Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало процессов модернизации Востока н ЮгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, зхо Первой мировой войны, завершившейся двумя революциями в России, отозвалось на всей планете, положив, в частности, начало новому этапу взаимоотношений Запада с Востоком и Югом. На Востоке наиболее энергично и последовательно в десятилетия меж же, как Россия, приобщившись к европейской цивилизации, не утратила своего национального своеобразия. Развитие японской культуры в XX веке, а вслед за ней и корейской, и тайской, а сегодня и китайской убедительнейшим образом опровергает убеждение Киплинга в невозможности Востоку «сойтись» с Западом. Опровергает это и развитие советских азиатских и кавказских республик в 20-30-е годы, к великому сожалению, прерванное распадом Союза и повсеместной активизацией националистических настроений и идей, препятствующей продолжению диалога Востока и Запада. Восстание в Чечне — крайняя форма этого печального, реакционного процесса, грозящего, как в талибском Афганистане, лозунгами национальной независимости и верности традициям ислама вернуть общество к средневековому, если не первобытному, варварству. Выше уже отмечалась переломная роль русской революции а развитии освободительного движения во всех колониальных странах Азии и Африки; это восстания в Египте, Иране, Ираке, Турции, Индии, Афганистане против английских колонизаторов, в африканских колониях против английского, французского, бельгийского, немецкого, итальянского господства. В подтверждение приведу несколько фактов и свидетельств современников. Один из первых актов советской власти — отказ от всех неравноправных договоров царского правительства с Китаем, Турцией, Ираном и другими восточными странами, которые были вынуждены такие договоры заключать. В 1919 году Аманулла-хан предложил советскому правительству заключить договор о дружественных отношениях России и Афганистана. В 1920 году с аналогичной просьбой установить дипломатические отношения с Турцией и оказать ей необходимую помощь в борьбе за независимость обратился к В. И. Ленину Мустафа Кемаль. В 1921 году Сун Ят-сен обратился к Наркому иностранных дел России: «Я чрезвычайно заинтересован вашим делом, в особенности организацией ваших Советов, вашей армии и образования... Подобно Москве, я хотел бы заложить основы Китайской Республики глубоко в умах молодого поколения». Дж. Неру писал, что «советская революция намного продвинула вперед человеческое общество и зажгла яркое пламя, которое невозможно потушить», а другой выдающийся деятель индийской культуры С. Пант, один из зачинателей романтического направления в поэзии хинди, вспоминал: «Мое внимание в те годы было прежде всего приковано к марксизму и революции в России». В Китае в1918 году в журнале «Новая молодежь» Ли Да-чжао провозгласил Октябрьскую революцию торжеством гуманизма, справедливости, демократии и социализма. В Египте подобное движение называлось «египетским обновлением», нечто подобное происходило и в Турции, начиная с 1918 года, и в Иране, и в Индии, в естественной связи с волной национально-освободительного движения. Конечно, взаимоотношения Востока с советской Россией проходили далеко не гладко: лидеры мусульман утверждали, что «в стране мусульманской не может быть республики», так как власть халифа предначертана Пророком; поэтому движения за независимость от «анархической» Российской Федерации развернулись на Северном Кавказе, в Крыму и Башкирии, в Туркестане и Казахстане. Однако, несмотря на поддержку этого движения белогвардейскими генералами во время гражданской войны, оно потерпело поражение, и вплоть до страшных сталинских репрессий 1944 года с депортацией целых народов отношения между их культурами и славянскими внутри Советского Союза развивались на подлинно интернационалистской основе. В начале века восточная экзотика продолжала привлекать романтически настроенных европейских художников своим контрастом с прозаически-пошлой реальностью буржуазного мира — таково обращение к Востоку в сборнике повестей модного французского писателя П. Лоти «Дымы опиума» или в ставшей весьма популярной опере итальянского композитора Дж. Пуччини «Мадам