоего ослушания и выхода из повиновения Мне.

Многие знатоки тафсира считают,

что под словом (مِنْهَا) «из него»подразумевается - из рая.

Возможно речь идёт о том месте, где находился Иблис – в высшем царстве.

﴿فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّـغِرِينَ﴾ Выходи же: ты - среди оказавшихся ничтожными

(الصَّـغِرِينَ) – униженных и презренных. Это обращение Иблис заслужил

своим актом неповиновения желанию Аллаха. Только тогда проклятый понял всю серьёзность ситуации и попросил отсрочку до дня воскрешения:

(قَالَ أَنظِرْنِى إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ)Сказал он: «Отстрочь мне до дня Воскрешения»

Об этом также сказано в слове Аллаха:﴿قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِى إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ - قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ ﴾

Сказал он: "Господи мой! Отсрочь же мне до дня, когда они будут воскрешены". Сказал Он: "Поистине, ты - из тех, кому будет отсрочено. (15:36-37)

(قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ) Сказал Он: "Поистине, ты - из тех, кому будет отсрочено

Всевышний Аллах принял его просьбу, и в этом есть проявление мудрости Аллаха

и Его воли, которой никто не может противостоять или препятствовать,

ибо Он скор в расчёте.

…………………………………………………………………………….

 

Аллах сказал:

 

قَالَ فَبِمَآ أَغْوَيْتَنِى لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَطَكَ الْمُسْتَقِيمَ

(16) Он сказал: "За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути.

ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَـنِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَـكِرِينَ

(17) Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева,

и Ты не найдешь большинства их благодарными".

Всевышний Аллах сообщил, что дал отсрочку Иблису:

﴿إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ﴾ До дня, когда они будут воскрешены

– Иблис, убедившись, что получил желаемое, снова восстал и стал противиться.

﴿فَبِمَآ أَغْوَيْتَنِى لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَطَكَ الْمُسْتَقِيمَ﴾







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.036 с.)