Баттерфлай». Однако уже с 20-х годов положение стало существенно меняться — сошлюсь хотя бы на комментарий к поэтической повести Г. Гессе «Сидцхартха» (1919-1922), «индийской поэме», как назвал ее автор в посвящении Р. Роллану: это «опыт моего образа жизни и взгляд на мир моих идей», складывавшихся под прямым влиянием войны, «с осени 1914 года, когда с недавних времен распространившееся духовное удушье стало вдруг ощутимым И мной»... Лозунг «Ex oriente lux)» стал встречать все более широкое признание европейской интеллигенции, разочарование которой в прогрессе цивилизации усиливалось и, соответственно, возрастал романтический интерес к Востоку, не знающему бед надвигающейся на Запад экологической катастрофы. Примечательно, что новая литература, новое искусство и, тем более, новая философия многих стран Востока складывались в деятельности диаспор в европейских странах и в Америке — например, в США, Канаде и Мексике в первой половине XX века издавалось около 30 арабских газет и журналов; в 1921 году вьетнамский эмигрант Хо Ши Мин организовал в Париже Межколониальный союз цветных народов, издававший на французском языке газету «Пария», Именно в этом контексте следует оценивать возникшее в 20-е годы на Западе, в кругах русской эмиграции движение Евразийства. Оно обычно рассматривается в узкой, идеологической перспективе дискуссии западников и славянофилов, однако имеет и гораздо более широкий — культурологический — смысл: отношения Европы и Азии перестали рассматриваться как оппозиция, противостояние, психологическая альтернатива, и начало складываться понимание возможности синтеза этих двух культур, Россия же оказалась местом, в котором этот синтез может наиболее естественно, органично и полно осуществиться. Завершая характеристику данного периода истории культуры XX века, приведу позиции историка А. М. Родригеса, заключившего вводную главу коллективной монографии «Новейшая истории стран Азии и Африки» формулированием «итогов социального развития Востока в первой половине XX в.». К рассматриваемому нами культурному аспекту описанного процесса имеют отношение следующие его выводы: 1. Началась «модернизация общества.., связанная с индустриальной цивилизацией, новейшими достижениями науки и техники». 2.!>тот процесс «захватил не все социальное пространство Востока. а всего на 10-20% населения». 3. «Как объект колониальной эксплуатации Восток в большей мере был подвержен воздействию извне»; поэтому все «потрясения планетарного или регионального масштаба ощущались Востоком... более глубоко и болезненно», чем Западом. 4. Процессу обновления серьезно препятствовали «традиционный груз социального консерватизма.., господство этнических, религиозных, касговых, племенных и региональных барьеров, определяемых ими взглядов, убеждений, догм и требований, культурных традиций и духовного наследия». 5. В таких условиях жители городов «не теряли полностью связей страдиционным обществом»', а «основная часть крестьян «принадлежал традиционным укладам». 6. «К середине века центр тяжести всех социальных (да и прочих) процессов на Востоке постепенно переместился в города...». Соглашаясь в принципе с этим резюме, замечу, что оно непосредственно относится только к Востоку, к странам Азии, в Африке же общая ситуация была, по понятным причинам, более консервативной. Все же историки отмечают, что и здесь «в период между двумя мировыми войнами... стали возникать политические партии». Национальные конгрессы и ассоциации, афро-христианские церкви и секты. В Южно-Африканском Союзе длительная борьба негритянского населения с расизмом завершилась в 1942 году отказом правительства Я. Смэтса (известного философа, о хопистской концепции которого уже шла у нас речь) от расовой сегрегации, а еще в 1939 году ЮАР вступила на стороне Англии в мировую войну. Перемены эти, несомненно, заслуживают внимания историка, в частности, историка культуры, но их не следует и переоценивать: хотя «с начала XX века, — отмечает В. Б. Мириманов, — стал расти слой местной интеллигенции, однако деревенские жители, составляющие более восьмидесяти процентов населения Тропической Африки, по сей день живут почти так же, как жили их предки». Все же известная динамика бытия существует и здесь, и исследователь имел основания заключить, что «развитие и модернизация», определяющие «общую судьбу стран третьего мира», захватывают и сей наиболее архаичный, регион. Но об этом разговор пойдет уже в следующей лекции.
ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ: КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И КРАХА ТОТАЛИТАРИЗМА Общая характеристика периода Исследование современности — самая трудная задача исторической науки, по распространенному мнению, вообще ей недоступная и подвластная быть может только публицистике или искусству. Однако рождение синергетики и применение ее принципов к изучению социокультурных процессов позволяет опровергнуть это представление. Другое дело, что в отличие от естественных и технических наук у истории нет возможности экспериментальной проверки выводов предпринимаемого исследования, даже той относительной проверки, какую предоставляет изучению прошлого последующая эволюция (относительной потому, что она могла протекать и иначе в силу полифуркационного характера развития). Ученый, изучающий современность, тем и отличается от публициста — не говоря уже о политике, проповеднике, прорицателе, — что он способен выявлять таящийся в современном состоянии исторического процесса спектр возможных траекторий, постигать их обусловленность ансамблем объективных и субъективных причин и определять степень вероятности реализации одной из этих возможностей, исходя из требований таящегося в будущем аттрактора. Анализ динамического состояния культуры на последней ступени ее развития в XX веке, которым завершается наш курс, покажет, в какой степени продуктивны эти методологические установки, а начнем его с четкого определения границ данной ступени; они должны быть, разумеется, не формально хронологическими: 1950-2000, а содержательно-событийными: нижняя граница — это фактическое окончание Второй мировой войны атомной бомбардировкой двух японских городов, а верхняя граница — произошедшее в 1991 году крушение советского тоталитаризма. Значение применения атомного оружия для истории объясняется тем. что вторжение человека в недра природы оказалось чреватым неведомой до того человечеству опасностью его самоуничтожения. К. Ясперс писал в специально посвященной этой проблеме книге «Атомная бомба и будущее человечества»: «Атомная бомба создала совершенно новую ситуацию в мире. Или все человечество будет физически уничтожено, или изменится его нравственно-политическое состояние. Эту вдвойне ирреальную непривлекательную альтернативу и должна разъяснить данная книга». Выход из создавшегося положения выдающийся немецкий мыслитель видел в том, чтобы преодолеть разрыв между философом и политиком, ибо первый все понимает, но практически не действует, а мышление второго узко, ибо ограничено выполнением первоочередных дел; следовательно, «философ и политик должны встретиться» и совместными усилиями решить эту задачу. Вывод этот, конечно, по-детски наивен -— за прошедшие с тех пор полвека ни в одной стране мира философов к власти не допустили, а те политики, которые мнили себя философами и признавались таковыми в своих странах — И. В. Сталин и Мао Цзедун, не только не предотвращали, а лишь усугубляли опасность ядерной катастрофы. Уже в конце 40-х годов, осмысляя последствия «использования атомной энергии в военных целях», Л. Уайт писал: «Вновь мы оказались на пороге технологической революции. Последствия этого нового технологического прорыва могут принципиальным образом отличаться от последствий аграрной и топливной революций. В прошлом появление новых технологий упраздняло старые социальные системы, но при этом заменяло их на новые системы. Ядерная же технология грозит разрушить саму цивилизацию или изуродовать ее настолько, что потребуется сто, тысяча, а, может быть, десять тысяч лет, чтобы вновь достичь уровня развития сегодняшнего дня... Надежда на будущее и на спасение человечества и цивилизации в случае развязывания новой войны связана с победителем, — а не просто с выжившим, — с таким победителем, который обладает достаточными силами и ресурсами, чтобы объединить весь человеческий род на нашей планете в единую социальную систему». Когда же развитие науки и техники открыло вскоре возможность применения атомной энергии в мирных целях для получения электрической энергии, авария в Чернобыле показала, какие опасности для человечества таятся и на этом пути. Во втором издании уже известной нам его книги, вышедшем в 1965 году, С. Лилли выделил в разделе «Наше время» такие характеризующие его основные проявления технического прогресса: овладение энергией атома; изобретение и применение вычислительных машин; автоматизация производства; покорение космоса; применение транзисторов, полупро- водников, лазера. За прошедшие с тех пор полвека теоретическая мысль обогатилась такими, поистине фантастическими, открытиями, как расшифровка генетического кода и обнаружение функциональной асимметрии человеческого мозга, а первые опыты в области генной инженерии и клонирования показывают, как короток сегодня путь от теории к практике, даже к самым сложным ее формам. Во всяком случае, манипулирование генетическим кодом человека таит в себе не менее грозную опасность— необратимое изменение самой человеческой природы1. Популярный современный французский писатель М. Уэльбек закончил свой роман «Элементарные частицы» (название, весьма характерное для взаимоотношений искусства и науки в XX веке) совершенно неожиданно для читателя: в 2029 году, в лаборатории научного института микробиологи создали новое разумное существо, призванное заменить весьма несовершенное творение природы — человека (а убедительному описанию его, мягко выражаясь, «несовершенства» и посвящен весь роман). В свете последних данных о работах в сфере генной инженерии такое завершение сюжета воспринимается не как элемент научной фантастики, чужеродный жестко реалистическому, чтобы не сказать натуралистическому, повествованию, а как сухая информация о реальном и даже не особенно удивительном событии. А такое событие в XXI веке становится вполне возможным, говорят сейчас уже не фантазирующие писатели, а ученые-футурологи, публикующие хронологические таблицы научных открытий и технических изобретений, которые будут сделаны в обозримом будущем, и мало кто уже сомневается в том, что немного раньше или немного позже, но эти открытия и изобретения будут сделаны, и что они, а не социальные революции, будут иметь решающее значение для судеб человечества — в этом убеждает и произошедшее на глазах ныне живущих поколений, и авторитетные прогнозы ученых, изучающих будущее (хорошее представление о них дает изданная недавно «Антология современной классической прогностики», составленная И. В. Бестуже в ым-Л ада — «Впереди XXI век; перспективы, прогнозы, футурологи»). Одна из существеннейших особенностей культуры XX века состоит в том, что впервые в истории, и вопреки теоретическому сопротивлению про-возпгасившего «нищету историцизма» К. ПоЬпера и его единомышленников из ла!-еря неопозитивистов, будущее стало предметом научного анализа. Если в XIX веке размышления о будущем были прерогативой писателей-фантастов — от Ж. Верна до Г. Уэлса и А. А. Богданова, или же авторов близких к этому жанру беллетристики утопий (исследовавшая их историю С. П. Батракова пришла к выводу, что в этом столетии утопия стала «вездесущей»: «она обнаружила способность проникать в разные области естественных наук, политики, социологии, психологии, педагогики, медицины, искусства и т. д. Недаром теоретики утопий будут писать о своего рода панутопизме как характерной черте современною западного мира.... Возникла даже особая наука — утопиология...»; при этом сложное отношение современников к будущему привело к тому, что «образ современной утопии двоится, отсвечивает антиутопией»), то начиная с 60-х годов «фэн-тези» и утопии стали оттесняться на агорой план и футурология уверенно вошла в круг наук, а прогнозирование в число методик самых различных областей социально-гуманитарного знания. В предисловии куц оминавшейся антологии И. В. Бестужев-Лада обрисовал историю становления научного изучения будущего — от «ранней футурологии» к «технологическому прогнозированию», к «глобалистике» и «альтернативистике», что оказалось важным не только само по себе, но и по оказанному влиянию на традиционную структуру научного мышления, исходившего прежде из возможности познания /полью? настоящего и прошлого. Неудивительно, что на этом пути родилась в 70-е годы синергетика—напомню ее характеристику в одной из первь!Х лекций, выявляющую закономерности процессов самоорганизации сложных систем, включающих переход от настоящего к будущему через преодоление хаоса. И хотя синергетика формировалась на почве физики, общественный интерес к ней вызван возможностью ее применения к изучению социокультурных процессов, что особенно важно на нынешнем этапе развития человечества. Известный американский социолог Д. Белл, утверждал, что он «не верит в детерминистскую траекторию исторического развития», и свой прогностический анализ «грядущего постиндустриального общества» рассматривает синергетически как «взгляд из XXI века» (хотя сформировался он в 60-70 годы, независимо от концепции И. Пригожина). Разъяснял эту методологическую позицию как «попытку применить новый вид концептуального анализа», Д. Белл утверждал, что «огромный набор возможных вариантов изменений на макроисторическом уровне» не опровергает признание исторической необходимости перехода от «индустриального общества» к «постиндустриальному», подобно той, которая привела индустриальное общество на смену «доиндустриальному». Особое внимание хочу обратить при этом на полную неосновательность распространенной у нас в свое время критики этой теории Д. Белла как якобьг «технократической» и противоречащей учению К. Маркса об истории как смене пяти общественно-экономических формаций; однако «буржуазный» социолог лучше понимал социально-философскую концепцию К. Маркса, чем его критики, считавшие себя истинными марксистами, потому что он вслед за К. Марксом считал определяющими не производственные отношения — отношения собственности, а производительные силы, которые включают технологию производства, а в индустриальном обществе и науку как «непосредственную производительную силу», по формулировке самого К. Маркса. Иначе говоря, определяющей является материальная культура общества, что И позволяет определять основные фазы его развития по взаимоотношению уровня развития производительных сил и характера производственных отношений. Д. Белл строит простую и четкую схему, показывающую, как это соотношение технологии и экономики определяло в современных условиях различия и сходства четырех обществ: эти взгляды —так, резюмируя прогностическую характеристику значения неклассической физики для будущего человечества, Б. Г. Кузнецов писал еще в конце 60-х годов: «Анализ научно-технических тенденций атомного века показывает, что воплощение неклассической науки требует преобразования социальной структуры общества». Для тех лет это было поразительное но смелости суждение, и его автор не мог не сделать ограничивавшего его уточнения: «Разумеется, прогресс науки сам по себе не может быть основной движущей силой общественного преобразования. Но зависимость общественных отношений от развития производительных сил сохраняется и, более того, возрастает при последовательном включении в непосредственные производительные силы прикладной науки, затем собственно научных исследований, создающих для прикладной науки целевые каноны, и, наконец, фундаментальных исследований». Верхний рубеж рассматриваемого нами периода истории культуры XX века является тоже не непосредственно культурным, а политическим — ведь роль политики в эту:шоху такова, что крушение тоталитаризма в СССР имело поистине огромное значение в истории культуры. Правда, и разгром немецкого фашизма в 1945 году был событием политическим в первую очередь, но он не имел того историко-культурного резонанса, какой получило падение советского строя в СССР, — главным образом потому, что национал-социалистический режим и итальянский фашизм, были уничтожены внешней для них военной силой, тогда как пролетарски-социалистический тоталитаризм, вышедший из войны победителем и, казалось, благодаря этому укрепивший свое положение н внутри страны, н эовне, ибо он собрал вокруг себя целый «социалистический лагерь» из стран Европы, Азии, Африки и даже Америки, рухнул под влиянием внутренних причин, и вслед за ним данный строй стал разваливаться в одном за другим «бараках», как острили тогда, этого «лагеря». И то, что в некоторых странах тоталитарный тип социального бытия еще сохранялся вплоть до 90-х годов — в коммунистическом варианте в Китае и в Северной Корее, в фашистском — в Испании и в Чили, в мусульманском — в Иране и в Пакистане, а кое-где сохраняется и поныне, не может опровергнуть доказанную практикой несостоятельность возвращения общества и культуры от демократического строя к феодальному, хотя бы возвращение это прикрывалось красивой риторикой о социалистическом или исламском характере такого способа самоорганизации общественного бытия. Нельзя не видеть того, что в ряде отношений влияние СССР на культуру различных стран Азии, Африки и Латинской Америки было явлением прогрессивным — в частности, благодаря обучению многих молодых людей из этих стран в различных высших учебных заведениях, гражданских и военных, а затем в специально созданном для этой цели в Москве Университете Дружбы Народов имени Пэтриса Лумумбы. И все же, как доказывает беспристрастный и неопровержимый критерий практики, любой вариант «феодального социализма» (по более жесткой, образной дефиниции — «казарменного социализма») объективно реакционен потому, что тянет общество не вперед, а назад, подавляя основное завоевание истории человечества — самосознательную, свободную, творчески ориентированную личность. Выход многих народов Востока и Юга из колониального порабощения раскрыл перед их культурой разные пути — от самоизоляции, типа сенгоровс-кого «негритюда» до освоения достижений культуры Запада, преломляемой через призму собственной национальной традиции, подобно произошедшему в Японии. Ликвидация колониализма, приведшая к образованию множества самостоятельных государств, имела, конечно, сильнейший психологический резонанс, столь важный для развития культуры; суданский поэт Мухаммед аль-Фейтури писал: Изможденная, горькая Африка, Кончилось время твое! Начинается новая эра — Эра сброшенных Уз, И разбитых Оков, И расправленных Плеч... Эта «новая эра» началась с раскола африканского континента. В вышедшей в Москве в 1984 году книге «Африка: Культура и общественное развитие» было описано разделение 23 новорожденных государств на «страны социалистической ориентации» (Алжир, Гвинея, Мадагаскар, Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик, Танзания, Эфиопия) и «другие государства Африки» (Египет, Камерун, Верхняя Вольта, Гана, Заир, Замбия, Кения, Мали, Нигер, Сенегал, Уганда, Того, Ншерия, Центральноафри-канская Республика; прелестно определение их социального строя деликатно-дипломатичным «другие»*. — и это в издании, претендующем на научный уровень анализа и утвержденном к печати академическим Институтом Африки!). Наиболее ярким проявлением новой социокультурной ситуации стало образование «двух Германий», «двухКитаев», «двух Корей», выявившее — а на Востоке выявляющее и поныне — степень распада национальных культур и острейшие внутренние конфликты между их социально-идеологическими модификациями. Если на Западе дело дошло только до возведения «берлинской стены», материализовавшей образ «железного занавеса» между мирами социализма и капитализма, то на Востоке —■ до корейской войны и войны во Вьетнаме, в которые были непосредственно вовлечены США и Китай, а опосредовано и СССР, до длящейся по сию пору гражданской войны в Афганистане и не затухающих гражданских войн в Африке — так буквально и трагически воплощалось в жизнь ленинское учение о «двух нациях в каждой современной нации» и «двух культурах в каждой национальной культуре»... Но это были лишь крайние проявления новой закономерности развития человечества, делавшей раскол каждого региона более мощным фактором его социокультурного бытия, чем его единство, а межрегиональные связи более существенными, чем внутрирегиональные (соответственно, в данной лекции, в отличие от предыдущей, я не буду отдельно рассматривать культурное бытие все трех регионов — оно еще различается по уровню воплощения закономерностей функционирования и развития, но сами эти закономерности являются отныне и, конечно же, навсегда общими). Рассмотрим же особенности состояния культуры в противостоявших друг другу во второй половине XX века социальных системах — демократической и тоталитарной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.015 с.) |